Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отечественная история. Основной целью дисциплины является изучение исторического прошлого России на основе системного анализа событий




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основной целью дисциплины является изучение исторического прошлого России на основе системного анализа событий, фактов, явлений экономической, политической и культурной жизни народа и формирование исторического сознания у студентов экономических специальностей.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– формировать научные представления о методологии и методах изучения истории России;

– анализировать источники и факты, раскрывающие основные тенденции экономического, политического и культурного развития российского общества;

– систематизировать исторический материал, этапы развития российской государственности и проблемы экономической повседневности в жизни россиян;

– осмысливать историю в контексте всемирной истории, выявлять общие и специфические черты в истории России;

– применять методы системного анализа и исторического исследования по отечественной истории;

– вырабатывать и формировать объективные принципы исторического познания и ретроспективного анализа содержания исторического прошлого.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Отечественной истории» студент должен:

· знать:

– основные исторические факты, даты, термины, события и имена исторических деятелей, их роль в истории России;

· уметь:

– анализировать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому, хранить и преумножать традиции предков;

· получить навыки:

– системного мышления, при анализе исторических событий.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Методология и теория исторической науки   - -      
2. Проблема этногенеза восточных славян   - -      
3. Особенности и основные этапы экономического развития России   - -      
4. Роль ХХ столетия в мировой истории   - -      
5. Россия в начале ХХ века   - -      
6. Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса.   - -      
7. СССР в Великой Отечественной войне и послевоенный период   - -      
8. Советский Союз в 1985-1991гг   - -      
9. Становление новой российской государственности   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Методология и теория исторической науки.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Представление об историческом источнике. Понятие и классификация исторического источника. Специфика источника в исторической и экономической науке.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Противоречивый характер отечественной историографии. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Значение исторических знаний для формирования гражданской позиции россиян.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Что и как изучает история: методология и периодизация мировой и отечественной истории.

2. Формационный, цивилизационный, альтернативный, сравнительно-исторический подходы к изучению истории.

3. Типы цивилизаций в истории человечества.

Литература:

1. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2004.

2. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2004.

3. Кулешов, С. В. Россия в системе мировой цивилизации: учеб. пособие / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский. – М.: Русский мир, 2001.

 

Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян

Античное наследие в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Русь и Византия. Византийско-древнерусские связи. Особенности социально- экономического строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Способы хозяйствования на Руси. Специфика русского хозяйствования. Принятие христианства. Историческое судьбоносное значение принятия христианства Русью. Христианство в судьбе русского народа и государства. Распространения ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Значение «монгольского» завоевания для судьбы русской культуры, для становления русского характера.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи.

2. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

3. Принятие христианства, его роль в укреплении русского государства.

4. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

5. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Литература:

1. Вернадский, Г. Русская историография: учебник / Г. Вернадский. – М.: Аграф, 2000.

2. История России: (IX – XX вв.): учебник / под ред. А. К. Дворниченко. – М.: Гардарики, 2003.

3. Мунчаев Ш.М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: Норма, 2004.

 

Тема 3. Особенности и основные этапы экономического развития России

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Феодальное землевладение в Европе и на Руси. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I и их значение для России и ее народов. Экономическая повседневность дворянства, купечества, крестьянства и других социальных и сословных групп. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России в условиях самодержавия. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIXв. Реформы и реформаторы в России. Экономическая повседневность буржуазии,рабочего класса,интеллигенции, студенчества. Становление сферы обслуживания в капиталистической России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности формирования российского централизованного государства.

2. Процесс феодального землевладения на Руси.

3. Основные этапы социально – экономического развития России в условиях самодержавия.

4. Реформы 60-70 гг., реформаторы в России. Утверждение капитализма.

5. Идейные течения и общественно-политические движения XIX в.

6. Русская культура XIX и ее вклад в мировую культуру.

Литература:

1. История России: учебник / под ред. М. Н. Зуева, А. А Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2004.

2. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М.: Простор, 2005.

3. Семин, В. П. История Отечества: учеб. пособие / В. П. Семин. – М.: Академический проект, 2005.

 

Тема 4. Роль ХХ столетия в мировой истории




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.