КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русский язык и культура речи. Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи; повышение
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи; повышение уровня практического владения современным русским литературным языком (письменным и устным) в разных сферах его функционирования. Задачи дисциплины – научить студентов: - основам знаний о качествах речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность); - основным нормам современного русского языка, выработать внимание к нарушениям норм литературного языка; - анализировать собственную речь; - созданию профессионально значимых речевых произведений; - культуре профессиональных и деловых отношений; - навыкам грамотного составления документации.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен: · знать: - основные орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические нормы русского литературного языка; - функциональные разновидности современного русского литературного языка; - особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном; - особенности научного стиля речи; - специфику устной и письменной речи; - лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи; - языковые и неязыковые средства выразительности устной речи; - этические основы культуры речи; · уметь: - анализировать тексты различных стилей; - композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию;
- находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах; - составлять тексты с элементами доказательства и опровержения; - выделять тезис и аргументы в научной статье, докладе, отчете; - вести научную дискуссию; · получить навыки: - продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения; - участия в диалогах и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Раздел 1. Культура речи Введение Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык начала ХХI века. Место современного русского языка среди языков народов мира. Русский язык и культура речи в системе гуманитарной подготовки студентов экономического направления. Практическое занятие: Диагностический тест по нормам русского языка.
Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи Понятие «культура речи». Важнейшие признаки культуры речи. Основные качества культуры речи. Богатство речи как одно из основных качеств языка. Явления, негативно влияющие на язык и культуру речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Литературный язык и его разновидности. Устная и письменная разновидности языка, их специфика. Различия между разновидностями языка (по характеру адресата, по характеру восприятия). Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи.
Тема 2. Понятие «языковая норма». Виды языковых норм. Языковая норма как основная категория теории культуры речи, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды языковых норм. Грамматическая норма (основные правила орфографии, морфологии и синтаксиса). Лексическая норма (применение слов в речи). Орфоэпическая норма (основные орфоэпические законы русского языка). Акцентологическая норма (ошибки в постановке ударения). Словари современного русского языка. Практическое занятие 1: Нормативность литературного языка. Единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка достигается посредством знания и применения основных норм литературного языка: орфоэпических, акцентологических, грамматических, лексических.
Практическое занятие 2: Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Они определяют правильность произнесения гласных звуков (в соответствии с законом редукции) и согласных звуков (в соответствии с законами оглушения и уподобления). Типы орфоэпических ошибок. Практическое занятие 3: Акцентологические нормы закрепляют свободность, разноместность, подвижность и неподвижность ударения в русском языке, особенности ударения в сложных словах, в словах, заимствованных из других языков. Типы орфоэпических ошибок. Практическое занятие 4: Грамматические нормы регулируют правильность использования морфологических форм частей речи и синтаксических конструкций. Типы морфологических ошибок (неправильное употребление рода имен существительных, неверное использование возвратных глаголов и предлогов). Типы синтаксических ошибок. Практическое занятие 5: Лексические нормы определяют правила применения слов в речи. Коннотация и денотация, синонимия и паронимия. Типы лексических ошибок.
Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка Тема 3. Функциональные разновидности современного русского языка Функциональные стили современного русского литературного языка; взаимодействие функциональных стилей и их взаимопроникновение. Функциональные разновидности современного русского литературного языка. Функциональный стиль. Публицистика. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Художественный стиль. Языковые средства стилей. Средства образности, эмоциональности (художественные тропы). Практическое занятие: Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи. Анализ композиции художественного текста, выделение зачина, исходного резюме, вступления, фразы перехода, основной части, заключения, а также поиск тропов и фигур способствует развитию художественного вкуса, пополнению активного словаря. Анализ художественного текста: композиция, составление плана.
Тема 4. Официально-деловой стиль речи Официально-деловой стиль, сфера функционирования, жанровое разнообразие и языковые особенности. Специфика языка служебной документации. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Национальные особенности делового общения. Практическое занятие 1: Официально-деловой стиль. Выявление особенностей официально-делового стиля. Практическое занятие 2: Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля. Практическое занятие 3: Языковые средства. Специфика языковых средств: клише, словесные штампы, канцеляризмы. Практическое занятие 4: Правила составления официально-деловых документов. Правила составления резюме, заявления, докладной, доверенности, отработка речевых формул делового этикета способствуют закреплению культуры речи в деловом общении. Практическое занятие 5: Анализ образцов межличностного и делового общения.
Тема 5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции Русская коммерческая корреспонденция. Стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Реклама в деловой речи. Редактирование рекламных текстов с учетом структурно-семантических компонентов текстовых форм разных видов: вербально-визуальных РТ, вербальных РТ, аудио-вербальных и мультимедийных РТ. Практическое занятие 1: Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Реклама в деловой речи. Практическое занятие 2: Выделение элементов рекламы в газетных публикациях и составление сценария телерекламы.
Тема 6. Научный стиль речи Научный стиль речи. Влияние научного стиля на литературный язык. Языковые средства научного стиля. Лексическая и синтаксическая специфика, специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи, жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности. Лексика научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Элементы научной дискуссии. Практическое занятие: Выявление особенностей научного стиля речи. Анализ научного текста (жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности). Структура научной дискуссии. Анализ композиции научного текста, знакомство с элементами проведения научной дискуссии (приобретение навыков публичного выступления в научной коммуникативной ситуации). Порядок составления аннотации, реферата. Оформление научной работы. Порядок составления отзыва.
Тема 7. Стиль художественной литературы Лексика с предметным значением как основа выразительности в литературно-художественном стиле. Синонимы, паронимы, омонимы, многозначные слова в художественной речи. Выразительные возможности неологизмов. Диалект и жаргон в стиле художественной литературы. Лексические средства художественной выразительности.
Тема 8. Публицистический стиль речи Жанровая дифференциация и отбор языковых средств публицистического стиля. Особенности устной публичной речи. Публицистика как летопись времени. Логика и аргументация, как основа речи. Понятийное и образное, как фактор воздействия на слушателя. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы.
Раздел 3. Риторические основы культуры речи Тема 9. Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Особенности устной публичной речи. Жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности (современные тенденции). Лингвистические и экстралингвистические элементы публичной речи. Языковые и неязыковые средства выразительности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Тема 10. Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех. Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала; начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Основы полемического мастерства. Тезис. Основные виды аргументов. Демонстрация – логическая связь между аргументом и тезисом. Спор как особый вид речевой коммуникации, в которой реализуются все виды демонстрации. Логико-композиционное построение устной речи. Речевой этикет. Практическое занятие 1: Культура спора. Составление и исполнение диалогов на предложенные темы (закрепление навыков полемического мастерства). Формулирование тезиса и подбор аргументов в диалоге. Доказательство и опровержение в дискуссии. Нарушение законов формальной логики в споре. Ошибки в устной речи и пути их устранения. Практическое занятие 2: Подготовка и проведение диспута, дебатов. Практическое занятие 3: Техника речи. Дыхание, голос, дикция. Отработка приемов техники речи на примерах скороговорок (способствует постановке голоса, фонационной коррекции). Отработка приемов техники речи на примерах художественных текстов: паузирование, интонация, темп, логическое ударение (способствует повышению риторического мастерства). Упражнения для тренировки дыхания и голоса. Упражнения для выработки четкой и ясной дикции.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; - повторение и углубленное изучение лекционного материала; - подготовку к практическим занятиям; - выполнение творческих работ; - выполнение практических заданий; - подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения)
1. Культура письменной речи. - орфография - пунктуация 2. Культура устной речи. - орфоэпия - лексика - грамматика 3. Язык как средство общения.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - защита контрольной работы; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Бугрий, Е. П. Русский язык и культура речи (деловая речь): практикум / Е. П. Бугрий. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005. 2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2004. 4. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2005. 5. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. Дополнительная: 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 2. Полевая, Р. П. Русский язык и культура речи: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Р. П. Полевая. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006. 3. Потемкина, Т. В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Т. В. Потемкина, Н. Н. Соловьева. – М.: Гардарики, 2004. 4. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Наука, 2004. 5. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2005. 6. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М.: ОНИКС, 2004. 7. Сборник упражнений по русскому языку: учеб. пособие / под ред. М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина. – М.: Академия, 2005. 8. Скворцов, Л. И. Культура русской речи: словарь – справочник: учеб. пособие / Л. И. Скворцов. – М.: Академия, 2004. 9. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Н. Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. Периодические издания: 1. Русская речь: журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составители: к.ф.н., доц. В.В. Ворошилов, к.п.н., доц. Ю.В. Рысев, ст. преподаватель Р.П. Полевая кафедры «Журналистика». Рецензент: к.ф.н., доцент кафедры «Журналистика» Э.М. Родионова.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |