Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский язык и культура речи. Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи; повышение




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и теоретическими знаниями в области русского языка и культуры речи; повышение уровня практического владения современным русским литературным языком (письменным и устным) в разных сферах его функционирования.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- основам знаний о качествах речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, коммуникативная целесообразность);

- основным нормам современного русского языка, выработать внимание к нарушениям норм литературного языка;

- анализировать собственную речь;

- созданию профессионально значимых речевых произведений;

- культуре профессиональных и деловых отношений;

- навыкам грамотного составления документации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент должен:

· знать:

- основные орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, словообразовательные и синтаксические нормы русского литературного языка;

- функциональные разновидности современного русского литературного языка;

- особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном;

- особенности научного стиля речи;

- специфику устной и письменной речи;

- лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи;

- языковые и неязыковые средства выразительности устной речи;

- этические основы культуры речи;

· уметь:

- анализировать тексты различных стилей;

- композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию;

- находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах;

- составлять тексты с элементами доказательства и опровержения;

- выделять тезис и аргументы в научной статье, докладе, отчете;

- вести научную дискуссию;

· получить навыки:

- продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участия в диалогах и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1. Культура речи
1. Введение. Литературный язык – основа культуры речи.   -   -   -
2. Понятие «языковая норма». Виды языковых норм.   -   -    
Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка
3. Функциональные разновидности современного русского языка   -   -    
4. Официально-деловой стиль речи   -   -    
5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции   -   -    
6. Научный стиль речи   -   -    
7. Стиль художественной литературы   - - -    
8. Публицистический стиль речи   - - -    
Раздел 3. Риторические основы культуры речи
9. Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка   - - -    
10. Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех.   -   -    
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
Для заочной формы обучения
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1. Культура речи

Введение

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык начала ХХI века. Место современного русского языка среди языков народов мира. Русский язык и культура речи в системе гуманитарной подготовки студентов экономического направления.

Практическое занятие:

Диагностический тест по нормам русского языка.

 

Тема 1. Литературный язык – основа культуры речи

Понятие «культура речи». Важнейшие признаки культуры речи. Основные качества культуры речи. Богатство речи как одно из основных качеств языка. Явления, негативно влияющие на язык и культуру речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения. Литературный язык и его разновидности. Устная и письменная разновидности языка, их специфика. Различия между разновидностями языка (по характеру адресата, по характеру восприятия). Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные и этические аспекты устной и письменной речи.

 

Тема 2. Понятие «языковая норма». Виды языковых норм.

Языковая норма как основная категория теории культуры речи, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды языковых норм. Грамматическая норма (основные правила орфографии, морфологии и синтаксиса). Лексическая норма (применение слов в речи).

Орфоэпическая норма (основные орфоэпические законы русского языка). Акцентологическая норма (ошибки в постановке ударения). Словари современного русского языка.

Практическое занятие 1:

Нормативность литературного языка.

Единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка достигается посредством знания и применения основных норм литературного языка: орфоэпических, акцентологических, грамматических, лексических.

Практическое занятие 2:

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Они определяют правильность произнесения гласных звуков (в соответствии с законом редукции) и согласных звуков (в соответствии с законами оглушения и уподобления). Типы орфоэпических ошибок.

Практическое занятие 3:

Акцентологические нормы закрепляют свободность, разноместность, подвижность и неподвижность ударения в русском языке, особенности ударения в сложных словах, в словах, заимствованных из других языков. Типы орфоэпических ошибок.

Практическое занятие 4:

Грамматические нормы регулируют правильность использования морфологических форм частей речи и синтаксических конструкций. Типы морфологических ошибок (неправильное употребление рода имен существительных, неверное использование возвратных глаголов и предлогов). Типы синтаксических ошибок.

Практическое занятие 5:

Лексические нормы определяют правила применения слов в речи. Коннотация и денотация, синонимия и паронимия. Типы лексических ошибок.

 

Раздел 2. Функциональные стили современного русского литературного языка

Тема 3. Функциональные разновидности современного русского языка

Функциональные стили современного русского литературного языка; взаимодействие функциональных стилей и их взаимопроникновение. Функциональные разновидности современного русского литературного языка. Функциональный стиль. Публицистика. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Художественный стиль. Языковые средства стилей. Средства образности, эмоциональности (художественные тропы).

Практическое занятие:

Анализ текстов, относящихся к разным стилям речи.

Анализ композиции художественного текста, выделение зачина, исходного резюме, вступления, фразы перехода, основной части, заключения, а также поиск тропов и фигур способствует развитию художественного вкуса, пополнению активного словаря.

Анализ художественного текста: композиция, составление плана.

 

Тема 4. Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль, сфера функционирования, жанровое разнообразие и языковые особенности. Специфика языка служебной документации. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Национальные особенности делового общения.

Практическое занятие 1: Официально-деловой стиль.

Выявление особенностей официально-делового стиля.

Практическое занятие 2:

Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля.

Практическое занятие 3: Языковые средства.

Специфика языковых средств: клише, словесные штампы, канцеляризмы.

Практическое занятие 4: Правила составления официально-деловых документов.

Правила составления резюме, заявления, докладной, доверенности, отработка речевых формул делового этикета способствуют закреплению культуры речи в деловом общении.

Практическое занятие 5:

Анализ образцов межличностного и делового общения.

 

Тема 5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции

Русская коммерческая корреспонденция. Стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Реклама в деловой речи. Редактирование рекламных текстов с учетом структурно-семантических компонентов текстовых форм разных видов: вербально-визуальных РТ, вербальных РТ, аудио-вербальных и мультимедийных РТ.

Практическое занятие 1:

Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

Реклама в деловой речи.

Практическое занятие 2:

Выделение элементов рекламы в газетных публикациях и составление сценария телерекламы.

 

Тема 6. Научный стиль речи

Научный стиль речи. Влияние научного стиля на литературный язык. Языковые средства научного стиля. Лексическая и синтаксическая специфика, специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи, жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности. Лексика научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Элементы научной дискуссии.

Практическое занятие:

Выявление особенностей научного стиля речи.

Анализ научного текста (жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности).

Структура научной дискуссии. Анализ композиции научного текста, знакомство с элементами проведения научной дискуссии (приобретение навыков публичного выступления в научной коммуникативной ситуации).

Порядок составления аннотации, реферата. Оформление научной работы. Порядок составления отзыва.

 

Тема 7. Стиль художественной литературы

Лексика с предметным значением как основа выразительности в литературно-художественном стиле. Синонимы, паронимы, омонимы, многозначные слова в художественной речи. Выразительные возможности неологизмов. Диалект и жаргон в стиле художественной литературы. Лексические средства художественной выразительности.

 

Тема 8. Публицистический стиль речи

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств публицистического стиля. Особенности устной публичной речи. Публицистика как летопись времени. Логика и аргументация, как основа речи. Понятийное и образное, как фактор воздействия на слушателя. Риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы.

 

Раздел 3. Риторические основы культуры речи

Тема 9. Устная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

Особенности устной публичной речи.

Жанровое разнообразие, стилевые черты, языковые особенности (современные тенденции). Лингвистические и экстралингвистические элементы публичной речи. Языковые и неязыковые средства выразительности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

 

Тема 10. Оратор и его аудитория. Подготовка устного выступления и факторы, определяющие его успех.

Оратор и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала; начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Основы полемического мастерства. Тезис. Основные виды аргументов. Демонстрация – логическая связь между аргументом и тезисом. Спор как особый вид речевой коммуникации, в которой реализуются все виды демонстрации. Логико-композиционное построение устной речи. Речевой этикет.

Практическое занятие 1: Культура спора.

Составление и исполнение диалогов на предложенные темы (закрепление навыков полемического мастерства). Формулирование тезиса и подбор аргументов в диалоге. Доказательство и опровержение в дискуссии. Нарушение законов формальной логики в споре. Ошибки в устной речи и пути их устранения.

Практическое занятие 2:

Подготовка и проведение диспута, дебатов.

Практическое занятие 3: Техника речи. Дыхание, голос, дикция.

Отработка приемов техники речи на примерах скороговорок (способствует постановке голоса, фонационной коррекции).

Отработка приемов техники речи на примерах художественных текстов: паузирование, интонация, темп, логическое ударение (способствует повышению риторического мастерства).

Упражнения для тренировки дыхания и голоса. Упражнения для выработки четкой и ясной дикции.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к практическим занятиям;

- выполнение творческих работ;

- выполнение практических заданий;

- подготовку к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Культура письменной речи.

- орфография

- пунктуация

2. Культура устной речи.

- орфоэпия

- лексика

- грамматика

3. Язык как средство общения.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Бугрий, Е. П. Русский язык и культура речи (деловая речь): практикум / Е. П. Бугрий. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

3. Голуб, И. Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Логос, 2004.

4. Русский язык и культура речи: учебник / под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

5. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.

Дополнительная:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи для инженеров: учеб. пособие / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. Полевая, Р. П. Русский язык и культура речи: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Р. П. Полевая. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

3. Потемкина, Т. В. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Т. В. Потемкина, Н. Н. Соловьева. – М.: Гардарики, 2004.

4. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Наука, 2004.

5. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2005.

6. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация: учеб. пособие / Д. Э. Розенталь. – М.: ОНИКС, 2004.

7. Сборник упражнений по русскому языку: учеб. пособие / под ред. М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткина. – М.: Академия, 2005.

8. Скворцов, Л. И. Культура русской речи: словарь – справочник: учеб. пособие / Л. И. Скворцов. – М.: Академия, 2004.

9. Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Н. Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.

Периодические издания:

1. Русская речь: журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: к.ф.н., доц. В.В. Ворошилов, к.п.н., доц. Ю.В. Рысев, ст. преподаватель Р.П. Полевая кафедры «Журналистика».

Рецензент: к.ф.н., доцент кафедры «Журналистика» Э.М. Родионова.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.