Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо заключения. Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет)




Юность

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, при­тязающего на взрослость, до действительного повзросления.

В юности у молодого человека возникает проблема выбора жиз­ненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю по­зицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Имен­но в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют чело­века в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диа­пазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низмен­ного, злого. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека. Знаменательно для самого юноши и для всего человечества, если молодой человек выбрал для себя путь духовного роста и преуспевания, а не прельстился пороком и противостоянием общественным добродетелям. Выбор внутренней позиции- весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих соб­ственных склонностей и ценностных ориентации, предстоит созна­тельно разрушить или принять исторически обусловленные нормати­вы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отроче­стве. Кроме того, на него обвально наступают современные идеи го­сударства, новых идеологов и лжепророков. Он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него при­емлемой и, следовательно, единственно правильной.

Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего мес­та в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмысле­нию всего сущего, многого она не знает - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей («Если бы молодость знала...»). Кроме того, именно в юности по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу. Это стремление может затмевать, несмотря на понимание, знания, убежде­ния и уже сформированные ценностные ориентации молодого челове-

ка. Юность - период жизни, когда над другими чувствами может до­минировать всепоглощающая страсть к другому человеку.

Юность - период, когда молодой человек продолжает рефлексиро-вать на свои отношения с семьей в поисках своего места среди близ­ких по крови. Он проходит через обособление и даже отчуждение от всех тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочест­ве. Это уже не подростковый негативизм, а часто лояльное, но твердое отстранение родных, стремящихся сохранить прежние непосредствен­ные отношения с вырастающими сыном или дочерью. Хорошо для всех, если в конце своего борения юноша или девушка возвратятся обновленными духовно с любовью и доверием к своим близким.

Юность - период, когда молодой человек ценит свои рефлексивные упражнения, содержанием которых является он сам, его друг, его де­вушка, все человечество. Юноша и девушка - каждый сам по себе -стремятся к идентификации с собой, со сверстниками того же пола, а также друг с другом. В этом возрасте юность готова пережить чувство первой любви. У каждого она индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. Одни испыты­вают глубокое чувство, другие - поверхностные эмоции. Именно от ду­ховных качеств личности в юности зависит, как проявляет себя молодой человек в перипетиях любовных отношений, в какой мере достойно он решает проблемы, связанные с успехом и неуспехом в любви. Многое при решении проблем зависит от меры развития нравственного самосознания.

Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у дру­гих - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последст­вия развития личности.

Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ус­кользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым -ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезору­жить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает ре­ально овладевать защитными механизмами, которые не только позво­ляют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укреп­ляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное пове­дение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, ко­торая может защитить больше, чем физическая сила. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Юность - чрезвычайно значимый период в жизни человека. Всту­пив в юность подростком, молодой человек завершает этот период


истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного сущест­вования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.

Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой чело­век, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобле­ния другим людям, присвоил от них социально значимые свойства лич­ности, способность к сопереживанию, к активному нравственному от­ношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.

В юности получает новое развитие механизм идентификации-обо­собления. Именно в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состоя­ния как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней, в своем отношении и понимании искусства. Идентификация утончает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

В то же время именно в юности обостряется потребность к обособ­лению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сто­ронних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувст­во личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Обособление как средство удержания дистан­ции при взаимодействии с другими позволяет молодому человеку «со­хранять свое лицо» на эмоциональном и рациональном уровне общения.

Идентификация-обособление в юности имеет свою специфику:

юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми, с животными, с природой. На том и другом полюсе добра и зла, идентификации и отчуждения доминирует молодежь. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержи­мой ненависти. Любовь - всегда идентификация в высшей степени. Ненависть - всегда отчуждение в крайней степени. Именно в юности человек погружается в эти амбивалентные состояния. Именно в юно­сти происходит восхождение человека до высочайшего потенциала человечности и духовности, но именно в этом возрасте человек может опуститься до самых мрачных глубин бесчеловечности.

Пройдя путь первого рождения личности и ее существования, не выходящего за пределы непосредственных связей людей, подросток,

вырастая из детства и трепетно входя в период юности, обретает воз­можность второго рождения личности. Юношество самоуглубленно развивает в себе рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность для тонкого вчувствования в собственные переживания, побуждения, взаимодействующие мотивы и единовременно - холод­ного анализа и соотнесения интимного с нормативным. Рефлексии выводят молодого человека за пределы его внутреннего мира и по­зволяют занять позицию в этом мире. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, становясь «нравственным пылесосом», либо начинает сознательно стремиться к духовному рос­ту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентации. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентации и притяза­ний на признание, способности к рефлексии и в сфере других особен­ностей, характеризующих личность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Зна­менательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяго­теть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных моло­дежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемо­го поступка. Юность, обретая потенциал личности, входящей в пору второго рождения, начинает чувствовать освобождение от непосредст­венной зависимости тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захле­стывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Для того чтобы дойти до понимания относительности любой независимо­сти, для того чтобы ценить родственные связи и авторитет опыта стар­шего поколения, юности предстоит духовный путь библейского блудно­го сына через трудные, непереносимо тяжелые переживания отчуждения от круга значимых людей, через глубинные рефлексивные страдания и поиск истинных ценностей к возвращению в новой ипостаси - теперь уже в качестве взрослого, способного проидентифицировать себя со значимыми близкими и теперь уже окончательно принять их как тако­вых. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоян­ство мировоззрения, ценностных ориентации, органически сочетающих в себе не только независимость, но и понимание необходимости зависи­мости - ведь личность несет в себе бытие общественных отношений.


Примечания

Глава I

' Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959.-С. 412.

2 Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Пет­ровского. - М., 1987.

3 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1984. Он же: Умственное развитие детей в процессе обучения. - М.; Л., 1935. Леонтьев А. Н. Избранные психологичес­кие произведения: В 2 т. - М., 1983; Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.

''Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.-С.213.

5 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.-С.82.

6 Там же.

7 В философских трактатах оба понятия («вещь» и «предмет») используются как идентичные.

8 Кант Э. Критика чистого разума. - Пг., 1915.

9 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч.: В 50т. -2-е изд.-Т. 21.-С. 269-317.

l° Антропоморфизм как явление сознания человека был описан и проанализирован многими науками, заинтересованными в изучении истории культуры. См.: Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994; Леви-Строс К. Первобытное мышление.- М., 1994; Зеленин Д. К. Культ онтогонов в Сибири.-М.; Л., 1936; Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М., 1930; Он же: Античная мифология в ее историческом развитии. - М., 1957; Он же: Очерки античного символизма и мифо­логии. - М., 1993; Мелетинский Е. М. Поэтика мифа.- М., 1976; ПотебняА.А. Слово и миф. - М., 1989; Токарев С. А., Мелетинский Е. М. Мифология // Мифы народов мира: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1; Малиновский Б. Миф в первобытной психо­логии. - Лондон, 1926.

" Есть и индивидуальные тотемы. Например, кукла-охранительница для девочки или маленькое оружие для мальчика (у многих народностей). Вообще предметы, кото­рые «взглянули» на человека и «захотели» стать его тотемом.

12 К. Ясперс указывал на то, что техника является «самостоятельной силой, увле­кающей все за собой», в результате чего общество «превращается в единую большую машину». (См.: Vom Vrsprung und Zied der Geschichte. - Munch., 1949. - S 158-159)

"Гегель Г. Соч.: В 14т.-М., 1956.-Т. 3.-С. 265.

14 Мы не будем здесь говорить о технической стороне дела, когда происходит уничтожение вещи, сооружений по причинам «старения», «неспособности оператора», «аварии» и др.

15 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. -М., 1956. -С. 554. "Потебня А. А. Мысль и язык. - Киев, 1993.-С. 7.

17 Реальность языка столь многообразна, что является предметом изучения многих наук: лингвистики, логики, психолингвистики, этнолингвистики, культурологии, лите­ратуроведения, социологии, семиотики и др.

18 Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 13т.-М.;Л., 1951.-Т. IV.

19 Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.-С. 163-164. ^Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.-С. 9. 21 Термин «автономные знаки» используется еще в одном значении- как специфи­чески детская продукция изобразительной деятельности, когда дети создают узнавае­мые Друг другом образы, которые не практикуются в конвенциональном изобрази­тельном опыте творчества взрослых художников. (См.: Мухина В. С. Изобразитель­ная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.)

11 Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессан­са. - М., 1990.-С.80.

23 См.: Русские заветные сказки. Собрано А. Н. Афанасьевым. - М., 1992.

24 Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Сочинения. - М., 1953. -Т.5.- С. 708-709.

25 Мухина В. С., Хвостов К. А. Как обрести врага. - М., 1994.

26 Большая Советская Энциклопедия. - 3-е. изд. - М., 1976. - Т. 2, 9, 23, 25.

27 См:. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная суб­культура). - Тверь, 1994.

28 Л отм ан Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994. - С. 6.

29 Там же. - С. 7-8.

"Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.-С.121.

31 Там же.-С. 125.

32 Адаму же сказал: «...В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишь­ся в Землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (См.: Первая книга Моисея. Бытие. Библия. - М., 1990. - С. 7.)

33 Первая книга Моисея. Бытие. Библия. - М., 1990. - С. 6.

34 Кедров Б. М. Наука. Философская энциклопедия. - М., 1964. - С. 562.

35 См.: Вернадский В. И. Автотрофность человечества; Он же: Несколько слов о неосфере; Чуковский А. Л. Колыбель жизни и пульса Вселенной; Циолков­ский К.Э. Монизм Вселенной; Он же: Космическая философия. Антология философ­ской мысли. Русский космизм. - М., 1993.

36 См.: ГирусовЭ.М. Система «общество - природа» (проблемы социальной эко­логии). - М., 1976; Реймерс Н. Ф. Экология. - М., 1994 и др. "Ньюмен А. Легкие нашей планеты. - М., 1989.-С. 13. 38 Дерябо С. Д. Природный объект как «значимый другой». - Даугавпилс, 1995. "Потебня А. А. Из записок по теории словесности. - Харьков, 1905.-С. 101.

40 Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту, 1974. -С. 27.

41 Значение - понятие философии, логики, общей теории знаков и науки о языке. Трактовка значения связывается с пониманием познавательной роли языка. Значение в языкознании - смысловое содержание (смысл) слова естественного языка. (См.: Значе­ние // Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т. 2. - С. 181-182; Смысл // Философ­ская энциклопедия. - М., 1970.-Т. 4.-С. 161-162.)

"Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.-С. 153.

43 Там же.-С. 154.

44 Молчание! (лат.).

45 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 23.-С. 191.

46 Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор//Соч. - М., 1953. -Т. 5.-С.223-224.

47 Там же.-С. 215.

48 Кант И. Критика чистого разума. - М., 1994.-С. 346-347.

49 Геккель Э., Мюллер Ф. Основной биогенетический закон // Избр. работы. -М.;Л., 1940.-С. 169.

5» Дарвин Ч. Сочинения.-М., 1939.-Т. 3.-С. 215.

51 См.: Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М., 1957. - С. 70; Сёлли Дж. Очерки по пси­хологии детства. 2-е изд. - М.; СПб., 1904; Болдуин Д. М. Духовное развитие детско­го индивидуума и человеческого рода. - М., 1911. - Т. 1-2; Клаперед Эд. Психоло­гия ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911; Стерн В. Психология раннего детства. - Пг., 1915; Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924; Коф-фка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.

52 Геккель Э. Мировые загадки. - М., 1935.-С. 137.

53 Там же.-С. 159.

54 Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.-С.71. "Коффка К. Основы психического развития.-М.; Л., 1934.-С.29.


56 Клаперед Эд Психология ребенка и экспериментальная педагогика - СПб 1911 -С 75

57 Холл С Исследование о страхе Собрание статей по педологии и педагогике -М,1912 -С 384-385

58 Фрейд 3 «Я» и «Оно» Труды разных лет - Кн 1 -Тбилиси 1991

59 Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 - С 40

60 Леви-Брюль Л Сверхъестественное в первобытном мышлении - М, 1994 6'Выготский Л С Развитие высших психических функций -М,1960 "Леви-Брюль Л Указ соч -С 9 "Выготский Л С Указ соч -С 44-45 64 Там же - С 47

"Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -М, 1975 "Божович Л И Психологические закономерности формирования личности в он­тогенезе//Избранные психологические труды / Под ред Д И Фельдштейна -М 1995

67 Давыдов В В Личности надо «выделяться» // С чего начинается личность -М,1979 -С 110-111

68 Ильенков Э В Что же такое личность9 // С чего начинается личность - М, 1979 -С 236-237

69 См Мухина В С Проблемы генезиса личности -М, 1985 - С 59 "См Там же -С 59-61

Глава II

'Фейербах Л Избр филос произведения -Т 1 -С 575 2Пopшнeв Б Ф Социальная психология и история 2-е изд -М, 1977 -С 78-84 3 Маркс К, Энгельс Ф Поли собр соч - 2-е изд -Т 3 -С 3, 93 "Там же -Т 46 ч I -С 18

5 Рубинштейн С Л Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психоло­гии -2-е изд -М, 1976 -С 242

Рубинштейне Л Человек и мир//Там же -С 257

7 Там же -С 381

8 Руссо Ж Ж Эмиль, или О воспитании // Педагогические сочинения В 2 т -Т 1 -М, 1981 -С 245

''Рубинштейн С Л Проблемы общей психологии -М, 1976 -С 347-348 i° Там же - С 348 " Там же -С 382 '2 Там же -С 366

13 Там же -С 119

14 Там же - С 379

15 См Абульханова-Славская К А Деятельность и психология личности -М,1980 -С 207

"Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность -С 181

17 Там же -С 153

18 Петровский А В, Петровский В А Индивид и его потребность быть лич­ностью//Вопросы философии -1982 -№3

19 Ильенков Э В Что такое личность9 // С чего начинается личность - М, 1979 -С 234-235

20 Выготский Л С Собр соч -М, 1982 -Т 1 -С 436

Глава III

' Выготский Л С История развития высших психических функций//Собр соч В б т -М, 1983 -Т 3 -С 144 2 Там же

зСм Мухина В С Проблемы генезиса личности -М,1985 4 Маркс К, Энгельс Ф Полн собр соч - 2-е изд -Т 46 -Ч II -С 109

5 Феномен идентификации и обособления (отчуждения) исследуется в мировой пси­хологии на протяжении всего XX столетия Но понятия «идентификация» и «обособление» (отчуждение) использовались в разных направлениях западной психо­логии, они не обсуждались как взаимодействующие составляющие целостной системы, которая является универсальным механизмом развития и бытия личности

'Чуковский К Уолт Уитмен//Собр соч В 6т - М, 1966-Т 3-С 737

'ХаррисТ Г am OK - you're OK -N-Y, 1973 -Р 49

8 Ницше Ф Соч -MJ910-T9-C137

Глава IV

'Бехтерев В М Биологическое развитие мимики -СПб, 1910 2 Этот взгляд появляется в младенчестве в возрасте от 9 до 11-12 мес Выражение

проникающей мудрости младенческого взгляда подмечено художниками Вспомним

взгляд младенца Христа у Рафаэля («Мадонна с младенцем»)

Глава V

'См Рыбников Н Язык ребенка -М, Л, 1926

2 Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М, Л, 1935 -С 25-26

3 См Выготский Л С История развития высших психических реакций//Собр соч В 6 т -М, 1983

4 См Пиаже Ж Психология интеллекта // Избранные психологические труды -М, 19б9,Арнхейм Р Искусство и визуальное восприятие -М, 1974

5 См Штерн В Психология раннего детства, до шестилетнего возраста -Петро­град, 1915

6 См Пиаже Ж Психология интеллекта// Избранные психологические труды -М,1969 -С 210

7 См Вы готский Л С Умственное развитие детей в процессе обучения -М,Л, 1935 -С 28

8 См Бюлер К Духовное развитие ребенка - М, 1924, Зазэо Р Стадии психиче­ского развития ребенка - М, 1968, ФрейдЗ Введение в психоанализ Лекции - М, 1989

9 Многочисленные факты, подтверждающие сказанное, можно найти в кн Сел-ли Дж Очерки по психологии детства - М, 1904, Штерн В Психология раннего детства до шести лет - Петроград, 1915, Менчинская Н А Дневник о развитии ребенка (от рождения до 8 лет) - М, 1948, Мухина В С Близнецы - М, 1969, Бо-жович Л И Избранные психологические труды Проблемы формирования лично­сти -М, 1995

10 См Селли Дж Очерки по психологии детства - М, СПб, 1904 -С 312-325

Глава VI

' Выготский Л С Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения - М, Л, 1935 - С 26 2 Там же - С 26

Глава VII

' См Мухина В С, Хвостов К А Психодиагностика развивающейся лично­сти - Архангельск, 1996

2 Выготский Л С Развитие высших психических функций -М, 1960 -С 198 SC!л Львов М Р Методы развития речи младших школьников —М, 1985 ''См Львов М Р Указ соч

5 См Пиаже Ж Избранные психологические труды —М, 1969

6 Пиаже Ж Указ соч -С 259

7 Там же - С 265


8 См.: Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в иссле­дованиях детского мышления // Вопросы психологии. - 1966. - № 4; Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. После­словие к кн.: Дж. X. Флейвем. Генетическая психология Жака Пиаже.-М., 1967.

9 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995, -С. 310.

10 См.: Пиаже Ж. Указ. соч.

и См.: Карнеги Дж. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -Свердловск, 1990.

i2 Форманта (ж.)- лингвистическая акустическая характеристика звука речи, свя­занная с уровнем частоты голосового тона и образующая тембр звука.

"См.: Никонов В. А. Словарь русских фамилий. - 1993.

14 См.: Перрон-Борелли М., Перрон Р. Психологическое изучение ребенка. -Париж, 1986.

15 Исследования диспраксии находятся еще только в начальной стадии (М. Стен-бек, Д. Лерито, М. Озиа, Ж. Берже и Ж. Ажюриагерра), поэтому психологу рекоменду­ется чрезвычайно осторожно использовать указанные критерии в повседневной прак­тике. Нельзя заявлять, что ребенок страдает диспраксией, основываясь только на про­стой неспособности воспроизводить какую-нибудь тестовую фигуру.

16 Дарвин Ч. Собр. соч.-М., 1953.-Т. 5.-С. 839.

17 См., например: Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М., 1989.

18 Еще 3. Фрейд рассматривал образ «Я» в тесном единстве с телесным опытом и телесными переживаниями. А. Адлер выявлял существование связи между различными переменными телесного опыта и самооценкой. Вслед за ними Р. Берне предложил понимание образа тела как психологическое образование, которое включает в себя представление о себе в физиологическом и социальном планах. В отечественной психо­логии образ «Я» самосознания также включает в себя образ тела. См.: Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991; Фрейд 3. Психоаналитические этюды.- М., 1990; Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX века. Тексты.- М., 1986.- С. 131-140; Юнг К. Г. Психологические типы.- М., 1992; Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986; Кон И. С. Откры­тие Я.- М., 1978; Кон И. С. В поисках себя.- М., 1984; Мдивани М. О. Исследова­ние структуры образа физического «Я» школьников: Автореф. дис... канд. психол. наук. - М., 1991; Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично­сти. - М., 1989; Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983; Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. - М., 1977.

19 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - Т. I. -С. 31-32.

20 См.: Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984.

21 Подобрано по материалам Вл. Даля.

22 Там же.

"См.: Потебня А. А. Мысль и язык. -Киев, 1993.

^Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.-С. 219.

"Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.-С. 197-198.

26 См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969.

27 Там же.-С. 213.

28 Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения соци­ального опыта. - М., 1981.—С. 149.

29 Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур: класси­фикация и сепарация. - М., 1963. -С. 448.

30 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М., 1969. -С. 214.

31 Эльконин Д. Б. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). - М., 1966. -С. 48.

"Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 145.

33 Там же.-С. 146.

34 См.: Вопросы по психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М., 1962; Развитие учащихся в процессе обуче­ния (1 - II классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963; Возрастные возможности усвое­ния знания (младшие классы школы) / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М., 1966; Развитие школьников в процессе обучения (III - IV классы) / Под ред. Л.В. Злн- кова.- М., 1967; Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника.- М., 1974; Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред.' В.В.Давыдова.- М., 1977; Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку.- М., 1978; Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.- М., 1981; Давыдов В. В., ВардарянА.У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван, 1981; Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1983; Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986; Эльконин Д. Б. Избранные психоло­гические труды. - М., 1989.

35 См.: Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. Л.В. Занкова.- М., 1975; Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред М В Звеоевой -М., 1983.

36 См.: Эльконин Д. Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и

содержание обучения // Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы

школы). - М., 1966.

"См.: Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.-С. 199-200. ^Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.-С. 232. ^Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения.-М.; Л.-1935 -С 34

40 Там же. - С.36.

41 Там же.-С. 37.

42 Там же. - С. 42.

43 Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.- М., 1971; Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.

44 Л ь в о в М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 1985. - С. 5.

45 См.: Ройзензон Л. И., Авалиани Ю. Ю. Современные аспекты изучения фра­зеологии // Проблемы фразеологии и задачи ее изучения в высшей и средней школе. -Вологда, 1967; Яранцев Р. И. Словарь-справочник по русской фразеологии. Около 800 фразеологизмов. - М., 1981.

46 Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч • Вбт.-М., 1982.-Т. 1.-С.95.

47 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1969. -С. 213.

48 Там же.

Глава VIII

'См.: Бодрийяр Ж. Система вещей.-М., 1995.

2 Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельно­сти подростков.- М.,1982. - С. 43.

3 Там же. - С. 86.

Глава Х

'Ломоносов Михаила. Российская грамматика.-СПб., 1755.-С.З-4. 2 Архаизмы - устарелые, вышедшие из употребления слова и старограмматические формы. Архаизмы применяются в поэтической речи с целью усиления художественной выразительности или для передачи соответствующего колорита эпохи. В современном русском языке архаизмами являются прежде всего славянизмы доколе (докуда, до тех пор), поелику (поскольку), дондеже (пока не), коль (если) и др.


Провичциализмы - слова и выражения, отклоняющиеся от норм литературного языка, обычно это региональные, областные слова, употребляемые только в кон­кретной местности.

Неологизмы — новые словообразования, вызванные отсутствием в языке слов, соот­ветствующих новым значениям и смыслам, новым социальным и природным явлениям. В свое время неологизмами, вошедшими в лексику русского языка, были слова: «ат­мосфера», «кристаллизация», «материя», «вязкость» (М. Ломоносов), «сладострастие», «славянофил» (К. Батюшков), «явление», «промышленность» (Н. Карамзин), «стуше­вался» (Ф. Достоевский).

Огромное количество новых слов вошло в лексику русского языка после Октябрь­ской революции (социально-политические неологизмы: «комсомолец», «партячейка», «ударник», «колхозник» и др.; бытовые неологизмы: «буржуйка», «времянка», «мешоч­ник», «танцулька» и др.).

3 Чернышев В. И. Правильность и чистота русской речи // Основы культуры ре­чи. Хрестоматия / Сост. Л. И. Скворцов. - М., 1984.

'•Брунер Дж. Психология познания.-М., 1977.-С.337.

5 Там же.-С. 352.

6 Там же. - С. 353.

7 Сепир Э. Язык.-М., 1933.

8 Фаин А., Лурье В. Все в кайф! - М., 1991.

9 Толковый словарь русского мата. - М., 1996.

i° Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1990.-С. 163.

11 Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения соци­ального опыта. - М., 1981. - С. 61.

12 Идэ Н. Формирование индивидуальности в рисовании // Новое обучение рисун­ку. - Токио, 1965. — Т. 1. (На японском яз.) "Мухина В. С. Указ. соч.-С. 210.

14 Неменский Б. М. У истоков: Эстетическое воспитание в семье.- М., 1963.-С.61-62.

15 Ананьев Б. Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведе­ние ребенка и взрослого. - Владикавказ, 1928. — С. 24.

16 См.: Бюхер К. Работа и ритм / Пер. с нем.- М., 1925.

17 См.: Светлов М. И. Рок-музыка на службе у сатаны // Троицкий благовест-ник.- 1995.-№35.-С. 7.

18 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды:

В2т.-М., 1985.-Т. 1.-С.211. "Там же.-С. 210-211.

20 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -2-е изд. - М., 1946. -С. 225.

21 Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М., 1969.-С.210.

22 Клапаред Эд. Психология ребенка и экспериментальная педагогика.- СПб., 1911.-С. 129.

Глава XI

' Объемный французско-русский словарь. 2 Вздор, чепуха (устаревшее).

Приложение

Программа курса

Возрастная психология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по возрастной психологии построена с учетом новей­ших достижений в области психологии и смежных наук.

Общие задачи программы: 1) представить онтогенетический путь человека как социального индивида и личности, выявить общие зако­номерности развития, жизни, деятельности и угасания человека в пла­не его психической активности; 2) показать закономерности проявле­ний и переживаний человека в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях.

Программа предназначена для студентов психолого-педагогиче­ских факультетов педагогических университетов. Максимальное вни­мание уделяется освещению наиболее актуальных проблем возрастной психологии. В структуре программы учтена также степень разрабо­танности отдельных проблем.

Основное содержание программы определяется теорией психиче­ского развития, которая опирается на положение о «социальном на­следовании» психических свойств и способностей, об активном «при­своении» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

Основная задача программы - раскрыть определяющие законо­мерности психического развития в его связи с воспитанием и обучени­ем, дать понимание важнейших этапов психического развития, воз­растных и индивидуальных особенностей психики человека.

В первом разделе «Феноменология развития» рассматриваются принципиальные проблемы психического развития человека. Задачи теоретической части этого раздела: раскрыть наиболее общие зако­номерности психического развития; показать, что при всей важности биологических предпосылок формирование психических качеств лич­ности необходимо рассматривать как результат условий жизни и вос­питания, как результат деятельности, направленного обучения и места человека в системе общественных отношений; раскрыть диалектику возникновения, развития и разрешения противоречий, которые явля­ются движущей силой генезиса психики.

Важно достичь понимания того, что в равные промежутки психика проходит различные «расстояния» в развитии и угасании, претерпевает

различные качественные преобразования в зависимости от физического самочувствия, социального статуса и мотивации человека. Необходимо получить представление о том, что социальная ситуация развития и бытия личности влияет на внутреннюю позицию и поведение человека.

Знакомство с этим разделом должно способствовать формирова­нию у студентов научного подхода к изучению закономерностей психического развития, созданию основы для понимания других разделов программы.

Следующие разделы посвящены психологическим особенностям развития человека на этапах онтогенеза.

Основной акцент в этих разделах программы делается на чрезвы­чайной значимости усвоения в раннем онтогенезе социального опыта в эмоциональном, сенсорном, умственном и речевом развитии. При этом необходимо раскрыть специфику ведущего вида деятельности, показать закономерности его развития. Следует выделить те специфи­ческие новообразования в психических процессах и свойствах лично­сти, которые формируются в разных видах деятельности.

Давая характеристику личности человека на разных этапах онтоге­неза, нужно учитывать особенности социальной ситуации его бытия и развития. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность.

Специально рассматриваются исторически обусловленные реаль­ности существования человека: предметный мир, природа, образно-знаковые системы, социальное пространство, в которые человек вхо­дит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития бытия). Показано, что реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания.

При этом каковы бы ни были условия, определяющие закономер­ности развития, программа призвана дать и чрезвычайно значимую для психолога установку на то, что жизнь человека от рождения до угасания хотя и может рассматриваться в рамках общих закономерно­стей развития, описанных возрастной психологией, но в действитель­ности уникальна, и каждый человек имеет право рассчитывать на индивидуальное бытие и понимание своей уникальности.

Раздел!. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предмет возрастной психологии. Возрастная периодизация: детст­во (младенчество, ранний и дошкольный возраст, младший школьный возраст); отрочество; юность; взрослость; поздний (пожилой и старче­ский) возраст.

Основные проблемы возрастной психологии как науки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.179 сек.