Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества с ограниченной (ООО) и дополнительной ответственностью 3 страница. Решения, принятые общим собранием, обязательны для акционеров




Решения, принятые общим собранием, обязательны для акционеров. Однако закон предоставляет акционеру право оспаривать решение собрания и требовать по суду признания его недействительным. Признание решения общего собрания недействительным по иску акционера может иметь место, в частности, при несвоевременном извещении (отсутствии извещения) о дате проведения общего собрания; непредоставлении возможности ознакомиться с необходимыми материалами (информацией) по вопросам, включенным в повестку дня собрания, несвоевременном предоставлении бюллетеней для голосования, проводимого заочно.

Акционер может обратиться в суд с иском о признании решения общего собрания недействительным при одновременном наличии следующих условий: 1) решение принято с нарушением закона, иных нормативных правовых актов или устава АО; 2) истец не принимал участия в собрании, на котором было принято решение, или голосовал против него; 3) этим решением нарушены права и законные интересы акционера.

Не все свои полномочия общее собрание может осуществлять самостоятельно: в ряде случаев действия общего собрания должны быть инициированы советом директоров (наблюдательным советом). В частности, по представлению совета решаются вопросы реорганизации АО - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При добровольной ликвидации общества вопрос также выносится на общее собрание по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Компетенция общего собрания акционеров НП определена таким образом, чтобы в наибольшей степени гарантировать участие в ней максимально возможного числа акционеров, являющихся работниками предприятия. Это достигается решением общего собрания о максимальной доле акций НП в общем количестве акций, которой могут в совокупности владеть физические лица, не являющиеся работниками предприятия, и/или юридические лица. Той же цели служит решение о максимальной доле акций в их общем количестве, которой может владеть один работник НП.

Перечень вопросов, рассмотрение и решение которых входит в компетенцию общего собрания на НП, в целом соответствует содержанию ст. 48 Закона об акционерных обществах. Главное отличие заключается в предложенной Законом о народных предприятиях системе голосования. Предложенные "особенности" полностью расходятся с основополагающим принципом существования и деятельности акционерных обществ, где голосование происходит по принципу "одна акция - один голос". Этот принцип обусловлен самой природой АО, как объединения капиталов. Недаром в ряде статей Закона об акционерных обществах говорится о "голосующих акциях" (например, в ст. 49). Для того чтобы принимать участие в делах АО, надо участвовать в его капитале - можно сказать, что голосует не акционер, а его капитал, выраженный в принадлежащих ему акциях. Статья 10 Закона о народных предприятиях предлагает по наиболее важным вопросам функционирования предприятия принимать решения по другому, "не акционерному" принципу - "один акционер - один голос". По тому же принципу предлагается принимать решение и при голосовании о периоде полномочий счетной комиссии на собрании. Совершенно очевидно, что принцип "один участник - один голос" позаимствован из совсем другой организационно-правовой формы коммерческих организаций, основанной не на объединении капиталов, а на объединении лиц - из производственных кооперативов. Пункт 2 ст. 15 Закона о производственных кооперативах устанавливает, что каждый член кооператива независимо от размера его пая имеет при принятии решений общим собранием членов кооператива один голос.

В работе общего собрания акционеров НП могут участвовать с правом совещательного голоса работники предприятия, не являющиеся акционерами (п. 5 ст. 10 Закона о народных предприятиях). Закон не определяет количественные пропорции такого участия - не сказано, вправе ли принять участие в собрании все работники, не являющиеся акционерами, или какая-то часть из них. С точки зрения коммерческих интересов предприятия указанное правило вызывает сомнения, так как участие лиц, непосредственно не вложивших свои средства в АО, может негативно сказаться на соблюдении коммерческой тайны.

Создание совета директоров (наблюдательного совета) обязательно для АО с числом акционеров более пятидесяти. Уставом общества с меньшим числом акционеров может быть предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) будет осуществлять общее собрание акционеров (ст. 64 Закона об акционерных обществах). Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) определена ст. 65 Закона. К исключительной компетенции этого органа отнесено, в частности, определение приоритетных направлений деятельности общества, созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров общества (за исключением случаев, предусмотренных п. 6 ст. 55 Закона), утверждение повестки дня общего собрания, рекомендации относительно размера дивиденда по акциям и порядку его выплаты.

Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров на один год и могут быть избраны вновь неоднократно. Члены коллегиального исполнительного органа (правления, президиума и т.п.) не могут составлять большинства в составе совета директоров (наблюдательного совета), а единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и т.п.) не вправе одновременно быть председателем совета директоров (наблюдательного совета).

Для НП законом также предусмотрен наблюдательный совет, представляющий собой коллегиальный орган, в состав которого при наличии условий, установленных п. 7 ст. 12 Закона о народных предприятиях, может быть избран представитель работников, не являющихся акционерами. Генеральный директор, председатель и члены контрольной (ревизионной) комиссии избираются только из числа акционеров.

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом НП, тогда как Закон об акционерных обществах предоставляет акционерам возможность самим решать, иметь ли коллегиальный или единоличный исполнительный орган. Менее демократично по сравнению с Законом об акционерных обществах решается вопрос о председателе наблюдательного совета. Пункт 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах запрещает единоличному исполнительному органу (генеральному директору и т.п.) одновременно быть председателем наблюдательного совета. Пункт 4 ст. 12 Закона о народных предприятиях в качестве общего правила устанавливает, что председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор НП, если уставом не предусмотрено иное. Можно считать вполне обоснованным предположение, что в большинстве случаев будет избрана схема, предложенная диспозитивной нормой закона.

Нельзя признать расширением прав акционеров и правило п. 10 ст. 10 Закона о народных предприятиях: решение наблюдательного совета об отказе включить вопрос в повестку дня или кандидатуру в список для голосования по выборам на должность генерального директора НП и председателя контрольной комиссии в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии может быть обжаловано в контрольную комиссию, решение которой по данному вопросу обязательно для наблюдательного совета. Представляется, что приведенное правило не должно препятствовать обжалованию решения контрольной комиссии в суде. Отказ в праве на судебное обжалование означал бы неоправданное ограничение прав акционеров НП по сравнению с правами, предоставленными им законом.

В АО создается исполнительный орган, призванный осуществлять руководство текущей деятельностью общества (ст. 69 Закона об акционерных обществах). На него возложена организация исполнения решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества. В состав исполнительного органа могут быть избраны как акционеры, так и лица, акционерами не являющиеся. Полномочия исполнительного органа общества могут быть по решению общего собрания переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Акционерное законодательство создает условия для защиты прав акционеров, прежде всего меньшинства от злоупотреблений со стороны лиц, входящих в состав руководящих органов АО. Поэтому в Закон об акционерных обществах включены правила о возможности оспаривания решений общего собрания, совета директоров, исполнительного органа. Защита прав и интересов акционера осуществляется по двум направлениям - защита его имущественных прав и защита его права на участие в управлении АО. Разумеется, имущественные права акционера тесно связаны с правом участия в управлении обществом.

Статьей 71 Закона об акционерных обществах определена ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). Если в причинении убытков виновны несколько из указанных лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.

4. Права и обязанности акционеров. Важнейшим имущественным правом акционера является его право на получение дивидендов из прибыли АО. Решение о выплате дивидендов принимается общим собранием акционеров (годовые дивиденды) или советом директоров (промежуточные дивиденды - за квартал, за полугодие). Общество обязано выплачивать только объявленные дивиденды. Право на получение дивидендов возникает у акционера после принятия обществом решения об их выплате, в котором определен размер дивидендов по различным категориям акций. В случае задержки выплаты акционер вправе обратиться в суд с иском о взыскании с АО причитающихся ему сумм. Если дивиденды за соответствующий период не объявлены, право требовать их выплаты не возникает.

Размер дивидендов, выплачиваемых по акциям одной категории (обыкновенным), одинаков. Недопустимо установление размера дивидендов по акциям в зависимости, например, от стажа работы акционера на предприятии, принадлежащем акционерному обществу, от срока владения акциями, нельзя лишать права на получение дивидендов или ограничивать их размер за нарушение трудовой дисциплины*(150).

Владельцы привилегированных акций не вправе требовать выплаты дивидендов, размер которых предусмотрен в уставе, если общее собрание приняло решение о невыплате дивидендов по акциям определенного типа или выплате их в неполном размере. При отсутствии такого решения акционеры - владельцы привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен в уставе, могут заявлять требования об их выплате в установленный срок, а при нарушении срока вправе обратиться в суд. Конечно, в тех случаях, когда по закону общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, у акционеров нет права требовать их выплаты.

Интересы АО и его акционеров призваны защищать правила Закона о крупных сделках и заинтересованности в совершении обществом сделки. При совершении крупной сделки, связанной, как и прочие сделки, с предпринимательским риском, вероятные убытки могут серьезно подорвать имущественную стабильность АО. Поэтому закон требует в интересах самого же АО и устойчивости гражданского оборота особой осмотрительности и соблюдения специальных правил. Крупными признаются одна или несколько взаимосвязанных сделок по приобретению или отчуждению имущества либо возможностью отчуждения обществом имущества, стоимость которого более 25% балансовой стоимости активов АО на дату принятия решения о совершении таких сделок. Сюда же относятся сделка или несколько взаимосвязанных сделок по размещению обыкновенных или привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции, составляющих более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций. Решение о совершении крупной сделки на сумму от 25 до 50% балансовой стоимости активов должно быть принято советом директоров (наблюдательным советом) единогласно, а при недостижении единогласия вопрос может быть вынесен на общее собрание.

В целях усиления гарантии интересов акционеров и работников предприятия п. 5 ст. 15 Закона о народных предприятиях изменен критерий отнесения сделки к "крупной". Таковой считается сделка, предметом которой является имущество стоимостью от 15 до 30% балансовой стоимости имущества предприятия. В отличие от ст. 79 Закона об акционерных обществах, Закон о народных предприятиях требует, чтобы единогласное решение наблюдательного совета о совершении крупной сделки было к тому же в обязательном порядке согласовано с контрольной комиссией. Крупная сделка, предметом которой является имущество, стоимость которого превышает 30% балансовой стоимости имущества предприятия, может быть заключена только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством не менее трех четвертей голосов. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ст. 78 Закона об акционерных обществах говорится о крупной сделке, связанной с приобретением или отчуждением обществом имущества. В Законе о народных предприятиях речь идет "о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество". Но сделка, предметом которой является имущество, не всегда связана с отчуждением или приобретением - это может быть и договор аренды, договор о передаче имущества в безвозмездное пользование и т.п. Таким образом, очевидно, что Закон о народных предприятиях установил дополнительные ограничения в интересах акционеров и работников НП. Но, как всякое ограничение, это имеет свои положительные и отрицательные стороны. Усложнение процедуры заключения сделок снижает уровень оперативности в принятии коммерческих решений, что в условиях рынка может повлечь негативные последствия.

В российском акционерном законодательстве впервые появилась категория аффилированных лиц, имеющих отношение к проблеме заинтересованности в совершении обществом сделки. Аффилированными обычно называются лица, которые в результате приобретения определенного пакета акций АО, либо в силу своего должностного положения в обществе (члена совета директоров, исполнительного органа), либо в силу иных обстоятельств могут в той или иной степени контролировать деятельность общества. Аффилированными лицами АО могут быть основное хозяйственное общество, по отношению к которому АО является дочерним; акционер, имеющий право распоряжаться более чем 20% голосующих акций данного общества; член совета директоров общества, лицо, занимающее должность в иных органах управления общества и др.*(151).

Заинтересованными в совершении сделки признаются член совета директоров АО, лицо, занимающее должность в иных органах управления, акционер (акционеры), владеющий со своим аффилированным лицом (лицами) 20 и более процентами голосующих акций общества, в случае, если указанные лица, их супруги, родители, дети, братья и сестры, а также все их аффилированные лица: 1) являются стороной такой сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника, 2) владеют 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной в сделке или участвующего в ней в качестве представителя или посредника, и 3) занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной в сделке или участвующего в ней в качестве представителя или посредника. Дабы снизить или вовсе исключить негативное для интересов АО воздействие заинтересованности в совершении сделки лиц, могущих оказать влияние на принятие решения о заключении сделки и определение ее условий, закон установил специальные правила. Их суть сводится к тому, чтобы отстранить заинтересованных лиц от участия в принятии решения о заключении сделки. Если в сделке заинтересован один или несколько членов совета директоров, решение принимается большинством голосов незаинтересованных членов совета. В случае заинтересованности всего состава совета директоров, решение должно быть принято на общем собрании акционеров большинством из числа акционеров, не заинтересованных в совершении этой сделки.

Статья 16 Закона о народных предприятиях содержит правила не только о крупных сделках, но и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность лиц из руководящего состава предприятия. Одним из требований указанного Закона, впрочем, так же как ст. 82 Закона об акционерных обществах, является требование о предоставлении соответствующими лицами информации о своей заинтересованности. Закон о народных предприятиях установил, что, если требуемая информация не будет своевременно представлена, контрольная комиссия обязана вынести вопрос о невыполнении требования закона на рассмотрение общего собрания. Какова должна быть реакция общего собрания, Закон не указывает. Неясно, насколько оперативно сможет общее собрание обсудить это сообщение и запретить совершение сделки или, наоборот, одобрить ее. Если же сделка была совершена с нарушением требования о предоставлении информации, следует применить правило ст. 84 Закона об акционерных обществах и воспользоваться возможностью признать сделку недействительной.

5. Реорганизация и ликвидация акционерного общества. Реорганизация АО заключается в том, что права и обязанности реорганизуемого общества переходят к иным юридическим лицам в порядке правопреемства. Реорганизация может происходить как по решению самого АО (добровольная), так и по постановлению компетентного органа. Так, Закон о конкуренции допускает принудительное разделение "хозяйствующих субъектов" (в том числе АО), которые, занимая доминирующее положение в определенной отрасли, осуществляют монополистическую деятельность и(или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции*(152).

В числе форм реорганизации юридического лица и ранее известных российскому гражданскому праву ГК 1994 г., а вслед за ним и Закон об акционерных обществах, упоминают преобразование. АО может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Преобразование в хозяйственное товарищество (полное или коммандитное) или в потребительский кооператив не допускается. При проведении преобразования должны учитываться правила, специфические для указанных видов коммерческих организаций. Не противоречит закону преобразование АО одного вида в другой: ОАО в ЗАО и наоборот. Ограничения здесь обусловлены установленным предельным числом акционеров - в ЗАО их должно быть не более 50, поэтому ОАО, насчитывающее большее число акционеров, не может быть преобразовано в ЗАО. В то же время ЗАО не подлежит преобразованию в ОАО, если размер его уставного капитала ниже минимального уровня, установленного для ОАО.

Прекращение АО в форме ликвидации подчиняется нормам ГК, общим для всех юридических лиц и соответствующим нормам Закона об акционерных обществах. АО может быть ликвидировано добровольно - по решению самих акционеров или принудительно - по решению суда. В ГК названы лишь две причины, по которым происходит добровольная ликвидация АО - истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано. Решение о ликвидации должно быть немедленно в письменной форме сообщено органу государственной регистрации по месту регистрации АО.

Принудительная ликвидация АО производится по решению суда в соответствии с основаниями, указанными в ГК: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных нормативных правовых актов. Основанием для принудительной ликвидации является также несостоятельность (банкротство) АО. Условия и порядок объявления АО банкротом, а также особенности ликвидационной процедуры определены Законом о банкротстве, а для кредитных организаций - Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(153).

 

Производственные кооперативы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.