Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды объединений. Ассоциации и их характеристика




Сущность объединений, цель их создания и структурная характеристика.

Согласно ст 119 ХК под объединением предприятий следует понимать хозяйственную организацию, образованную в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и другой деятельности и для решения общих экономических и социальных задач.

Мотивами объединения предприятий являются:

• снижение производственных и трансакционных издержек;

• повышение инвестиционной привлекательности бизнеса;

• концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных на­правлениях производства и НИОКР;

• стремление шире использовать легальные механизмы совер­шенствования имущественных отношений;

• готовность проблемных фирм (где имеются конфликты в ин­тересах разных групп акционеров) признать разделение сфер влияния.

 
 

Картель — объединение самостоятельных хозяйствующих субъектов путем принятия соглашения об объемах выпуска, рын­ках сбыта и ценах на однородную для всех продукцию.

Синдикат — объединение предприятий одной отрасли, участ­ники которого сохраняют юридическую самостоятельность, но реализуют свои товары через общую сбытовую структуру.

Корнер — это соглашение о скупке, изъятии с рынка какого-либо товара с целью создания искусственного дефицита, а затем продаже этого товара по повышенной цене.

Ассоциации — добровольные объединения (могут быть союзы) независимых предприятий определенного профиля. Коллективным органом управления в них является хозяйственный совет, в состав которого входят директора и другие специалисты. Основная цель создания ассоциации — повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства в избранных направления (подготовка кадров, внешнеэкономическая деятельность, маркетинг и т.д.).

Пул — временное объединение разнонаправленных органи­заций. В него входят торговые, биржевые, страховые, патентные и другие организации. Для всех вступающих в пул организаций устанавливаются единые правила ведения общих расходов и фор­мирования прибыли, поступающей в единый целевой фонд.

Консорциумы — временные объединения предприятий, решающих строго конкретные задачи в течение заданного проме­жутка времени. Здесь все предприятия сохраняют свою самостоя­тельность, поэтому они могут участвовать и в других ассоциациях. Как правило, после выполнения поставленных задач консорциум прекращает свое существование. К консорциумам можно отнести временно создаваемые межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы.

Трест — объединение, в котором все стороны деятельности входящих в него организаций объединяются. Все его участники теряют юридическую и хозяйственную самостоятельность. Реаль­ная власть находится только у головной фирмы. Основная цель — повышение эффективности деятельности путем слияния. Объеди­нения такого типа характерны для строительных организаций.

Концерны — крупные объединения компаний одной или не­скольких отраслей промышленности, торговли, транспорта, связи, банков, страховых и других компаний на основе централизации функций научно-технического, производственного сотрудниче­ства, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и про­чей деятельности. Фирмы-участники делегируют концерну вы­полнение централизуемых функций управления. Но участники концерна могут оставаться юридически самостоятельными.

Промышленные узлы — группы предприятий, размещенные на смежной территории и использующие совместно социально-бы­товую инфраструктуру, природные ресурсы, потребляющие про­дукцию участников, осуществляющие совместное межотраслевое производство, сохраняя при этом свою самостоятельность.

Холдинги — объединения предприятий, как правило, смешан­ного типа, которые образуются путем наделения головного акци­онерного общества (АО) контрольными пакетами акций других акционерных фирм. Холдинг может быть чистым, когда компания следит за получением дохода и его наращиванием на вложенный капитал, и смешанным, когда одно АО овладевает контрольными пакетами акции других фирм, занимаясь при этом самостоятель­ной предпринимательской деятельностью. Крупнейшими российскими холдингами являются «ЛУКойл», РАО «ГАЗПРОМ», «ЮКОС», АО «ЗИЛ», Автосельхозмашхолдинг, «Сургутнефтегаз», «Транснефть» и др. В рамках холдингов наблюдаются довольно противоречивые тенденции: с одной стороны, осуществляются попытки сохранить в миниатюре прежнюю систему, включая опеку слабых предпри­ятий и поддержку социальной инфраструктуры, а с другой сто­роны, проявляется готовность к сомнительным операциям, вплоть до искусственного ухудшения финансового положения, облегча­ющего скупку акций предприятия, часто наблюдается пренебре­жение интересами зависимых предприятий, перекладывание на них текущих трудностей и в то же время существует стремление на взаимовыгодной основе реализовывать преимущества груп­пового приспособления к различным тяжелым рыночным усло­виям. Эффективное функционирование холдинговой структуры пред­полагает рациональность внутрихолдинговых связей, отлаженность прав собственности.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) — совокупность юри­дических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов, программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышения эффек­тивности производства, создания новых рабочих мест.

 
 

Ассоциации — добровольные объединения (могут быть союзы) независимых предприятий определенного профиля. Коллективным органом управления в них является хозяйственный совет, в состав которого входят директора и другие специалисты. Основная цель создания ассоциации — повышение эффективности работы на основе коллективного предпринимательства в избранных направления (подготовка кадров, внешнеэкономическая деятельность, маркетинг и т.д.).

Особенности ассоциации следующие:

·это самая "мягкая" форма интеграции компаний;

·она создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

·возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;

·члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

·ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

·члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;

·члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 5059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.