Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нпипкш щп» и iciitlli тн11и 1спи1гикчг1 111[|«ьт1|1и1н 1 страница




Элегия

Стоит жара

В глуши

Когда душе моей Сойдет успокоенье С высоких, после гроз, Немеркнущих небес, Когда душе моей Внушая поклоненье, Идут стада дремать Под ивовый навес, Когда душе моей Земная веет святость И полная река Несет небесный свет, — Мне грустно оттого, Что знаю эту радость Лишь только я один:

Друзей со мною нет..

Стоит жара. Летают мухи. Под знойным небом чахнет сад. У церкви сонные старухи Толкутся, бредят, верещат. Смотрю угрюмо на калеку, Соображаю, как же так — Я дать не в силах человеку Ему положенный пятак? И как же так, что я все реже Волнуюсь, плачу и люблю? Как будто сам я тоже сплю И в этом сне тревожно брежу..

Отложу свою скудную пищу И отправлюсь на вечный покой.

Ияшшкш wm ч uncm imm ттттт тцшцтт _____

Пусть меня еще любят и ищут Над моей одинокой рекой. Пусть еще всевозможное благо Обещают на той стороне. Не купить мне избу над оврагом И цветы не выращивать мне...

8. Из собрания сочинений Л.С. Выготского:

«Мы видим, таким образом, что культурное развитие поведения тесно связано с историческим, или соци­альным развитием человечества. Это приводит нас ко второму закону, который также отражает некоторые черты, общие фило- и онтогенезу. Второй закон мож­но сформулировать так: рассматривая историю разви­тия высших психических функций, составляющих ос­новное ядро в структуре личности, мы находим, что отношение между высшими психическими функциями было некогда реальным отношением между людьми, кол­лективные, социальные формы поведения в процессе развития становятся способом индивидуального приспо­собления, формами поведения и мышления личности» (Т. 4.— М., 1984.— С. 221).

9. «В течение целых десятилетий общество было втянуто в жанр реализуемой утопии. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», — не только песня, но и программа ми­фического «светлого будущего». Утопическое созна­ние — вот главный источник и главное наследие тоталита­ризма, от которого мы не можем избавиться и по сей день. Утопизм стал официальной религией страны, утопизм, извративший все понятия о нравственности, о свободе, о цене человеческой личности, о человеческом достоинстве. При господствующей доктрине «светлого будущего» не­возможно было апеллировать к тяжелому настоящему — оно предполагалось лишь подножием, ступенькой к сле­дующим вершинам грядущего. За обещанное в будущем земное «царство» народу приходилось платить ужасную цену» (Иванова Н. Гибель богов.—М., 1991.—С. 10).

10. Письмо к отцу молодого человека, покончившего с собой (пунктуация и орфография сохранены без изменений):

Здравствуй, Папа.

Прости, прости меня за все, за все то плохое что я зделал для тебя, и за то чего не зделал. Когда ты читаешь эти строки Я буду уже в другом мире. Тебе нечего терять, в том что на свете не станет такого человечка как Я.


дршшесш wm на шшш шиши ишшиткюп шсрынроват

Хотя я понимаю что я твой сын и ты мой отец и пожа­луй единственное что у меня есть и кому я верю. И только ты это и есть тот камень который тяжестью ляжет на мою грешную душу. Ибо какой бы я свиньей не оказался, ты наверное не воспримешь мой поступок как должное. Ты прав подумав что это не по мужски. Но я не вижу больше никакого выхода из этой ситуа-i ции. Я перестал себя уважать, даже более того я не mofi жить после того что случилось. Я опустился до после днего чмошника в глазах большинства, не спорю ело жившиеся обстоятельства вокруг меня пошли протш меня, но я сам виноват в том что все так вышло. Я поз волял над собой вытворять такие выходки, которые н< допустил бы самолюбивый и гордый человек. Я пони мал что это и к чему может привести, но как «заморо ченный» нечего не предпринимал против них в свок защиту. Я зря прожил 18 лет, я прожил их бес толку Я ничего сейчас не стою. Я не знаю что со мной слу чилось, но я нечего в себе не нахожу и непомню oi многолетноего стажа в каратэ-до, мне противно осоз навать то что реально я мог бы убить этих 7-х, и 10-? и т. д. Но когда дело доходило до нужного момента вс мне все стопорилось, Я выгляжу как мешок с дерьмом Даже просто выразить то что я думаю в глаза недруг) прямым текстом не могу порой из за страха. Я 6oioci| когда на меня напирают в наглую, я действительно боюсу хотя не всегда это показываю. Меня привратили в рабс| а я как немужик не могу нечего поделать с этим. Да ц вдабавок как всему этому меня кто-то месяца 2,5 наза^ «зделал» «стукачем» — Я ничего не знал о той пьянка а старшине кто-то о ней все рассказал, а меня подста-j вили якобы это зделал я. Потом пошло-поехало, — сту-s ком, чмо. Если кто из начальников что и узнал то в| любом случае косились на меня. Постоянно слышал в| свой адрес это упоминание. А я никогда не кого не залажи-вал, только после той последней драки Я сказав взводному тех. взвода (даже не все как было) правду! думая что может это что изменит. Я действительно —j «чмо». Даже сбежать отсюда не сумел, готовился, /\у-\ мал, мечтал. Но Вчера на вокзале попался и на столько опустился что 2-е меня 2-раза догнали и окрутили как черняка. Потом вели скрученного по городу и части. Я ненавижу себя я не что в этом мире, я проиграл эту игру. Я хотел убежать на Восток (Дальний восток) чтоб или попытаться там начать новую жизнь или умереть

там. А сейчас после вчерашней неудачи я нечего нехо-чу, кроме одного — уйти, уйти от сюда туда где Я обрету покой и никто из этих людей меня не увидит я просто физически не могу больше здесь жить а уйти от сюда я не смогу, да и нечего из этого не выйдет. Мне кажется что я немного сошел с ума.

Раньше на гражданке у меня была Наташа, я если и по­падал в очень тяжелую ситуацию то мне было все рав­но, я просто вспоминал о ней и зная что в будущем я сней буду счастлив все забывав, ибо мне хватало про­сто ее. я любил Наташу и сейчас люблю но увы та единственная железная опора которая меня держала в жизни ушла у меня из под ног...

Извини и прости меня Отец, ты недостоин такого сына. Я хочу умереть, просто умереть. Я все всем прощаю и никого в своей смерти не веню. Забутьте меня как неудачный отросток от дерева жизни. Тем-более что я тебе наврал в последнем письме про другие деньги, — мне нужен был перевод, чтоб получить военнжк, но я его заполучил вчера и всеравно ничего не вышло я ничтожество и нечего меня жалеть. У меня к тебе пос­ледняя просьба и постарайся ее выполнить пожалуста, я тебя очень прошу: она может показаться тебе стран­ной но прошу тебя выполни ее: Хотя я и крищен и яв­ляюсь христианином, но не хорони меня по христиан­ски — Не закапывай меня сожги мое тело, я прошу тебя сожги. Но не в крима-тории а на открытом воздухе и на дровах. И зделай это обязательно за час до полуно­чи. Ибо в это время (я уходил по вечерам на кухню, как ты помнишь) я «ходил» на время туда куда уйду сейчас. Я умоляю тебя зделай так сожги мое тело на открытом воздухе (где нибудь в поле) за час до полуночи об этом тебя просит моя грешная душа. Прости меня Папа. Я люблю тебя. Прощай, твой сын Володя. 11. Узнайте по описанию Теофраста, о каком из характеров он говорит. Пользуйтесь возможным списком типов ха­рактера.

«... в широком смысле — это притворство, связанное с самоумалением в действиях и речах, а ироник — вот такой человек. Придя к своим недругам, он готов бол­тать с ними, показывая вид, будто вовсе не питает к ним неприязни. В глаза он расхваливает тех, кто на кого исподтишка нападает, и изъявляет соболезнование, если те проиграли тяжбу. Он даже оправдывает тех, кто дурно


щщтшкши зцаш и ктт wm штткт шцлщтш

отзывается о нем и обвиняет его. С людьми обиженны­ми и раздраженными разговаривает спокойно, а если кто настойчиво добивается встречи с ним, велит прийти позднее. О своих делах ничего не рассказывает: гово­рит, что только обдумывает и ничего еще не решил, де­лает вид, будто только что пришел, что уже поздно, что ему нездоровится. Если кто просит денег в долг или собирает складчину и если он несет что-нибудь на рынок, то говорит, что не продает, а если не продает, то, наоборот, объявляет, что продает; что бы ни услышал, притворяется, что ничего не слышал, увидел — говорит, что ничего не видел; договорившись о чем-нибудь, заяв­ляет, что не помнит; то говорит, что еще поразмыслит, то — что еще не знает; то, что удивлен услышанным, то — что и сам уже так рассудил. Обычно он выража­ется в таком роде: «Не могу поверить», «Этого я не по­стигаю», «Я поражен». Или же: «Ты говоришь словно о другом человеке: мне он рассказывал совсем не то», «Это мне странно», «Рассказывай кому-нибудь другому», «Теряюсь: тебе ли верить или его обвинять?», «Подумай все же: не слишком ли ты легковерен?»

Возможные варианты: насмешка, ирония, издевательство. «... — это пристрастие к докучливо длинным и необдуман­ным речам. Вот такой человек пустослов. Усаживаясь ря­дом с незнакомцем, он принимается расхваливать соб­ственную жену. Потом рассказывает, какой ему сон приснился прошлой ночью, затем подробно перечисляет блюда, которые ел за обедом. Дальше — больше. Он за­водит речь о том, что люди ныне пошли гораздо хуже прежних, а пшеница на рынке дешева, и как много пона­ехало иностранцев, и море уже с Дионисий снова судо-ходно; а если Зевс пошлет побольше дождя, то и хлеба поправятся и через год он возделает поле; и как жизнь-то стала тяжела, и что Дамипп поставил самый большой факел на мистериях, и сколько колонн в Одеоне, и что «вчера меня стошнило», и «какой сегодня день», и что в боэдро-мионе бывают мистерии, в пианесионе — Апатурии, а в поседеоне — Сельские Дионисии. И если терпеть его пу­стословие, то он так и не оставит в покое».

Возможные варианты для выбора ответа: пустословие, болтливость, глупость.

«... — это приверженность к постыдным деяниям и ре­чам, оттаянный же вот какой человек: он легко прино­сит клятву, безразличен к дурной славе, за бранью не

постоит. По своей натуре он, можно сказать, рыноч­ный завсегдатай, распоясавшийся, на все способный. Он всегда готов даже в трезвом виде отплясывать кордак и без маски выступать в комосе. На представлениях фо­кусников он собирает за вход медяки, переходя от одно­го зрителя к другому, и бранится с тем, кто предъявляет использованные билеты, желая смотреть представление даром. Он не прочь сделаться кабатчиком, сводником или сборщиком пошлин и не гнушается никаким позор­ным ремеслом, может стать даже глашатаем, поваром или игроком в кости. Родную мать не кормит; его хва­тают и сажают в тюрьму за воровство, и в тюрьме он проводит больше времени, чем у себя дома. Он из тех людей, которые собирают вокруг себя толпу: охрип­шим голосом и надрываясь от крика, обращается он к встречным с руганью и разглагольствованиями, одни подходят, другие уходят, не дослушав его; одним он успевает рассказать только начало, другим какую-то часть истории. Лучшей обстановкой для того, чтобы высказать свою отчаянность, он считает всенародное празднество. Этот человек способен также вести по нескольку тяжб, то как ответчик, то как истец; то он под клятвой уклонится от явки, то явится с «ежом» за пазухой и со связкой документов в руках. Не прочь он также верховодить толпой рыночных бродяг-перекуп­щиков, ссужать им деньги под проценты (причем тре­бует за драхму полтора обола в день), да к тому же еще обходить харчевни, лавки со свежей и соленой рыбой и собирать за щеку проценты со своих делишек».

Варианты ответа: решительность, отчаянность, риско­ванность.

«...если ее определить — это пренебрежение доброй сла­вой ради постыдной корысти. А бессовестный вот ка­кой человек. Сперва он идет к тому, кого он успел уже раз обобрать, и занимает у него деньги. Потом... после жертвоприношения богам он обедает у другого, а жер­твенное мясо солит впрок. Позвав сопровождающего его слугу, он берет со стола куски мяса и хлеба и дает ему, говоря во всеуслышание: «Угощайся, Тибий». Ког­да идет покупать съестное, то напоминает мяснику, что когда-то сделал ему одолжение, и, стоя у весов, обычно подбрасывает туда кусок мяса или хоть кость для по­хлебки. Если проделка сойдет, то он доволен, если же нет, то, стащив с прилавка бычьи потроха, со смехом


цтци п штттщ ищшцтт

убегает. Купив своим гостям места в театре за их счет и не заплатив за себя, смотрит сам, а на следующий день приводит и своих сыновей, да еще с их дядькой. И если кто-нибудь сделал выгодную покупку на рынке, он тре­бует часть уступить ему. К соседу в чужой дом прихо­дит занять ячменя, а иногда и соломы, да еще заставляет заимодавца все это приносить к себе. В бане он может подойти к медному котлу с горячей водой, зачерпнуть воды и, несмотря на окрики банщика, окатить себя с ног до головы со словами: «Готово!» А при выходе сказать банщику: «Ничего ты с меня не получишь!»

Варианты ответов для выбора: бессовестность, беззас­тенчивость, наглость.

«... — это душевная вялость, проявляющаяся в речах и поступках, тупоумный вот какой человек. Сосчитав счетными камешками и подведя итог, он задает сидяще­му рядом вопрос: «Сколько же это получается?» Выз­ванный в суд по иску, он в назначенный для разбира­тельства день по забывчивости отправляется в деревню. На представлении в театре он засыпает и под конец остается один. Объевшись за ужином, он встает ночью с постели, чтобы выйти во двор, и возвращается иску­санный соседской собакой. Запрячет какую-нибудь вещь, потом ищет и не может найти. При вести о кон­чине какого-нибудь приятеля и получив приглашение на похороны, он с печальным лицом и слезами воскли­цает: «В добрый час!» Получая долги, он приводит с собой свидетелей. Зимой он бранится со своим рабом, зачем тот не купил на рынке огурцов. Детей своих он заставляет до изнеможения состязаться в борьбе и беге. На полевых работах он самолично варит себе чечеви­цу, причем дважды кладет в горшок соли, так что ку­шанье становится несъедобным. В дождь говорит: «Как ясно сияют звезды». На вопрос: «Сколько покойников вынесено, по-твоему, за Могильные Ворота?» он отве­чает: «Нам бы с тобой столько покойников».

Варианты ответов для выбора: дурость, тупоумие, сла­боумие.

«... — это резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. Вот такой человек грубиян. На вопрос: «Где такой-то?» заявляет: «Оставь меня в покое». На привет­ствие он не отвечает. А случись ему что-нибудь прода­вать, то не объявит, почем отдает, а спрашивает поку­пателей, что те дадут. Людям, из уважения посылающим

динтие wm и ктт \тш тнушт тцмщтт _______|

ему подарки к праздникам, он говорит, что вовсе, мол, не нуждается ни в каких подарках. Он не принимает извинений, если прохожий нечаянно толкнет, заденет или наступит ему на ногу. Предложи ему приятель складчину, он сначала скажет, что не даст денег, а потом принесет, приговаривая: «Плакали и эти мои денежки». Споткнувшись на улице о камень, он готов и этот ка­мень осыпать проклятиями. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может и никогда не захочет ни спеть, ни продекламировать, ни сплясать. Он способен пренеб­речь даже и молитвой богам».

Варианты ответов для выбора: грубость, бестактность, подлость.

«... мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в ре­чах и действиях из добрых побуждений, а суетливый вот какой человек. Он дает обещания, которые потом не может выполнить. Если дело единодушно признано справедливым, он один выступает с возражениями, не­состоятельность которых очевидна. Слугу-виночерпия он заставляет смешивать вина больше, чем могут вы­пить гости. Спорщиков, даже вовсе ему незнакомых, старается примирить. Он обязательно поведет околь­ной тропинкой, сворачивая с дороги, а потом уже сам не может разобраться, куда ему идти. В походе, подой­дя к военачальнику, он осведомится, когда битва и какие приказания он отдаст послезавтра. К отцу он приходит предупредить, что мать уже спит в опочивальне. Если врач запрещает больному пить вино, он все-таки дает, говоря, что хочет испытать, сильно напоив больного, не поправится ли тот. На могильном памятнике женщи­ны он напишет имена ее мужа, отца и матери и ее са­мой, и откуда эта женщина родом, да еще добавит, что все это были люди добрые. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: «Не впервой мне, ведь уже и раньше много раз я клялся».

Варианты ответов для выбора: суетливость, беспокой­ство, вертлявость.

Проверьте свои ответы с текстом Теофраста, постарай­тесь проанализировать причины соответствия и несоответ­ствия ваших ответов вариантам автора. Предложите свои варианты описания качеств, о которых писал Теофраст'.

' Последовательно (по Теофрасту): ирония, пустословие, от- та чаянность, бессовестность, тупоумие, грубость, суетливость. ЧЮ


niianiiitniie задан» и итт шш» шштит тцкщтт

Задания на установление невербального контакта

Задание 1

Проводится в группе. Группа делится на подгруп­пы, в каждой из которых три человека. Эти люди будут выполнять роли испытуемого, экспериментатора, про­токолиста. В ходе работы они могут поменяться роля­ми после выполнения двух серий эксперимента.

В первой серии эксперимента протоколист выпол­няет пассивную роль наблюдателя за воздействием эк­спериментатора.

Экспериментатор просит испытуемого, сидящего в удобной позе против него, вспомнить человека, с которым ему (испытуемому) было приятно работать вместе. Экспериментатор смотрит на невербальное поведение испытуемого и просит его выполнить сле­дующее задание, когда сам будет уверен, что запомнил невербальное поведение в ситуации припоминания приятного человека. Затем испытуемого просят вспом­нить человека, с которым ему (испытуемому) было неприятно работать. Экспериментатор наблюдает не­вербальное поведение испытуемого до тех пор, пока не убедится, что запомнил выражение его отношения к этому человеку. Затем он просит прервать припоми­нание и дает следующее задание: вспомнить свою совместную работу с человеком, к которому у него нейтральные чувства, как бы «нет никаких чувств». Испытуемый припоминает такого человека до тех пор, пока экспериментатор не запомнит его способа выра­жать свое отношение к такому человеку.

Затем наступает вторая серия эксперимента: ис­пытуемый, не разглашая вслух, записывает на листе бумаги для протоколиста порядок, в котором он будет демонстрировать свое отношение к разным людям, естественно, что последовательность должна быть не такой, как в первой серии эксперимента. После каж­дой демонстрации состояния (отношения к человеку) экспериментатор фиксирует на бумаге, не разглашая вслух, свое решение о том, какое состояние демонст­рировал испытуемый. После предъявления всех трех состояний у экспериментатора будет возможность сравнить свою запись с записью, сделанной протоко­листом. Если есть ошибки, то угадывание эксперимен­татором состояний испытуемого, с записью протоколи­стом измененной последовательности их предъявлении, проводится еще раз. Если снова неудача, то нужно начать с первой серии эксперимента. После успеха участники эксперимента меняются ролями.

По аналогии со структурой этого задания можно сделать предметом демонстрации и последующего уга­дывания следующие объекты:

• один неодушевленный предмет из числа широко извест­ных предметов (например, угадать, о ведре или чашке ду­мает человек) после демонстрации им вариантов своего думанья о ведре и о чашке раздельно;

• один предмет из серии одушевленных и неодушевленных предметов, например, после демонстрации думания о кошке и колбасе отгадать, о каком предмете думает чело­век;

• один из одушевленных предметов, например, после де­монстрации своего думания о змее, крокодиле и корове отгадать, о каком существе думает человек;

• одного из литературных героев и т. п.

Принцип построения заданий общий — демонст­рация отношения, а затем по отношению угадывание предмета. Протоколист выполняет роль внешнего кон­троля для установления отношений между эксперимен­татором и испытуемым.

Задание 2

На установление невербального контакта при ра­боте с группой.

Выучите всей группой несколько коротких стихот­ворных текстов. Например, можно взять всем извест­ные тексты:

А Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу. — Ой, доска кончается, Сейчас я упаду.

Б. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший.

В. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик-— Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч.

А. Барто


Выбрав любой из этих текстов, прочитайте его перед группой без слов, пользуясь только невербаль­ными средствами.

Задача группы: узнать соответствующий текст, объяснить, как он был узнан.

Задание 3

Один из участников составляет рассказ, используя следующие персонажи: Я, МЫ, ОНИ. Рассказ сообща­ется невербально.

Задача группы: восстановить логику сюжета — последовательность основных событий. Объяснить, как она была восстановлена.

Задание 4

Три—пять человек выходят из аудитории и готовят задание для группы. Содержание задания представля­ет невербальную демонстрацию одного из сюжетов (сюжеты объявляются в группе).

Задача группы: отгадать, какой сюжет демонстри­руется, и объяснить, как они принимали решение.

Сюжеты:

1) Ящик Пандорры,

2) Нить Ариадны,

3) Сизифов труд,

4) Полет Икара,

5) Авгиевы конюшни.

Задание 5

Три игрока садятся спиной к группе. Ведущий предлагает им думать об одной из тем — тема объявля­ется вслух для всей группы. (Предварительно ведущий договаривается с одним из игроков о том, что по его команде он сменит тему размышления.) Через три минуты ведущий объявляет о смене тем для размыш­ления. При этом вся группа знает, что только один из игроков должен поменять тему размышления, а двое играющих тему не меняют.

Задача группы: угадать в течение пяти минут пос­ле смены темы, кто из игроков стал думать по-другому.

Illimiiiecm защч и шит mm штитт тцищтш _______|

Примеры тем:

Соревнование, Разлука, Боль, Борьба и др.

Задание 6

Ведущий предлагает одному из игроков выйти за дверь. Вся группа делится на две команды. Одна ко­манда должна будет думать на одну тему, а другая — на антонимичную. Игрок входит в группу. Ведущий объявляет темы, игрок должен угадать, о какой теме думает каждая команда.

Примерные темы:

Север — Юг, Взрослый — Ребенок, Жизнь — Смерть, Любовь — Ненависть

Задание 7 Передай предмет

Ведущий договаривается с игроком-экспертом о том, какой предмет они будут передавать. Игрок не­вербальными средствами обрисовывает предмет и передает его в группу. Группа сидит так, что только один человек видит предмет, который передает игрок-эксперт. Этому человеку эксперт и передает предмет. Тот передает его другому игроку, тот — следующему. Последний игрок возвращает предмет эксперту, назы­вая его. Затем все члены группы обсуждают свое впе­чатление от передаваемого предмета.

Задание 8 Отношение группы

Один из игроков выходит из аудитории. Ведущий предлагает аудитории выразить к нему отношение, при этом называются возможные виды отношений, и груп­па выбирает возможное (удивление, радость, разоча­рование). Когда игрок входит в аудиторию, он должен угадать отношение, которое невербально выразила к нему группа.

14 Абрамова Г С


Задание 9 Доклад

Один из членов группы делает доклад на свободную тему перед группой.

Задача группы: проявить один из видов отношения (отношение задается ведущим).

Задача игрока: идентифицировать отношение, на­звать его.

Заданяя на выяснение психологических понятий

Выберите среди предложенных вариантов объяс­нения тот, который, по Вашему мнению, полнее и точ­нее раскрывает следующие понятия; дополните их своим пониманием.

Переживание — это...

а) отражение человеком своего внутреннего мира;

б) эмоциональное состояние человека, которое он может в себе осознать и зафиксировать его содержание для себя;

в) показатель живого внутреннего мира человека — меняю­щегося, неопределенного, нестабильного; переживания всегда текучи, переходят из одного в другое;

г) выделение человеком одной из модальностей своего внут­реннего мира — модальности чувств и возможность выде­лить ее среди других своих свойств.

Событие — это...

а) резкое изменение течения жизни человека, как бы вре­менная остановка, а потом движение жизни в другом на­правлении;

б) это одна из единиц субъективного времени жизни челове­ка;

в) сверхзначимое переживание человека, которое может перестроить систему его жизненных ценностей.

Психологическое пространство — это...

а) мир, в котором реально и в воображении живет чело­век;

б) психологическая реальность человека, которая организо­вана, как и все на свете, в разных системах координат, появляющихся по мере необходимости;

в) отношение человека к объективным и субъективным свойствам мира людей и вещей, который ему недоступен.

Психологическая дистанция — это...

а) эмоциональное переживание присутствия другого чело­века;

б) мера допустимого воздействия на другого человека и себя, обоснование необходимости этой меры;

в) степень автономности одного человека от другого.

Полевое поведение — это...

а) поведение, направляемое не самим человеком, а предмета­ми вокруг него;

б) такая активность человека, которая организуется в соот­ветствии со свойствами предметов, окружающих его;

в) переживание человеком неизбежной встречи с предмета­ми, окружающими его.

В процессе объяснения психологического понятия при организации групповых занятий можно использо­вать такой прием: один из участников группы выходит за дверь, а оставшиеся члены группы договариваются о том, какое понятие они будут объяснять. Игроку нуж­но будет по объяснениям членов группы угадать поня­тие. Объяснение проводится до тех пор, пока игрок не угадает понятие. Затем он делится с членами группы своими впечатлениями о процессе своего отгадывания. Обсуждаются впечатления от работы игрока всеми чле­нами группы. Для того чтобы облегчить задачу игрока, ведущий может предложить ограничить круг понятий какой-нибудь конкретной темой, например, «продуктив­ное мышление» или «защитные механизмы личности». В ходе работы можно прибегать к построению метафор. Процедура эта и ее значение в профессиональной под­готовке психолога подробно описаны в моей книге «Психология в метафорах и образах» (Вологда, 1994).

Задания на интерпретации психологических механизмов явления, описываемого в высказывании человека, обратившегося к профессиональному психологу

Инструкция по выполнению упражнений: «Объяс- „я ните в доступной форме автору высказывания, о каких ^1 н

14*


психологических механизмах, явлениях, закономерно­стях говорится в его высказывании. Ориентируйтесь на возможные варианты ответов».

1. «Он совсем не интересуется мальчишескими делами, у него нет друзей среди мальчиков, он все время проводит с девочками, даже шьет с ними» (о мальчике 9 лет).

Варианты понятий для объяснения: индивидуальные особенности; возрастные особенности; идеал человека, неполноценность; идентификация.

2. «Она невозможный ребенок. Никого не слушается» (о девочке 6 лет).

Варианты понятий для объяснения: акцентуация харак­тера; темперамент; уровень умственного развития; пси­хопатология.

3. «Он крадет и раздает украденное в классе» (с мальчике 8 лет).

Варианты понятий: комплекс неполноценности; психо­логическая дистанция; инфантилизм; полевое поведение;

структура детской группы; защитный механизм личнос­ти.

4. «Он вообще не может говорить на уроке. Встает и мы­чит, еле слово выдавит из себя» (о мальчике 9 лет).

Варианты понятий: невротизм; аутизм; произвольность;

уровень речевого развития; диалогическая речь.

5. «Он врет и не краснеет» (о мальчике 7 лет). Варианты понятий: эмоциональное развитие; фантазия; Я-концеп-ция; шизоидность; девиантность.

6. «Он на нас вообще не обращает внимания» (о мальчике 6 лет).

Варианты понятий: инфантилизм; эгоцентрическая по­зиция; интеллектуальная незрелость; аутизм.

7. «Противный такой, все делает наоборот» (о мальчике 3 лет).

Варианты понятий: кризисное состояние; эмоциональ­ная тупость; интеллектуальное недоразвитие.

8. «Я схожу с ума, когда вижу, как она пишет» (о девочке 7 лет).

Варианты понятий: функциональная незрелость; агра­фия; действия восприятия; пространственное мышление.

9. «Мне легче на двух работах отработать, чем с ним уроки делать» (о мальчике 10 лет).

Пщитнкши зщши» педант ихш» кшшткип шсрьщшш _______|

Варианты понятий: позиция родителей; ответствен­ность; Я-концепция; самоконтроль.

10. «Он всегда все старается один делать, некомпанейский человек» (о мальчике 12 лет).

Варианты понятий: темперамент; аутизм; интраверт; не­вротизм; образ Я.

Напоминание автора




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.