Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование прибыли и рентабельности




Основные и вспомогательные функции бизнеса опреде­ляют необходимость разработки функциональных планов. Ряд таких планов, имеющих для фирмы основное значение в удовлетворении общественных потребностей и связанных с выполнением функции маркетинга, был рассмотрен ранее. К другим функциональным планам относятся:

♦ план прибыли и рентабельности;

♦ план издержек производства и обращения;

♦ план персонала;

♦ финансовый план и др.

Фирма самостоятельно определяет, какие функцио­нальные планы ей необходимы. Финансовое планирование играет особую роль, его значение неизмеримо возрастает в условиях рынка. Поэтому финансовое планирование изу­чается будущими специалистами в области экономики от­дельно.

Все функциональные планы направлены на достиже­ние маркетинговой и соответственно общей (базовой) стра­тегии фирмы. Они экономически обосновывают выбор наи­более эффективных путей достижения долгосрочных це­лей деятельности фирмы.

Первым в ряду функциональных планов следует на­звать план прибыли и рентабельности. Этот план может рассматривается, с одной стороны, как функция марке­тинга, связанная с общепринятой хозяйственной деятельностью людей и определяющая экономический результат планируемой работы фирмы, направленной на удовлетво­рение потребностей рынка, а с другой — как основной в цепи экономических интересов фирмы в силу значимости показателей прибыли и рентабельности в стимулировании труда, в укреплении конкурентоспособности и стабильно­сти функционирования любого экономического объекта. Таким образом, план прибыли и рентабельности характе­ризует предполагаемые действия по достижению основ­ной экономической цели предпринимательства. Но дости­жение этой цели носит опосредованный характер, т. е. она достигается лишь посредством достижения общественных целей: удовлетворения потребностей общества. Поэтому план прибыли и рентабельности условно можно отнести к функциональным.

План прибыли и рентабельности имеет первоочередное значение для собственников фирмы. Он отражает обоснова­ние экономических результатов всех сторон деятельности фирмы. И если план маркетинга можно рассматривать как основной для деятельности фирмы, то план прибыли — это ее основной экономический план, подтверждающий эф­фективность выбранных видов деятельности и шагов по до­стижению стратегических целей. Поэтому только в плане прибыли отражаются все аспекты функционирования фир­мы и ее подразделений, выраженные результирующим эко­номическим показателем.

В бизнесе решения и действия основаны на представ­лениях о будущей прибыли. Но так как опыт прошлого не всегда распространяется на будущее, то в основе будуще­го поведения фирмы должно быть ее новое представление о размере ожидаемой прибыли. Фирма из разных вариан­тов проекта плана прибыли обычно выбирает тот, который содержит максимум прибыли или рентабельности. Иногда экономической целью бизнеса бывает максимизация прибы­ли, иногда — максимизация рентабельности. Современные подходы к обоснованию максимума этих показателей позво­ляют четко это разграничивать.

Функциональные планы могут быть различными по вре­мени: от оперативного до долгосрочного. Фирма может иметь как прогноз, так и план по функции деятельности. Однако с позиции природы экономического предвидения, в частности необходимости волевых и осознанных действий по достиже­нию поставленных целей, фирма обязательно должна иметь планы показателей функционирования. Таким образом, мож­но представить несколько вариантов обоснования плана при­были и рентабельности: 1-й вариант — посредством прогно­зирования; 2-й вариант — посредством планирования; 3-й вариант — посредством прогнозирования и планирования. Последние два варианта являются предпочтительными.

План прибыли составляется на несколько лет, на год и кварталы. Редко, но также составляется план прибыли на месяц, что позволяет фирме лучше контролировать результаты своей работы.

Стратегический план прибыли предусматривает выбор цели. Как правило, целью может быть: постоянный стабиль­ный рост прибыли, максимизация прибыли, максимизация рентабельности, достижение определенной величины при­были или рентабельности.

Задачами планирования прибыли и рентабельности яв­ляются:

♦ экономическое доказательство выгодности предпри­нимательских действий по достижению стратегичес­ких целей;

♦ экономическая оценка плана маркетинга и функцио­нальных планов фирмы;

♦ перспективное стимулирование собственников и тру­дового коллектива фирмы, а также косвенно — все­го общества.

Плановое обоснование прибыли и рентабельности по­строено на грамотном использовании экономической теории, в частности влияния на прибыль и рентабельность таких факторов, как: объем деятельности, издержки производ­ства и обращения (постоянные и переменные), составляю­щие прочей прибыли, оборачиваемость капитала, цены и доходность, доля рынка товара и др.

Различают следующие основные методы прогнозирова­ния и планирования прибыли:

♦ использование формулы безубыточности;

♦ экономико-статистический;

♦ технико-экономический (нормативный), в том числе прямого счета;

♦ определение оптимальной целевой прибыли;

♦ определение прибыли на вложенный капитал;

♦ метод маржинального дохода;

♦ экономико-математические методы, в том числе ме­тод оптимизационных моделей и пр.

Современная практика планирования прибыли активно использует возможности формулы безубыточности, сущ­ность которой изучается многими экономическими дисцип­линами. Согласно этим формулам при­быль будет определяться следующим образом: для производства

Р = Q (1 - С - Н) - F, (32)

для торговли

Р = Q(1 -C-H)-Q0(1 -H), (33)

где Р — прибыль;

Q — объем товарной продукции или товарооборот;

Q0 — объем оборота в покупных ценах;

F — постоянные издержки;

С — уровень переменных издержек в цене;

Н — размер НДС.

Пример 33. Определить возможный план прибыли фир­мы, занимающейся производством и сбытом металлоконструкций. План товарной продукции определен на основе плана сбыта в размере. 1200 д. ед. Постоянные издержки — 500 д. ед., уро­вень переменных издержек может сложиться в размере 25% цены товара. Размер НДС — 18%.

Расчет. Возможный план прибыли фирмы составит:

1200 (1 - 0,25 - 0,18) — 500 = 184 (д. ед.).

Тогда возможная рентабельность продукции составит:

184: 1200 х 100% = 15,3%.

Вывод. Плановая прибыль фирмы может составить 184 д. ед. при рентабельности продукции 15,3%.

Пример 34. Определить возможный план прибыли торго­вой фирмы. Плановый объем розничного товарооборота — 760 д. ед. Оборот товаров в покупных ценах — 540 д. ед. Постоянные издержки обращения сложились в сумме 100 д. ед., уровень пе­ременных издержек — 8% к обороту. Средний размер НДС — 15,25% валовых доходов.

Расчет. Плановая сумма прибыли торговли может составить:

760 (1 - 0,08 - 0,1525) - 540 (1 - 0,1525) - 100 = 25,65 (д. ед.).

Тогда рентабельность торговли составит:

25,65: 760 х 100% = 3,37% (к обороту).

Вывод. План прибыли фирмы может быть 25,65 д. ед., рента­бельность торговли — 3,37% к товарообороту. Разработка вариантов плана может предусматривать измене­ние образующих показателей.

Пример 35. Определить варианты проекта плана прибыли для условий примера 34, если:

а) уровень переменных издержек повысится на 3%;

б) возможно снижение постоянных издержек на 7%.

Расчет. Определим размер прибыли:

а) при увеличении уровня переменных издержек на 3% при­быль составит:

760 (1 - 0,08 х 1,03 - 0,1525) - 540 (1 - 0,1525) - 100 = 23,8 (д ед);

б) при увеличении уровня переменных издержек на 3% и сни­жении постоянных издержек на 7% прибыль составит: 760 (1 - 0,08х1,03 - 0,1525) - 540 (1 - 0,1525) - 100х 0,93 = 30,8 (д. ед.).

Вывод. Увеличение уровня переменных издержек может выз­вать снижение прибыли до 23,8 д. ед., а одновременное сниже­ние постоянных издержек может привести к получению при­были на сумму 30,8 д. ед.

Экономико-статистический метод планирования при­были использует фактическую динамику показателя. В при­веденном примере (табл. 20) планирование прибыли и рен­табельности построено на использовании тенденций изме­нения этих показателей, характерных для последних лет работы фирмы. Ежегодные темпы изменения показателей экстраполируются на будущее.

Таблица 20

Проект плана прибыли (в д. ед.) и рентабельности (в %) фирмы на планируемый год

Показатели 1-й год 2-й год 3-й год Проект плана
Товарная продукция        
Прибыль производства        
Балансовая прибыль        
Капитал        
Себестоимость        
Рентабельность продукции 16.5 19.0 21.4 22.0
Рентабельность производства 11.8 13.3 14.7 15.0
Рентабельность капитала 12.5 12.5 12.6 12.8

Технико-экономический метод планирования прибыли включает расчеты и обоснование факторов, образующих показатель (табл. 21). Подходы, характерные для использо­вания двух последних методов, в целом характеризуют инактивный стиль планирования прибыли. Рассматриваемый метод определения плана прибыли предполагает использо­вание ряда других планов: а) объема деятельности, б) до­ходов и НДС, в) издержек, в том числе переменных и по­стоянных, г) прочей прибыли.

Таблица 21

Проект плана прибыли фирмы на планируемый год (в д. ед.)

  Показатели     Отчетный год     Текущий год Проект плана
План Ожидаемое выполнение % выполнения плана % изменения к отчетному году   Всего В % к текущему году  
Розничный товарооборот       101.4 104.3   103.9
Валовые доходы, всего В % 17.69 532 17.74 540 17.76 101.5 100.1 104.7 100.4 562 17.78 104.1 100.1
НДС, всего     101.6 105.1   104,8  
Издержки обращения, всего В % 344 11.79 11.70 11.61 100.6 99.2 102.6 98.5 11.58 103.7 99.7
В том числе постоян­ные издержки, всего              
Торговая прибыль, всего 11З     104,2 110,6   104.8
Рентабельность торговли, % 3.87 4.0 4.11 102.8 106.2 4.15 101.0
Прочая прибыль, всего       92.0 109.5   108.7
Балансовая прибыль, всего       102.1 110.4   105.4

 

На основании указанных планов и с учетом выявленных тенденций прошлого определяется прибыль основной дея­тельности и балансовая прибыль на будущее. Отличие ме­тода прямого счета от технико-экономического состоит в том, что в первом случае для обоснования используются, как правило, фактически достигнутые уровни показателей фирмы за прошлые годы, а во втором — нормативы и нор­мы, рекомендованные для экономических расчетов, и пла­ны соответствующих образующих показателей.

Каждая фирма в условиях рыночной экономики при­дает большое значение использованию своего капитала: основного и оборотного. Поэтому возрастает значение обо­снования прибыли посредством учета прибыли на вложен­ный капитал: а) нормы прибыли на капитал, б) лучшего достигнутого в фирме уровня прибыли на капитал. Следу­ет напомнить, что расчет рентабельности капитала ведет­ся на основе балансовой прибыли, а рентабельности про­изводства (продукции, торговли) — на основе прибыли ос­новной деятельности. Поэтому использование прибыли на вложенный капитал в планировании будет определять ба­лансовую прибыль фирмы, которую затем посредством любого из указанных выше методов необходимо опреде­лить по видам деятельности, т. е. направлениям ее обра­зования.

Метод планирования прибыли, названный как опреде­ление оптимальной целевой прибыли, предусматривает спе­циальные расчеты потребности фирмы в прибыли: во-пер­вых, для уплаты налогов от прибыли; во-вторых, для про­чих внефирменных отчислений из прибыли и, в-третьих, для внутрифирменных потребностей в прибыли, в том чис­ле для развития.

Полученная таким образом величина прибыли являет­ся исходной для определения необходимого объема деятель­ности, который позволил бы ее получить. Обоснование объе­ма деятельности от прибыли возможно посредством исполь­зования формул безубыточности.

Метод маржинального дохода в планировании прибы­ли использует расчетные данные о переменных издержках по видам продукции. Разница между предполагаемым маржинальным доходом продукции фирмы и постоянными из­держками определяет плановую прибыль:

М = Q – С – Н, (34)

где М — маржинальный доход;

Q — товарная продукция;

С — переменные издержки;

Н — налог на добавленную стоимость.

Экономико-математические методы планирования прибыли используют функциональные связи типа:

Р = f (35)

где Р — прибыль;

х — факторы, определяющие прибыль.

Разновидностью экономико-математических методов яв­ляется метод оптимизации плановой прибыли. Критериями выбора модели могут быть: минимум текущих затрат; мак­симум прибыли; максимум вложенного капитала; ускорение оборачиваемости капитала (до нормативного) и др.

Таким образом, различные методы определения плано­вой прибыли и рентабельности, несмотря на свое несход­ство, решают единую задачу их точного обоснования исхо­дя из возможных ресурсов и потребностей в них фирмы с учетом поставленных целей деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.