Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Стратегия –это обобщающая модель длительных действий, необходимых предприятию для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях




Резюме

Стратегия – это обобщающая модель длительных действий, необходимых предприятию для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях.

Разрабатывая стратегию развития фирме необходимо соблюдать ряд требований:

содержала ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела;

было обозначено скоординированное руководство;

поддерживала прогрессивную инициативу;

главные усилия должны быть сконцентрированы в нужное время и в нужном месте;

обеспечивала гарантированные ресурсы;

предусматривала гибкость поведения в тактических действиях для использования минимума ресурсов при достижении максимума результата.

Экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами. Основная цель экономической стратегии – создание и поддержание конкурентного преимущества фирмы.

Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, т.е. с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели. Таким образом, разработка вариантов и выбор предпочтительной экономической стратегии представляет собой процесс формирования портфеля (набора) стратегических рыночных трансакций, т.е. разнообразных соглашений, сделок с многочисленными партнерами, которые фирма должна осуществить в перспективе, чтобы обеспечить себе устойчивое развитие.

По своей сущности стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей деятельности. Существует четыре группы таких правил.

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественный критерий оценки обычно называют курсом или ориентиром, а количественное содержание – заданием или планом. Ориентир представляет собой цель, которую фирма стремится достичь, а стратегия-средство для достижения цели.

2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой и которые определяют, какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться преимущества над конкурентами. Этот набор правил получил название стратегия бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри предприятия, называются организационной концепцией.

4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называются основными оперативными приемами.

Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринимаемых руководством фирмы, с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи фирме в решении задач ее развития.

Существуют различия между стратегическим и тактическим планированием. Основной вопрос стратегического планирования – чего хочет добиться фирма. Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы фирмы для достижения стратегических целей. Тактическое планирование обычно охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды.

Основная роль стратегического плана состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые закономерности работы фирмы. Цель в стратегическом планировании - это результат, который должен осуществляться к намеченному сроку. Задача в стратегическом планирование – это управленческое решение, направленное на достижение целей фирмы.

Цели фирмы должны отвечать следующим требованиям:

должны быть достижимыми, конкурентными и желательно измеримыми;

в зависимости от горизонта планирования могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными;

множество целей должно быть взаимоподдерживающими, т.е. действия и решения по достижению одной цели не должны мешать достижению другой цели.

Цели стратегии дифференцируются в зависимости от уровня стратегического плана. Различают цели следующих стратегических уровней:

1) миссия бизнеса (корпоративной стратегии);

2) деловой стратегии;

3) функциональных стратегий;

4) операционных стратегий.

В условиях рыночной экономики, развитие фирмы может осуществляться в рамках таких стратегий, которые обеспечат ей получение прибыли, устойчивое финансовое положение, а также конкурентоспособность в относительно длительном периоде. Это во многом зависит от выбора типа стратегии и отражения ее в планах фирмы. Типы стратегических планов классифицируются по различным признакам.


1. Дать понятие сущности стратегии.

2. Основные требования к разработке стратегии развития фирмы.

3. Раскройте сущность двух противоположных подходов к пониманию стратегии.

4. Раскройте содержание набора правил для принятия решений, которыми фирма должна руководствоваться в своей деятельности.

5. Дать понятие стратегического планирования и раскройте его особенности.

6. Перечислите различия между стратегическим и тактическим планированием.

7. Основные требования к разработке цели фирмы.

8. Какие Вы знаете уровни стратегического плана и их цели?

9. Этапы разработки стратегического плана.

10. Перечислите способы выработки стратегии.

11. Перечислите внешние и внутренние факторы, влияющие на выбор стратегии компании.

12. Классификация стратегических планов по различным признакам.

13. Перечислите важнейшие характеристики бизнес-плана.

14. Раскройте основополагающие принципы разработки бизнес-плана.

15. Основные задачи и функции, которые решаются в практике предпринимательства с помощью бизнес-плана.

16. Раскройте содержание основных разделов бизнес-плана.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем учебном пособии расмотренны методологические основы формирования технологии прогнозирования и планирования на уровне субъекта хозяйствования. Основными научными и практическими результатами являются следующие:

1. Исследована экономическая сущность прогнозирования и планирования на уровне предприятия. Дано понятие научного предвидения, включая его форму предсказания и предуказания, а также их различие. Рассмотрена структура экономического предвидения, где прогноз и план являются его производными, раскрыты особенности прогноза и плана и их различия.

Дан анализ состояния прогнозирования и планирования в России и за рубежом, раскрыты преимущества и недостатки директивного планирования и доказана возможность и целесообразность использования директивного планирования на уровне фирмы, что обеспечит формирование долгосрочных конкурентных преимуществ отдельным предприятиям и российской экономики в целом.

2. Разработаны методологические основы прогнозирования, которые включают совокупность принципов, методов и показателей, применяемых в процессе прогнозирования и планирования.

Принцип прогнозирования характеризует основное исходное положение или идею теории. К основным принципам прогнозирования относятся: системность, согласованность, вариантность, непрерывность, верифицируесость, т.е. определение достоверности, и эффективность. Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.

К наиболее распространенным методам прогнозирования относятся: экстраполяция, нормативные расчеты, в том числе интерполяция, экспертные оценки, аналогия, математическое моделирование. Рассмотрены преимущества и недостатки каждого метода и области их возможного применения, а также представлены примеры расчетов.

Здесь же рассматриваются примеры организации прогнозирования. Организация прогнозирования включает следующие элементы:

1) организацию системы (проекта);

2) порядок и последовательность работы;

3) систему привлекаемое информации;

4) исполнителей.

3. Разработаны и предложены основные экономические прогнозы организации, включая прогнозирования сбыта (продажи) продукции, прогнозирование инвестиций и хозяйственного риска.

Главной задачей прогнозирования на уровне предприятия является стремление предвидеть, осознать и своевременно приспособиться в своих целях и возможностях к складывающимся обстоятельствам бизнеса. Прогнозирование на уровне предприятия включает:

1) составление прогнозов показателей внешней среды хозяйствования;

2) разработку прогнозов, которые будут использоваться при планировании показателей внутренней среды хозяйствования.

Прогнозное обоснование доли рынка товара может происходить с учетом экспертных оценок, наложенных на экстраполяцию.

Прогнозирование и планирование сбыта может происходить на основе показателей прибыли и рентабельности. Такой расчет использует понятие «точка безубыточности», которое характеризует пограничный, т.е. нулевой по прибыльности объем работы.

Из всех решений фирмы наибольшей сложностью, неопределенностью и риском обладает именно обоснование долговременных затрат – капитальных вложений, затрат на НИОКР (научные исследования) и другие инвестиции. Для прогноза инвестиций требуется обоснование эффективности вариантов проектов и выбор из них наилучшего. Для этих целей чаще всего используются: метод потока денежной наличности; метод нормы рентабельности капитала; метод дисконтирования средств.

Важной задачей, входящей в сферу прогнозирования фирмы, является: а) осознание и определение степени риска; б) разработка мер его снижения или выбор иного варианта действий. Прогнозирование риска является составной частью прогнозной экономической работы фирмы. Предложены четыре метода прогнозирования риска и представлены примеры их расчета.

4. Рассмотрена концепция планирования, включая сущность планирования и основные характеристики плана, преимущества и недостатки планирования, методологию планирования, классификацию планов по различным признакам и организацию планирования.

Методология планирования – это учение о совокупности основных принципов, методов и приемов, о системе применяемых показателей, мер (действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования.

Система мер (действий) необходимых для выполнения плана включает:

развернутое описание необходимых действий;

ресурсное обеспечение;

перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их дифференцированных задач;

сроки выполнения расчетных показателей.

5. Разработка плана маркетинга является основным вопросом всего процесса планирования на предприятии в условиях рынка. Этот план определяет основные плановые параметры на будущее и учитывает фундаментальные экономические и неэкономические цели бизнеса. Основой плана маркетинга являются:

базовая стратегия фирмы;

прогноз спроса;

прогноз сбыта;

финансовое положение предприятия.

Объемы сбыта (продажи), производства и снабжения характеризуются с помощью объемных показателей плана маркетинга. Из них наиболее значимым для достижения целей базовой стратегии является план сбыта, так как он приближен к интересам конечного потребителя. Во всех отраслях экономики план производства в условиях рынка становится частью плана сбыта на предприятии.

Экономический эффект планового решения зависит от предпринимаемой направленности действий, от взаимосвязи присутствующих аспектов деятельности и от предполагаемого изменения результата. Эффект планового решения определяется различными методами, которые, как правило, обосновывают увеличение таких показателей как объем деятельности (сбыта, товарооборота), прибыли и рентабельности.

6. Функциональное планирование в организации включает планирование прибыли и рентабельности, издержек производства и обращения, формирование плана по труду и заработной плате, а также расходы организации на социальные нужды. Планирование персонала фирмы призвано обеспечить нормальный процесс организации труда работающих и выплаты им заработной платы, в том числе окладов и тарифов, а также вознаграждений стимулирующего характера.

7. Раскрыты теоретические аспекты стратегического планирования в организации, включая сущность стратегического планирования, особенности его методологии, классификацию (типизацию) стратегических планов и бизнес-планирование на предприятии.

По своей сущности стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми предприятие должно руководствоваться в своей деятельности. Разработано четыре группы таких правил.

1) Правила, используемые при оценке результатов деятельности организации в настоящем и будущем. Качественный критерий оценки называется курсом или ориентиром, а количественное содержание – заданием или планом. Ориентир представляет собой цель, которую фирма должна достичь, а стратегия – средство для достижения цели.

2) Правила, по которым складываются отношения предприятия с его внешней средой и которые определяют, какие виды продукции и технологии оно будет разрабатывать, куда и кому сбывать свою продукцию, каким образом добиваться конкурентного преимущества. Этот набор правил называется стратегией бизнеса.

3) Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри предприятия и которые называются организационной концепцией.

4) Правила, по которым организация ведет свою повседневную деятельность и которые называют основными оперативными приемами.

Обоснование стратегии основано на использовании общих подходов методологии планирования. Однако стратегическому плану присущи некоторые свои особенности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.