Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место психологии 3 страница




Оправдана ли такая тенденция?

Она полезна как временное условие дифференциации знаний. Однако она станет опасной, если будет узаконена, если закрепится как основная форма знаний о творчестве.

Катастрофическая кривая роста числа людей, вовлекаемых в науку, в значительной мере зависит от эмпирического подхода к решению комплексных проблем. Эта кривая не может уйти в бесконечность. Поэтому наука обязана прорываться за пределы эмпирического уровня. Знания должны добываться и строиться более рационально; от конкретных доаналитических знаний необходимо переходить к абстрактно-аналитическим. Огромную роль здесь должна сыграть методология исследования конкретных явлений.

Абстрактно-аналитические науки не могут существовать сами по себе. Они возникают, развиваются и дают окончательный эффект в русле конкретной науки. Какая же конкретная наука должна впитывать в себя результаты абстрактно-аналитических исследований творчества, например результаты психологии творчества (развиваемой как абстрактно-аналитическая наука)?

Сейчас такую функцию (применительно к психологии научного творчества) связывают с науковедением. Возможно, науковедение и имеет некоторые основания на известную само-


стоятельность. Но многие современные задачи науковедения, такие, как целенаправленное воспитание работников науки, обладающих высоким творческим потенциалом, рациональный отбор кадров, создание оптимальной мотивации научной деятельности, поиск средств, стимулирующих успешное протекание творческого акта, эффективное использование современных возможностей автоматизации умственного труда, рациональная организация научных коллективов и т. п., непосредственно входят в состав задач педагогики творчества.

Для решения подобных задач педагогикой накоплен огромный опыт. Включение науковедения (или ряда его аспектов) в состав педагогических дисциплин связано лишь с необходимым при этом снятием существующих сейчас возрастных ограничений, с широким взглядом на педагогику как на науку о воспитании и обучении, не связанную с какими-либо возрастными лимитами ее предмета. Целесообразность такого расширения предмета очевидна.

Включение психологии творчества в педагогику целесообразно и по ряду других причин. Например, науковедение, выполняя роль конкретной науки, впитывающей в себя итоги исследований по психологии творчества, ограничивается лишь проблемами научного творчества. Но творческая деятельность людей не сводится лишь к творчеству в науке. Элементы творчества свойственны почти любому виду труда, они имеют огромное значение в учении, игре и т. п.

Включение в педагогику проблем научного, технического, художественного творчества, несомненно, сблизит обучение и воспитание подрастающего поколения с наукой, техникой, искусством.

Включение психологии творчества как абстрактно-аналитической науки в состав педагогики творчества как конкретной науки— необходимое условие развития действенно-преобразующего типа знания о творческой деятельности. Соблюдение такого условия требует существенного пересмотра структуры целого ряда гуманитарных наук и их взаимоотношений. Оно связано с превращением абстрактно-аналитических (по своим тенденциям развития) гуманитарных наук, изучающих различные структурные уровни организации творческой деятельности, в науки, составляющие подлинный фундамент знания о творчестве, с превращением педагогики творчества, выступающей в функции конкретной области знания, — в науку фундаментальную.

Специфика современной ситуации исследования творческой деятельности состоит в том, что здесь науки типа педагогики творчества, науковедения практически сталкиваются с проблемой общих особенностей хода дифференциации знания. История познания непосредственно не повторяет ход развития мира в целом: не логика развития мира в целом направляет развитие познания; движущая сила развития науки — потребности обще-


ства, потребности производства. Постоянное сближение знаний, добываемых человечеством согласно законам истории развития познания, с логикой развития самого мира в целом — специальная задача. Теперь она впервые вовлекается в сферу потребностей производства, но еще весьма далека от своего решения. Именно поэтому абстрактно-аналитические науки, прямая цель которых — изучение отдельных факторов, детерминирующих конкретные события, еще далеко не полностью отвечают этой цели и не могут непосредственно удовлетворять запросы исследования творческой деятельности. Поэтому педагогика творчества не может непосредственно сосредоточиваться сегодня на своей важнейшей задаче — синтезе результатов исследований наук, анализирующих отдельные факторы, детерминирующие творческую деятельность как конкретное событие. Сами эти науки еще нуждаются в существенных преобразованиях. Они еще не могут прогнозировать социальные заказы и каждый новый заказ застает их врасплох.

Абстрактно-аналитические науки не имеют готовых результатов для фундаментального синтеза. Пока что такие результаты в большинстве случаев необходимо 'получать в системе самой конкретной науки, берущей на себя роль фундаментальной. Освободиться от этого — одна из актуальных задач такой науки. Следовательно, на настоящем этапе развития фундаментальной науки о творчестве внутри ее необходимы и теоретические и экспериментальные исследования отдельных факторов творческой деятельности, едущие прежде всего в русле социальных и психологических наук.

Фундаментальная наука о творчестве, конечно, не может долго развиваться самостоятельно, изолированно от других областей знания (абстрактно-аналитических наук), призванных изучать отдельные структурные уровни организации творческой деятельности. Необходимо преобразование всей системы этих наук.

Такого рода преобразования теоретически возможны и практически неизбежны. Дело в том, что предложенная нами стратегия устойчива лишь относительно решения творческих задач — проблем. В целом она характерна лишь для переходного этапа формирования фундаментального знания. Вместе с тем эта стратегия приложима не только к проблеме научного творчества, но и ко всему классу аналогичных конкретных проблем. Развитие комплексных исследований должно постепенно привести к перестройке всей системы наук, вовлекаемых в данные исследования. Это.изменит тип существующих обобщений, которые будут направляться не только той или «ной конкретной лроблемой, а потребностями всего класса аналогичных конкретных проблем. Равным образом комплексы закономерностей абстрактно-аналитического знания станут обслуживать не отдельные проблемы, а весь их класс.


Поскольку каждая из абстрактно-аналитических наук раскрывает частные проявления всеобщих законов взаимодействия и развития, постольку, как мы это уже упоминали, системы понятий в любой из них должны строиться по единому принципу, отображающему всеобщие законы. Неизбежная перестройка абстрактно-аналитических наук сделает их легко обозримыми, лаконичными, легко сопоставимыми. Она откроет возможность к полноценному прогнозированию и планированию этих наук^ чему будет весьма эффективно содействовать общая матрица решенных и нерешенных узловых вопросов. В ней, несомненно, окажутся пустые места, «белые пятна», разбросанные по разным уровням. На исследования таких «белых пятен» и должны будут в первую очередь устремляться усилия той или иной абстракт-но-а'налитической науки. В итоге абстрактно-аналитические науки начнут разрабатывать своего рода картотеку знаний. Ею смогут пользоваться конкретные наукн при решении соответствующих им задач на фундаментальном уровне.

Таковы в общих чертах перспективы исследования творчества как комплексной проблемы.

Следующая задача, которую мы ставим в данной работе, заключается в том, чтобы рассмотреть место психологии в системе комплексного исследования творчества и тем самым в известной мере расшифровать представление об общей стратегии исследования комплексных проблем в области гуманитарного знания-


ГЛАВА 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.