Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологии в России




ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

«Сертификат» на независимость

Эрнст Вебер: зарождение психофизики

Густав Теодор Фехнер: основы психофизики

Франц Дондерс: время реакции

Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии

Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции

Разделение психики и сознания в исследованиях гипногогов

Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальной психологии

Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов

Изучение навыков

2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Проблема индивидуальных различий

Френсис Гальтон: наследственность гения

Развитие метода тестов

Альфред Бине: диагностика умственного развития

3. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область

Стелла Холл: рождение педологии

Джеймс Семи: ассоцианизм в детской психологии

Эрнст Мейман: педагогическая психология

Эдуард Клапаред: идея саморазвития

Арнольд Гезелл: нормальное детство

Джеймс Марк Болдуин: культурное развитие ребенка

Карл Бюлер: стадии психического развития

Маргарет Мид: этнопсихология детства

4. ЗООПСИХОЛОГИЯ

Дарвин и подъем сравнительной психологии

Психика животных и психика человека

«Закон экономии» Ллойд-Моргана

Дискуссия о вариативности поведения

Жак Леб: теория тропизмов

Можно ли приписать сознание инфузории?

Между Сциллой и Харибдой – механицизмом и антропоморфизмом

Познаваемасть психических актов

5. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

«Психология народов»

«Коллективный организм»

Вклад психоневрологов

Внушение и подражание

Э.Дюркгейм: коллективные представления

Концепция ценностей

Концепция инстинктов

6. ПСИХОТЕХНИКА

 

Глава VII

1. КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ

2. СТРУКТУРАЛИЗМ

3. ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

4. ФУНКЦИОНАЛИЗМ

5. БИХЕВИОРИЗМ

6. НЕОБИХЕВИОРИЗМ

7. СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ

8. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

9. ТЕОРИЯ «ПОЛЯ» КУРТА ЛЕВИНА

10. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЖАНА ПИАЖЕ

11. ПСИХОАНАЛИЗ (ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

Зигмунд Фрейд: основоположник психоанализа

Карл Густив Юнг: аналитическая психология

Альфред Адлер: индивидуальная психология

12. НЕОФРЕЙДИЗМ

Карен Хорни: образ Я

Эрих Фромм: «бегство от свободы»

Гарри Спок Салливен: межличностные отношения

Эрик Эриксон: Эго-психология

13. ТЕОРИЯ ШТЕРНА

14. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Глава VIII

1. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОРНИ

2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Середина века

Два направления в проблеме человека

Антропологический принцип в философии П.Г.Чернышевского

П.Д.Юркевич о душе и внутреннем опыте

К.Д.Кавелин о культурной детерминации психики

А.А.Потебня: язык народа как орган, образующий мысль

Изменение социальной ситуации в конце XIX века

3. УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРОФЕССОРА

Университетскае психологические школы

Вл.С.Соловьев: неохристианская концепция души

Л.М.Лопатин: психическая жизнь как духовное творчество

Н.Я.Грот: личность и свобода воли

Н.О.Лосский: теория интуитивизма и идеал-реализма

С.Л.Франк: душа человека

М.И.Владиславлев: соединение этики и эстетики

А.И.Введенский: знание и вера

Д.Н.Овсянико-Куликовский: психология творчества

Л.И.Петражицкий: правовые и нравственные чувства

Некоторые итоги

4. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ

Первые шаги

Г.И.Челпанов: создание Института экспериментальной психологии

Н.Н.Ланге: естественнонаучная ориентация психологии

5. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ

Достойный памятник русского ума

И.М.Сеченой – основатель науки о поведении

И.П.Павлов – создатель учения об условно-рефлекторнай деятельности

Объективная психология В.М.Бехтерева

А.А.Ухтомский – учение о доминанте

6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20-50-Е ГОДЫ XX СТОЛЕТИЯ

Реактология

Психология социального бытия Г.Г.Шпета

Разгром педологии

Л.С.Выготский: теория высших психических функций

7. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

М.Я.Басов: человек – деятель в среде

С.Л.Рубинштейн: единство сознания и деятельности

А.Д.Леонтьев: строение деятельности

8. О СУДЬБАХ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Послесловие

Рекомендованная литература

 

 

ОТ АВТОРА

 

Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой - возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят до стижения прошлого.

 

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю про следить, как из века в век создавалась эта система, - задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

 

Конечно, подход каждого исследователя своеоб разен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же - "ничто так не меняется, как неизменное про шлое"; оно по-разному видится в зависимости от ме тодологических воззрений исследователя.

 

В смене научных теорий и фактов, которую иног да называют "драмой идей", есть определенная ло гика - сценарий этой драмы. Вместе с тем произ водство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непо знанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину

 

 

этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и лич постной.

 

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т. е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного лич ностного, духовного смысла.

 

Человек не может осмысленно жить и действо вать, если его существование не опосредовано ка кими-то устойчивыми ценностями, несравненно бо лее прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к ис тории науки, мы ощущаем причастность к велико му делу, которым веками были заняты благород ные умы и души и которое незыблемо, пока суще ствует человеческий разум.

 

Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

 

 

ГЛАВА I




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.