Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная психология 13 страница




 

 

 

личность. Это и придало каждой школе своеобраз ный профиль.

 

Ориентация на одну из категорий как доминанту истории системы и придание другим категориям фун-кцииподчиненных - все это стало одной из причин распада психологии на различные - порой противо стоящие друг другу-школы.

 

Это и создало картину кризиса психологии. Но если бы за противостоянием школ и враждой теорий не было корневой системы инвариантных категорий (получивших различную интерпретацию), привержен цы различных школ не могли бы понять друг друга, дискуссии между ними оказались бы бессмысленны и никакой прогресс психологии не был бы возмо жен. Каждая школа оказалась бы замкнутой систе мой, и психологии как единой науки вообще не су ществовало бы. Между тем, вопреки неоднократным предупреждениям об ее распаде, психология продол жала наращивать свой эвристический потенциал. И дальнейшее ралвитие шло в направлении взаимодей ствия школ.

 

 2. Структурализм

 

Рассмотрим прежде всего так называемую струк турную школу-прямую наследницу направления, лидером которого являлся В. Вундт. Ее представите ли называли себя структуралистами, так как считали главной задачей психологии экспериментальное ис следование структуры сознания. Понятие структуры предполагает элементы и их связь, поэтому усилия школы были направлены на поиск исходных ингре диентов психики (отождествленной с сознанием) и способов их структурирования. Это была вундтовская идея, отразившая влияние механистического естест вознания.

 

С крахом программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экспериментальные методы Кеттелл и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстерберг. Многие из учеников, утратив веру в идеи Вундта, разочарова лись и в его таланте. Компилятор, не сделавший ни-7 М. Г. Ярошеютай 193

 

 

какого существенного вклада, кроме, может быть, доктрины апперцепции, - так отзывался о Вундте Стоили Холл, первый американский психолог, обу чавшийся в Лейпциге. Как говорили, это было тра гедией Вундта, что он привлек так много учеников, но удержал немногих. Однако один ученик продол жал свято верить, что только Вундт может превра тить психологию в настоящую науку. Это был англи чанин Эдвар Титченер.

 

Окончив Оксфорд, где он изучал философию, Тит-ченер четыре года работал преподавателем физиоло гии. Сочетание философских интересов с естествен нонаучными приводило многих в область психоло гии. Так случилось и с Титченером. В Англии 90-х годов он не мог заниматься экспериментальной пси хологией и отправился в Лейпциг. Пробыв два года у Вундта, он надеялся стать пионером новой науки у себя на родине, но там не было потребности в ис следователях, экспериментирующих над человеческой "душой". Титченер уехал в Соединенные Штаты. Он обосновался в 1893 году в Корнельском университе те. Здесь он проработал 35 лет, неуклонно следуя со вместно с преданными учениками (число которых с каждым годом возрастало) программным установкам, усвоенным в лейпцигской лаборатории. Титченер пуб ликует "Экспериментальную психологию" (1901- 1 905), выдвинувшую его в ряд самых крупных пси хологов эпохи.

 

Перед психологией, по Титченеру, как и перед лю бой другой наукой, стоят три вопроса: "что?" "как?", "почему?".

 

Ответ на первый вопрос - это решение задачи ана литического порядка: требуется выяснить, из каких элементов построен исследуемый предмет. Рассмат ривая, как эти элементы комбинируются, наука ре шает задачу синтеза. И, наконец, необходимо объяс нить, почему возникает именно такая комбинация, а не иная. Применительно к психологии это означало поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях (например, закона сли яния тонов или контраста цветов). Титченер гово рил, что на вопрос "почему?" психолог отвечает, объ ясняя психические процессы в терминах параллель ных им процессов в нервной системе.

 

 

 

Под сознанием, учил Титченер, нужно понимать совсем не то, о чем сообщает банальное самонаблю дение, свойственное каждому человеку. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за по верхностью его явлений, подобно тому как от обыч ного, ненаучного взгляда скрыты реальные процес сы, изучаемые физикой и химией. Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен справиться с неот вязно преследующей его "ошибкой стимула". Она вы ражена в смешении психического процесса с наблю даемым внешним объектом (стимулом этого процес са). Знание о внешнем мире оттесняет и затемняет "материю" сознания, "непосредственный опыт". Это знание оседает в языке. Поэтому вербальные отчеты испытуемых насыщены информацией о событиях и предметах внешнего мира. (Например, о стакане, а не о светлоте, о пространственных ощущениях и дру гих психических компонентах, сопряженных с его воздействием на субъекта.) Научно-психологический анализ следует очистить от предметной направлен ности сознания. Нужен такой язык, который позво лил бы говорить ъ психической "материи" в ее не посредственной данности.

 

В этой материи различались три категории эле ментов: ощущение (как простейший процесс, обла дающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью), образ и чувство. Никаких "над строек" над ними не признавалось. Когда вюрцбург-ская школа сообщила, что к чувственным единицам сознания должна быть прибавлена еще одна - вне-чувственная "чистая мысль", свободная от образов, Титченер не принял этого взгляда, противопоставив ему свою "контекстную теорию значения".

 

Испытуемые в вюрцбургской лаборатории впада ли, как он считал, в "ошибку стимула". Их сознание поглотили внешние объекты. Поэтому они и уверо вали, что значение этих объектов представляет осо бую величину, нерастворимую в сенсорном составе опыта.

 

Представление о каком-либо объекте, по Титче-неру, строится из совокупности чувственных элемен тов. Значительная их часть может покидать сознание, в котором остается лишь сенсорная сердцевина, до статочная, чтобы воспроизвести всю совокупность.

 

 

Если испытуемый при решении умственной задачи не осознает чувственно-образного состава значений, которыми он оперирует, то это ему не удается толь ко из-за недостаточной тренированности его интрос пекции. Указанные моменты непременно участвуют в процессе мышления в трудноуловимой форме "тем ных" мышечных или органических ощущений, со ставляющих сенсорную сердцевину неосознаваемо го контекста.

 

Титченер не терял надежды на то, что сочетание интроспекции с экспериментом и математикой в кон це концов приблизит психологию к стандартам есте ственных наук. Между тем уже при жизни Титчене-ра продуктивность исследований его школы стала па дать. Историк Р. Уотсон отмечает, что в течение последних 15 лет существования титченеровской ла боратории ее результаты не напоминали ранние ра боты ни по объему, ни по глубине. Причину упадка титченеровской школы следует искать в объектив ных обстоятельствах развития психологии. Школа эта сложилась на зыбкой почве интроспекционизма и по тому неизбежно должна была распасться. В ЗО-х го дах многие из ее воспитанников продолжали актив но работать, но никто уже не следовал программе структурализма.

 

 3. Вюрцбургская школа

 

В начале XX века в различных университетах ми ра действовали десятки лабораторий эксперименталь ной психологии. Только в Соединенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика была различна: ана лиз ощущений, психофизика, психометрия, ассоци ативный эксперимент. Работа велась с большим рве нием, но существенно новые факты и идеи не рож дались.

 

В. Джеме обращал внимание на то, что результаты огромного количества опытов не соответствуют вло женным усилиям. Но вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в журнале "Архив об щей психологии", которые, как оказалось впоследст вии, повлияли на прогресс науки не в меньшей степе-196

 

 

ни, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации эти исходили от группы молодых экспериментаторов, стажировавшихся у профессора Освальда Кюльпе (1862- 1915) в Вюрцбурге (Бавария). Профессор, уроженецЛат-вии (входившей в состав России), был мягкий, добро желательный, общительный человек с широкими гу манитарными интересами. После обучения у Вундта он стал его ассистентом.

 

Известность Кюльпе принес "Очерк психологии" (1883), где излагались идеи, близкие к вундтовским. Но вскоре и он, возглавив лабораторию в Вюрцбурге, выступил против своего учителя. Проведенные в этой лаборатории несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия XX века самым значительным событием в экспериментальном исследовании человеческой психики.

 

В наборе экспериментальных схем вюрцбургской лаборатории поначалу как будто ничего примечатель ного не было. Определялись пороги чувствительно сти, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза широко распространен ным ассоциативный эксперимент.

 

Все началось с небольшого, на первый взгляд, из менения инструкциии испытуемому (в роли испытуе мых обычно выступали попеременно сами эксперимен таторы). От него требовалось не только, например, ска зать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в психофизиологических опытах), или отреа гировать на одно слово другим (в ассоциативном экс перименте), но и сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании перед тем, как он выносил суждение о весе предмета, или перед тем, как он про износил требуемое слово. Почему такого типа задачи прежде не ставились? Потому что иной была направ ленность исследовательского поиска. В психофизике, скажем, требовалось определить "едва заметное раз личие" между ощущениями. Отчет испытуемого рас сматривался как информация о простейшем элементе сознания. В ассоциативном эксперименте нужно было выяснить, какой образ вызывает слово или сколько раз следует повторять раздражители, чтобы закрепилась связь между ними и т. д. Во всех случаях эксперимен татора интересовало только одно - психические обра зы (хотя бы в виде наиболеее элементарных качеств

 

 

 

ощущений), т. с, эффекты действий испытуемого, а не сами эти действия (психические акты). Эффекты, в свою очередь, считались отражающими структуру интрапси-хической сферы. Не удивительно, что при такой ори ентации исследований идеи структурализма об "ато мистическом" строении сознания казались прошедши ми строгую экспериментальную проверку.

 

В поисках новых детерминант вюрцбургцы вышли за пределы принятой тогда экспериментальной мо дели (направлявшей работы и в психофизике, и в психометрии, и в ассоциативных экспериментах). Эта модель ограничивала опыт двумя переменными: раз дражителем, воздействующим на испытуемого, и его ответной реакцией. Теперь была введена еще одна особая переменная: состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя.

 

Различные варианты экспериментов показыва ли, что в подготовительный период, когда испыту емый получает инструкцию, у него установка - на правленность на решение задачи. Перед восприя тием раздражителя (например, слово, на которое нужно ответить другим) эта установка регулирует ход процесса, но не осознается. Что касается фун кции чувственных образов в этом процессе, то они если и возникают, то сколько-нибудь существен ного значения для решения задачи не имеют.

 

К важным достижениям вюрцбургской школы сле дует отнести то, что изучение мышления стало при обретать психологические контуры. Прежде счита лось, что законы мышления - это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании согласно правилам образования ассоциаций. Поскольку же ас социативный принцип является всеобщим, специфи чески психологическая сторона мышления вообще не различалась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет собственные свойства и законо мерности, отличные как от логических, так и от ас социативных.

 

Особое строение процесса мышления объяснялось тем, что ассоциации в этом случае подчинялись де терминирующим тенденциям, источником которых служила принятая испытуемым задача.

 

Вюрцбургская школа вводила в психологическое. мышление новые переменные: установку (мотива-198

 

 

ционную переменную), возникающую при приня тии задачи; задачу (цель), от которой исходят де терминирующие тенденции; процесс как смену по исковых операций, иногда приобретающих аффек тивную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).

 

Эта схема противостояла традиционной, согласно которой детерминантой процесса служит внешний раздражитель, а сам процесс-"плетение" ассоциа тивных сеток, узелками которых служат чувственные образы (первичные - ощущения, вторичные - пред ставления).

 

Наиболее существенным моментом у вюрцбург-цев, как мы полагаем, явилась разработка категории психического действия как акта, имеющего свою де терминацию (мотив и цель), операционально-аффек тивную динамику и состав. Они вводили эту катего рию "сверху", отправляясь от высших форм интел лектуального поведения. Но параллельно шел процесс внедрения этой категории "снизу", на уровне иссле дования элементарного приспособительного поведе ния живых существ. И здесь дарвиновская револю ция вела к новой трактовке интеллекта, для которой детерминантой является проблема, а не сам по себе раздражитель (ср. выдвинутое вюрцбургцами поня тие о задаче - цели - и создаваемых целью детер минирующих тенденциях). Эта проблема возникает лишь при наличии у организма потребности (ср. по нятие об установке у вюрцбургцев). Что касается воп роса, возможно ли мышление без образов, то он имел значение не столько в позитивном плане, сколько в плане разрушения той картины сознания, которую предлагал структурализм.

 

Мы умышленно, говоря о вюрцбургцах, поимен но их не упоминали, так как стремились описать шко лу в целом. Теперь настало время назвать их име на - ведь каждому принадлежал определенный штрих в общей схеме.

 

Нарцисс Ах (1871-1946) реализовал в эксперимен те предположение Кюльпе о том, что испытуемый "преднастроен" на выполнение задачи. Такую "пред-настройку" он обозначил термином "детерминирую щая тенденция", или "установка сознания". Послед-199

 

 

НИИ термин звучал парадоксально, поскольку из опы тов следовало, что эта тенденция (или установка) не осознается. Вскоре Ах внес в лексикон школы еще один термин - "сознанность" (BewoBtsein), чтобы обозначить особое (несенсорное) содержание созна ния. Главная работа Аха в вюрцбургский период - "О волевой деятельности и мышлении" (1905).

 

Карл Бюлер (1879-1963) работал в Вюрцбурге в 1907-1909 гг. Он внес в экспериментальную практи ку школы новую ориентацию, которая дала повод для наиболее острой критики со стороны Вундта. Мето дика заключалась в том, что перед испытуемым ста вилась сложная проблема и он должен был, не ис пользуя хроноскопа, возможно более тщательно опи сать, что происходит в его сознании в процессе решения. В исторической литературе высказывается мнение, что "Бюлер, более чем кто-либо другой, сде лал очевидным, что в опыте существуют данные, ко торые не являются сенсорными".

 

Уже после отъезда Кюльпе из Вюрцбурга (сперва в Бонн, а затем в Мюнхен) процесс мышления изучал Отто Зельц (1881-1944?). Ему принадлежит заслуга экс периментального анализа зависимости этого процесса от структуры решаемой задачи. Зельц ввел понятие об "антиципаторной схеме", которое обогатило прежние данные о роли установки и задачи. Главные работы Зельца-"О законе упорядоченного движения мыс ли" (1913), "К психологии продуктивного мышления и ошибки" (1922), "Закон продуктивной и репродуктив ной духовной деятельности" (1924). Зельц погиб в на цистском концентрационном лагере.

 

Традиции экспериментального изучения мышле ния, созданные вюрцбургской школой, были разви ты другими исследователями, к ней не принадлежав шими.

 

 4. Функционализм

 

У истоков это направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял австрийский психолог Франц Брентано.

 

 

 

Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического священника, оставив ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перейдя в Венский университет, где стал профессо ром философии. Первый труд Брентано был посвя щен психологии Аристотеля, а также ее интерпрета ции средневековыми католическими теологами, раз работавшими понятие об интенции как особой направленности мысли. В незавершенной работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) Брентано предложил новую программу разработки психологии как самостоятельной науки, противопо ставив ее господствовавшей в то время программе Вундта.

 

Главной для новой психологии он считал пробле му сознания. Чем отличается сознание от всех дру гих явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, можно определить область психологии. В то время под влиянием Вундта господствовало мнение, что со знание состоит из ощущений, восприятий, представ лений как особых, сменяющих друг друга процессов. С помощью эксперимента их можно выделить, под вергнуть анализу, найти те элементы или нити, из которых сплетается эта особая "ткань" внутреннего субъекта. Такое воззрение, утверждал Брентано, со вершенно ложно, ибо оно игнорирует активность со знания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака со знания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и именно благодаря этому позволяет отграничить пси хические явления от физических.

 

Интенция - не просто активность. В ней совме стно с актом сознания всегда сосуществует какой-либо объект. Психология использует, в частности, слово "представление", понимая под ним восста новление в памяти отпечатков виденного или слы шанного. Согласно же Брентано следует говорить не о представлении, а о представливании, то есть о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же отно сится и к другим психическим феноменам. Говоря, допустим, о восприятии, забывают, что в этом слу чае не просто происходит "всплывание" чувствен-201

 

 

кого образам а совершается акт воспринимания это го содержания. Следует решительно разграничить акт и содержание, не смешивать их, и тогда станет совершенно ясно, что психология является наукой об актах сознания. Никакая другая наука, кроме нее, изучением этих особых интенциональных ак тов не занимается.

 

Описывая и классифицируя формы этих актов, Брентано приходил к выводу о том, что существует три основных формы: акты представливания чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого. Вне акта объ ект не существует, но и акт, в свою очередь, возни кает только при направленности на объект. Когда человек слышит слово, то его сознание устремляется сквозь звуковую, материальную оболочку к предме ту, о котором идет речь. Понимание значения слова есть акт, и потому это психический феномен. Он раз рушается, если брать порознь акустический раздра житель (звук) и обозначаемую им физическую вещь. Раздражитель и вещь сами по себе к области психо логии не относятся.

 

Брентано решительно отвергал принятую в лабо раториях экспериментальной психологии процедуру анализа. Он считал, что она извращает реальные пси хические процессы и феномены, которые следует изу чать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением.

 

Из конкретно психологических работ Брентано из вестны "Исследования по психологии чувств" и "О классификации психических феноменов". Другие его труды посвящены вопросам философии и аксиоло-гии. Безусловно очевидными он считал лишь психи ческие феномены, данные во внутреннем опыте, тогда как знание о внешнем мире носит вероятностный характер.

 

Уроки Брентано, поставившего задачей описать, как работает сознание, оказали влияние на различ ные направления западной психологической мысли. Утвердив принцип активности, Брентано стал пио нером европейского функционализма. Это было на правление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии, лидером которого вы-202

 

 

ступил Вундт, считавший задачей новой психологи ческой науки определение тех элементов, из кото рых складывается сознание, а также определение за конов, по которым из них образуются психологиче ские структуры. Против подобного взгляда на сознание как устройство "из кирпичей и цемента" и выступили функционалисты и их последователи. У Брентано учились и под прямым воздействием его идей находились многие психологи.

 

Идеи Брентано повлияли на Кюльпе и его вюрц-бургскую школу. В чипе обучавшихся философии в Вене у Брентано был 3. Фрейд. В его учении поня тие Брентано об интенции преобразовалось в вер сию "прикованности" психической энергии к внеш ним объектам (включая собственное тело индивида).

 

Идеи активности и предметности сознания, хотя в идеалистической интерпретации, утвердились бла годаря Брентано в западноевропейской психологии.

 

Важную роль в разработке функционализма в его западноевропейском варианте сыграл немецкий пси холог Карл Штумпф.

 

К.. Штумпф (1848-1936) был профессором кафед ры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 года он работал в Берлинском университете, где ор ганизовал психологическую лабораторию. Под влия нием Брентано он считал предметом психологии ис следование психологических функций, или актов (воспринимания, понимания, хотения), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в ви де форм, ценностей, понятий и им подобных содер жаний сознания). Изучение феноменов Штумпф от носил к особой предметной области - феноменоло гии, связывая ее с философией, а не с психологией.

 

Собственным предметом психологии Штумпф считал функции (или акты). Так, исследованию под лежит не красный цвет объекта (который представ ляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а не фун кцию сознания), а акт (или действие) субъекта, бла годаря которому человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций Штумпф раз личал две категории: интеллектуальные и эмотив-ные (или аффективные). Эмотивные функции со стоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание.

 

 

 

Эмоциональный оттенок могут приобрести и не которые явления, которые были названы "чувст венными ощущениями".

 

С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в боль шинстве своих экспериментальных работ сосредо точился на изучении восприятия музыкальных то нов. Эти работы были обобщены в его двухтомном труде "Психология тонов", внесшем самый круп ный после Гельмгольца вклад в исследования пси хологической акустики. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились на тренированными в интроспективном анализе пси хологами вундтовской школы, Штумпф противо поставил в качестве заслуживающих большего до верия свидетельства экспертов-музыкантов.

 

Штумпф рассматривал музыку как феномен куль туры. Он создал архив фонограмм, где было 10 ты сяч фонографических записей примитивной музыки различных народов. Принимал Штумпф участие в ис следованиях по детской психологии, организовав не мецкое "Общество детской психологии", а также по зоопсихологии (доказав, в частности, при обсужде нии нашумевшего феномена "умного Ганса" - ло шади, которая выстукивала копытом "решение" ма тематических задач, - что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика). Штумпф со действовал поездке своего ученика В. Келера в Аф рику для изучения поведения человекообразных обезьян. У него было много и других учеников, став ших впоследствии известными психологами.

 

При всем интересе к работам Брентано и Штумп-фа наибольшее распространение функционализм по лучил в США, где он стал одним из ведущих психо логических течений. Его программа, в противовес структурализму с его стерильным анализом созна ния, ставила задачей изучать, каким образом инди вид посредством психических функций приспосаб ливается к изменчивой среде.

 

Развитие функционализма в Америке тесно свя зано с именем В. Джемса.

 

В. Джеме (1842-1910) окончил Гарвардский уни верситет, получив медицинское и художественное об-204

 

 

разование. В его психологических работах изложена не столько целостная система взглядов, сколько на бор концепций, которые послужили основой различ ных подходов в современной психологии - от бихе виоризма до гуманистической психологии. Джеме сде лал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке. Он был первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой аме риканской психологической лаборатории (1875), пре зидентом Американской психологической ассоциа ции (1894-1895).

 

Джеме занимался многими проблемами - от изу чения мозга и развития познавательных процессов и эмоций до проблем личности и психоделических исследований. Одним из основных вопросов для не го являлось исследование сознания. Джемсу при надлежит идея о "потоке сознания", т. е. о непре рывности работы человеческого сознания, несмот ря на внешнюю дискретность, вызванную частично бессознательными психическими процессами. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, че ловек мгновенно осознает себя и ему "не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он". Джеме подчеркивает не только непрерыв ность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже при вычных вещей постоянно меняется и, перефрази руя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в точности ту же самую мысль дважды.

 

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происхо дит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зре ния Джемса, исследование законов, по которым ра ботает сознание, по которым протекает выбор или отверженце, и составляет главную задачу психоло гии. В этом вопросе была основная причина разно гласий между школой функционализма Джемса и аме риканским психологом Титченером, представлявшим школу структурализма. В отличие от Титченера, для

 

 

 

Джемса первичным являлся не отдельный элемент сознания, а его поток как динамичная целостность. При этом Джеме подчеркивал приоритетность изу чения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он приходит к открытию двух основных его детерминант-внимания и при вычки.

 

Говоря об активности человека, ученый подчер кивал, что психика помогает в его практической де ятельности, оптимизирует процесс социальной адап тации, повышает шансы на успех в любой деятель ности.

 

Психологические взгляды Джемса тесно перепле тены с его философской теорией функционализма, во главу угла которой ставится прагматизм. Поэтому Джеме большое внимание уделял прикладной пси хологии, доказывая, что ее значимость не меньше, чем теоретической психологии. Особенно важной, с его точки зрения, является связь психологии с педа гогикой. Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов "Беседы с учителями о психологии", в которой доказывал огромные возможности воспита ния и самовоспитания, важность формирования уде-тей правильных привычек.

 

Джеме уделял значительное внимание проблеме личности, понимая ее как интегративное целое, что было принципиально новым в тот период. Он выде лял в личности познаваемый и познающий элемен ты, полагая, что познаваемый элемент-наше эм пирическое Я, которое мы сознаем как нашу лич ность, в то время как познающий элемент-наше чистое Я. Большое значение имело и выделение не скольких частей в структуре эмпирической лично сти - физической, социальной и духовной лично сти. Описывая их. Джеме говорил, что наше эмпи рическое Я шире чисто физического, так как человек идентифицирует себя и со своими социальными ро лями, и со своими близкими, расширяя свое физи ческое Я. В то же время эмпирическое Я может быть и уже физического, когда человек идентифицирует ся только с определенными потребностями или спо собностями, отгораживаясь от других сторон своей личности. Большое значение имело и описание Джемсом тех




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.