Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная психология 17 страница




Открытие временней перспективы и уровня при тязаний во многом сближает Девица с Адлерами с гуманистической психологией, которые также при шли к мысли о важности сохранения целостной лич ности, о необходимости осознания человеком струк туры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ и.направле ний, говорит об актуальности данной проблемы, о том, что осознав влияние бессознательного на пове дение, человечество приходит к мысли о необходи мости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия (которые великолепно объяснил и психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое зна чение имело и стремление в новом мире, после вто рой мировой войны, показавшей хрупкость челове ка, преодолеть складывавшееся ощущение взаимо заменяемости людей, доказать, что люди - целостные уникальные системы, что каждый человек несет в себе свой внутренний мир.

 

Свои теоретические взгляды Левин изложил в кни гах "Динамическая теория личности" (1935) и "Прин-249

 

 

Пилы топологической психологии" (1936). Эти кни ги вышли в Соединенных Штатах, где у Левина сло жилась новая исследовательская программа, отразив шая актуальные социальные запросы. От анализа мотивации поведения индивида, одиноко перемеща ющегося в своем психологическом пространстве, Левин переходит к исследованию группы, перенося на этот новый объект свои прежние схемы. Он стано вится инициатором разработки направления, назван ного "групповой динамикой". Теперь уже группа трактуется как динамическое целое, как особая сис тема, компоненты которой (входящие в группу ин дивиды) сплачиваются под действием различных сил. "Сущность группы, - отмечал Левин, - не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как "динами ческое целое". Это означает, что изменения в состо янии одной части изменяют состояния любой дру гой. Степень взаимозависимости членов группы варь ирует от несвязной массы к компактному единству".

 

В США Левин занимался и проблемами группо вой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание наиболее распростра ненных стилей общения (демократический, авто ритарный, попустительский), а также исследование условий, способствующих выделению в группах ли деров, звезд и отверженных. Эти исследования Ле-вина явились основой целого направления в соци альной психологии.

 

Таким образом, К.Левин стал создателем новых областей как в психологии личности, так и в соци альной психологии.

 

 10. Генетическая психология Жана Пиаже'

 

Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980)- один из наиболее известных ученых, чьи работы со ставили важный этап в развитии генетической пси хологии. Научные интересы Пиаже еще с юности бы-' Параграфы 10-14 - при участии Т.Д. Марцинковской.

 

 

 

ли сосредоточены на биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же воз раста он начинает работать в музее биологии. В уни верситете он занимается преимущественно биологией и философией и в 1918 году получает докторскую сте пень за работу о моллюсках.

 

После окончания университета Пиаже едет в Цю рих, где знакомится с исследованиями К. Юнга и с техникой психоанализа (см. ниже). Этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с бо лее информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого но вого метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил не сколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.

 

Большое значение для Пиаже имело его пребы вание в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 году для работы над шкалами из мерения интеллекта. В это же время он уделяет большое внимание изучению тех типичных оши бок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, заданий теста Вине. В 1921 году Пиаже возвращается в Женеву, где Кла-паред приглашает его на должность директора Ин ститута Ж. -Ж. Руссо. Одновременно Пиаже начи нает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг "Мышление и речь ребенка", "Суж дение и рассуждение ребенка", где он излагает ос новы своей концепции когнитивного развития де тей, которые рассматривает как постепенный про цесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. Дневниковые записи, основанные на на блюдении за развитием собственных детей, дали Пиаже дополнительный материал для этой концеп ции. В последующие годы Пиаже сочетает препо давательскую работу (в качестве профессора Же невского университета) с различными администра тивными должностями, публикует книги, в которых

 

 

 

пересматрирает и дополняет свои теоретические возарения на природу и развитие мышления у де тей. В 1949-1951 годах Пиаже создает свой основ ной труд "Введение в генетическую эпистемологию", а в 1955 году возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университе та. В должности директора этого центра Пиаже со стоял до конца жизни.

 

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития являет ся развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уро вень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи меж ду уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свой стве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.

 

Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что эта пы психического развития - это этапы развития ин теллекта, через которые постепенно проходит ребе нок в формировании все более адекватной схемы си туации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

 

Л паже говорил, что в процессе развития проис ходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правиль ной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация являет ся не пассивным процессом, а активным взаимо действием организма со средой. Эта актибность-необходимое условие развития, так как схема, счи тает Пиаже, не дается в готовом виде при рожде нии, нет ее и в окружающем мире. Схема выраба тывается только в процессе активного взаимодей ствия со средой, или, как писал Пиаже, "схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является резуль-252

 

 

татом активного взаимодействия с объектом". Од ним из любимых примеров Пиажебыл пример ре бенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камешки, играя с ними, выстраивая их в ряд.

 

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма ее построения - ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции по строенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, задан ные рамки уже имеющейся схемы. Примером ас симиляции для Пиаже является игра, в рамках ко торой ребенок познает окружающий мир. Аккомо дация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, в результате чего схема дей ствительно является адекватной, полностью отра жая все нюансы данной ситуации. Сам процесс раз вития, по мнению Пиаже, является чередованием ассимиляции и аккомодации; до определенного пре дела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адек ватную.

 

Исследование этапов развития мышления и у са мого Пиаже происходило постепенно.

 

Так, в 20-е годы он, исходя из связи между мыш лением и речью, построил свои исследования раз вития мышления через изучение развития речи де тей. Собирая типичные вопросы детей ("Почему дует ветер?", "Ходит ли солнышко в гости к лу не?", "Откуда берется дождь?"), Пиаже начал за давать эти вопросы самим детям. Он пришел к вы воду, что процесс развития мышления - это про цесс экстериоризации, т. е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя ста дию эгоцентризма, становится внешним, реалисти ческим. Таков же и процесс развития Лечи, кото рая из эгоцентрической (речи для себя) стайовится речью социальной, речью для других. Эта позиция Пиаже вызвала нарекания со стороны других пси хологов, прежде всего Л. С. Выгот*кого и В. Штер на, которые доказали, что аутистическое мышле ние, как более сложное, не может предшествовать

 

 

 

реалистическому (Штерн), что эгоцентрическая речь является промужуточной между, внешней и внутренней, а не наоборот (Л. С. Выготский). Од нако и в этот период Пиаже были сделаны откры тия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на другую точку зремия), синкретизм (нерасчлененность), транедук-ция (переход от частного к частному, минуя об щее), артифициализм (искусственность, создан-несть мира), анимизм (одушевленность), нечувст вительность к противоречиям.

 

Наиболее значимыми были эксперименты Пиа-же по исследованию эгоцентризма. Он задавал де тям простые вопросы, в которых надо было посмот реть на ситуацию с точки зрения другого человека. Например, ребенка спрашивали, сколько у него братьев, а услышав ответ "У меня два брата", зада вали следующий вопрос: "А сколько братьев у тво его старшего брата?". Как правило, дети терялись и не могли правильно ответить, говоря, что у брата только один брат, и забывая при этом себя. Более сложным был эксперимент с тремя горами. Детям предлагался макет с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы - мельница, дом, дерево. Детям предъ являли фотографии и просили выбрать ту из них, на которой все три горы видны в том положении, в котором их видит ребенок в данную минуту. С этим заданием справлялись трех-четырехлетние де ти. После этого с другой стороны макета ставили куклу и экспериментатор просил ребенка выбрать ту фотографию, которая соответствует точке зре ния куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться. Как правило, даже шести-семилетние снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и привело Пиаже к вы воду о трудности для ребенка встать на чужую точ ку зрения, об эгоцентризме детей.

 

Второй этап исследований Пиаже, начавшийся в ЗО-х годах, был связан с исследованием операци ональной стороны мышления. Он разрабатывает

 

 

 

специальные эксперименты. Фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание этой проблеме, так как Выготский, Штерн, Бюлер и др. исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной де ятельности.

 

. В этот период Пиаже приходит к выводу, что пси хическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции - внешние, сенсомоторные - впоследствии переходят во внутрен ний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свой ство этих операций - их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, он приводит в качестве при мера арифметические действия - сложение и вычи тание, умножение и деление, которые могут быть про читаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы.

 

Пиаже исследовал как переход от внешних опе раций к внутренним, логическим, так и формиро вание обратимости. Детям 5-7 лет давались зада ния, в которых исследовалась их способность по нимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так, им предъявляли два ряда кубиков, располо женных на одинаковом расстоянии друг от друга. Так как количество кубиков в обоих рядах, как и расстояние между ними, было одинаковым, то эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, равное ли количество кубиков в двух рядах, и те отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Ес тественно, длина данного ряда уменьшалась. По сле этого ребенку задавали вопрос, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как правило, отвечали, что в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Аналогичные экс перименты были проделаны с исследованием со хранения веса (в круглом и сплющенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что уро вень воды в них был разным. При этом даже мно гие шестилетние дети считали, что количество во ды в сосудах изменилось.

 

 

 

Пиаже давал детям картинки, на которых были изображены две лошади и четыре коровы, и спра шивал, каких животных больше. Дети правильно отвечали, что коров больше. Тогда Пиаже задавал вопрос, кого больше - животных или коров. И де ти снова говорили, что коров больше, не понимая, что понятие "животные" включает в себя и лоша дей и коров.

 

Исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной ста дии, т. е. у них начинают формироваться внутрен ние мыслительные операции, но они еще несовер шенны, необратимы. Только к семи годам дети на чинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкрет ными.проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возра сту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.

 

Таким образом, периодизация интеллекта у Пи-аже приобретает законченную и широко известную в настоящее время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В каждой стадии Пиаже вы деляет два этапа: появление необратимой опера ции данного уровня, а затем развитие ее обрати мости. Сама периодизация является как бы разви тием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.

 

Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обу чения, однако наибольшей критике как при его жизни, так и позднее подвергалась недооценка' им роли среды и влияния взрослого в психическом раз витии детей.

 

Пиаже - один из самых почитаемых и цитируе мых исследователей, авторитет которого признан во всем мире и число последователей не уменьша ется. Главное состоит в том, что он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления, показав, что мышление ребен ка совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали диагно-256

 

 

стическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности про цесса мыслительной деятельности, которые были открыты Пиаже, остались непоколебленными не смотря на большое количество новых фактов о детском мышлении. Открытая им возможность по нять и сформировать детский ум является величай шей заслугой Пиаже.

 

 11. Психоанализ (глубинная психология)

 

Без преувеличения можно ска-Зигмунд Фрейд: зать, что австрийский психолог основоположник и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-

 

1939) является одним из тех уче ных, кто во многом повлиял на все дальнейшее раз витие современной психологии.

 

Ни одно психологическое направление не при обрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влия нием его идей на искусство, литературу, медици ну, антропологию и другие области науки, связан ные с человеком.

 

3. Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагно стики и лечения неврозов. Второе название - глу бинная психология - это направление получило по своему предмету исследования, так как концент рировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

 

Под влиянием Гете и Дарвина Фрейд выбрал ме дицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 году. В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Крюке. Эта работа во многом определила уве ренность Фрейда в роли биологических основ пси хики, его внимание к сексуальным и физиологиче ским параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую сте пень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вна-9 М. Г. Ярошекетй 257

 

 

чале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симпто мами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Вен ском университете. При помощи Крюке Фрейд по лучил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только открыла Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и подняла впер вые завесу над бессознательным, продемонстриро вав роль неосознанных мотивов в поступках чело века. По возвращении в Вену Фрейд совместно с психиатром Брейером исследует динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отходит от Брейера, который на стороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Не принял Брейер и новый, предложенный Фрейдом метод лечения истерии - психоанализ.

 

Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия. Фрейд считал, что в своих отношениях с Крюке, Шаркай особенно с Брейером он трансформировал свои от ношения с отцом. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрей да к учителям - с одной стороны, восхищенное по клонение, с другой - желание найти свой собст венный путь, превзойти своих учителей. Так по степенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о "трансфере" и "Эдиповом комплексе", которые затем займут важное место в его теории личности.

 

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематиче ские самонаблюдения, которые фиксировал в днев никах до конца жизни. В 1900 году появилась его книга "Толкование сновидений", в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге "Пси хопатология обыденной жизни". Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его при глашают читать лекции в Америке, где его теория

 

 

 

приобретает особую популярность. Его работы пе реводятся на многие языки. Вокруг Фрейда посте пенно складывается кружок почитателей и после дователей, в который входят К. Юнг, А. Адлер, Ш.Ференчи, 0.Ранк, К.Абрахам. После органи зации психоаналитического общества в Вене его фи лиалы открываются во всем мире, психоаналити ческое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взгля дах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений пси хотерапии или структуры личности, предпринима емые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка.

 

По мере роста известности Фрейда росло и коли чество критических работ, направленных против не го. В 1933 году нацисты сожгли книги Фрейда в Бер лине. После захвата гитлеровцами Австрии положе ние Фрейда становится опасным. Зарубежные психоаналитические общества собирают значитель ную сумму денег и фактически выкупают Фрейда. Он уезжает в Англию. Он умер в 1939 году, оставив после себя созданный им мир, уже полностью от крытый для толкований и критики.

 

О том, что мыслью Фрейда правила общая логи ка преобразования научного знания о психике, го ворит сопоставление пути, следуя которому он при шел к концепции бессознательной психики, с пу тями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу-либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминан-ты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни ли шенным реального причинного значения феноме нам сознания, понятого как замкнутое бестелес ное "поле" субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

 

Во введении в научный оборот различных гипо тез, моделей и понятий, охватывающих огромную не изведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследо-нациях Фрейд разработал ряд понятий, 'запечатлев ших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о за щитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассо циациях, силе Я и др.

 

Десятилетиями погруженный в анализ причин за болеваний своих пациентов, страдавших от невро зов, Фрейд искал пути излечения в воздействии не на организм (хотя при неврозах наблюдаются ор ганические симптомы), а на личность. Из его ра бот следовало, что, игнорируя мотивьцяонно-лич-ностное начало в человеке, имеющее свою исто рию и сложный строй, невозможно выяснить, что же нарушено в организации поведения, а не зная этого, невозможно возвратить его к норме. Мно гое подсказала клиническая практика. Изучение ро ли сексуальных переживаний и детских психиче ских травм в формировании характера дало толчок развитию новых направлений исследований, в ча стности сексологии.

 

Фрейд выдвинул на передний план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о по следствиях неудовлетворенных влечений, о противо речиях между "желаемым" и "должным". Жизнен ность и практическая важность этих вопросов вы годно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, "университетской" психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который по лучило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

 

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в ко торой он творил.

 

Клиника-психологический анализ тех важных фак тов, механизмов и детерминант, которые обнажила работа Фрейда в качестве врача-психотерапевта, от разился в теоретических схемах, согласно которым поведением людей правят иррациональные психиче ские силы; интеллект - аппарат маскировки этих сил,

 

 

 

а не средство активного отражения реальности; ин дивид и социальная среда находятся между собой в состоянии извечной и тайной войны.

 

Опыты с гипнозом (в частности, изучение так называемого постгипнотического внушения) пока зали, что чувства и стремления могут направлять поведение субъекта, даже когда они не осознаются им. Так, если внушить пациенту, чтобы он по про буждении от гипнотического сна раскрыл зонтик, то он выполнит эту команду. Однако адекватно объ яснить мотив своих действий он не сможет и по пытается придумать фиктивнуюверсию. Подобно го рода феюэмены подготавливали представление Фрейда о том, что сознание маскирует непостижи мые для индивида мотивы его поступков. В даль нейшем от гипноза как метода психотерапии Фрейд отказался. Обычно это объясняют тем, что он в от личие от Брейера не мог столь же удачно пользо ваться этим методом. Возможно, однако, что име лись и другие основания: при гипнозе внушаются команды, исходящие от врача, а это может оказать блокирующее воздействие на спонтанные, свобод ные от чьего бы то ни было внешнего давления тенденции личности.

 

Вместо гипноза Фрейд стал широко применять ме тодику "свободных ассоциаций". К ней он пришел в ходе психотерапевтических сеансов. Первоначально во время этих сеансов он быстро задавал вопросы пациентам, время от времени перебивая их ответы своими замечаниями. Однажды он столкнулся с па циенткой, которая протестовала против того, что ей. мешали беспрепятственно излить-поток своих мыс лей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться в спонтанный рассказ боль ного. Он начал требовать, чтобы пациенты, находясь в расслабленном состоянии (лежа на кушетке), не ставя перед собой никаких интеллектуальных задач, непринужденно высказывали любые мысли, прихо дящие им в голову, какими бы странными они им ни казались.

 

Очевидно, что за измененной тактикой психоте рапии стояли определенные взгляды на детермина цию речевых ассоциаций. Предполагалось, что их те чение не случайно и не хаотично, а определенным

 

 

 

образом детерминировано. В самом по себе мнении о строго 'причинном характере ассоциаций ничего оригинального не было. С момента своего возник новения ассоциативная теория являлась не чем иным, как распространением принципа причинности на об ласть психических явлений.

 

Фрейд использовал "свободные ассоциации" для того, чтобы проследить ход мысли своих пациен тов, скрытый не только от врача, но и от них са мих. В их содержании Фрейд искал ключ к бессоз нательному. Он пытался выяснить, чему соответ ствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта. Любые связи мыс лей, взятые не отрешенно от личности, а как час тица ее подлинной жизни, имеют двойную отне-сенность: и к предметной реальности, существую щей на собственных основаниях, и к реальности психической, воспроизводящей (отражающей) пер вую и наделенной собственными признаками. Фрейд стремился найти в ассоциациях смысловое содержание, но не предметное, а личностное. Оче видно, что эта задача была не из легких, поскольку внутреннее строение личности не менее сложно, чем строение мира, в котором она живет.

 

У Фрейда ассоциации выступали не как проекция объективной связи вещей, а как симптомы мотивационных установок личности. Особое внимание он обра тил на замешательство, которое (неожиданно для са мих себя) порой испытывали его пациенты при сво бодном, неконтролируемом ассоциировании слов. В этом замешательстве он искал намек на события, не когда нанесшие человеку душевную рану. Предполага лось, что особый механизм блокирует травмирующее представление, не допускает его в сознание. События прошлого не всплывают в памяти не из-за слабости ассоциаций, а из-за нежелания вспоминать. В пунк тах, где испытуемый начинал запинаться, Фрейд искал нити, ведущие к вытесненным влечениям, на которые бдительное сознание наложило табу.

 

Занявшись анализом собственной психики, Фрейд не мог использовать ни гипноз, ни свободные ассо циации. Он выбрал другие психические феномены - сновидения, в которых увидел "царскую дорогу к бес сознательному".

 

 

 

В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало-ли бидо. Мысль о том, что странности в поведении мо гут иметь сексуальные основания, возникла у невро логов до Фрейда. Об этом он услышал, будучи в Па риже, от Шарю. Но признать роль полового влечения в неврозе еще не значило отказаться от физиологи ческого объяснения. Фрейд вслед за Брейером счи тал поначалу, что все дело в нарушении баланса нер вной энергии.

 

Однако в психотерапевтической практике всплы ло обстоятельство, которое толкнуло Фрейда к ре шительному пересмотру своих взглядов. Это был случай с одной пациенткой, вошедшей в историю психоанализа под именем Анны О. Она страдала от истерических симптомов, выраженных в рас стройстве зрения, речи, движений. Причина усмат ривалась в том, что ей приходилось сдерживать се бя, чтобы не проявить в своем поведении чувства вины (из-за беспомощности) перед тяжело боль ным отцом'.

 

Брейер полагал, что эти симптомы являются эф фектом самовнушения, и, поскольку девушка в со стоянии гипноза могла "излить душу", ее рассказ трактовался как катарсис - освобождение от по давленных, мучительных чувств, их "отреагирование". Но тут произошло событие, которое спутало карты Брейера и Фрейда. Девушка стала выражать к доктору Брейеру сексуально окрашенное чувство любви. Брейера это привело в смятение, и он от казался от дальнейшей терапии. Фрейд же, про должая изучать поведение Анны О., пришел к вы воду, что пациент перенес на лечащего врача чув ства любви, страха и другие, которые он испытывал к родителям. Фрейд выразил это явление в поня тии, ставшем одним из главных в психоанализе, - в понятии "трансфера".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.