Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Античная психология 23 страница




 

 

 

тела и его ограничений, так как несет на себе от печаток *Бога. Таким образом, душа является про межуточным началом между временным потоком эмпирического телесно-предметного мира и акту альной сверхаременностью духовного бытия, дру гими словами - как бы промежуточной инстанцией между землей и небом. Поэтому истина всегда есть понятие абсолютное, религиозно-трансценденталь ное, так как она отражает связь личного духа с мировым целым, или слияние души человека с ду шой мира.

 

Психология, разрабатывавшаяся Франком и Лос-ским, предлагала свое понимание отечественной на уки, подразумевая, что русская душа и русская на ука самым тесным образом связаны именно с хри стианскими ценностями, а потому отечественная философия и психология и должны развиваться как интуитивные и христианские. Догматический ха рактер эта философия имела преимущественно у светских философов, в то время как христианские философы-богословы Алексей Введенский и позже Павел Флоренский старались примирить светскую и христианскую идеологию, соединить христиан ство с реальной жизнью, ввести его в мир. Пыта ясь объяснить этот факт, Алексей Введенский пи сал: светским ученым кажется, что для развития религии недостаточно веры - надо обратить ее в знание. Но люди истинно верующие не пытаются сделать это, так как уверены в силе самой веры, в то время как светские философы, в глубине души не уверенные в силе веры, хотят подкрепить ее зна нием.

 

Против слияния веры и знания, лишающих пси хологию ее объективного, экспериментального осно вания, выступали и профессора Петербургского уни верситета Владиславлев и Введенский.

 

Михаил Иванович Владислав-М. И. Владислав-лев (1840-1890) был не только лев: соединение профессором, но и ректором этики и эстетики Петербургского университета.

 

Благодаря ему психология в этом учебном заведении стала одной из ведущих дисцип лин. Он не только переводил и популяризировал взгляды немецких психологов, прежде всего Канта

 

 

 

(как впоследствии и его ученик Введенский), How разрабатывал собственный курс опытной психологии, центральное мостов котором занимали проблемы во ли и нравственности.

 

В своей теории Владиславлев стремился соеди нить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу. Применив энергетический закон к психоло гии, что было новинкой в 70-80-е годы XIX века, Владиславлев пытался связать энергетическую те орию с забыванием и воспроизведением, считая, что бессознательные состояния и забывание харак теризуются минимумом энергии. Он разделял во люнтаристский подход Вундта, причем своеобра зие психологических взглядов самого Владислав-лева, изложенных в его учебнике "Психология" (1881), проявляется именно в трактовке воли и ее роли в психическом развитии человека, в форми ровании его этических и эстетических идеалов. Это соединение этики и эстетики не случайно и явля ется одной из основных отличительных черт его психологии. Исходя из своей концепции психики, Владиславлев рассматривал искусство как практи ческую психологию и как школу нравственности. Он дал детальное описание разницы эмоциональ ного воздействия живописи, музыки, поэзии и про зы, представляющее и сегодня значительный интерес.

 

Учеником Владиславлева был А. И. Введенский: Александр Иванович Введенский знание и вера (1856-1925), который преподавал

 

философию в Петербургском университете, занимая должность профессора. Под руководством Введенского в 1897 году было образо вано Философское общество при Петербургском уни верситете (по аналогии с Московским обществом), которое просуществовало до 1917 года. Введенский доказывал, что психика может быть экспериментально исследована (с помощью как измерительных прибо ров, так и естественных неизмерительных методов), и стремился сделать ее теоретической, а не приклад ной наукой, проверяя все психологические постула ты логикой. Таким образом, в отличие от Лосского и Франка, он рассматривал психологию как рациональ ную, а не интуитивную науку.

 

 

 

Введенский хотел приблизить отечественную психологию к европейской, не лишая ее, однако, собственного лица. С его точки зрения, это было тем более возможно, что критическая философия, разработанная Кантом, последователем которого являлся Введенский, несла на себе отпечаток мо рализаторства, нравственного императива. Как и для российской науки, главным для нее был вопрос не только познания, но и развития нравст венности, что являлось основой для взаимного сближения.

 

Формирование современной объективной психо логии было основной целью, которой посвящены практически все сочинения Введенского. Главный свой труд он так и назвал - "Психология без всякой метафизики" (1917), подчеркивая этим и необходи мость, и возможность построения объективной пси хологии. Основным положением своей психологиче ской теории ученый считал "психофизический закон Введенского" или закон всеобщих признаков оду* шевленности, который был изложен в работе "О пре делах и признаках одушевления" (1892). Он считал, что одушевленность или неодушевленность не мо жет быть объективно доказана и потому является ме тафизическим понятием.

 

Исследуя проблему мышления, Введенский раз делял понятия интуитивного мышления и интуи тивизма. Интуитивное мышление, считал Введен-ский, безусловно существует. Однако он резко кри тиковал такое понятие, как интуитивизм, не относя его к мышлению, так как это, с его точки зрения, скорее не мысль, а чувство, возникающее без опо ры на знание.

 

Одной из центральных психологических проблем для Введенского было соотношение знания и веры. Он считал, что метафизика должна быть оставлена вере, в то время как науке позволительно пользо ваться ею только в виде рабочих гипотез. Этим сво им утверждением Введенский как раз и становился в оппозицию по отношению к концепциям Франка и особенно Лосского, резкая полемика с которым про должалась до 20-х годов.

 

Работы Введенского имели большое значение для отечественной психологии, соединяя воедино ев-338

 

 

ропейскую и роесийскую традиции в понимании задач и предмета психологии, а также различных способов исследования психики - субъективных и объективных.

 

На рубеже веков в развитии гуманитарных наук в России под влиянием принципа антропологизма получили распространение идеи психологизации культурно-исторических проблем. Наибольшее вли яние теория психологизма оказала на литературо ведение и юриспруденцию. В литературоведении психологическое влияние связано прежде всего с именем Д. Н. Овсяника-Куликовского и его теорией психологии творчества. В юриспруденции психо логизм проявился главным образом в работах Л. И. Петражицкого, посвященных развитию нрав ственных и правовых чувств.

 

Изменение научных приори-Д. Л. Овсяника-тетов в начале XX века вырази-Кулаковский: лось не только в появлении психолагия новых концепций личности, рас-творчества сматривавших ее в русле фило софских и религиозных детерми нант, но и в обращении к проблемам психологии творчества. Соединение этих двух тенденций было не случайно, так как, с точки зрения ученых, иссле довавших проблему творчества, оно могло быть про дуктом только личной, а не коллективной деятель ности.

 

Одним из основателей нового направления стал Дмитрий Николаевич Овсяника-Куликовский. В отличие от своего учителя А. А. Потебни он не смог преодолеть психологизм в трактовке со циально-культурных процессов. Овсяника-Ку ликовский пытался объяснить процесс художест венного творчества, исследуя механизм его по явления из глубин индивидуальных переживаний и понимая это возникновение как самопорож-дение, саморазвитие духа. Он считал науку, ис кусство, религию разновидностями "отвердевшего" индивидуального духа, поэтому доказывал, что для их понимания надо подняться к истокам твор ческой деятельности, которая всегда индивидуаль на. Для исследования этой индивидуальной пси хической деятельности он применяет закон сохра-339

 

 

Кения энергии, называя его законом сохране ния, экономии умственных сил, а также вводит в психологию творчества идеи эксперимента и наблюдения, разделяя творцов на субъективных наблюдателей и объективных экспериментаторов. Овсяника-Куликовский выделил в субъекте по стоянное, неустанное активное начало, которое и реализуется, проявляется в творчестве. В объек те же он видел ту же самую деятельность, но уже кристаллизовавшуюся, застывшую в своем результате. Из такого взгляда следовало, что главным объектом анализа творчества является не содержание, а форма художественного произве дения. Это совпадало и с общей тенденцией развития не только эстетики, но и всего миро воззрения общества, уставшего от народнической социальной ангажированности, утилитарности ис кусства и потянувшегося к "чистому искусству", т. е. искусству формальному. Новым социальным установкам соответствовало и то, что в центре вни мания психологии творчества оказывалась нацио нальная и индивидуальная особенность субъекта,- а не идеология определенной социальной группы. Психология творчества поднимала важнейшие для отечественной науки проблемы, связанные с раз витием в человеке личностного начала, проявле ниями которого являются нравственность и твор чество.

 

Лев Иосифович Петражицкий Л.И.Петражи<,- (1867-1931), развивая теорию кий: правовые психологизма, связывал психоло-и нравственные гию с юриспруденцией. В своих чувства работах, посвященных развитию

 

нравственных и правовых чувств, он доказывал, что право есть психический фактор общественной жизни и потому оно действует изнутри, через психику, а не извне, через давление общества. Таким образом, право (как и наука, и искусство) существует только в переживаниях отдельных людей и является кристаллизованной формой индивидуально-психической деятель ности. Действие права состоит, доказывал ученый, во-первых, в возбуждении или подавлении мо тивов к разным действиям и воздержанию от них

 

 

 

и, во'-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении других, т. е. в воспитании народной психики. Первое Петражицкий называл мотивационным, или импульсивным, действием права, а второе - педагогическим действием. Таким обра зом, Петражицкий пересмотрел современные ему взгляды на предмет права, исследуя прежде всего способы формирования правовой и нравственной мотивации.

 

Исследования Петражицкого показывали, что ко лебания правового сознания у народа не являются какой-то врожденной особенностью национального духа, а отражают влияние культуры и социального окружения. Такой подход дал ему возможность прий ти к важному' йоаожению своей теории - обоснова нию роли мотивов и эмоций в процессе социализа ции человека, в процессе усвоения. Им нравственных И правовых норм.' *' -

 

* Описанные теории дают воз-Некоторые итоги можность выделить несколько

 

основных свойств, характерных для большинства отечественных психологических концепций. К этим свойствам относятся антропо логизм российской науки, ее стремление все исто рические и социальные изменения рассматривать с точки зрения человека, его практической поль зы. Отсюда ориентация научного знания на прак тику, на реальную пользу, а также преобладание нравственных, этических проблем в российской психологии. При этом отечественные исследовате ли стремились не только к решению этических воп росов, но и к изучению их истории, динамики раз вития. В отличие от европейской психологии, в ко торой сверхличным объединяющим началом было признано мышление, рациональное в душе чело века, отечественная психология, не отрицая сверх-личных элементов сознания, видела их прежде всего в нравственности, также разрабатываемой не отдельными личностями, а целыми народами, на циями.

 

 

 

 4. Развитие экспериментальной

 

психологии в России

 

Успехи психологии были обус-Первыежги ловлены внедрением в нее экс перимента. Это относится и к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить метод эксперимента. Многие из тех, кто увлекся психологией, отправлялись с этой целью в Германию, в Лейпциг, ставший благодаря Вундту Меккой экспериментальной психологии. Экспери мент требовал организации специальных лабора торий. Психолог Н.Н.Ланге организовал лабора торию в Новороссийском университете (Одесса). В Московском университете лабораторную работу вел А. А.Токарский, в Юрьеве (ныне Тарту) - В. В. Чиж, в Харькове - Л. И. Ковалевский, в Казани - В. М. Бехтерев (при психиатрической клинике).

 

В 1893 году Бехтерев переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Его люби мым детищем стал организованный им в Пе тербурге в 1907 году Психоневрологический ин ститут. Здесь лабораторией психологии ведал А.Ф.Лазурский (1874-1917), врач по образова нию. Последний разрабатывал характерологию как учение об индивидуальных различиях. Объ ясняя их, он выделил (совместно с С. Л. Фран ком) две сферы: эндопсихику как прирожден ную основу личности и экзосферу, понимаемую как система отношений личности с окружаю щим миром. На этой базе Лазурский построил классификацию личностей. Неудовлетворен ность лабораторно-экспериментальными метода ми побудила его выступить с планом разра ботки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

 

 

 

Главным центром разработки Г, И. Челпанвв: проблем экспериментальной пси-создание хологии стал созданный в Моск-Института ве Г. И. Челпановым на средства экепериментаямой мецената С. И. Щукина Институт психологии экспериментальной психологии.

 

Было построено исследователь ское и учебное заведеЬие, равного которому по ус ловиям работы и оборудованию в то время в других странах не было (официальное открытие института состоялось в марте 1914 года). Обладая большим ор ганизаторским и педагогическим талантом, Челна-нов приложил немало усилий для обучения экспери ментальным методам будущих научных работников в области психологии.

 

Положительной стороной деятельности инсти тута являлась высокая экспериментальная культу ра проводившихся под руководством Г. И. Челна-нова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отече ственных психологов (К. Н. Корнилов, Н.А.Рыб-ников, Б. Н. Северный, В. Н. Экземплярский, А. А. Смирнов, Н. И.Жинкин и др.), работавших в советское время.

 

При организации эксперимента Челпанов про должал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, ко торая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за состояниями собственного сознания. Иначе говоря, решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе. Сам этот метод к тому времени претерпел в работах западных психологоЬ изменения, и это отразилось на позиции Челпанова, всегда находив шегося в курсе мировой психологической лите ратуры.

 

В 1917 году институт начал издавать печатный орган "Психологическое обозрение" (под редакцией Г. И. Челпанова и Г. Г. Шпета). Первый выпуск от крывался программной статьей Челпанова "Об ана литическом методе в психологии". По этой статье нетрудно судить о программе, которая предлага лась в ту пору институтом. Теперь Челпанова не устраивала даже вюрцбургская школа, которую он

 

 

 

.недавно высоко ставил. Он подвергает критике мне ние Аха о том, что нельзя считать исследование психологическим, если оно не использует экс перимент. Ведь сам эксперимент, утверждал Челпанов, базируется на первичных понятиях. Они существуют априорно как элементы идеального зна ния, обладающего абсолютной достоверностью. Из влечь эти элементы можно только из внутреннего опыта путем их непосредственного усмотрения. Это и есть аналитический метод, который должен лечь в основу всех видов конкретного психологическо го исследования - экспериментального, генетичес кого и т. д.

 

Челпанов отмечал сходство предлагаемого им ме тода с феноменологией Гуссерля'. Так завершилась его эволюция в качестве "эмпирического" психоло га. Сперва он пропагандировал вундтовский экспе римент, затем - данные вюрцбургцев, сделавших упор на внутренней активности и внечувственности мышления, и, наконец, главную задачу психолога он увидел в том, чтобы "очистить" сознание от влияния используемых в экспериментах стимулов (физических и вербальных) и созерцать образующие его началь ные сущности.

 

Совсем другую позицию занял Н.Н.Ланге: профессор Новороссийского естественно-университета (Одесса) Н. Н. Лаи-научная к (1858-1921). Именно он в те ориентация годы выступал как главный оп-психологии понент Чел лапова.

 

Николай Николаевич Ланге окончил историка-филологический факультет Пе тербургского университета, где обучался у Владис-лавлева. После стажировки во Франции и Герма нии (в Лейпцигском психологическом институте Вундта) он стал профессором Новороссийского университета, где проработал до конца дней. Пер вая крупная психологическая работа Ланге - "Эле-' Феноменологический подход, который отныне Чел-панов и Шпет считали ведущим для психологии, исходил из учения о "чистом" сознании, структура которого опре деляется духовными сущностями.

 

 

 

ментыволи" (опубликована в 1890 году в журнале "Вопросы философии и психологии"). Как уже было сказано, он создал в университете при кафедре фи лософии кабинет эксяеримеятальной психологии с целью развития психологии как объективной нау ки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспе риментальной психологии в России. Последний обобщающий труд Ланге-книга "Психология" (1914). Наряду с научной он активно занимался и общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности образования, организовывал де ятельность школ, пытался реализовать там прин ципы трудового обучения и методы пробуждения у детей научных интересов и умения самостоятель но мыслить.

 

Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Ланге изучает акт внимания и становится автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией колебания внимания при так называ емых двойственных изображениях (когда, например, рисунок воспринимается то как лестница, то как на висшая стена) определяются движениями глаз, оббе гающих изображенный контур. Моторная теория вни мания Ланге принесла ему широкую известность, в том числе на Западе.

 

Работы Лаете ознаменовали начало открытой борь бы за утверждение экспериментального метода в оте чественной психологии, которая в то время опреде лялась главным образом как наука о сознании, от крываемом субъекту его самонаблюдением. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге противопоставил понятие о психическом ми ре - огромном целом, простирающемся по плане те, - "от едва брезжущей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у историче ского и социального человека". Следуя генетическо му стилю мышления, Ланге представил систему дви жений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное поня тие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".

 

 

 

Лапте выделил ряд стадий в психической эво люции, соотнося их с изменениями, претерпевае мыми нервной системой. К ним он относил: ста дию недифференцированной психики, недифферен цированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально-приобретенного опыта и, наконец, как качественно новую ступень-раз витие психики у человека как социокультурного су щества. С переходом к человеку психическая регу ляция поведения меняется. Если у животных дей ствует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей со вокупности достигнутой культуры осуществляется через подражание и обучение, т. е. путем социаль ной преемственности. Ланге писал, что "душа че ловеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности". В связи с этим реша ющая роль отводится языку: "Язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и ка тегории, которые исторически развивались в пре дыдущих поколениях". В значении любого слова, писал Ланге, можно найти множество "полей со знания", уходящих все глубже в неопределенную темную даль. Говоря его словами, океан истории мысли плещется за каждым словом.

 

Таким образом, в конце концов Ланге перехо дил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенден ций развития мировой психологической мысли. Ра боты Ланге явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в доок тябрьский период.

 

 5. Русский путь в науке о поведении

 

Мы уже отмечали, что в сере-Достойный дине XIX века в науках о жизни памятник происходили революционные со-русского ума бытия. Наиболее крупные из них были связаны с триумфом эво люционного учения Дарвина, успехами физико-хи-346

 

 

одической школы, изгнавшей витализм из биологии, и разработкой Бернаром учения о саморегуляции внутренней среды организма,

 

Вместе с тем в системе знаний об организме об нажились белые пятна. Наименее освоенным на учной мыслью-оказался отдельный организм как целостность, противостоящая среде и взаимодей ствующая с ней. Эта активность организма в пред метной внешней среде, с которой он неразлучен, выраженная в реальных действиях, получила на звание поведения.

 

Если Германия дала миру учение о физико-хи мических основах жизни, Англия - о законах эво люции, Франция - о стабильности внутренней сре ды организма, то Россия дала науку о поведении. Создателями этой новой науки, отличной от физи ологии (изучающей отдельные органы и функции живого тела и взаимосвязи их в его целостное уст ройство) и от психологии (изучающей психику - сознательную и бессознательную), были русские ученые - И. М. Сеченов, И. Л. Павлов, В. М. Бех-терев, А. А. Ухтомский. У них были свои школы и ученики, и их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.

 

Под влиянием созданной в России науки о по ведении в Соединенных Штатах Америки возник бихевиоризм, о котором мы уже говорили. Бихе виоризм от начала XX века до наших дней опреде ляет общий облик американской психологии. Но путь, на который вышли воспитанные на трудах русских ученых (прежде всего И. Л. Павлова) аме риканские бихевиористы, существенно отличался от развития науки о поведении в России. Объясня ется это тем, что в России и в США наука о пове дении развивалась в различных социально-культур ных ареалах.

 

На протяжении всей истории человеческой мысли над ее попытками разгадать тайну чело веческой натуры неизбывно тяготела диада: душа и тело, мозг и сознание. С возникновением на уки о поведении диада сменилась триадой: орга низм - поведение - сознание (психика). Это стол кнуло научное изучение живых существ со мно жеством новых задач. Приверженность диаде

 

 

 

неизбежно вела к дуализму. Но, как сказал в свое время еще молодой Н. Г. Чернышевский, никакого дуализма в человеке не видно. Он - человек - представляет собой целостное существо (этим, ко нечно, своеобразие форм, образующих целостность, не отрицается).

 

Понятие о поведении позволяет объяснить ин тегральный характер жизненных проявлений, ибо, будучи особой активностью организма (а не бес плотного духа), оно способно реализовать ее в той предметной среде, где ему "приказано выжить". В этом смысле понятие "поведение" можно назвать междисциплинарным. Ибо оно включает и то, что присуще живому телу, и то, что присуще живой душе. Но в то же время несводимо ни к одному, ни к другому. Под конец жизни, подводя итоги своего огромного опыта *35 лет) изучения поведения*, И. Л. Павлов сказал: он испытывает радость по по воду того, что ему "вместе* е "полком дорогих сотрудников" удалось, вслед* за Иваном Михай ловичем 'Сеченовым, приобрести для могучей вла сти естественно-научного исследования вместо по ловинчатого весь нераздельно организм". Под "половинчатым" он понимал организм, рас щепленный на душу и тело, сознание и мозг. В том же, что объектом объективной, точной науки стал весь нераздельно организм, он с полным осно ванием видел, говоря его словами, "целиком нашу русскую неоспоримую заслугу в мировой науке, в общей человеческой мысли". Создание науки о поведении и явилось, опять-таки говоря слова ми И. П. Павлова, "достойным памятником русско го ума".

 

В начале 60-х годов XIX века

 

Я. М. Сеченой - в книжке журнала для врачей основатель науки "Медицинский вестник" появи-о поведенап лась статья, слух о которой рас пространился "по всей Руси ве ликой". Один ссыльный вспоминал, что встретил в далекой Сибири купчиху, которая сообщила ему: в

 

-Петербурге профессор Сеченов учит, что "души нет, а есть только рефлексы" (вроде тех, что Базаров и другие тургеневские герои изучают у лягушек). Статья принадлежала Сеченову и называлась

 

 

 

"Рефлексы головного мозга". По свидетельству со временников, в то время не считался образован ным человек, на прочитавший этого трактата. Что же в нем доказывалось? Почему трактат вызвал сре ди читающей публики такую бурю? Даже герои Льва Толстого употребляли это выражение: "рефлексы головного мозга".

 

Применив хорошо известное слово "рефлекс", Сеченов придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают раз личные автоматизмы в нашем теле (например, сер дце). Слово "машина" было метафорой. Оно ука зывало на то, что наши действия совершаются по строгим законам, которые не зависят от вмешатель ства какой-то внешней, бестелесной силы. Они дол жны быть безостаточно поняты из устройства и ра боты "машины - тела".

 

В свое время много шума наделал трактат фран цузского философа XVIII века Ламетри "Человек - машина". Автор из страха перед властями опубли ковал его под именем какого-то безвестного анг личанина. И когда вышел из печати сеченовский трактат, враги материализма стали обвинять Сече-нова в том, что он пытается реанимировать идеи этого безбожного француза. Но русская интелли генция была достаточно образованна, чтобы понять сеченовский вызов. Употребляя термин "рефлекс", он наполнил его таким содержанием, которое со храняло высокое достоинство человеческой лич ности и вместе с тем показывало возможность стро го научного объяснения высших проявлений лич ности.

 

Кратко рассмотрим, во что превратилась старин ная модель рефлекса под руками Сеченова. Рефлекс, как было признано всеми, состоит из трех главных звеньев. Первое, начальное звено - внешний тол чок - раздражение центростремительного нерва, ко торое передается в мозг (второе звено), а оттуда от ражается (слово "рефлекс" и означает "отражение") по другому нерву (центробежному) к мышцам (это, как считалось, - третье, завершающее звено). Все три звена (блока) были Сеченовым переосмыслены

 

 

 

и к ним.добавлен четве*ртый, о котором мы расска жем дальше.

 

'Итак-первый блок. Им, согласно новой сече-невской схеме, является не просто физическое внешнее раздражение, но такое раздражение, ко торое становится-чувствованием - сигналом. Иначе говоря, рефлекс начинается с различения (благо даря органам ощущений) тех внешних условий,.в которых совершается ответное действие. Поэтому оно изначально не является "слепым" толчком. Ор ганизм, говоря современным языком, получает ин формацию о среде, в которой он будет действо вать. Сеченов назвал этот принцип "началом со гласования движения с чувствованием - сигналом". Это и есть тот первичный акт поведения, который отличает открытое Сеченовым неклассическое по нимание рефлекса от всех прежних трактовок это го понятия. Здесь перед нами наяву выступает идея неразлучной связи организма со средой. Это дви жение - не простое отражение наподобие того, как луч отражается от зеркальной поверхности. Оно со вершается только потому, что сообразуется с усло виями внешней среды благодаря-сигналам, идущим отнес к органам восприятия и различения этих сиг налов. Но и этим дело не ограничивается.

 

Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на ра боту мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. Мышца, по Сеченову, это не только рабо чая машина, выполняющая команды мозга. Задол го до Сеченова было открыто, что мышцы облада ют чувствительностью. Но не только в том смысле, что мы ощущаем в них боль или усталость. Мыш ца-такова важнейшая мысль Сеченова-служит также органом познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные) окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних простран ственно-временных условиях совершается действие. Более того, дальнейшие-исследования привели Се-ченова к гипотезе, согласно которой именно рабо тающая мышца производит операции анализа, син теза, сравнения объектов и способна, как это доказывалось еще Гельмгольцем, производить бессознательные умозаключения (иначе говоря - мыслить).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.