Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюзия взаимопонимания




Четвертая и последняя иллюзия, которую нам то и дело преподносит сознание - это иллюзия взаимопонимания.

Суть этой иллюзии в том, что нам кажется, что другие люди должны нас понимать так же хорошо, как и мы понимаем сами себя. Нам хочется, чтобы люди согласились с нашим мнением и стали думать так же, как мы.

Иллюзия того, что нас все понимают, возникает буквально с пеленок, когда малыш своим криком эффективно управляет поведением матери: крик - она меняет ему подгузники; крик - она дает ему бутылочку с водой; крик - она покачает или споет песенку.

Именно это взаимопонимание между матерью и ребенком и вырастает потом в гигантскую иллюзию того, что нас все всегда могут понять, если захотят. Просто они по какой-то причине не хотят. И нас это ужасно злит. "Почему меня никто не понимает!" - в отчаянии восклицаем мы, считая при этом, что сами-то мы их всех полностью понимаем.

Конечно, это иллюзия. Так же как и нас никто не знает лучше, чем мы сами, так и мы не знаем других людей. Мы не знаем, почему они именно так думают, именно так поступают, именно так чувствуют. И, тем не менее, мы продолжаем верить в то, что и нас все могут понять, и мы всех понимаем.

Это выливается в различные жизненные проблемы. Об одном характерном примере я и хочу рассказать.

Представьте себе высокого мускулистого парня, который занимается культуризмом, имеет шею, как у быка, плечи размером с письменный стол и кулаки величиной с голову. При этом он не пьет и не курит.

Все это позволяет ему считать, что он является завидным женихом, идеалом мужчины и мечтой любой девушки. Ему просто в свое время не сказали, что мечта любой девушки - надежный, нежный, добрый и внутренне сильный человек. А объем мышечной массы, размеры и форма трицепса девушек интересует в последнюю очередь.

И вот представьте, как наш герой, будучи уверен в своей неотразимости, подходит к девушке и говорит ей своим громовым голосом такую незамысловатую фразу: "Девушка, а можно с вами познакомиться?".

Что твориться в этот момент в душе девушки, понять можно. Она жутко пугается. Она видит перед собой ужасного громилу, слышит этот ужасно громкий голос, и думает не о знакомстве, а о том, как бы его не разозлить, поэтому, конечно, на предложение познакомиться она отвечает согласием.

Но наш герой оценивает это по-своему - "влюбилась с первого взгляда", и тут же приглашает ее на свидание.

Девушка для виду соглашается, но говорит, что занята, что "только не сегодня", "может быть как-нибудь через неделю освобожусь". В общем, всячески пытается дать понять, что не желает продолжать знакомство.

Но у нашего героя уже сложился совсем другой образ в голове - теперь он свято уверен, что девушка влюбилась "по уши" в него, идеального парня, но вот, незадача, в ближайшее время она серьезно занята. "Хорошо," - говорит он, - "через неделю, так через неделю. Я тебе позвоню. Давай телефон."

Девушка в шоковом состоянии пишет дрожащей рукой свой номер телефона, успокаивая себя надеждой на то, что он его потеряет.

Но наш герой настроен серьезно. Он выжидает ровно неделю, звонит и предлагает встретиться.

Девушка в панике. Ее мысль начинает в отчаянии метается, она пытается что-то придумать, судорожно перебирает варианты. Вдруг ей кажется, что она нашла спасительный аргумент. "Ты знаешь, у меня есть парень, и я с ним давно встречаюсь", - выпаливает она в трубку.

Но наш герой пребывает в иллюзии. Он воспринимает эти слова совсем не так, как думает девушка. Он по-прежнему считает себя идеальным мужчиной, и он по-прежнему уверен, что девушка в него влюблена с первого взгляда. Да вот незадача - у нее есть парень, который к ней пристает, но к которому она, после встречи с нашим героем, охладела.

"Парень?" - переспрашивает он в трубку, - "Нет проблем, я с ним разберусь. Давай его адрес и скажи как его зовут. Он от тебя отстанет".

Что самое интересное - если в этот момент спросить нашего героя: "А ты разве не понимаешь, что она тебя отшивает?", он удивится: "Нет, ты что. Если бы она не хотела со мной встречаться, то она бы так сразу и сказала. Я бы понял - нет, так нет. Но она ведь согласилась и телефон дала".

Все вышеописанное - и есть иллюзия взаимопонимания. Каждый считает, что не понять, то, что он "имеет в виду" просто невозможно.

При этом он исходим из своего жизненного опыта, и даже себе представить не может, что на фоне чужого жизненного опыта ситуация может выглядеть просто противоположным образом. То, что может понравиться одному - будет категорически отвергнуто другим.

Подобно героям этой истории и мы очень часто раз за разом совершаем эту ошибку: полагаем, что понимаем другого человека, и настаиваем на том, что другой должен понять нас. В итоге мы сердимся друг на друга, ссоримся и расходимся в полной уверенности, что имели дело с "полным идиотом".

Особенно трагичной ситуация становится в семейных отношениях, где эта иллюзия взаимопонимания приобретает просто чудовищные размеры и приводит к безостановочным конфликтам.

Жена ждет от мужа заботы, любви и ласки, а муж пропадает сутками на работе, зарабатывая для семьи деньги. При этом, если мужа спросить "А ты заботишься о жене?", он ответит - "Конечно. Я забочусь о ее благополучии с утра до ночи", т.к. свято уверен, что вся его забота о жене заключается в создании ей обстановки полного комфорта.

У мужа созрел в голове новый проект, и он занят его воплощением в жизнь, а жена уверена, что у мужа интрижка на стороне, т.к. он перестал уделать ей внимание.

Мужу надоел шумный город и захотелось пожить где-нибудь поближе к природе, но у жены при слове "ближе к природе" в голове возникает образ деревни, где она жила в подростковом возрасте, и лица женщин-доярок, которые уже к 40 годам считались пожилыми. "Только через мой труп" - в отчаянии заявляет она. Каждый из них имеет свое представление о предмете ссоры, но они никак не удосужатся друг до друга донести свое представление. А если бы они сели и поговорили, то поняли бы, что называют одним и теми же словами совершенно разные вещи.

Всякий раз, когда человек поступает неожиданно для вас - знайте, что вы попались на удочку иллюзии взаимопонимания, построили себе неправильный образ этого человека и начали себя вести в соответствии со своей фантазией.

Что делать в этом случае (по А.В.Купатову):

1) При общении с другим человеком напоминайте себе "то, что я думаю об этом человека - всего лишь мои мысли о нем, а каков он на самом деле - я не знаю и знать не могу"

Мы не можем знать другого человека так же хорошо, как знаем себя и поэтому всегда есть шанс ошибиться. Другой человек - это всегда не мы, это именно другой человек. Но мы часто ждем от него такого же поведения, какое является естественным для нас. Эти невольные ожидания и вводят нас в заблуждение. Мы невольно требуем от другого человека, чтобы он угадывал наши желания, а если он не угадывает, а часто это просто невозможно, то восклицаем с раздражением: "Ну, разве ты не понимаешь, что мне это неприятно?!"

Так в чем проблема - в человеке, который "не понял", или все-таки в нас, раз мы не смогли объяснить, что нам приятно, а что нет? Почему кто-то должен догадываться?

Поэтому первая наша задача - всегда прояснять нашим близким то, что мы считаем для себя важным. А в случае всевозможных взаимных непониманий - первым делом нужно сесть и поговорить. Причем поговорить так, чтобы ни у кого не было нужды что-то додумывать, о чем-то догадываться.

2) Отношения с другими людьми могут быть только партнерские. А для этого нужно признать за другим человеком право быть другим. И это очень сложно. Мы то и дело пытаемся другому человеку растолковать что к чему, советуем ему что-то сделать, мы уверены, что знаем как ему лучше поступить, как ему жить и что вообще будет лучше для него.

Такие отношения не являются партнерскими - это грубое вторжение в личное пространство, можно сказать агрессия.

Чтобы перевести отношения в партнерские, достаточно признать, что другой человек - это другой человек. У него свое отношение к жизни, другие интересы, другие цели. Как только вы это прочувствуете, тут же исчезнет раздражительность, вы перестанете действовать поспешно и необдуманно, вы ощутите себя индивидуальностью. В результате отношения с другими людьми перестанут напоминать перманентную революцию, а превратятся в сотрудничество.

3) Нельзя требовать от людей полного понимания. Это просто невозможно и не нужно. Тут скрывается один важный парадокс. Мы гораздо больше ценим тех людей, которые нас не понимают, но при этом поддерживают, чем тех, кто понимает и поддерживает. Потому что в первом случае - это любовь и доверие, а во втором нет ничего особенного.

Потому что тот, кто любит, будет нас поддерживать, даже если и не понимает в чем суть дела; будет поддерживать, даже не вникая в детали; он будет поддерживать, даже если в чем-то и не согласен с нами. И это очень много стоит. Именно такого человека мы и называем "родственной душой", потому что ему интересны мы сами, а не какие-то наши черты характера, способности или качества.

Поэтому, не торопитесь требовать в очередной раз от близких людей понимания, не торопитесь расстраиваться и раздражаться по этому поводу, лучше обрадуйтесь этому факту: они вас не понимают, но поддерживают. А это значит, что они вас любят.

 

Глава 4. Анатомия подсознания.

После того, как мы познакомились с самой молодой частью нашего мозга - сознанием - самое время перейти к тому, что этим сознанием руководит - к подсознанию.

Как мы помним, подсознание - это единовластные владения нашего инстинкта самосохранения. Здесь все подчинено выживанию, выживанию и еще раз выживанию.

С этой целью природа пошла на гениальное решение - соединило вместе в нашем подсознании в одно целое три функции управления: управление мышцами тела, управление соматическими функциями (функциями работы внутренних органов, гормональной системой), управление сознанием через психические переживания (эмоции).

То есть, то, что мы обычно рассматриваем, как независимые друг от друга компоненты тела (мышцы тела, состояние внутренних органов, эмоции) на самом деле крепко спаянный единый механизм выживания. Любое изменение в одном из этих компонентов влечет за собой изменение в остальных.

Вот как это происходит.

Представьте, идет человек по лесной тропинке. Он недавно перекусил, а теперь идет и мечтает о приглянувшейся ему девушке. Романтическое настроение, пенье птиц, шум ветерка в деревьях, и вдруг он видит готового к прыжку тигра.

Задача подсознания в этой критической ситуации обеспечить выживание человека. И вот что оно для этого делает:

А) Управление мышцами. При возникновении опасности мышцы тела автоматически напрягаются, каменеют.

Б) Управление внутренними органами. Активизируется симпатический отдел нервной системы, который начинает управлять внутренними органами в режиме стресса: увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается артериальное давление, дыхание станет поверхностным и частым, усилится потоотделение. Все это приведет к тому, что в напряженные мышцы будут закачаны необходимые им питательные вещества, продукты распада будут из них выведены, будет обеспечена терморегуляция мышц, путем отвода тепла в виде пота.

В это же время угнетается парасимпатический отдел нервной системы, который заведует нашим отдыхом, покоем и пищеварением. В момент опасности пищеварение не нужно, поэтому происходит резкое торможение всего того, что связано с пищеварением: прекращает выделяться слюна, снижается подвижность и тонус желудочно-кишечного тракта, все сфинктеры (пропускные клапаны) закрываются.

В) Управление сознанием. Возникает сильная эмоция опасности, которая напрочь выметает из сознания все мысли о красоте окружающей природы и тайные мечты о встрече с возлюбленной. Сознание, с помощью этой эмоции, резко переключено на поиск выхода из создавшейся ситуации.

В результате единовременного воздействия всех этих пунктов человек предпринимает все возможные меры для своего выживания, например, резко прыгает вверх и повисает на ветке ближайшего дерева.

Все это действует сразу, мгновенно, в одном комплексе не только во время опасности, но и всегда, в любой момент нашей жизни.

Все эти три компонента (мышцы, внутренние органы, эмоции) спаяны в одно целое и работают только одновременно.

Любая эмоция приводит к соответствующим изменениям в подсознании. От этого неизбежно происходят какие-то изменениям в мышечном тонусе (одни мышцы напрягаются, другие расслабляются) и какие-то изменения в работе внутренних органов. Пример: нам нахамила продавщица в магазине. Вспыхнула эмоция гнева, напряглись мышцы, произошел выброс гормонов коры надпочечников, в итоге изменилась вся работа внутренних органов.

Любое изменение в работе внутренних органов приводит к изменениям в подсознании. От этого неизбежно происходят какие-то изменениям в мышечном тонусе (одни мышцы напрягаются, другие расслабляются) и возникают какие-то эмоции. Эмоции определят ход мыслей в нашем сознании. Пример: мы чувствуем дискомфорт в области желудка (гастрит). В результате возникает эмоция раздражения, мы ни о чем не можем думать, все кажется скверным, везде ищем (и находим) плохую сторону, мышцы приходят в тонус.

Любое напряжение мышц так же приведет к соответствующим изменениям в подсознании. Подсознание изменить работу внутренних органов, и создаст соответствующую случаю эмоцию. Эмоция определит ход мыслей в нашем сознании. Пример: мы расслабили мышцы тела и лба, но напрягли мышцы рта и изобразили улыбку. Симпатический отдел нервной системы успокаивается, сфинктеры расслабляются, пищеварение активизируется, возникает положительная эмоция, мысли становятся легкими, все кажется по силам.

Наше подсознание - это трехголовый дракон, и стоит нам задеть только одну его голову, как все три синхронно поворачиваются и смотрят на нас. И для того, чтобы приручить этого дракона, нам нужно, прежде всего, его понять, нам нужно освоить его речь и попытаться перевести на язык то, что он нам хочет сказать.

Эмоции - это и есть язык подсознания. Эмоция - это отображение того, в каком состоянии находится подсознание. Если мы сейчас ощущаем себя сытой игривой дружелюбной собачонкой, готовой вилять хвостом, то наше подсознание, создающие эти положительные эмоции, полностью довольно текущим состоянием дел - состояние мышц и функции внутренних органов не вызывают вопросов.

Если мы мрачны и раздражительны, кидаемся на встречных и поперечных как злобный цепной пес, то это наше подсознание чем-то растревожено и таким образом проявляет себя.

Эмоция может возникать не только из-за объективного состояния нашего организма, но и по причине соответствия (или несоответствия) наших возможностей и потребностей.

В этом случае, положительная эмоция сопровождает ситуацию, когда есть потребность и есть возможность ее удовлетворения (хочется поесть и есть пища).

Ситуация отрицательной эмоции возникает в том случае, когда есть потребность, но нет возможности ее реализации (хочется поесть, а нечего).

Самая большая проблема человека в том, что сознание не всегда понимает язык подсознания.

В нашем обществе потребления, когда потребности внушаются с телевизора путем многократных повторений, когда желания формируются рекламными компаниями с миллионными бюджетами, когда навязыванием товаров и услуг занялись профессиональные психологи, возникает очень много отрицательных эмоций.

Людям хочется все больше и больше, все нового и нового - новые автомобили, новые сотовые телефоны, новые холодильники, кухонные комбайны и микроволновые печи. В головах людей формируется гигантское количество потребностей. И удовлетворить все эти сформированные потребности просто невозможно.

Возникает стресс от наличия потребностей и невозможности их реализации. Этот стресс является внутрипсихическим, т.е. находится внутри головы. Никакой внешней видимой опасности нет. Не надо бежать, прыгать, карабкаться по скалам, спасаясь от врага.

Мышечный компонент эмоции остается невостребованным - в нашей повседневной жизни он не нужен. И, как следствие, нас с самого детства учат подавлять внешнее проявление своих отрицательных эмоций. Т.е. мы с самого детства стараемся подавить мышечную реакцию организма на эмоцию - для этого нас учат сидеть смирно за столом, не бегать по квартире, не кричать на перемене. Мы зажимаемся и постепенно напряжение мышц, вызванное отрицательными эмоциями, на которые не было должной реакции, становится хроническим. В теле человека возникают устойчивые очаги хронического мышечного напряжения, спазмы, приводящие к остеохондрозу, мигреням, головокружениям, близорукости, гипертонии и т.п.

Мы накапливаем мышечные напряжения в своем теле в течение дня в гигантских количествах. Каждый стресс, каждая неприятность сопровождается мышечным напряжением, которое, не разряжаясь должным образом, только усиливается и хранится в теле. Так возникает бессонница, потому что крепко заснуть в состоянии мышечного напряжения невозможно. Мышечное напряжение становится нашим врагом номер один, с которым мы пытаемся бороться с помощью алкоголя, транквилизаторов, снотворных средств. Но эти средства не могут уменьшить мышечное напряжение, они только заглушают голос нашей нервной системы и погружают нас в наркоз, т.е. просто лишают нас сознания. Лишиться сознания - это совсем не то же самое, что и погрузиться в сон. Сон - это сложный психический процесс, состоящий из пяти фаз. Мозг, отравленный химическими препаратами, просто не в состоянии пройти эти пять фаз и, в итоге, человек не восстанавливается даже ночью, напряжение накапливается изо дня в день.

Важно отметить, что хроническое напряжение в мышцах отражается в подкорке, т.е. в подсознании возникает стойкий очаг возбуждения. Иными словами напряженные мышцы посылают в мозг информацию о том, что они напряжены. Подсознание расшифровывает это однозначно - раз мышцы напряжены, это значит, что мы находимся или в состоянии обороны, или в состоянии нападения. Подсознание сообщает об этом факте сознанию, как обычно, в виде эмоции. Сознание, получив эмоцию опасности, начинает искать повод для нее - так и возникают наши бесконечные страхи, мы начинаем бояться людей на улице, самолетов, финансового краха, болезней, взрывов, мы раздражены и сердимся по пустякам.

Круг, который начался с подавления отрицательной эмоции, прошел стадию хронического мышечного напряжения, замкнулся опять на отрицательной эмоции.

Это и есть механизм развития невроза, который стал "приметой нашего времени" - только за последние 50 лет количество заболеваний неврозами во всем мире увеличилось в 25 раз. Круг, по которому развивается невроз - это процесс бесконечный и возникает он только из-за того, что в теле возникли стабильные мышечные блоки (спазмы). И только в этом месте этот круг можно разорвать. Только избавление от хронических мышечных блоков позволит нам привести свою психику, а вместе с ней и здоровье, в порядок.

До тех пор, пока наши мышцы страдают от избыточного напряжения, которого мы чаще всего и не замечаем, т.к. привыкли к нему, рассчитывать на психическое и телесное здоровье просто бесполезно.

Таким образом, чтобы избавиться от отрицательной эмоции, нельзя пытаться ее подавить силой воли. П.К.Анохин показал в многочисленных экспериментах, что торможение внешнего проявления эмоции приводит к усилению двух её других компонентов – психологического и соматического. Иными словами, напряжение такого эмоционального возбуждения перекладывается на внутренние органы и мышцы, из-за чего и возникает риск развития психосоматических заболеваний - гипертонической и язвенной болезни, нейродермитов и нейрогенной астмы. Кроме этого человек становится раздражительным, недовольным собой, недовольным своей жизнью.

Это, кстати, профессиональная болезнь учителей. Учитель, работающий с непослушными вверенными ему в ответственность чужими детьми, вынужден изо дня в день тормозить внешний компонент своей эмоции (своего раздражения), а сила этой эмоции, бьет обухом по психике человека и по организму. Последствия не заставляют себя ждать - чувство неудовлетворённости своей жизнью и психосоматические заболевания. Именно поэтому учителем может быть только человек, преодолевший свою раздражительность, научившийся избавляться от отрицательных эмоций.

Как уже было сказано, все три компонента управляемые подсознанием (мышцы, внутренние органы, эмоции), работают всегда синхронно и зависят друг от друга. Следовательно, если у нас появилась отрицательная эмоция, и подавлять ее нельзя, то надо на нее воздействовать через мышцы или через внутренние органы (через дыхание).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.