Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение самооценки по С.А.Будасси




Суждения

Шкала по определению степени самоуважения

Ключ к МИС

1. Открытость: 1, 3, 9, –21, 48, 53, 56, –62, 65, –86, 98.

2. Самоуверенность: 7, –20, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, –80, 82, –103.

3. Саморуководство: 43, 44, 45,74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, –109, 110.

4.3еркальное «Я»: 2, 5, –13, –18, 29, –34, 41, 42, 50, –85, 102.

5. Самоценность: 8, –15, 16, –26, –31, 39, –46, 54, 57, 68, 70, 75, –83, 100.

6. Самоприятие: 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97.

7. Самопривязанность: б, 32, 33, 55, 89, 93, 95, –96, 101, 107, 105.

8. Конфликтность: 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99.

9. Самообвинение: 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92.

Таблица 4

Нормы МИС (в стенах) внутри таблицы значения по шкале

Шкалы С т е н ы
                   
        2—3 4—5 6—7        
  0—1   3—4 5—6 7—9   11—12      
  0—1     4—5       9—10    
        3—4   6—7        
  0—1     4—5 6—7   9—10     13—14
  0—1   3—4   6—7          
    1—2   4–5            
      1—2 3—4 5—7 8—9 11—12      
        3—4   6—7        

 

С помощью шкалы, разработанной американским психологом Розенбергом, можно выявить важнейший компонент самооценки — глобальное отношение к себе. Отношение это находит свое последующее проявление в тревожности, депрессивности, психосоматических заболеваниях (чем оно ниже, тем их больше), а также активности в общении, стремлении к лидерству и чувству межличностной безопасности (чем выше глобальное самоотношение, тем, соответственно, сильнее эти чувства). Опросник состоит из десяти суждений, на каждое из которых предлагаются четыре градации ответов, кодируемых в баллах по схеме:

 

Ответ Суждения, баллы
прямые обратные
Полностью согласен    
Согласен    
Не согласен    
Абсолютно не согласен    

 

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее, чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, что у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ опросника: прямые вопросы — 1, 3, 4, 6; обратные вопросы — 2, 5, 7, 8, 9, 10. Максимально возможная сумма — 40 баллов, минимально возможная сумма — 10 баллов.

Самооценка — важнейший компонент самосознания — это оценка своего «Я», своих возможностей и способностей.

При адекватной или оптимальной самооценке индивид правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела.
В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я», Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда — как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с неадекватной завышенной самооценкой не желает признавать, что это все — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Инструкция испытуемому: Перед Вами список слов, характеризующих отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гостеприимство, гордость, грубость, доброта, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, мнитель-ность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозри-тельность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Внимательно просмотрите этот список, выберите из него 20 слов и составьте из них два ряда (см. табл. 5). В первом ряду сначала запишите слово, выражающее качество, которое кажется Вам наименее желаемым. За ним поставьте слово, обозначающее качество, которое нравится Вам в большей степени и т.д. И, наконец, последним будет слово, обозначающее качество, которое нравится Вам в наибольшей степени. Затем из этих же 20 слов составьте второй ряд, начиная со слова, выражающего качество, которое, как Вы считаете, присуще Вам в наименьшей степени. Затем поставьте слово, обозначающее качество, которое присуще Вам несколько больше и т. д. На последнем месте поставьте слово, обозначающее качество, которым Вы обладаете в наибольшей степени.

Обработка данных: Порядковые номера этих свойств в обоих рядах принимаются за их ранги. Находим d — разность номеров (рангов) для каждого свойства (если, например, свойство «трусость» имеет порядковый № 2 в первом ряду и №7 — во втором ряду, то d для него будет равняться –5 (2–7). Для удобства разность рангов для каждого свойства вычисляем в соответствующем столбике таблицы 4. Затем возводим каждую d в квадрат, находим сумму d2 (Sd2), подставляем ее в формулу:

=

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.