Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала психологической близости




Референтометрия

Референтометрия направлена на выявление основных референтныхгрупп личности (эту группу составляют такие лица, чьи воззрения, идеалы, убеждения личность признает, с мнением которых считается, чьей оценкой дорожит).

Ход выполнения: Учащимся предлагается 10 вопросов-ситуаций (I—А) и список людей, окружающих их (I—Б). Школьникам нужно осуществить выбор по каждому вопросу ситуации не менее двух человек: при этом второе лицо должно быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое лицо. После осуществления школьниками выбора у них забирают список I—Б и просят по пятибалльной шкале оценить каждое из выбранных лиц.

I—А

1. С кем Вы поедете на экскурсию в другой город?

2. С Вами случилась неприятность. Кому Вы об этом расскажете?

3. Вы хотите отпраздновать свой день рождения. С кем Вы его проведете?

4. Есть ли у Вас человек, с которым Вы стараетесь проводить больше времени?

5. Кто может указать на Ваши недостатки, кого Вы больше послушаете?

6. Вы встретили человека, который Вам понравился. Кто может Вам помочь правильно оценить его?

7. Вы хотите изменить свою жизнь. С кем Вы посоветуетесь об этом?

8. Кто может быть для Вас примером в жизни?

9. Кому Вы хотели бы понравиться больше всего?

10. С кем Вы больше всего откровенны?

 

I—Б.

1. Родители (отец, мать).

2. Родственники (дедушка, бабушка, дядя, тетя).

3. Брат, сестра.

4. Взрослый знакомый.

5. Знакомый родителей.

6. Друзья.

7. Лучший друг(подруга).

8. Компания, приятели.

9. Знакомая девушка (юноша).

10. Товарищи по учебе, работе.

11. Товарищи по секции, студии и т.д.

12. Историческая личность.

13. Известный всем человек.

14. Человек, о котором Вы знаете от других.

15. Литературный персонаж.

Обработка результатов: Все лица, упомянутые данным школьником, записываются в отдельный список без повторений, затем «оценки» лиц заносятся и суммируются для каждого из них. После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный листок в порядке уменьшения количества баллов. Эти люди и составляют референтную группу школьника.

Помимо референтности существует еще один параметр, описывающий отношения человека с другими людьми, — так называемая «психологическая близость». Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и именно ее-то мы предлагаем определить с помощью несколько модифицированной шкалы «симпатической дистанции» Д.Фелдса[28].

Предложите испытуемым вписать в столбик людей, с которыми они привычно и непреложно общаются в течение последних нескольких месяцев. После того как эта работа будет закончена, предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми по шкале. Шкала эта содержит 11 ступеней, выражающих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.

1. Он мог бы быть моим лучшим другом.

2. Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми.

3. Я мог бы открыть ему свою душу.

4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.

5. Я мог бы провести с ним свой отпуск.

6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.

7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.

8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных заданий.

9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним.

10. Я не выпускал бы его в общество.

11. Я запретил бы ему иметь детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодняшнее время характеризуется интенсивным развитием прикладной социальной психологии, без которой уже нельзя обойтись ни в различных областях социальной практики (политика, экономика и т.д.), ни в процессе подготовки психологов, социальных работников, политологов, социологов.

Целью социально-психологического практикума стало освещение широкого круга наиболее важных, узловых вопросов прикладной социальной психологии, раскрытие возможностей изучения конкретных социально-психологических феноменов, овладение студентами навыками по применению социально-психологической диагностики.

Настоящее пособие представляет собой альманах методических материалов для проведения социально-психологической диагностики и поэтому автор-составитель надеется, что оно будет полезным и станет своеобразной настольной книгой для прикладников: практикующих социальных психологов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев, В.И. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития, делового общения, полемического и ораторского мастерства / В.И.Андреев. — Казань, 1993. — 278 с.

Атватер, И. Я Вас слушаю… / И.Атватер. — М., 1988. — 236 с.

Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А.В.Батаршев. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 176 с.

Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум / Т.Г.Григорьева. — Новосибирск: Новосибир. ун-т; М.: Совершенство, 1997. — 116 с.

Добрович, А.Б. Общение: Наука и искусство / А.Б. Добрович. — М.: Яуза, 1996. — 254 с.

Калининский, Л.П. Методика психодиагностики профессионально значимых и деловых качеств будущего специалиста /Л.П. Калининский // Содержание и методы профессионального воспитания студентов. — Тюмень, 1981. — С. 77—78.

Карпов, Г.Ф. Методика изучения личности учащихся ПТУ / Г.Ф. Карпов, Е.А. Михайлычев. — М.: Высш. шк., 1989. — С. 77—78.

Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники. Ролевые игры: Кн. для учителя / С.В.Ковалев. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.

Кун, М., Макпартлэнд, Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М.Кун, Т. Макпартлэнд;Под ред. Г.М.Андреевой. Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984. — С. 180 — 187.

Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. — М.: «Смысл», 1992. — 16 с.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв.ред. А.Ф. Кудряшов. — Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992. — 318 с.

Методики социально-психологической диагностики личности и группы / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. — М.: ИП РАН, 1990. — 168 с.

Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.

Общая психодиагностика: Учеб. пособие / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 304 с.

Платонов, Ю.П. Этническая психология / Ю.П.Платонов. —СПб.: «Речь», 2001. — 320 с.

Потемкина, О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности / О.Ф. Потемкина;Под ред. В.Н.Дружинина, Т.В.Галкиной // Методы психологической диагностики. — М., 1993. — С. 79—86.

Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология: Учеб. пособие / Л.Г.Почебут, В.А.Чикер. — СПб.: Изд-во «Речь», 2002. — 298 с.

Практикум по психодиагностике / Под ред. В.В.Столина, А.Г. Шмелева. — М., 1984. — 232 с.

Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учеб. пособие. 2-e изд. / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. — СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та, 2001. — 240 с.

Прикладная социальная психология / Под ред А.Н.Сухова и А.А.Деркача. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.

Психологические тесты для деловых людей / Сост. Н.А.Литвинцева. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994. — 318 с.

Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). — М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996. — 400с.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. — Л.: Наука, 1979. — 264 с.

Сборник психологических тестов / Сост. Е.Карапешта. — Киев: Хибатура, 1992. — 447 с.

Социально-психологический климат коллектива: проблемы и методы изучения / Под ред. Е.В. Шороховой, О.И. Зотовой. — М., 1982. — 159 с.

Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д.Столяренко. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. — 736 с.

Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д.Н.Узнадзе. — Тб.: Изд. АН Груз.ССР, 1961. — 256 с.

Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум / Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова. — Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2001. — 103 с.

Фромм, Э. Иметь или быть?.. /Э.Фромм. — М.: Прогресс, 1990. — 188 с.

Черны, В. Компендиум психодиагностических методов. Т.2. / В.Черны, Т. Колларик. — Братислава, 1988. — 384 с.

Юнг, К. Психологические типы / К.Юнг. — СПб.: «Ювента»: М.: Изд. фирма «Прогресс-Универс», 1995 — 716 с.

Kuhn, M. and McPartlaтd, T. An empirical investigation of self-attitudes // American Sociological Review. — 1954. — V. 19. — №1. — P. 68—76.

Luhtanen, R. & Crocker, J. A collective self-esteem scale: Self-evaluation of one’s social identity // Personality and Social Psychology Bulletin. — 1992. — 18. — P. 302—318.


 

 

Учебно-методическое издание

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.