Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поскольку все перечисленные источники ошибок имеют место в действительности, по нашему мнению, надо рассмотреть, хотя бы кратко, причины этих ошибок




По своей сути проекция — это явление, обратное эмпатии. Это две формы процесса восприятия и оценки людей, однако проекция искажает и ослабляет этот процесс, а эмпатия упорядочивает и усиливает.

Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя (наблюдаемого) может являться источником ошибок в оценке личности.

Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы — стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем стереотипы, связанные с внешним видом (высокий - низкий, толстый — тощий; орлиный нос, сократовский лоб и т. д.), а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют избавлению от ошибок в интерпретации поведения.

Мнение других лиц. Иногда даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно подействовало на нашу оценку этого лица. Например, если нам дали характеристику объекта нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при встрече мы стараемся уложить поведение объекта в рамки шаблона, сформированного под влиянием чужого, возможно не совсем объективного, мнения.

Эмпатия — это способность прочувствовать переживания другого человека. Процесс такого вчувствования обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать у других людей многие невысказанные или скрываемые намерения. Способность людей к эмпатии, как и любая другая общая способность, зависит от специфических задатков и соответствующего воспитания.

Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Происходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Практикой установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, безошибочно предвосхищают поведение друг друга.

Жизненный путь;

К неформальным — сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы. Если в первом случае работник юридического труда ставит процесс опенки под свой контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором — этот процесс осуществляется на уровне подсознания.

К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюдение и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.

Первые шаги в научном изучении человека как личности сделал две с половиной тысячи лет назад гениальный греческий врач и исследователь Гиппократ. Результатом его исследований явились данные о четы­рех темпераментах. На протяжении многих столетий предпринимались многочисленные попытки критики полученных результатов Гиппократа, однако они в основном сохранились до наших дней, Мы уже отметили, что темперамент, характер и способности составляют психологическую основу личности. Именно поэтому эти структурные компоненты являются центральными во всех схемах изучения личности. Данное утверждение относится к схемам А.Г. Ковалева. К.К. Платонова и многих других исследователей. Однако эти схемы нацеливают исследователей на изучение личности только как социального феномена и слабо учитывают специфику деятельности, которой занята эта личность. Использование этих схем в условиях профессиональной деятельности (в том числе юридической) дает очень мало результатов. Изучение практики внедрения научных методов в систему оценки руководящих кадров показало, что такого типа схемы должны прежде всего базиро­ваться на системе профессиональных действий и операций*

________________________________________________________________________

* См.: Труд руководителя. М., 1976; Оценка работников управления. Под ред. Попова Г.Х. М., 1976.

Исходя из учета особенностей составления оценочных схем личности, предлагаем специальную «схему изучения личности», которую, по нашему мнению, должны знать работники юридического труда.

Схема изучения личности.

1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.

2. Внешние признаки:

- лицо (краткий словесный портрет, по возможности особенности строения лица);

- рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);

- вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);

- одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);

- манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление);

- голос (приятный — неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).

- родители (время и место рождения, национальность, место жительства, социальное положение, образование, профессия, отношение к политическим партиям, их увлечения, постоянное занятие и т. д.);

- детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения, события в жизни и т. д.);

- школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);

- учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16—19 лет);

- трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетворенность, влияние трудовой деятельности на личность);

- семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).

4. Жизненные сферы:

- семья (отношения между супругами, отношение к детям/отношение к родителям и т. д.);

- профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т. д.);

- политическая и общественная активность (активен — неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т. д.);

- проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, театр, выпивки с друзьями и т. д.);

- материальные условия жизни (какая квартира, особенности обстановки, бюджет семьи и др.);

- здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).

5. Поведение:

- преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное; реакция на трудности (растерянность, энергичность, безразличие);

- особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, средне, трудно возбудим; подавляет раздражение легко, с трудом; переживает неудачи заметно — незаметно, долго — недолго; помнит обиды долго — недолго; расстраивается по мелочам — по мелочам не расстраивается и т. п.);

- проявление воли (самостоятельный — несамостоятельный, дисциплинированный — недисциплинированный, решительный — нерешительный, смелый — трусливый и т. д.);

- поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие — теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков — теряет их и т. д.);

- поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);

- нравственное поведение (соблюдение моральных норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).

6. Темперамент и характер:

а) темперамент:

- общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый — не застенчивый; осторожный — решительный; проявляет склонность к лидерству — склонности к лидерству не проявляет);

- эмоциональность (спокойный — раздражительный, невозмутимый — ранимый, сдержанный — возбудимый, пессимистический — оптимистический);

б) характер:

- свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.), к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); к вещам (ак­куратность, неряшливость и т. д.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);

- доминирующие черты характера (кардинальные черты, первичные черты, вторичные черты).

7. Мотивация поведения:

- доминирующие потребности (физиологические потребности, потребность в самосохранении, потребность в принадлежности к социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в самовыражении);

- ценности и установки:

а) личностные ценности (ориентация на самосовершенствование, на помощь другим людям, на определенную деятельность, на удовлетворение своих потребностей);

б) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, нравы, уважение правопорядка);

в) материальные ценности (деньги, вещи, собственность);

г) политические ценности (отношение к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, политической жизни в стране, личные политические взгляды);

д) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим и т. д.);

- интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устойчивости интересов);

- идеалы (наличие идеала: человек, идея, поступок человека, литературный герой и т. д.).

8. Социальная адаптация:

- социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);

- восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстановки; в действиях преобладает логичность — нелогичность, адаптируется к ситуации быстро — медленно);

- самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе),

9. Способности:

—общие способности (плавность и беглость речи, уровень оперирования цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т. д.);

— специальные способности (организаторские, педагогические и т. д.; способность знакомиться, сближаться, влиять на людей, способность разбираться в людях).

Сбор информации и оценка личности на базе данной «Схемы» осуществляются в процессе общения. Поэтому рассмотрим некоторые особенности этого процесса.

В процессе общения люди обмениваются знаниями, опытом, передают друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношениях к фактам, событиям, идеям, к другим людям и самим себе. Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функциониру­ют в основном на подсознательном уровне*.

________________________________________________________________________

* См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение и нашей жизни. М., МГТУ, 1992, с. 16; Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 5.

Косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или не уверен в себе и т. д. Все это дает возможность сделать предположение о том, как наш собеседник воспринимает жизнь, каково его физическое состояние, интеллект и т. п. Наличие в психике человека явления эмпатии должно нацеливать работника юридического труда на внимательное отношение к нему, а также на развитие и совершенствование своих способностей в этом плане. Эмпатия оказывает воздействие на другого человека с помощью движения, внешней и внутренней речи. Так, если увлечься смыслом того, что рассказывает нам собеседник, то можно понять искренен или неискренен рассказчик. Некоторые натуры бывают очень чувствительны к подтексту речи других в определенные периоды. Такой способностью, например, обладают шизоиды перед обострением болезни (предшизофренический период). Это также характерно для чувствительных и творческих натур. Как и любую другую способность, эмпатию можно развивать специальными упражнениями.

Процесс оценки личности начинается с первого впечатления. Первое впечатление в своей основе представляет собой общее восприятие объекта. Люди в условиях первоначального контакта занимаются классификаций, пытаясь отнести собеседника к одному из знакомых им типов людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внешним проявлениям личности, причем уделяют внимание то содержанию речи партнера, то вглядываясь в его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; иные, кажется, абсолютно терпимы к любому изменению собственных представлений об окружающих; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности, в отличие от иных, которые допускают, что другие также что-то в человеке могут понять; шестые... седьмые... и т. д.* Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.

_____________________________________________________________________________

*См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение и нашей жизни. М., МГТУ, 1992, с. 49.

Источниками ошибок являются: мнение других лиц, галлоэффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние наблюдателя, доминирующие потребности, защитные механизмы и упрощения, Кратко остановимся на этих источниках ошибок.

2. Галлоэффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился — в терминах «неприятного». Эта общая оценка распространяется практически на любую черту личности.

Как правило, галлоэффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать общую оценку объекта. Это явление наталкивает наблюдателя на формирование какого-то устойчивого образа*.

________________________________________________________________________

*См.: Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 7.

3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают со­мневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то это вполне обоснованно можем предполагать, что ошибки в оценке объекта — следствие психических отклонений у наблюдателя.

Каждый стереотип имеет свою логическую структуру и присущие ему закономерности проявления. Считается, например, что негры любят ритмическую музыку и яркие краски, рыжие темпераментны и т. д. Подметивший горячность рыжего и не заметивший еще большую горячность брюнета утверждает, что это закономерность. Поэтому один из источников ошибки заключается в том, что мы ожидаем от определенного лица (группы лиц) вполне определенного поведения.

6. Доминирующая потребность. Доминирующая потребность делает человека особенно чувствительным к предмету этой потребности; охотник лучше видит зверя, сборщик ягод — ягоды. Следует, однако, отметить, что чем сильнее эта потребность, тем чаще в этих случаях может иметь место переигрывание: охотник может за зверя принять какой-либо предмет, сборщик ягод — сорвать несъедобную ягоду, поэтому доминирующие в данный момент у наблюдателя потребности могут явиться источником ошибок.

7. Защитные механизмы. Одним из защитных механизмов, искажающих восприятие, является проекция. Суть ее состоит в искажении реальности. Проекция имеет место в поведении практически всех людей, однако она наиболее сильно проявляется у людей с "расшатанными нервами". Иногда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, иногда ему представляется, что его обвиняют в наличии намерений, которые он сам считает несовместимыми с его "Я"-концепцией, и т. д.

Наблюдатель неизменно сравнивает наблюдаемого с самим собой. Ему кажется, что он себя хорошо знает, поэтому на фоне своего "Я" ему лучше представляется другой. Однако в связи с определенным искажением восприятия защитными механизмами это совсем не значит, что наблюдающий объективно прав.

8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия, человек, очень сложен. В связи с этим все мы склонны к упрощению при восприятии людей. Поскольку тенденция к упрощению присуща большинству, то многие люди практически бессильны объективно воспринять другого человека. Они сразу же по какому-то одному факту делают выводы, закрепляют эти выводы своем сознании и потом с трудом меняют их. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Чуфаровский Ю.В. Общение, наука и культура. Ташкент. 1986, с. 30—34.

Причины ошибок восприятия и оценки личности связаны, во-первых, с особенностями личности воспринимаемых, во-вторых, с непреднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего и, в-третьих, с особенностями личности воспринимающего. Здесь следует отметить как индивидуально-психологические особенности людей, которые мы воспринимаем, так и их действия с целью предвосхищения своей оценки и обмана наблюдателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.