Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демонстрация предметов является простым приемом получения информации




Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется побуждение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к передаче информации работнику юридического труда.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта можно выделить два основных пути получения необходимой нам информации. Первый — это побуждение субъекта к непроизвольной речевой репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интерес для работников юридического труда. Второй — побуждение интересующего нас лица к непроизвольным физическим или экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Первый способ можно условно назвать словесно-репродуктивным, а второй — моторно-репродуктивным.

Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные элементы биологически обусловленных качеств — свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., обычно не осознаются субъектом. Многим психическим процессам присуши элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жизненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это — автоматизированные навыки, умения и особенно привычки. Многие действия, совершаемые человеком многократно и имеющие жизненное значение, также остаются вне его сознания. Например, мы ежедневно по нескольку раз пользуемся ключом от квартиры, но осознаем лишь его прямое назначение, что же касается геометрической конфигурации ключа, то она не отражается в сознании, и мы обычно испытываем затруднение, когда просят нарисовать ключ.

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующей нас информации, является теория бессознательного. Смысл выведывания информации заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче в той или иной форме работнику юридического труда информации. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Практика получения информации методом выведывания свидетельствует о том, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения человека устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них — побудить собеседника сообщить сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться.

Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых

Познание человека и понимание его — длительный процесс, который протекает и в ходе начавшегося общения и не завершается, когда общение закончилось.

Нередко многие неурядицы, связанные с межличностными конфликтами, возникают из-за того, что мы не умеем слушать. Иногда слушающий может быть искренне заинтересован в том, что говорит собеседник, однако в силу своих индивидуально-психологических особенностей плохо сигнализирует ему об этом. Дело заключается в том, что в таких случаях вслушиваются только в слова собеседника, а самого говорящего выпускают из поля зрения. Говорящий, не чувствуя на себе взгляда слушателя, начинает нервничать и искать повод прервать разговор и удалиться.

Схема слушания должна строиться по принципу обратной связи: объект произносит слова, направленные к субъекту, который слушает, сосредотачивая свое внимание на собеседнике и на его словах и стараясь уловить основную идею высказывания.

Если вам предстоит деловое общение, то первое и основное правило заключается в том, что надо производить впечатление делового человека т. е. чтобы таковым вас воспринимали (это компетентность, демо­кратизм, расположенность к человеку, последовательность и т. д.). На это и надо себя настраивать. В дружеском общении важны открытость, отзывчивость, разделение ценностей, сочувствие, способность дать вовремя совет и оказать поддержку.

А как быть, если предстоит заведомо неприятный разговор, часто встречающийся у работников юридического труда? Здесь такие качества, как открытость и искренность, могут быть восприняты (с иной позиции партнера) как проявление слабости и капитуляция. В этом случае на вас будет оказываться прямое давление, чтобы вы уступили или подчинились. Здесь наиболее важное качество — уметь показать при всем раз­личии позиций и расхождении точек зрения готовность понять собеседника и обсудить его аргументы, продемонстрировать непредвзятость. Худший способ спора — это демонстрировать силу собственного «Я»*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992, с. 48.

Бессознательные психические явления для нормальной жизнедеятельности организма являются прямой необходимостью. В этом проявляется новая функция бессознательного: оно обеспечивает своеобразную «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых защитных механизмов сознания. Смысл защитных механизмов заключается в том, что, они вытесняют или подавляют всю ту информацию, хранившуюся в сознании, которая мешает или противоречит деятельности и поведению человека в конкретной ситуации.

Грань между сознательным и бессознательным весьма условна. И.С. Кон отмечает, что «защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость, идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу».

____________________________________________________________________________

*Кон И.С. Социология личности. М., 1967, с. 62.

Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности также не всегда осознаются. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны чрезвычайные обстоятельства (военное время, например), которые раскроют эти черты как элементы структуры личности. Иногда человек не осознает своих способностей, и они раскрываются по мере развития его самосознания, в процессе деятельности. Следовательно, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного и таинственного; это обычные психические явления, но не достигающие уровня сознания или самосознания.

1. Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного субъекта соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить, знакомо ли подозреваемое лицо с фотографией, юрист-практик или его доверенное лицо берет с собой какие-либо фотопринадлежности (фотоаппарат, пленку, фотобумагу и т, п.), которые объективно могут послужить поводом к соответствующим высказываниям, разговору в целом. Вообще, следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуждающих потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого к непроизвольным высказываниям, могут быть использованы предметы, принадлежащие связям проверяемого, потерпевшего и т. д., иные предметы, доступные для восприятия (экспонаты выставок и музеев, плакаты, объявления и т. д.).

Предмет, избранный для демонстрации, должен быть известен субъекту нашей заинтересованности. Демонстрация предмета должна быть естественной и оправдываться конкретной ситуацией. Действия и по­ступки сотрудника правоохранительных органов, демонстрирующего предмет, должны быть логически последовательными и экспрессивно обоснованными. Указанные условия направлены на то, чтобы скрыть сознательный характер демонстрации предмета и побудить субъекта нашей заинтересованности к соответствующим высказываниям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.