Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские и общена учные методы на учного исследования 1 страница




~ 50

~ 49

1 ~ 30

Классификация наук

Наибольшую известность получила классификация наук, данная Ф. Энгельсом в «Диалектике природы». Исходя из развития движущейся материи от низшего к высшему, он выделил механику, физику, химию, биологию, социальные науки 18. На этом же принципе субординации форм движения материи основана классификация наук Б.М. Кедрова. Он разли­чал шесть основных форм движения материи: субатомно-физическую, химическую, молекулярно-физическую, геологическую, биологическую и социальную19.

В настоящее время в зависимости от сферы, предмета и метода по­знания различают науки:

1) о природе - естественные;

2) об обществе - гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании - логика, гносеология, эпистемология и др.

В Классификаторе направлений и специальностей высшего профес­сионального образования с перечнем магистерских программ (специали­заций), разработанных научно-методическими советами - отделениями У МО по направлениям образования выделены:

1) естественные науки и математика (механика, физика, химия, биоло­
гия, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология,
теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговеде­
ние, история, политология, психология, социальная работа, социология, ре-
гионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура,
коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки (строительство, полиграфия, телекоммуника­
ции, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геоде­
зия, радиотехника, архитектура и др.);

17 См.: Теория государства и права: Учеб. М., 1997. С. 8.

18 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 564 - 565.

19 См.: Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1961. Т. 1. С. 23 и след.


4) сельскохозяйственные науки (агрономия, зоотехника, ветерина­рия, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.)20.

Обратим внимание на то, что в этом Классификаторе технические и сельскохозяйственные науки выделены в отдельные группы, а математика не отнесена к естественным наукам.

Некоторые ученые не считают философию наукой (только наукой) либо ставят ее в один ряд с естественными, техническими и обществен-ными науками21. Это объясняется тем, что она рассматривается ими как мировоззрение, знание о мире в целом, методология познания либо как наука всех наук. Философия, по их мнению, не направлена на собирание, анализ и обобщение фактов, обнаружение законов движения действитель­ности, она лишь пользуется достижениями конкретных наук. Оставив в стороне спор о соотношении философии и науки, отметим, что философия все же является наукой, обладающей своими предметом и методами ис­следования всеобщих законов и характеристик всего бесконечного в про­странстве и времени объективного материального мира22.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержден­ной Министерством науки и технологий РФ 25 января 2000 г., указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологи­ческие, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономические, философские, филологические, географи­ческие, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социоло­гические, политические, культурология и науки о земле 23.

Каждая из названных групп наук может быть подвергнута дальней­шему членению. Так, юридические науки, изучающие государственно-правовые явления, делят на следующие группы:

1) исторические (история отечественного государства и права, исто­
рия государства и права зарубежных стран, история политических и право­
вых учений);

2) отраслевые (конституционное право России, гражданское право,
гражданское процессуальное право, административное право, трудовое

См.: Кузин Ф.А. Магистерская диссертация: Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М., 1998. С. 225 - 227.

См.: Основы научных исследований / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. М., 1989. С. 6-7; Кохановский В.П. Указ соч. С. 38; Лешкевич Т.Г. Указ. соч. С. 30 - 44; Философия и методо­логия науки: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.И. Купцова. М., 1996. С. 103 -124.

См.: Джахая Л.Г. Классификация наук как философская и науковедческая проблема. Су­хуми, 1969. С. 164.

См.: Бюллетень Государственного высшего аттестационного комитета Российской Федерации. 2000. № 3. С. 2 - 22.


право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, международное право и др.);

3) прикладные (криминалистика, криминология, правоохранитель­ные органы, юридическая психология, прокурорский надзор, юридическая статистика, судебная медицина и др.).

Помимо названных групп наук В.М. Сырых выделил еще и науки, изучающие государство и право зарубежных стран, а также правовое ре­гулирование международных отношений (государственное право зару­бежных стран, международное право и др.)24. На мой взгляд, они могут быть отнесены к отраслевым либо историческим наукам.

Некоторые авторы теорию государства и права включают в группу ис-торико-теоретических наук25. Очевидно, теории государства и права должно быть отведено особое место в комплексе юридических наук. По отношению к другим юридическим наукам она выступает как обобщающая наука и выпол­няет гносеологическую и методологическую функции.

По родовому предмету исследования можно выделить науки:

государственно-правового цикла (теория государства и права, кон­ституционное право, муниципальное право и др.);

гражданско-правового цикла (гражданское право, предприниматель­ское право, семейное право, гражданское процессуальное право и др.);

уголовно-правового цикла (уголовное право, криминология, крими­налистика, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и др.);

административно-правового цикла (административное право, фи­нансовое право, налоговое право, таможенное право и др.);

историко-правового цикла (история отечественного государства и права, история политических и правовых учений и др.);

международно-правового цикла (международное право, междуна­родное частное право, европейское право и др.).

Существуют и другие классификации наук. Например, в зависимо­сти от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретиче­ские), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые на­правлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.

Оригинальную классификацию наук предложил Л.Г. Джахая. Разде­лив науки о природе, обществе и познании на теоретические и приклад­ные, он внутри этой классификации выделил философию, основные науки и отпочковавшиеся от них частные науки. Например, к основным теоре-

См.: Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980. С. 6 - 7. См.: Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. М., 1997. С. 23; Общая теория права и государства: Учеб. М., 1994. С. 6 - 7.


тическим наукам об обществе он отнес историю, политэкономию, право­ведение, этику, искусствоведение, языкознание. Эти науки имеют более дробное деление, например, история делится на этнографию, археологию и всемирную историю. Государствоведению как основной прикладной науке корреспондируют политика, управленческое дело, судопроизводст­во, криминалистика, военное дело, архивное дело. Кроме того, он дал классификацию так называемых «стыковых» наук:

промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);

скрещенные науки, которые образовались путем соединения прин­ципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизи­ка, экономическая география);

комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение)26.

В статистических сборниках обычно выделяют следующие секторы науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

§ 2. НА УЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Формой существования и развития науки является научное исследо­вание. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее поня­тие: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное иссле­дование - это деятельность, направленная на всестороннее изучение объ­екта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом - структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономер­ности развития и т.д.

Научные исследования классифицируются по различным основаниям.

По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и нефинансируемые. Бюджетные исследова­ния финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут вы­полняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.

26 См.: Джахая Л.Г. Указ. соч. С. 172 - 216.


В нормативных правовых актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государст­венной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых зна­ний об основных закономерностях строения, функционирования и разви­тия человека, общества, окружающей природной среды. Например, к чис­лу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских тенденциях преступности.

Прикладные научные исследования - это исследования, направлен­ные преимущественно на применение новых знаний для достижения прак­тических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они на­правлены на решение проблем использования научных знаний, получен­ных в результате фундаментальных исследований, в практической дея­тельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать рабо­ты о тактике и методике расследования отдельных видов преступлений или о предупреждении преступлений на отдельных территориях или предприятиях.

Научные исследования в сфере юридических наук зачастую пред­ставляют собой сочетание двух названных видов, и поэтому их следует именовать теоретико-прикладными.

Поисковыми называют научные исследования, направленные на опре­деление перспективности работы над темой, отыскание путей решения на­учных задач.

Разработкой называют исследование, которое направлено на внедре­ние в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных ис­следований.

По длительности научные исследования можно разделить на долго­срочные, краткосрочные и экспресс-исследования.

В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, эксперимен­тально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследо­вания смешанного типа27.

В теории познания выделяют два уровня исследования: теоретиче­ский и эмпирический.

27 См.: Приходько П.Т. Тропой науки. М., 1969. С. 50 - 68.


Теоретический уровень исследования характеризуется преобладани­ем логических методов познания. На этом уровне полученные факты ис­следуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаклю­чений, законов и других форм мышления.

Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутство­вать, но оно является подчиненным.

Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория28.

Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Разли­чают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами: 1) они возникли на базе определенной теории, концепции; 2) это трудные, не­стандартные задачи; 3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия; 4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре иссле­дуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.

Гипотезы могут быть сформулированы при проведении, например, криминологического исследования или социологического исследования в уголовном праве. Так, при изучении динамики и причин преступности в одном из районов области были выдвинуты, в частности, следующие ги­потезы: происходит непрерывное увеличение количества хищений и тяж­ких насильственных преступлений; в сельской местности коэффициент преступности меньше, чем в городе; преступность несовершеннолетних имеет тенденцию к снижению; безработица и пьянство существенно де­терминируют преступность.

Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными на­
блюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые ги­
потезы);

3) совместимости с существующим научным знанием;

28 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 134.


4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выво­
диться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.
Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой
выводится наибольшее количество фактов;

5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных
допущений, субъективистских наслоений29.

Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательная гипотеза - это предположение о существенных свой­ствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучае­мого объекта.

Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.

Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и законо­мерностях развития объекта исследования.

Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности. Она обладает следующими свойствами:

1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мысли­
тельной деятельности.

2. Теория - это целостная система достоверных знаний.

3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их,
т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внут­
ренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.

4. Все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы, дока­
заны.

Теории классифицируют по предмету исследования. По этому осно­ванию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории. Существуют и другие класси-

фикации теорий 30.

В современной методологии науки выделяют следующие структур­ные элементы теории:

1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);

2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части
действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и
предметов;

3) логику теории - совокупность определенных правил и способов
доказывания;

4) философские установки и социальные ценности;

См.: Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. С. 80 - 88. 30 См., например: Там же. С. 146 - 156.


5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве след­ствий из данной теории 31.

Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.

Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.

Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наибо­лее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной от­расли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правона­рушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.

Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее по­нятие, применяемое в науке.

Совокупность понятий (терминов), которые используются в опреде­ленной науке, образует ее понятийный аппарат.

В юридических науках применяются специальные юридические по­нятия и существует свой понятийный аппарат. Юридические понятия мо­гут быть закреплены в нормах права (например, понятие преступления - в ст. 14 УК РФ) или не закреплены в нем, но могут иметь правовое значение (например, понятия нормы права, юридического факта, правоотношения). Другие понятия являются неправовыми, но касаются юридической деятель­ности (например, понятия «предупреждение правонарушений», «тактика расследования преступления»).

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Например, при квалификации преступления может быть высказано суждение, что К. совершил преступление, предусмотренное определенной статьей УК, или высказывание может быть отрицательным: действия К. не подпадают под признаки какого-либо состава преступления.

Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При проведении теоретических исследований в области права следует руково­дствоваться, например, четырьмя принципами законности: верховенства закона, всеобщности, целесообразности и реальности законности. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реально­сти; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепен­ных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.

31 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 142.


Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказы-ваемым и из которого по установленным правилам выводятся другие по­ложения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичны­ми утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, об­виняемый не обязан доказывать свою невиновность 32.

Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть клас­сифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам ре­альности можно выделить законы природы, общества, мышления и позна­ния; по объему действия - всеобщие, общие и частные.

Закономерность - это: 1) совокупность действия многих законов; 2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономер­ности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею 33.

Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. При­мером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Учение - совокупность теоретических положений о какой-либо об­ласти явлений действительности. Например, в уголовно-правовой науке разработано учение о преступлении и учение о наказании 34.

Идея - это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления; 2) определяющее стержневое положение в теории. Например, в новом УК РФ последовательно проведена идея приоритета охраны личности от пре­ступных посягательств согласно международным стандартам прав и сво­бод человека.

Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных на­учной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловлива­ют существование и содержание многих правовых норм и институтов. Даже написаны монографии, целиком посвященные концептуальным ос­новам уголовного и уголовно-процессуального права35.

Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладани­ем чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов

Более подробно см.: Печников Г.А. О важности юридических аксиом в преподавании ос­нов уголовного права и уголовного процесса // Юрид. образование и наука. 1999. № 2. С. 33.

См.: Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997. С. 1-50.

34 См., например: Пионтковский А.А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1960.

См.: Понятовская Т.Г. Концептуальные основы системы понятий и институтов уголовного и уголовно-процессуального права. Ижевск, 1996.


чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследо­вания заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляет практи­ческую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать тео­рию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, по­скольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолко­ван без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).

Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действитель­ности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предло­жение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и эксперимен­тов36.

В юридических науках к фактам действительности можно отнести нормативные акты, юридические факты, преступность, правотворчество и т.д., а к фактам сознания - правосознание граждан, законодателя, право­применителей и др.

Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фак­тов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной кате­гории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить ти­пичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.

Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрыва­ют существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей 37. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К. Маркс писал, что «пре­ступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы».

36 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 122 - 123.

См.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования в области права: Учеб. пособие. Л., 1981. С. 35. 38 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 532.


§ 3. ЭТАПЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Для успеха научного исследования его необходимо правильно орга­низовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и це­лей научного исследования. Так, если оно проводится на технические те­мы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ - тех­нико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные исследования, составляется научно-технический от­чет и результаты работы внедряются в производство 39.

Криминологические и социологические исследования осуществля­ются в иной последовательности. Например, криминологическое исследо­вание разделяется на четыре этапа: подготовительный, пилотаж, сбор эм­пирического материала и его обработка, анализ результатов и подготовка итоговых документов40. В социально-правовом исследовании выделяются пять стадий: 1) подготовка программы; 2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации); 3) обработка и обобщение полученных данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов 41.

Применительно к работам студентов на юридические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:

1) подготовительный;

2) проведение теоретических и эмпирических исследований;

3) работа над рукописью и её оформление;

4) внедрение результатов научного исследования.
Представляется необходимым сначала дать общую характеристику

каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований студентами.

Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необ­ходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследо­вания; подготовку средств исследования (инструментария).

Вначале формулируется тема научного исследования и обосновывают­ся причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литера­турой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое вни­мание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они

39 См.: Основы научных исследований: Учеб. для техн. вузов. М., 1989. С. 85 - 87.

См.: Криминология и профилактика преступлений: Учеб. / Под ред. А.И. Алексеева. М., 1989. С. 153. 41 См.: Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. М., 2001. С. 286.


недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и за­рубежной литературы, картотека опубликованной судебной практики. Раз­рабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др. Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.

Исследовательский этап состоит из систематического изучения лите­ратуры по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведе­ния теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора соци­ально-правовой и криминологической информации и материалов юридиче­ской практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объ­яснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования по­ложений, выводов и практических рекомендаций и предложений.

Третий этап включает: определение композиции (построения, внут­ренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и парагра­фов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.

Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные ра­боты студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для вне­дрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс.

Глава III. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

§ 1. ПОНЯТИЯ МЕТОДА И МЕТОДОЛОГИИ НА УЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последователь­ность действий, приемов, операций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.