Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские и общена учные методы на учного исследования 2 страница




В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: матема­тические, биологические, медицинские, социально-экономические, право­вые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней42.

42 См.: Основы научных исследований: Учеб. / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. М., 1986. С. 60.


К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, срав­нение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, экспе­римент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипо­тетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, об­щелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, ме­тафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню от­носят метод системного анализа43, а другие его включают в число общелогиче-

ских методов44.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают ме­тоды:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах
познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных,
естественных и технических науках;

3) частные - для родственных наук;

4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.
Подобную классификацию методов можно встретить и в юридической литера­
туре45.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования.

Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой ис­следования - определенную последовательность действий, способ органи-

зации исследования.

Методика - это совокупность способов и приемов познания. Напри­мер, под методикой криминологических исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, её причинах и условиях, личности преступника и других крими­нологических явлениях47.

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

43 Там же. С. 61.

44 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 277.

45См.: Сырых В.М. Указ. соч. М., 1980. С. 13; Теория государства и права: Учеб. для вузов. М., 1997. С. 11 - 17.

См.: Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. М., 1972. С. 37; Социология права: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Сырых. М., 2001. С. 319. 47 См.: Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1995. С. 41.


1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятель­
ности (науке, политике и т.д.);

2) учение о научном методе познания48.

Каждая наука имеет свою методологию. Юридические науки также пользуются определенной методологией. Ученые-юристы определяют её по-разному. Так, В.П. Казимирчук толкует методологию правоведения как применение обусловленных принципами материалистической диалектики системы логических приемов и специальных методов исследования пра-

вовых явлений 49.

Сходное понятие научной методологии права и государства дано в учебнике по теории государства и права: это применение обусловленной фи­лософским мировоззрением совокупности определенных теоретических прин­ципов, логических приемов и специальных методов исследования государст-

венно-правовых явлений50.

По мнению других авторов, методология есть учение о методах, приме­няемых в правовых науках для изучения своего предмета51.

С точки зрения А.Д. Горбузы, И.Я. Козаченко и Е.А. Сухарева, методо­логия правоведения - это базирующееся на принципах материализма науч­ное познание (исследование) сущности государства и права, адекватно отра­жающее их диалектическое развитие52.

По поводу последней точки зрения следует заметить, что понятие методологии несколько уже понятия научного познания, поскольку по­следнее не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает вопросы сущности, объекта и субъекта познания, критерии его истинности, границы познавательной деятельности и т.д.53

В конечном счете и юристы, и философы под методологией научно­го исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о сис­теме принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успеш­ного решения познавательных задач. Соответственно методология юридиче­ской науки может быть определена как учение о методах исследования го­сударственно-правовых явлений.

48 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 354; Со­
временный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 376.

49 См.: Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965. С. 44.

50 См.: Общая теория права и государства: Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 19.
См.: Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы

категорий теории права. М., 1976. С. 69; Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. М., 1997. С. 11.

См.: Горбуза А.Д., Козаченко И.Я., Сухарев Е.А. Понятие методологии уголовно-правовой науки // Уголовно-правовые меры борьбы с преступностью в условиях перестройки: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С. 11. 53 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 171.


Существуют следующие уровни методологии:

1. Всеобщая методология, которая является универсальной по отно­
шению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и
общенаучные методы познания.

2. Частная методология научных исследований для группы родствен­
ных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и
частные методы познания, например, государственно-правовых явлений.

3. Методология научных исследований конкретной науки, в содер­
жание которой включаются философские, общенаучные, частные и специ­
альные методы познания, например, методология криминалистики, кри­
минологии и других юридических наук.

Среди всеобщих (философских) методов наиболее известными являют­ся диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с раз­личными философскими системами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г.В.Ф. Гегеля - с идеализмом.

Российские ученые-юристы для исследования государственно-правовых явлений применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления. При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процес­
сы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного;
содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности;
необходимого и случайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во
всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии;
г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

В качестве примера рассмотрим значение философских законов и кате­горий диалектики для наук уголовного права и криминологии.

В науке уголовного права преступление рассматривается в свете за­кона единства и борьбы противоположностей. Под диалектическими проти-


воположностями понимаются такие стороны того или иного предмета (явле­ния, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредпола­гают друг друга54. Отношение между противоположностями называется диа­лектическим противоречием. Применительно к преступлению противоречие выражается в противоположности поведения лица требованиям норм уголов­ного права. Преступное поведение, причиняющее или способное причинить вред физическим лицам, организациям, обществу и государству, и уста­новленная государством уголовно-правовая норма - это две борющиеся противоположности, которые находятся в диалектическом единстве.

Поведение лица, не соблюдающего правила поведения, предусмот­ренные Уголовным кодексом, и реагирование государства на это правонару­шение можно рассмотреть в свете закона отрицания отрицания. Лицо, совер­шающее преступление, отрицает требования норм уголовного права. Государ­ственное реагирование на преступление состоит в возбуждении уголовного дела, привлечении правонарушителя к уголовной ответственности и его на­казании, т.е. в отрицании отрицания55.

Преступление - это единичное, отдельные группы преступлений -особенное, а вся преступность - общее.

Криминологами преступность рассматривается как объективное социаль­ное явление, в его взаимодействии с другими явлениями и процессами (на­пример, с пьянством, наркотизмом, бродяжничеством, теневой экономи­кой), в движении и изменении (изучается её прошлое и настоящее, прогно­зируется будущее)56.

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедук­ция, аналогия.

Анализ - это расчленение, разложение объекта исследования на со­ставные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Раз­новидностями анализа являются классификация и периодизация. Например, метод анализа используется для квалификации содеянного, когда состав пре­ступления расчленяется на объект, объективную, субъективную стороны и субъекта.

Синтез - это соединение отдельных сторон, частей объекта исследова­ния в единое целое. Например, объединение юридических норм, регулирую­щих однородные общественные отношения, в самостоятельную группу дает

54 См.: Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. М., 1990. Ч. 2. С. 159.

55 Более подробно см.: Марцев А.И. Вопросы учения о преступлении и ответственности:
Избр. ст. Омск, 1998. С. 187 - 197.

56 См., например: Криминология: Учеб. для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 1997.
С. 37 - 38.


институт права. Так, существуют институты права собственности в граждан­ском праве, соучастия в преступлении в уголовном праве, ответственности должностных лиц в административном праве.

Индукция - это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее. Например, метод индукции используется в юриспруден­ции для установления причинных связей между явлениями, деянием и на­ступившими последствиями. В криминологии этот логический прием по­зволил сделать умозаключение о том, что многочисленные факты совер­шения преступлений по мотиву национальной, расовой, религиозной не­нависти или вражды свидетельствуют о появлении в России преступности на почве межнациональных конфликтов.

Дедукция - это выведение единичного, частного из какого-либо об­щего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к ут­верждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктив­ных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей57. Дедуктивный метод используется в криминалистике, которая учит, как не­обходимо применять общие положения методики расследования отдельных видов преступлений к частным случаям.

Аналогия - это способ получения знаний о предметах и явлениях на ос­новании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключе­ние об их сходстве и в других признаках. Например, в юриспруденции про­белы в законодательстве могут быть восполнены применением закона по аналогии. Аналогия закона - это применение к неурегулированному нормой права общественному отношению нормы закона, регулирующей сходное отно­шение.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, ги­потетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выво­дятся остальные знания. Этот метод может быть использован, например, при исследовании субъективной стороны умышленного преступления. За ак­сиому принимается положение, согласно которому лицо, совершившее преступление, знало о существовании уголовно-правового запрета, осозна­вало общественную опасность своих действий и предвидело возможность на­ступления вредных последствий. Поэтому субъект преступления не может

57 См.: Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учеб. М., 1996. С. 77.


оправдываться незнанием закона, поскольку предполагается, что все должны знать опубликованный закон и незнание его не освобождает от ответственности.

Гипотетический метод - способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный спо­соб исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктив­но связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эм­пирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях
изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия
(заключения) с помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий58.

Гипотетический метод не может не использоваться при конструиро­вании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13 процентов на доходы физических лиц (ст. 224 Налогового кодекса РФ) вместо прогрессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и увеличить по­ступления в бюджет. По сообщениям налоговых органов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация - отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответ­ствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки ес­тественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования опери­руют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусствен­ных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность како­го-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирова­ния, без которых не может обойтись компьютеризация знания и процесса ис­следования. Этот метод используется, например, для создания компьютер­ных программ квалификации преступлений59.

58 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 263 - 264.

См.: Андреев Б., Бушуев Г. Компьютерная программа квалификации преступлений // Закон­ность. 1994. № 3. С. 41.


Абстрагирование - мысленное отвлечение от некоторых свойств и от­ношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в осо­бый класс; изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, ко­торые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности60.

Примером абстрагирования может служить процесс образования юри­дических понятий. Эти понятия являются содержательными научными абст­ракциями. Они не отражают всех существенных свойств государственно-правовых явлений и содержат только те признаки, которые существенны в оп­ределенном отношении. Так, понятие «оскорбление» включает такие сущест­венные признаки, как унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (ст. 130 УК РФ).

Обобщение - установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опира­ется на философские категории общего, особенного и единичного.

Примером различной степени обобщения является деление объектов преступления на четыре группы: 1) общий (совокупность охраняемых уголовным правом общественных отношений); 2) родовые (отдельные группы однородных общественных отношений); 3) видовые (обществен­ные отношения одного вида); 4) непосредственные (конкретные общест­венные отношения).

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение воз­никновения и развития объектов исследования в хронологической последова­тельности.

Примерами использования этого метода являются: изучение пре­ступности в течение длительного времени с целью обнаружения её свойств и тенденций; рассмотрение истории развития уголовного законода­тельства.

60 См.: Кохановский В.П. Указ. соч. С. 268.


Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного по­знания состоит в том, что исследователь вначале находит главную связь изу­чаемого предмета (явления), затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность61.

Использование этого метода, например, для изучения преступности предполагает наличие у исследователя теоретических знаний об общих свой­ствах преступности, её причинах и мерах борьбы с нею. Поскольку преступ­ность постоянно изменяется, то нахождение её новых связей, детерминант по­зволяет своевременно разработать превентивные меры.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. опреде­ленной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её ком­понентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимо­связи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов62.

Применение этого метода позволило ученым выделить следующие правовые системы мира: англосаксонскую, романо-германскую, социалисти­ческую, религиозную, обычного права.

К примеру, этот метод широко используется в криминологии для изуче­ния преступности. Преступность рассматривается, во-первых, как совокуп­ность взаимосвязанных и взаимодействующих преступлений и лиц, их совер­шивших. В результате обнаруживаются такие её свойства, которые отсутст­вуют у отдельных преступлений. Во-вторых, преступность исследуется в рамках таких более общих систем, как общество и негативные социальные отклонения63.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение - это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В ре­зультате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Как метод научного исследования наблюдение применяется, например, для сбора социологической информации в области права, в криминологиче­ских и криминалистических исследованиях.

В криминологии применяется визуальное наблюдение за поведением людей, ситуацией, условиями, в которых осуществляется их деятельность.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в на-

61 См.: Введение в философию: Учеб. для вузов: В 2 ч. М., 1990. Ч. 2. С. 404.

62 См.: Рузавин Г.И. Указ. соч. М., 1999. С. 276.

63 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 46 - 47, 75 - 79.


блюдении со стороны, когда исследователь - постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Вто­рое характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включает­ся в группу, её деятельность в качестве участника. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за соблюдением пешеходами правил дорожного дви­жения при переходе улицы, а во втором случае сам включается в число участ­ников движения, в отдельных моментах провоцируя их на нарушения.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его на­зывают полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специ­ально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным64. Ре­зультаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, кар­точках, на кинопленках и другими способами.

Описание - это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспри­нимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследова­тель отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристики НЛО).

Счет - это определение количественных соотношений объектов ис­следования или параметров, характеризующих их свойства. Количествен­ный метод широко применяется в юридической статистике, криминологии для изучения преступности и личности преступников. Так, юридическая статистика изучает количественную сторону массовых и других юридиче­ски значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распростра­ненности, соотношение отдельных составных частей, изменение во вре­мени и пространстве 65.

Измерение - это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном. В криминалистике измерение применяется для определения: расстояния между предметами; скорости движения транс­портных средств, человека или иных объектов; длительности тех или иных явлений и процессов; температуры, размера, веса и т.п.

Сравнение - это сопоставление признаков, присущих двум или не­скольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

В научном исследовании этот метод применяется, например, для срав­нения государственно-правовых институтов различных государств. Метод сравнительного государствоведения и правоведения - это способ исследова­ния, который выражается в установлении общих (тождественных) или отли-

64 Более подробно см.: Козлов В.А., Суслов Ю.А. Указ. соч. С. 69 - 75; Девятко И.Ф. Методы
социологического исследования: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1998. С. 15 - 43.

65 См.: Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учеб. М., 1999. С. 37 - 38.


чительных признаков сравниваемых сходных государственно-правовых явле­ний. Этот метод основывается на изучении, сопоставлении сходных объектов, выявлении общего и различного в них, достоинств и недостатков. Таким пу­тем можно решить практические задачи совершенствования государствен­ных институтов, отечественного законодательства и практики его применения.

Криминологи указывают следующие разновидности сравнительного ме­тода: метод сходства, метод различия, метод контрольной группы66.

При использовании метода сходства устанавливаются, в частности, повторяющиеся свойства преступности в разных государствах или его регио­нах либо повторяющиеся личностные характеристики преступников.

При использовании метода различий определяются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обна­руживаются в других.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной (экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме изучаемого.

Эксперимент - это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

по отраслям научных исследований - физические, биологические, хи­мические, социальные и т.д.;

по характеру взаимодействия средства исследования с объектом -обычные (экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модельные (модель замещает объект исследова­ния). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и мате­риальные (реальные).

Приведенная классификация не является исчерпывающей.

Социальные эксперименты иногда проводятся в правовой сфере. Напри­мер, закрепленный в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве новый вид исправительной колонии - колония-поселение - прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность этого исправительного учреждения была подтверждена практикой, колонии-поселения стали создаваться67. В порядке эксперимента в 1993 г. в не­скольких субъектах Российской Федерации был введен суд присяжных.

Научный эксперимент зачастую применяется в криминалистике, на­пример при производстве экспертных исследований.

Моделирование - это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей - аналога, модели. Под моделью понимается

66 См.: Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. А.И. Долговой. М., 1997. С. 48 - 49; Орехов В.В.
Социология в науке уголовного права: Учеб. пособие. Л., 1985. С. 47.

67 См.: Орехов В.В. Указ. соч. С. 50.


 


 


Рассмотрим наиболее распространенные методы конкретно-социологических исследований государственно-правовых явлений.

Изучение документов (документальный метод). Документ - это объ­ект исследования, содержащий информацию на любом материальном носи­теле (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо зна­ковой системы.

Существуют различные классификации документов73.

По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют «служебный» харак­тер, поскольку они составлены государственными и муниципальными ор­ганами и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организа­циями. К неофициальным относятся в основном личные документы, ка­сающиеся жизни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобио­графии, мемуары, речи, дневники и пр.).

По характеру знаковых средств фиксации информации документы де­лят на текстовые и нетекстовые. В текстовых документах информация закре­плена посредством письменных знаков (букв), а в нетекстовых документах - с помощью неречевых знаков. К последним можно отнести кино-, видео-, фо­то-, и фонодокументы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты и др.

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни каза­лись, требуют к себе критического отношения, поскольку содержащиеся в них сведения могут быть неверными, неполными74. Поэтому документ следу­ет проанализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по виду и форме?

б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

г) время, место и обстоятельства возникновения документа?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.