Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическое развитие в дошкольном возрасте






то время как актуальным на этом возрастном этапе является смыс-лообразование, которое обеспечивается развитием воображения.

Е.Е. Кравцова экспериментально показала, что дети с рано сформированной системой эталонов предлагают решение, осно­ванное на классификации значений предметов: например, ложка и вилка, иголка и ножницы и т.п. Вместе с тем, когда их просят объединить предметы по-другому, они не в состоянии этого сде­лать. Дети же с развитым воображением, как правило, объединя­ют предметы по смыслу, например: ложкой можно есть морожен­ное или бабушка иголкой вышивает скатерть, но они, в отличие от детей первой группы, способны объединять предметы и другим образом, переходя в конечном счете к традиционной классифи­кации по значениям.

Выяснилось, что система обучения дошкольников, постро­енная в логике развития воображения, предполагает прежде всего создание общего контекста деятельности, в рамках которого при­обретают смысл все действия и поступки отдельных детей и взрос­лых. Это означает, что представление об организации жизни до­школьников, где перемежаются серьезные занятия и игра, пред­ставляющие собой две отдельные сферы, не соответствует психо­логическим особенностям детей этого возраста. Гораздо эффек­тивнее, как показали результаты исследований, создание единой, осмысленной и понятной жизни, в которой проигрываются инте­ресные для ребенка события и он получает определенные знания, умения и навыки.

Особенности воображения отражаются и на логике обучения детей. Так оказалось, что, например, эффективное обучение до­школьников чтению и математике имеет совершенно иную логи­ку по сравнению с обучением младших школьников. Дошкольни­ков целесообразнее обучать читать целыми словами и лишь затем переходить к фонематическому анализу уже знакомых слов. При ознакомлении же с началами математики дети спонтанно учатся сначала выделять из множества его часть, вычитать, а только по­том соединять две части в одно целое, складывать. Важное досто­инство этого метода заключается в том, что такое обучение не требует специально организованных занятий и воспринимается детьми как самостоятельная деятельность. Многие родители, дети которых так учились читать и считать, полагали, что дети научи­лись этому самостоятельно, без посторонней помощи. Объяснить полученные факты возможно лишь спецификой развития вообра­жения, где целое воспринимается раньше частей.


88 Глава III. Психология раннего и дошкольного детства

Автор считает наиболее оптимальной такую организацию про­дуктивной деятельности, в процессе которой, во-первых, вопрос содержания замысла, рисунка и технического воплощения реша­ется в единстве и, во-вторых, сама эта деятельность рассматрива­ется в контексте других деятельностей дошкольника. Тогда оказы­вается, что у дошкольников изобразительная деятельность вовсе не решает задачу изображения реальных предметов. В основе обу­чения ребенка лежит метод дорисовывания, доделывания, опред­мечивания, доосмысления, непосредственно связанный с особен­ностями воображения.

В работах Е.Е. Кравцовой было углублено представление об игре как ведущем типе деятельности дошкольника. Ведущей деятельно­стью в этом возрасте является не только сюжетно-ролевая игра, как было п р и н я т о считать вслед за Д. Б. Э л ь к о н и н ы м, но и после­довательно сменяющие друг друга пять видов игр: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами и снова режиссер­ская игра, но на качественно новом уровне развития. Как показа­ли специально проведенные исследования, сюжетно-ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрас­те. Вместе с тем способность ребенка к актуализации сюжетно-ролевой игры обеспечивают, с одной стороны, режиссерская игра, в процессе которой ребенок учится самостоятельно придумывать и разворачивать сюжет, а с другой — образная игра, в которой он отождествляет себя с различными образами и тем подготавливает ролевую л и н и ю развития игровой деятельности. Другими слова­ми, для того чтобы овладеть сюжетно-ролевой игрой, ребенок вначале должен научиться самостоятельно придумывать сюжет в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в образной игре. Точно так же, как режиссерская и образная игра связаны генетической преемственностью с сюжет-но-ролевой, сюжетно-ролевая игра, как показано в исследовани­ях Д.Б. Эльконина, развиваясь, создает основу для игры с прави­лами. Венчает развитие игровой деятельности в дошкольном воз­расте снова режиссерская игра, которая теперь вобрала в себя черты всех перечисленных ранее форм и видов игровой деятельности1.

Развитие познавательной сферы дошкольника. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит ин-

См.: Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.