Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность младшего школьника




В первые дни школьной жизни ребенок бывает настолько переполнен новыми впечатления­ми, что даже у подго­товленных к обучению детей проявляются по­рой совсем нетипич­ные для них особенно­сти в поведении. Пси­хологи выделяют ряд факторов, оказываю­щих влияние на пове­дение учащихся в на­чале обучения. К ним относится резкое изменение режима всего дня. Многие дети после занятий предоставлены сами себе, долж­ны самостоятельно распределять свое время, что плохо им удает­ся, дезорганизует и утомляет. Дополнительное утомление создает и то, что с приходом в школу ребенок все время занимается на­пряженной умственной деятельностью, тогда как в детском саду его день по преимуществу был заполнен увлекательной игрой. Вли­яют на него также и новые взаимоотношения. Вначале он погло­щен только учебой, мало входит в контакт с одноклассниками и некоторое время чувствует себя чужим, а в детском саду в процес­се коллективных игр постоянно общался со сверстниками. Вся жизнь в школе связана с личностью учителя, а позиция педагога по от­ношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада. Отношения с воспитателем были более интимными, он вы­полнял по отношению к ребенку в какой-то степени функции родителей, а отношения с учителем складываются только в про­цессе учебной деятельности и являются деловыми и более сдер­жанными, что несколько сковывает начинающих учеников, со­здает напряжение.


§ 1. Личность младшего школьника 123

Часто далек бывает для первоклассников и общешкольный коллектив. В нем они чувствуют себя пока еще беспомощными «ма­лышами», тогда как в детском саду сами опекали и заботились о них. Все это влияет на поведение ребенка. Порой воспитатель дет­ского сада, пришедший в школу посмотреть на своих воспитан­ников, не узнает некоторых из них. Радостные и оживленные пре­вратились в тихих, заторможенных, неловких, и наоборот, спо­койные и уравновешенные стали возбудимыми. Общее состояние школьника отражается и на особенностях протекания психичес­ких процессов. Внимание характеризуется узостью, неустойчивос­тью. Первоклассник может быть поглощен деятельностью учителя и не замечать окружающего, но наряду с этим неожиданный яр­кий раздражитель быстро отвлекает его от занятий. Проявляются и некоторые особенности памяти, случается, что дети забывают лицо учителя, расположение своего класса, парты.

В связи с вышесказанным для учителя в это время очень важ­но составить правильное представление о личности ученика и по­мочь ему полноценно включиться в новую жизнь.

Но вот переходный период закончен. Ребенок привык к шко­ле, полностью включился в учебную деятельность.

Как же развивается личность школьника в процессе обуче­ния? В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребенок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существен­ным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облег­чения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр. Остается такой же сильной, как у дошкольника, потребность в движении. Часто она мешает ребенку сосредоточиться на уроке, он постоян­но испытывает желание подвигаться, походить по классу. Многие дети, сдерживая себя на.уроке, проявляют особую подвижность на перемене, причем так усиленно бегают и прыгают, что утом­ляются и этим снижают свою работоспособность на уроке. Вот почему учитель, так же как и воспитатель детского сада, должен уметь организовывать их досуг, включив подвижные игры на пе­ременах, а также дать им возможность подвигаться и на уроке. Однако особо значима для дальнейшего развития личности млад­шего школьника, как и дошкольника, потребность во внешних впечатлениях. Именно на основе этой потребности быстро разви­ваются новые духовные потребности, в том числе и познаватель­ные: потребность овладевать з н а н и я м и, умениями, навыками,



Глава IV. Психология младшего школьника


проникать в их сущность. Потребность во внешних впечатлениях, таким образом, в начале обучения остается основной движущей силой развития. В связи с развитием познавательной потребности возникают разнообразные мотивы учения.

Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школь­ников формируется более устойчивая структура мотивов, в кото­рой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности, другие лежат как бы за предела­ми учебного процесса. Последние, в свою очередь, делятся на широкие социальные мотивы (хорошо работать, после окончания школы поступить в институт и т.д.) и личные. В них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку).

Социальные мотивы представлены довольно широко уже у учащихся II—III классов. Дети говорят: «Хочу быть врачом, чтобы лечить людей», «В наше время нельзя не учиться», т.е. они знают о важности обучения, необходимости его для общества. Эти мотивы не всегда сразу соотносятся с процессами учебной деятельности, но они являются существенной предпосылкой для развития чув­ства долга перед обществом и при умелом руководстве педагога могут быть не только осознаваемыми, но и действенными. Ряд социальных мотивов возникает под влиянием учебной деятельно­сти. Сначала похвала учителя, а затем и выставленная объектив­ная оценка становятся все более и более значимыми для ученика, так как во многом обусловливают его благополучие, отношение учителя, близких. K III классу значимым фактором, стимулирую­щим успешное обучение, становится мнение коллектива. Это про­исходит потому, что у учащегося появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками. Вот почему к III классу поло­жительные или отрицательные мотивы учения во многом зависят от «настроя» коллектива. Если в классном коллективе воспитано здоровое отношение к учению, то оно постепенно распространя­ется на всех, если же коллектив безразличен к успехам в учебе или отрицательно к ним относится, то отдельные ученики быстро поддаются этой обстановке. Задачи учителя, таким образом, — учитывать настрой класса и его влияние на учащихся.

По мере овладения учебной деятельностью развиваются и мотивы, заложенные непосредственно в процессе обучения. В пер­вую очередь это интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения, рисования, а в дальнейшем к самому учебному


§ 1. Личность младшего школьника 125

предмету. Обычно первоклассники не могут еще выделить люби­мый учебный предмет. Они называют четыре, пять предметов, но на первое место ставят те из них, которые увлекли их способами действия. Так, материалы по учебным интересам, собранные сту­дентами, показывают интерес учащихся к математике, рисова­нию, физкультуре, чтению, труду, т.е. к тем дисциплинам, где они действуют с предметами практически или в умственном пла­не. Во II классе круг учебных предметов, интересующих детей, сужается, а к III — доходит до двух и даже одного, т.е. ребят увле­кает уже само содержание предмета. Но и интерес к предмету как мотив обучения также имеет свою динамику: сначала это увлечен­ность фактами и событиями, а в III классе — и интерес к раскры­тию причинно-следственных зависимостей (см. [5, 15]).

Особо следует выделить и подчеркнуть значимость интереса к самому процессу познания. По исследованиям Л.И. Божович, уже в дошкольном возрасте выделяются «маленькие исследователи» — дети, стремящиеся сами открывать для себя мир. Проявление та­кого интереса у ребенка означает его постоянную познавательную активность без всяких специальных стимулов. Отмечается, что для детей с ярко выраженным интересом к познанию сам этот про­цесс доставляет большое удовольствие. Ныне действующая про­грамма для начальных классов предусматривает высокий уровень умственного развития детей, ставит своей целью в первую очередь пробудить их интерес к процессу познания как важнейшему в струк­туре учебных мотивов младшего школьника. Итак, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и, соответственно, постоянная работа учителя по развитию положителных, социаль­но значимых мотивов учения — первостепенный фактор в разви­тии личности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются и мотивы поведения, которые также начинают характеризовать лич­ность ученика. Одним из нравственных мотивов поведения млад­шего школьника являются идеалы. В исследованиях психологов выявлено, что его идеалы имеют ряд особенностей. Во-первых, они носят конкретный характер. Идеалами, как и в дошкольном возрасте, становятся главным образом героические личности, о которых ребенок слышал по радио, смотрел в кино, читал в кни­гах. Идеалы младшего школьника неустойчивы, быстро меняются под влиянием новых, ярких впечатлений. Еще одна особенность, характерная для его идеалов, проявляется в том, что он может поставить перед собой цель подражать героям, но, как правило,


126 Глава IV. Психология младшего школьника

подражает лишь внешней стороне их поступков. Даже правильно проанализировав содержание поступка, младший школьник не всегда соотносит его со своим поведением. Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность общения удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Учебная деятельность, являясь индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных свя­зей и взаимоотношений. По сравнению с дошкольным детством круг общения младшего школьника сужается. Как подчеркивалось выше, в первую очередь для него значима личность учителя, ко­торый вводит ребенка в учебную деятельность. Педагог для него — главный и беспрекословный авторитет. Именно на общение преж­де всего с учителем и направлен младший школьник. В первое вре­мя обучения он также воспринимает одноклассников «через учи­теля» и обращает на них внимание, когда во время уроков препо­даватель оценивает их, подчеркивает успехи или неудачи. Вот по­чему в начале обучения у учащихся отсутствует нравственная оценка своих товарищей, нет подлинных межличностных отношений, отсутствуют коллективные узы. Связи и отношения начинают скла­дываться в процессе учебной деятельности и совершенствуются в общественной жизни. Учитель начинает давать школьникам инди­видуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив. Процесс этот сложный и противоре­чивый, очень часто активные дети захватывают инициативу в об­щественной жизни, но мотив их деятельности — желание показать себя, выделиться. Учителю рекомендуется вовлекать в обществен­ную жизнь самых различных детей, чтобы сформировать актив класса именно из ребят с общественными интересами, ответствен­ных и инициативных.

На втором-третьем году обучения отношение школьника к классному коллективу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к учебе и личности учителя, при­чем личность учителя становится менее значимой, но зато уста­навливаются б^лее тесные контакты с товарищами, однокласс­никами, с которыми вместе усваивают знания, участвуют в об­щественной жизни, связанной с играми, соревнованиями, похо­дами. Постепенно в классном коллективе деловые связи и взаимо­отношения начинают подкрепляться нравственной оценкой пове­дения каждого из ребят. Они начинают все глубже осознавать те или иные стороны личности сверстников.


§ 2. Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника 127

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте лежат в основе контактных дружеских группировок, так называе­мых «малых групп», и часто сложившиеся в них отношения стано­вятся для ученика более значимыми. В малых группах, как прави­ло, есть свои вожаки (лидеры). В них складываются свои нормы поведения, свои интересы. И если они противоречат требованиям уставных организаций, то между учащимися этой группы, с од­ной стороны, и учителем и активом класса - с другой, может возникать «смысловой барьер», непонимание, отчужденность. Ко­нечно, не следует думать, что малая группа - обязательно антаго­нистическое ядро внутри классного коллектива. Напротив, боль­шинство входящих в эти группы ребят, имея свои особые интере­сы, не перестают быть активными членами всего коллектива.

Учитель во всех случаях должен знать ценности малых групп своего коллектива, знать лидеров, умело влиять через них на чле­нов группы, всегда учитывать ее мнение и желание при выборе актива. Особенности взаимоотношений в малых группах, межлич­ностные отношения младших школьников должны быть предме­том изучения педагога. Это поможет ему правильно выделить ак­тив класса, облегчит его влияние на коллектив и отдельных учени­ков, поможет регулировать отношения детей в коллективе (см. [7]).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.