Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношений




ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

Т.В. Драгунова1 отмечает ряд характерных для подростка осо­бенностей [3]:

— подростку важно, чтобы его взрослость была замечена ок­ружающими;

— для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской;

— ценность для подростка некоторой работы определяется ее «взрослостью»;

— любимый герой подростка — человек активный, стремя­щийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодоли­мые препятствия и выходящий из них победителем. В любом начи­нании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем;

— склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. «Ребята больше хотят что-то делать, чем реально дела­ют»;

— возникновение разнообразных «кодексов» (например, това­рищества);

— возникающие представления о нормах поведения провоци­руют на обсуждение поведения взрослых.

При характеристике особенностей личности младшего школь­ника отмечалось, что дети этого возраста отличаются повышен­ной впечатлительностью и внушаемостью; у них слабо развита самостоятельность. Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно

См.. Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.


§ 2. Особенности личности и межличностных отношений 179

развивающейся потребности быть и считаться взрослым. Потреб­ность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении под­ростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно вос­принимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера по­ведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные укра­шения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает его взрослым в собственных гла­зах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень существенно в плане самосознания. Такая взрослость приобрета­ется путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости. Часто это идет за счет усвоения чужого опыта из средств массовой информации (кино, телевидение и т.д.). Стрем­ление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотноше­ниях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности, что часто приводит к возникновению конфликтов, если наблюдается пол­ное расхождение в стремлении взрослого и подростка. Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в само­утверждении, что побуждает его во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Учитель же для подростка не является та­ким непререкаемым авторитетом, как для младшего школьника. Стремление занять достойное место в коллективе сверстников — один из доминирующих мотивов его поведения и деятельности. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрас­те, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными уста­новками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так назы­ваемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах то­варищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему он бурно реагирует на нетак­тичные замечания, которые ему делает учитель в присутствии то­варищей. Такое замечание рассматривается им как унижение сво­ей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными».


180 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

Д. И. Фельдштейном разработана типология направленности личности подростков.

Первый тип характеризуется положительным отношением к обществу и к себе. Он включает два подтипа. У одного гуманисти­ческая направленность сочетается с альтруистической акцентуа­цией. В этом случае для подростков большую ценность представля­ет общество, интересы других людей (коллективистическая на­правленность). Но при такой направленности в современных ус­ловиях нередко происходит определенное обесценивание челове­ком себя, ведущее к негативному отношению к себе, к патоло­гическим изменениям личности и депрессивному состоянию. У второго типа гуманистическая направленность имеет индивидуа­листическую акцентуацию. Для такого подростка важно призна­ние обществом его личной значимости, неповторимости.

У второго типа доминирует эгоистическая направленность, проявляющаяся в безусловно положительном отношении к себе и отрицательном — к обществу. Два подтипа сочетают эту направ­ленность соответственно с индивидуалистической и эгоцентри­ческой акцентуацией. В последнем случае у подростков возникает резко отрицательное отношение к обществу, сочетающееся со сдержанным отношением к себе.

К третьему типу Д. И. Фельдштейн относит подростков с деп­рессивной направленностью. Они полностью обесценивают себя и сдержанно относятся к обществу.

Наконец, четвертый тип личности характеризуется суицидаль­ной направленностью: для подростка ни он сам, ни общество не имеют никакой значимости.

В отечественной литературе (в противоположность западной) существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сфе­рой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения: «Никто не может приказать мне думать так, а не иначе, навязать свое мнение»; «У меня есть свои убежде­ния, и я могу их отстаивать, спорить из-за них». Старшеклассники претендуют на самостоятельность в более ответственных сферах жизни, чем подростки: «Хочется самому выбрать интересную спе­циальность и стать мастером своего дела»; «Хочется самому нахо­дить ответы на волнующие вопросы». Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов


§ 2. Особенности личности и межличностных отношений 181

и убеждений. Но надо сказать, что не всегда это вполне зрелые и правильные взгляды. Подчас можно столкнуться с ошибочными, незрелыми суждениями. В.А. Крутецкий приводит такие высказы­вания девятиклассницы: «Я знаю, что такое упрямство, и сама я очень упряма. Но бороться мне с ним очень трудно. Если даже я неправа, думаю: «Как же так? Неужели чужое мнение будет тор­жествовать над моим собственным?» Я отстаиваю и защищаю ско­рее не то, что говорю, а свое право решать дела и иметь свое собственное мнение». Это стремление к самостоятельности прояв­ляется и во многом другом.

Старший школьник не просто стремится, чтобы его считали взрослым, он хочет, чтобы признали его оригинальность, право на индивидуальность. Отсюда стремление любыми путями обра­тить на себя внимание (часто демонстративное и показное увлече­ние тем, что осуждают взрослые). Стремление к самостоятельнос­ти, однако, не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у него даже выше, чем в другие возрастные периоды.

Младшие школьники уже тянутся к сверстникам. Но их дру­жеские связи во многом определяются учителями и родителями: их глазами ребята часто смотрят на одноклассников и товарищей. У подростков на первом плане — сверстники. В юности картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указыва­ют на актуальность потребности в общении со взрослыми. Такая потребность, видимо, объясняется тем, что в ранней юности вста­ют проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно. Эти проблемы живо обсуждаются в кругу ровесников, но жизненный опыт мал у всех. И здесь на по­мощь приходят взрослые. Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои люби­мые занятия, с н и м и делятся своими мыслями. По некоторым данным, в свои любимые занятия учащиеся посвящают в основ­ном товарищей и друзей, реже - родителей и совсем редко -учителей. Установлено также, что мнением классного коллектива очень дорожит примерно половина юношей, а мнением учителя — только треть.

В подростковом и старшем школьном возрасте быстро разви­ваются такие личностные качества, как самосознание и самооценка. Если младший школьник в оценке своей деятельности и качеств своей личности доверяется учителю, то подросток стремится иметь


182 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

свою оценку, собственное мнение. Если в младшем возрасте само­оценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность под­ростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у него часто возникают конфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспита­ние подростка. Оценивая свои особенности и возможности по срав-н е н и ю с другими, он может намечать программу самовоспита­ния.

Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень тре­бований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъяв­ляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. Вот что, например, сказали девятиклассники о своей учительнице: «У нее не хватает твердости, требовательности. С нами надо говорить без поблажек, прямо, а она нянчится, уговаривает или грозит н а к а з а н и е м, к а к маленьким». В самооценке они прояв­ляют известную осторожность и охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки, и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт часто встречаются такие самооценки: «верен в дружбе», «не под­вожу друзей», «помогаю в беде», т.е. на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверст­никами, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм). Завышенная самооценка заметно обнаруживается в пре­увеличении своих умственных сил. Это проявляется по-разному: кому легко дается учение, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; кто выделяется успехами по определенному предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие ученики указывают на какие-либо другие свои достижения. Высокий уровень самосознания старшек­лассника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Как пока­зывают исследования, младшие школьники уже могут охаракте­ризовать свой.поступок, но они не в состоянии установить связи между своими поступками и особенностями своей личности и объясняют свое поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно нарушаешь дисциплину на уро­ке?» — они могут ответить так: «Петя рожки показал, вот я и рас­смеялся, а потом стал рассказывать ему, как мы в лес ездили». Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, кото-


§ 2. Особенности личности и межличностных отношений 183

рый устанавливает связь между особенностями личности и свои­ми поступками. Характерна мотивировка следующего рода: «Я бо­юсь темноты, страшусь прыгать через «коня», потому что у меня слабая воля». Однако и у него нет еще обобщенного и устойчивого представления о себе. Он еще не может отделить существенное от несущественного в своем поведении и характере. Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается си­туативным.

Потребность в самоопределении побуждает старшего школь­ника систематизировать и обобщать свои знания о себе [12, 14, 19, 22]. Центральным в этом плане является специфика нравствен­ного развития личности в период взросления (от 12—14 до 25 лет), а именно: пересмотр ценностных представлений (родители как образец для подражания отступают на задний план, идет созрева­ние собственного «Я»); в процессе когнитивного развития ценно­стные представления приобретают абстрактную значимость и силу, формируется собственная иерархия ценностей, которой начина­ют подчиняться процессы принятия решений и поведения; с од­ной стороны, сложные и противоречивые процессы переноса фун­кции образца с родителей на референтную группу, с другой — сохранение системы ценностей, усвоенных в детстве, в группе «равных по положению»; после тревог, протеста, мятежа моло­дежь признает большинство ценностей, характерных для ее куль­турного окружения; наконец, на первый план выступает принцип взаимности моральных обязательств, который означает формиро­вание особых способностей — применение к себе самому тех же критериев оценки, что и к другим; использование общих принци­пов как основы нравственного поведения и оценка по ним как себя, так и других; способность учитывать потребности и интере­сы окружающих в той же степени, как свои собственные. Еще раз обратим внимание на то, что это длительный процесс, характер­ный для «возраста взросления» (от 12-14 до 25 лет). Восхождение к зрелости в онтогенезе осуществляется, по А.В. Петровскому, не иначе как «вхождение в общественно-историческое бытие, пред­ставленное в жизни человека его участием в деятельности и обще­нии различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает» в эпоху детства (фаза адаптации), отрочества (фаза индивидуализации), юности (фаза интеграции)1.

Подробнее см.: Петровский А.В. Психология развивающейся лично­сти. М., 1987.


184 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

В любом школьном классе всегда обнаруживается двойствен­ная структура коллектива: формальная (организационная, дело­вое общение и набор деятельностей) и неформальная (складыва­ется в результате свободного общения сверстников как в школе, так и за ее пределами). И чем старше школьники, тем заметнее разграничение (социальное расслоение - из-за неравенства мате­риальных возможностей, жизненных планов, способов реализа­ции; иерархия по успеваемости, официальному статусу; опреде­ление авторитетов, статусов и престижа на основе неофициаль­ных ценностей, принятых в классе, в школе и вне ее). Существую­щие сегодня группы и течения многообразны. Рассмотрим некото­рые: клубы самодеятельной песни, поклонники «тяжелого рока», «рокеры», «фаны» — поклонники разных кумиров эстрадной му­зыки, группы по спасению памятников истории и культуры, груп­пы экологического направления, футбольные болельщики - «фа­наты», экзотически одетые хиппи и панки, «митьки», «ватники», «фуфаечники», «системщики», а рядом — хулиганские объедине­ния и откровенно фашистские «наци». Иногда в подростковые и юношеские группировки проникает организованная преступность, подчиняя их себе, образует банды (опираясь на рокерство и юно­шеский вандализм). В бандах более жесткая организация, включа­ющая суровые санкции в случае нелояльности к вожаку или от­ступления от принятых норм и правил. В последние годы часто создаются «размытые объединения» конкретной преступной ак­ции. Вовлечение в них подростков и старших школьников — уже типичное явление. Общепризнанным стало утверждение специа­листов о том, что преступность молодеет.

Сегодняшнее время отличается еще и тем, что деятельнее стали различные религиозные секты. Это объясняется тем, что юношес­кие религии «предлагают упрощенную перспективу на будущее: позволяют «стандартизировать манеры и действия, избавляя от застенчивости и самонаблюдения»; проводимые коллективные действия «ослабляют ограничения и ощущение личной вины»; подчиняют главарю, вождю, «учителю»; создают кажущуюся гар­монию внутреннего мира, исполненного добрых и злых сил, с внешним миром и его реальными целями и опасностями» [34, с. 171, 172].

В а ж н е й ш и м и последствиями принадлежности к подобной группе являются «болезненная зависимость от нее или ее лидера, потеря самостоятельности, неспособность к эмоциональным свя­зям с людьми, не принадлежащими к группе, презрение к ним


§ 2. Особенности личности и межличностных отношений 185

как к «профанам», недоверие к рациональному, научному мыш­лению, разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям, отход от реальности из-за одностороннего направления мыслей, подчиненных «учителю» [34, с. 171, 172].

«Юношеская субкультура, — пишет И.С. Кон, — не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание все­гда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, как и все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешне­го вида; чувство групповой общности и солидарности; характер­ная манера поведения, ритуалы общения» [15, с. 159].

И подростки, и старшие школьники решают с помощью та­кого рода «знаков» весьма важные для себя проблемы: реализуют чувство принадлежности («быть вполне своим») и обязывают взрос­лых признать факт их существования на Земле.

Эта краткая характеристика неформальных объединений под­ростков и юношей, психологических причин их возникновения предложена как информация к размышлению для учителя, класс­ного руководителя при организации педагогического взаимодей­ствия со школьниками, их родителями. Специалисты рекоменду­ют: не запрещать и не заискивать, не бояться и не игнорировать, а учиться сотрудничать; самим взрослым прежде всего необходи­мо овладеть сложной наукой жить в неформальном обществе, уметь видеть светлые, положительные стороны, использовать активность, инициативу, творческий потенциал личности подросткового и юношеского возраста в созидательных, социально значимых це­лях как для личности, так и для ее окружения. Подростки, юноши и девушки нуждаются в некоторой помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руко­водителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание необязательно должно быть инди­видуальным. Можно рекомендовать старшему школьнику объеди­ниться с товарищами, составить совместный план самовоспита­ния, помогать и контролировать друг друга.



Глава V. Психология подростка и старшего школьника





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.