Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1. Систематизировать текстовой материал (делать вырезки из к н и г и и т.п.)




1. Систематизировать текстовой материал (делать вырезки из к н и г и и т.п.).

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, разбираться в приборах и др.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно вы­ращивать какие-либо растения дома, в кружке.

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать интересные со­чинения на свободную тему.

5. Управлять своими эмоциями, настроением, поведением (не показывать плохого настроения, не отвечать грубостью).

6. Выделять из текста основные положения и представлять их в виде логически связанного краткого конспекта, плана, нового текста.

 

7. Решать задачи по физике, разбираться в физических про­цессах и закономерностях.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растени­ями.

9. Мастерить своими руками красивые изделия.

 

10. Спокойно, терпеливо объяснять кому-либо, что он хочет знать.

11. В работах по русскому языку быстро и легко находить ошибки.

12. Разбираться в химических процессах, решать задачи по
химии.

13. Знать названия растений, свободно отличать одно растение
от другого.

14. Создавать разные произведения изобразительного искусства.
. 15. Много и часто общаться с различными людьми.

16. Запоминать иностранные слова, фразы.


План-задание для самостоятельной работы 207

17. Отлаживать механизмы, ремонтировать электроприборы.

18. Терпеливо, планомерно выполнять все работы, обеспечи­вающие рост и развитие растений.

19. Сочинять музыку, песни.

20. Внимательно, не перебивая, выслушивать людей.

21. Без трудностей работать с иностранным текстом.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру.

23. Самостоятельно выращивать животное.

24. Разыгрывать роли, декламировать прозу.

25. Легко увлекать игрой, делом детей младшего возраста.

 

26. Сравнительно легко запоминать формулы, законы, циф­ровую информацию.

27. Чинить, отлаживать предметы быта.

28. Ухаживать без напоминания за животным (кормить, ле­чить, обучать).

29. Критически оценивать произведения искусства, всегда чув­ствовать, что сделано талантливо.

30. Организовывать людей на дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике.

32. Выполнять работу, требующую хорошей координации дви­жений и ловкости рук.

33. Сразу замечать изменения в повадках выращиваемого жи­вотного.

34. Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни, танцевать.

35. Выполнять работу, требующую контактов со множеством разных людей.

36. Строить таблицы, сравнивать цифровые показатели.

37. Конструировать модели.

38. Хорошо разбираться в породах животных, знать их повадки.

39. Создавать новые, оригинальные модели одежды, причес­ки, украшения.

40. Влиять на людей, управлять ими.

41. Работать с картами, составлять чертежи, графики.

42. Решать головоломки, представлять расположение предме­тов или фигур в пространстве.

 

43. Направленно (а не случайно) познавать мир природы из журналов, книг.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное.


208 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

45. Легко вступать в разговор, находить интересную тему.

46. Аккуратно выполнять «бумажную» работу: писать, вычис­лять и т.д.

47. Выбирать наиболее рациональный способ решения задачи.

48. Выращивать растения или животное, не обращая внима­
ния на физические неудобства.

49. Настойчиво работать, добиваясь совершенства в какой-либо сфере творчества.

50. Входить в положение другого человека, оказывать ему по­сильную помощь.

2.4. «Ваша будущая профессия»'

Инструкция: вам предлагается перечень предложений, харак­теризующих работу по вашей будущей профессии. Выберите один из вариантов окончания предложений, который подходит вашему мнению, и отметьте в бланке ответов нижеследующей таблицы.

Материалы: анкета «Ваша будущая профессия», таблица про­тиворечивых связей.

Таблица противоречивых связей

 

Номер вопроса а б в г
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

См.: Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. С. 154-159.


План-задание для самостоятельной работы



1а - 13в

1б - 13а, 4в, 6а, 13г

1в — 2а, 9а, 1 Зг, 16а,г, 17в

1г — 2а, 1 Зг, 16г, 17в

2а - Зв,г, 4г, 5г, 7г, 8г, 106,в,г, 11в,г, 12в,г

2б - 9г, И г, 13в,г, 15г, 16в, 176

2в — 136,г, 16а,г, 17а,в

2г - 1 Зг, 16а,г, 17а,в

За — 4г, 6г, 136,в

36 - 13г

Зв - 1 Зг, 17а,в

Зг - 13г, 17а,в

4а - 5г, 8г, 11г, 12г, 13а

46 - 5в,г, 8г, 11в,г, 12г, 13а,г

4в - 5г, 6а,г, 7г, 8г, 9в, 10а, 11а,в, 12а,б, 13а,б,в, 14а, 15а, 16в

4г - 12г

5а — 10а, 126,г, 13а,б

56 - 10а, 13а,б

5в - 10а

5г - 6а,г, 10а, 116, 1 Зг, 14а, 15а, 16а,г

6а — 8г, 12г, 13а,в

66 - 12г, 13а

6в — 7г, 8а,б,г, 106, 11 в, 12в,г, 13а,б

6г — 8а, 11а,в, 12а,в,г, 13а

7г — 1 Зг, 15а, 16а,г

8а - 9а 8в - 13г

8г - 10а, 11б,в, 13г, 14а, 15а, 16а,г

9а — 11в,г, 12в, 1 Зв

10а - П а, 12г, 13а,б, 15б,в,г

106 - 13г, 15а, 16а,г

10в - 11в,г, 12в,г, 13а,б,г

10г - 11б,в, 12в,г, 13г

11а — 12в, 13а,б,в

11б - 12а, 13а

11 в — 13г, 15а, 16а,г

11г - 13г, 14а, 15а, 16г

12б - 13г, 16в

12в — 1 Зг, 15а, 16а,г

12г - 1 Зг, 14а, 15а, 16а,г

13а - 14а, 15а, 16а,г

136 - 14а, 15а, 16а,г



Глава V. Психология подростка и старшего школьника


13в - 15а, 16а,г, 17а,в

13г - 156,в,г, 166,в, 176,г

146 - 15а, 16а,г

14в - 15а, 16а,г

14г - 15а, 16а,г

15а - 16б,в

156 - 16а,г

15в - 16а,г, 17а

15г - 16а,г, 17а

16а - 17б,г

16г - 176

Анкета «Ваша будущая профессия»

1. Мне хотелось бы работать...
а — в помещении;
б — на открытом воздухе;

в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей...); г - с чередованием условий.

2. Я предпочитал(а) бы, чтобы режим рабочего дня был...
а — четким, систематическим (начало и конец работы не
менялся);

б — посменным (то утро, то вечер);

в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником);

г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные де­журства...).

3. М н е удобнее работать... а — сидя (за столом, пультом и др.); б - стоя (у станка, за прилавком и т.д.); в — в разъездах; г — чередуя постоянное место работы с разъездами.

4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с... а - простейшими механизмами, ручными операциями; б — с машинами и механизмами с ручным управлением; в — автоматическим и автоматизированным оборудованием; г — функциональными орудиями (речь, средства воздей­ствия на эмоции человека, функциональные возможнос­ти организма).

5. Мне хотелось бы всю работу выполнять... а — в одиночку;


План-задание для самостоятельной работы 211

б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди; в — в коллективе, совместно с другими; г — с людьми, общаясь и управляя ими.

6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы...

а — точные, мелкие движения; б - координация движений; в - быстрота движений; г - большая сила.

7. В моей будущей работе важны...

а — устойчивость внимания;

б — наблюдательность;

в — память на числа, даты, события;

г — воображение.

8. Успех в моей будущей работе зависит от...

а — технической сообразительности, оперативного техни­ческого мышления;

б — способности мысленно представить невидимые про­цессы, предметы и их соотношение; в — самоконтроля и самообладания;

г — эмоциональности, умения входить в контакт с други­ми людьми.

9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять...

а - по заданному плану;

б — по плану, но получать в процессе новую информацию;

в — по плану, но иметь возможность изменить его;

г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи,

проблемы.

10. В своей работе лучше отвечать...

а — только за себя, за выполнение своего задания; б - за выполнение задания группы; в - за работу механизмов, технику безопасности; г - общественные, материальные ценности.

11. Мне нравится работа, в которой нужно...

а — распознавать, определять свойства предметов, их ка­чества;

б - преобразовывать, обрабатывать предметы; в — изображать, придумывать новые образцы продукции; г — оказывать влияние на других людей. 12 Мне нравится...

а - оценивать продукцию, разбираться в свойствах объек­тов;


212 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

б — обслуживать людей;

в — находить как новые варианты решения задач, так и

новые результаты;

г — организовывать новые процессы, деятельность.

13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была свя­
зана с...

а - руководством людьми, трудовыми коллективами;

б — воспитанием и обучением людей;

в — преодолением стихийных сил природы;

г — комфортным, спокойным положением.

14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...

а — малозаметны, известны только узкому кругу специа­листов;

б - известны коллективу, широкому кругу специалистов; в - известны всей стране, широко освещались прессой; г - всемирно признаны.

15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы...

а - зависела в основном только моя зарплата; б — непосредственно зависело выполнение производствен­ного задания цеха, группы; в - зависела бы жизнь и здоровье людей; г - зависел бы мир на Земле.

16. После окончания работы...

а - хотел бы отключиться от нее, заниматься своими де­лами;

б - интересно было бы продолжать думать о ней и дома; в - ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься; г - и не вспоминал бы о работе до следующего дня.

17. Хотел бы, чтобы работа была...

а — рядом с домом;

б - интересная, а далеко или близко от дома - неважно;

в - не связанная с командировками;

г - подальше от дома. Чем больше.совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профес­сии, имеет весьма противоречивое представление о работе, свя­занной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит се­рьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.


План-задание для самостоятельной работы 213

Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предпо­лагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».

2.5. «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству)'

После ориентации школьников в мире профессий, после оп­ределения предпочитаемого типа профессий целесообразно поду­мать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей ме­тодике предлагаем материал, который может помочь тем, кто со­бирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек — знаковая систе­ма», — не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не бо­лее 6 - 8 % населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже по­лезно). Чтобы избежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству.

Качества Степень выраженности



А





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.