Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые вопросы психологии перевоспитания





37 1


Литература

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воро­неж, 1998.

2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2001.

З.Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведе­ния школьников. М., 1999.

4. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. М., 1991.

5. Безруких М.М. Проблемные дети. М., 2000.

6. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект: Учеб. пособие. Тюмень, 1999.

7. Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические ас­пекты воспитания в современных условиях: Учеб. пособие. Красноярск, 1996.

8. Бехтерев В.Ф. Проблемы развития и воспитания человека / Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. М.; Воронеж, 1997.

9. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001.

10. Вентцель К.Н. Свободное воспитание // Сб. избр. тр. М., 1993.

11. Возвращение детства / Т.А. Александрова, Т.М. Афанасьева,
Л.П. Тархова и др. М., 2000.

12. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Сост.
и ред. Н.П. Иванова. М., 1996.

13. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб.-метод, пособ. / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

14. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод, рек. / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2001.

15. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспита­нию. М., 2001.

16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1998.

17. Гобова Е.С. Понимать детей — дело интересное. М., 1997.

18. Гонеев А.Д. Профилактика и педагогическая коррекция отклоня­ющегося поведения подростков. Белгород; Курск, 1998.

19. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детс­кой агрессивности и жестокости и борьба с ними / Пер. с нем. СПб., 2000.

20. Добсон Дж. Непослушный ребенок. СПб., 2001.

21. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у под­ростков: Учеб. пособие. М., 2000.

22. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира: нейропси­хология, учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб., 2000.

 

23. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.

24. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Спб., 2000.

25. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб. посо­бие. Минск, 1999.



Глава VIII. Психология воспитания


26. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селиванова. М., 2000.

27. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостат­ков характера у детей и подростков. М., 1999.

28. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. Минск, 2000.

29. Концепции полового развития в отечественной детской психоло­гии периода 10—40-х годов XX века: Учеб. пособие. Магнитогорск, 1998.

30. Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктив­ного взаимодействия с подростками. М., 1999.

31. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник. СПб., 2001.

32. Кэтрин Дж. Кволс. Переориентация поведения детей. СПб., 2000.

33. Леей В.Л. Нестандартный ребенок. М., 1996.

34. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1996.

35. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспита­ния / Под ред. М.П. Ивановой. Воронеж, 1998.

36. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

37. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума / Пер. с англ. М., 1990.

38. Лещинский В.И., Кульневич СВ. Учимся управлять собой и детьми. Пед. практикум. М., 1995.

39. Лукашонок О.П., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998.

40. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. М., 2000.

41. Максакова В., Полянова С. Учимся договариваться. М., 1998.

42. Максимова М.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Ростов н-Д, 2000.

 

43. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, класс­ному руководителю о работе с родителями). М., 1994.

44. Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара, 1997.

45. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (Диагностико-коррекционный аспект). М.; Воронеж, 2000.

46. Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дез­адаптации подростков. М., 1999.

47. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие. М., 2001.

48. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.

49. Пашукова Т.Н. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возра­сте: причины и возможности коррекции: Учеб.- метод, пособие. М., 1998.

50. Педагогическая коммуникация: Учеб.-метод, пособие. Шадринск, 2000.

51. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминаль­ная субкультура). Тверь, 1994.


План-задание для самостоятельной работы



52. Планирование воспитательной работы в классе: Метод, пособие / Под ред. С И. Степанова. М., 2001.

53. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.

54. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /
СВ. Березин, А.Э. Березовский, К.С Лисецкий. М., 2000.

55. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологичес­кая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж, 2000.

56. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета / Пер. с англ. СПб., 1998.

57. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.

58. Психосексуальное развитие и воспитание детей. Теоретический курс / Н.Ю. Масоликова. М., 1998.

59. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве.
Проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 2001.

60. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. М., 1999.

61. Снайдер М. и др. Ребенок как личность: становление культуры спра­ведливости и воспитание совести. М.; СПб., 1994.

62. Степанов В.Г. Психология трудных подростков: Учеб. пособие. М., 2001.

63. Счастная Т.Н. Развитие личности ребенка в условиях депривации: Учеб. пособие. М., 2000.

64. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 1998.

65. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для тех, кто любит детей. М., 2000.

66. Хараева Л.А. Педагогическое общение как решение коммуника­тивных задач: Учеб. пособие. Нальчик, 1999.

67. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогичес­ких ситуаций. М., 1999.

68. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

69. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.

70. Школа без наркотиков / Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казако­вой. СПб., 1999.

 

71. Шульга Т.Н., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». М., 1999.

72. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Используя методическую процедуру (см. гл. I, план-задание, п.1), в письменном виде осуществите самодиагностику овладения ключевыми понятиями по проблемам психологии обучения и вос­питания.

Активность, акцентуация характера, аффект неадекватнос­ти, воспитание, воспитанность, дезадаптация, делинквентность, де-привация, индивидуальность, индивидуальный подход, коллектив, конфликт, мораль, мотив (поведения), наказание, научение, обще-



Глава VIII. Психология воспитания


ние, общественное мнение, одаренность, онтогенез, отклонение (в
психическом развитии, в поведении), перевоспитание, поведение, по­
ощрение, потребность, привычка, принципиальность, психопатия,
самосознание, семья, смысловой барьер, социальная зрелость, токси­
комания, толерантность, трудновоспитуемость, формирование (лич­
ности), характер.

2. Задание с применением личностного опросника «ОТКЛЭ» в наибольшей степени может быть адресовано студенту с целью выявления меры выраженности отзывчивости, трудолюбия, кол­лективизма, любознательности, эстетического развития.

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК «ОТКЛЭ»1

Инструкция. Уважаемый товарищ! Вы участвуете в исследова­нии индивидуальных особенностей личности, которое проводит­ся с целью помочь вам разобраться в себе и наметить пути само­воспитания. Прочитав вопрос, ответьте на него либо «да», либо «нет», либо «не знаю». Представляя свое поведение в той или иной ситуации, старайтесь быть объективными: опросник имеет конт­рольную шкалу.

1. С вечера я планирую свои дела на будущий день.

2. Черновую работу (мытье посуды, вскапывание огорода и т.п. выполняю с неохотой).

3. Ж и з н ь группы проходит м и м о меня.

4. Прочитываю к занятию не только основную, но и дополни­тельную литературу.

5. Я люблю петь.

6. Я всегда радуюсь успехам других людей.

7. Я люблю наводить порядок у себя дома (в общежитии).

8. Возражаю, когда меня выбирают на руководящие должности.

9. У меня не хватает времени следить за книжными новинками.

 

10. Встретившись с произведением искусства (книгой, музы­кой, спектаклем и пр.), могу расчувствоваться до слез.

11. Часто мне не удается сделать то, что я наметил(а).

12. Свои обещания я всегда выполняю.

13. Мне постоянно приходится кому-нибудь помогать.

14. Из источников информации предпочитаю телевидение и кинофильмы.

15. Я очень чувствителен (чувствительна) к танцевальной му­зыке.

См.: Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. С. 177-185.


План-задание для самостоятельной работы 375

16. Считаю, что готовиться ко всем практическим (семинар­ским) занятиям невозможно.

17. Могу несколько часов эффективно заниматься физически­ми упражнениями и работой.

18. Никогда не упускаю возможности побывать в театре, музее.

19. Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, а не решать самому (самой).

20. Бывает, что во время театрального действия я ем конфеты, мороженое.

21. На моем рабочем столе обычно порядок.

22. Главное для меня - сделать работу в срок, а качество - как выйдет.

 

23. Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою позицию.

24. Иногда я говорю вслух не то, что думаю.

25. Принимаю участие в художественной самодеятельности.

26. Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.

27. Ухаживаю за животными.

28. У меня постоянно возникают идеи о том, что можно сде­лать в группе.

29. Занимаясь умственной работой, могу жертвовать развлече­ниями, отдыхом.

30. Несколько раз в жизни мне пришлось солгать.

31. Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.

32. В период вынужденной бездеятельности (ожидание чего-либо, болезнь и т.д.) нахожу себе занятие.

33. Если человек со связями, я стараюсь завязать с ним дружбу.

34. Случается, что на занятии я высказываю спорную точку зре­ния, выражаю расхождение с мнением студентов, преподавателя.

35. Меня волнует игра актеров на сцене.

36. Иногда я только делаю вид, что понимаю собеседника,
чтобы не показаться неумным (неумной).

37. Часто у меня не хватает терпения довести начатое дело до конца.

38. Выполнение общественных обязанностей в группе прино­сит мне удовлетворение.

39. Уровень моих умственных возможностей вполне достаточен.

40. Для меня во время танца — главное просто двигаться.

41. Не откладываю на завтра то, что могу сделать сегодня.


376 Глава VIII. Психология воспитания

42. Я всегда соблюдаю правила поведения в общественных ме­стах.

43. На собрании предпочитаю молчать, хотя имею свою точку зрения.

44. Мои интересы требуют терпения, усидчивости.

45. Есть полотна живописи, перед которыми я простоял(а) не одну минуту.

 

46. Занятость общественной, домашней работой, спортом и т.п. неблагоприятно сказывается на моей учебе.

47. Плохо выполненная работа не дает мне спокойно отды­хать.

48. Я всегда радуюсь, получая трудное задание.

49. Ради собственного маленького открытия часами, неделями решаю одну и ту же проблему.

50. Я тщательно слежу за своей внешностью.

51. Ситуация, когда на один день выпадает три практических занятия, не застает меня врасплох, так как подготовку к ним я заранее планирую.

52. Если на воскреснике меня не обеспечили орудиями труда, я использую подручные средства.

53. Если мой товарищ отстает в учебе, работе, нахожу воз­
можность, чтобы ему помочь.

54. Не пропускаю ни одного нового мероприятия в культурной
жизни города.

55. Если передают классическую музыку, а не эстрадную, я выключаю приемник.

56. Часто я убегаю на занятия, не успев позавтракать.

57. Домашний труд меня обременяет.

58. Не выношу критических замечаний.

 

59. Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию.

60. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

61. Могу пропустить занятие без всяких оснований.

62. Иногда я выбрасываю мелкий мусор из окна.

63. Во время ссоры не выбираю выражений, могу употребить грубое слово.

64. Когда товарищи обмениваются интересной научной ин­
формацией, я, как правило, только слушаю.

65. Я собираю пластинки с классической музыкой.

66. В моей жизни были ситуации (моменты), которые мне не хочется вспоминать.


План-задание для самостоятельной работы 377

67. Могу несколько часов подряд эффективно заниматься ум­ственной работой.

68. Если отвечающий не может связать двух слов, мне смешно.

69. Не зная ответа на вопрос, надеюсь на подсказку.

 

70. Мне нравится гулять с громко включенным магнитофо­ном, транзистором.

71. Если наступила полоса невезения в учебе, у меня пропада­ет желание заниматься.

72. Я всегда бываю согласен (согласна) с той оценкой, кото­рую мне поставил преподаватель.

73. Постоянно имею какие-нибудь общественные поручения.

74. Я люблю учиться.

75. Собираю книги по искусству, репродукции.

76. Каждую вещь я сразу кладу на место.

77. Выполнение черновой работы считаю унижением личности.

78. Могу поддержать разговор на любую тему.

79. На занятии меня так и тянет задать вопрос преподавателю по теме.

80. Всем подаркам предпочитаю цветы.

81. Когда приходится пропускать занятия, мне как-то не по
себе.

82. Люблю возиться с растениями.

83. Пожилые люди раздражают меня своей ворчливостью, мед­лительностью.

84. При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлече­ниям.

85. Красиво сделанная вещь наталкивает меня на создание чего-то подобного.

86. Мой стиль — ликвидировать пробелы в знаниях в период
подготовки к экзамену.

87. Люблю оттягивать работу в надежде на то, что мне помогут.

88. Если меня покритикуют, в долгу не останусь.

89. Мне достаточно лишь общего знакомства с явлениями, пусть другие докапываются До их сути.

90. Не успевая выполнить то, что наметил(а), нахожу себе оп­ равдание.

91. Я прихожу минут за десять до начала занятий.

92. Люблю длительные перерывы в занятиях, работе.

93. Я соглашусь на бесплатную дополнительную работу после выполнения задания.

94. Жизнь кажется мне серой и скучной.


378 Глава VIII. Психология воспитания

95. Когда я присутствую на концерте, у меня возникает жела­ние тоже стать исполнителем.

96. Я делаю утреннюю зарядку.

 

97. Меня тяготит необходимость терять время на неинтерес­ную, хотя и нужную черновую работу.

98. Уважаю людей, которые могут доставать фирменные вещи.

99. Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.

 

100. У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классической литературы.

101. Если я основательно готовлюсь к семинару по обществен­ным наукам (истории, философии, политэкономии), то осталь­ные практические занятия остаются неподготовленными.

102. Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.

103. Люблю подшутить над отвечающим товарищем: подска­зать невпопад, состроить гримасу и пр.

 

104. Новую информацию предпочитаю черпать у других лю­дей, а не из книг.

105. Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на лекции, в кино, трамвае.

106. Порой я убегаю на занятия, не успев застелить постель.

107. При выполнении хозяйственных дел, например во время похода, я чувствую себя неуверенно.

108. Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.

109. Храню вырезки и выписки из газет, журналов.

110. Читая книгу, я, как правило, пропускаю описание при­роды.

111. Общественные поручения выполняю без напоминания.

112. Во время сельхозработ думаю об отдыхе, стараясь побыс­трее выполнить задание.

113. Если я вижу в аудитории беспорядок (грязная доска, му­сор, стулья не на месте и т.п.), то тут же устраняю его.

114. Во время подготовки к занятиям товарищи обращаются ко мне с просьбой объяснить непонятное.

115. В свободное время вышиваю, занимаюсь поделками, иг­раю на музыкальном инструменте.


План-задание для самостоятельной работы 379

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: балл за совпадение

 

Организован­ность Трудолюбие Коллекти­визм Любознатель­ность Эстетическое развитие
1 — да 2 —» нет 3 — нет 4 — да 5 — да
6 — да (к) 7 — да 8 — нет 9 — нет 10 — д а
11 — нет 12 — д а (к) 13 — д а 14 — нет 15-да
16 — нет 17-да 1 8 — д а (к) 19 — нет 20 — нет
21 — д а 22 — нет 23 — нет 24 — нет (к) 25 — д а
26 — нет 27 — д а 28 — д а 29 — д а 30 — нет (к)
31 — да 32 — да 33 — нет 34 — д а 35 — да
36 — нет (к) 37 — нет 38 — да 39 — нет 40 — нет
41 — д а 42 — да (к) 43 — нет 44 — да 45 — да
46 — нет 47 — да 48 — да (к) 49 — д а 50 — д а
51-да 52-да 53-да 54 — да (к) 55 — нет
56 — нет 57 — нет 58 — нет 59 — нет 60 — д а (к)
61 — нет 62 — нет 63 — нет 64 — нет 65 — да
66 — нет (к) 67 — да 68 — нет 69 — нет 70 — нет
71 — нет 72 — да (к) 73-да 74 — д а 75 — да
76 — да 77 — нет 78 — да (к) 79 — д а 80 — д а
81-да 82 — д а 83 — нет 84 — да (к) 85-да
86 — нет 87 — нет 88 — нет 89 — нет 90 — нет (к)
91-да 92 — нет 93 — д а 94 — нет 95 — д а
96 — д а 97 — нет 98 — нет 99 — нет 100 — д а
101 — нет 102 — да 103 — н е т 104 — нет 105 — нет
106 — нет 107 — нет 108 — да 109 — д а 110 — нет
111 — да 112 — нет 113 — д а 114 — д а 115 — д а

1. Проставляются плюсы при совпадении ответов с контрольной шкалой (шкалой лжи).

2. Суммируется количество плюсов по контрольной шкале: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.

3. Проставляются баллы за совпадение по шкалам свойств лич­ности.

4. Суммируется количество баллов по каждой шкале.

5. Строится профиль по пяти личностным свойствам.



Глава VIII. Психология воспитания


 

Баллы 20 - 15 " 10 - 5 ~ О т к л э  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.