Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование рыночных отношений в Российской электроэнергетике




Первый двухуровневый комплекс противоаварийного управления создан для объединенной энергосистемы Поволжья, где для верхнего уровня противоаварийного управления применяется мини-ЭВМ типаСМ-1420, а на нижнем — ис­пользуются микропроцессорные устройства противоаварийной автоматики, разработанныеВЭИ.

С появлением промышленных микропроцес­соров и микроЭВМ появилась реальная возможность создания иерархических системпротивоаварийного управления, отличающихся большей надежностью, точностью вычисленияУВ и меньшей стоимостьюпо сравнению сцентра­лизованными УГ1А.

Устройства автоматики для предотвращения асинхронного хода действуют локально. Уст­ройства АГ1АХ, установленные в энергосисте­мах страны, подразделяются на два вида: быст­родействующие. срабатывающие с небольшой выдержкой времени в течение первого периода асинхронного режима, и замедленные, срабаты­вающие с заданной выдержкой времени или по­сле определенного числа периодов асинхронного режима.

Автоматическая частотная разгрузка, широ­ко распространенная в энергосистемах нашей страны и находящая в последние года все боль­шее применение за рубежом, сравнительно про­ста и вместе с тем чрезвычайно -эффективна, так как благодаря ей предотвращаются наиболее тя­желые аварии с полным нарушением энергоснабжения из-за так называемой «лавины» час­тоты. Автоматическая частотная разгрузка вы­полняется в виде местных устройств с использо­ванием в качестве пусковых органов реле часто­ты, действующих на отключение потребителей.

Наряду с АЧР для предотвращения развития аварии при снижении частоты в энергосистеме применяется автоматический пуск и загрузка гидрогенераторов или перевод их из режима СК в генераторный режим.

Автоматика, защищающая от повышения на­пряжения предотвращает повреждение электро­технического оборудования в случае опасного повышения напряжения, вызванного избытком реактивной мощности. Автоматика действует на включение нормально отключенных шунтирующих реакторов, а затем, если напряжение ос­тается недопустимо высоким- на отключение линии электропередачи, являющейся источником избыточной реактивной мощности.

 

Организационная структура отрасли в ходе акционирования и решения по ее совершенство­ванию. Начавшийся в 1991 г. переход России к рыночной экономике обусловил необходи­мость структурных реформ в электроэнергетике России и создания новых форм внутри- и межот­раслевых экономических отношений. В 1992 г. было проведено акционирование и началась час­тичная приватизация предприятий отрасли. Это­му предшествовала реструктуризация отрасли, обусловленная неравномерным размещением ге­нерирующих мощностей и зависимостью боль­шинства российских регионов от межсистемных перетоков электроэнергии и мощности. В сло­жившихся условиях это грозило монополизмом энергоизбыточных регионов и дезорганизацией межсистемных перетоков. Выход из ситуации был найден в сосредоточении основных функ­ций управления в единой холдинговой компании — Российском акционерном обществе энергети­ки и электрификации (РАО «ЕЭС России»), кон­тролирующей электроэнергетику почти всей страны, и в переводе в режим оптовой торговли крупнейших электростанций с выводом их и системообразующих сетей из состава региональных энергоснабжающих организаций.

В составе РАО «ЕЭС России», образованного в соответствии с указами Президента РФ, пред­полагалось сосредоточить отраслевые объекты межсистемного значения: крупные тепловые (мощностью от 1000 МВт) и гидравлические (мощностью от 300 МВт) станции, имеющие об­щую мощность 95 млн кВт (около половины всей установленной мощности), систем ообразующую сеть высокого напряжения, а также центральное и объединенные диспетчерские управления и другие отраслевые предприятия и организации, Вес они становились дочерними компаниями с передачей РАО 100 % их акционерного капитала, Кроме того, в уставный капитал РАО передава­лось 49 % акций каждого из региональных акцио­нерных обществ энергетики и электрификации (АОэнерго), создаваемых на базе имущества быв ших региональных производственных объедине­ний после изъятия из них крупных станций и се­тевых объектов. Для сохранения государственного контроля над отраслью государство закрепило за собой контрольный пакет обыкновенных ак­ций РАО (51 %) сроком на 3 года (в 1996 г. этот срок был продлен еще на 3 года).

На основе предусмотренных, но по разным причинам неполностью реализованных мер рест­руктуризации РАО получило в собственность 34 электростанции. Остальные акционировались и приватизировались в составе АОэнерго; 7 из 34 электростанций переданы в аренду региональ­ным АОэнерго, которые самостоятельно управ­ляют ими, выплачивая небольшую арендную плату РАО «ЕЭС России». Из оставшихся 27 электростанций РАО 5 имеют статус его фи­лиалов, а остальные 22 стали его дочерними акционерными обществами (12 из них находятся в полной собственности РАО). Неполностью бы­ли реализованы и планы передачи акций АОэнерго в уставный капитал РАО «ЕЭС Рос­сии». Три АОэнерго передали в уставный ка­питал РАО менее 49 % своих голосующих акций (АО «Башкирэнерго», АО «Бурятэнерго», АО «Новосибирскэнерго»). Два АОэнерго (АО «Татэнерго» и АО «Иркутскэнерго») не передали сво­их акций и стали полностью независимыми от РАО акционерными обществами, причем АО «Иркутскэнерго» сохранило в своем составе три крупные ГЭС, которые должны были перей­ти в собственность РАО «ЕЭС России» с перево­дом в режим оптовой торговли.

В результате первого этапа реструктуриза­ции российская электроэнергетика утратила прежнюю вертикально интегрированную струк­туру, произошло также частичное организацион­ное разделение видов хозяйственной деятельно­сти. В производстве электроэнергии появились несколько хозяйственных субъектов с самостоя­тельными экономическими интересами:станции РАО «ЕЭС России», государственные АЭС, стан­ции региональных ЛОэнсрго. В сфере передачи электроэнергии произведено объединение меж­системных линий в рамках РАО «ЕЭС России». И сфере распределения были образованы струк­турно самостоятельные акционерные компании. обеспечивающие эксплуатацию передающих и распределительных сетей на территории соот­ветствующих субъектов РФ. Вместе с тем новая структура РЛО «ЮС России» во многом воспро­извела прежнюю систему административно-отраслевого управления, но реализованную уже на основе имущественных отношений с пере­дачей контрольных пакетов акций одной обще­отраслевой холдинговой компании, заменившей отраслевое министерство. Первоначальное раз­мещение акций АОэнерго было проведено таким образом, чтобы затруднить аккумулирование значительного пакета в одних руках и минимизи­ровать риск установления контроля любых ак­ционеров (кроме РАО) над этими компаниями. Кроме того, РАО «ЕЭС России» на нравах хол­динговой компании полностью контролирует формирование органов управления дочерних компаний, заключая трудовые контракты с их ге­неральными директорами.

Выбранный способ формирования отрасле­вой структуры капитала, при котором контроль­ный пакет акций большинства отраслевых компа­ний принадлежит РЛО «ЕЭС России», обеспечил преемственность управления в условиях трудно­го переходного периода. Вместе с тем он создал определенные проблемы для формирования в России конкурентного федерального оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ).

Состав и принципы организации ФОРЭМ. Конечная цель создания ФОРЭМ — эконо­мичное и падежное энергоснабжение потребите­лей на основе стабильного и недискриминационного механизма купли-продажи электроэнергии и мощности.

Такой механизм предполагает организацию конкурентной системы оптовой торговли как главного стимула более эффективного использо­вания существующих генерирующих мощно­стей, а также создание условий для рационально­ го развития мощностей по производству и пере­даче электроэнергии.

В результате первого этапа реформирования электроэнергетики был сформирован двухуров­невый регулируемый рынок электроэнергии, включающий:

федеральный оптовый рынок электроэнер­гии и мощности, обеспечивающий поставки в дефицитные регионы страны электроэнергии от крупных гидравлических, тепловых и атом­ных электростанций, а также от избыточных АОэнерго по транспортной сети рынка — межсистемным линиям электропередачи напряже­нием 330 кВ и выше;

72 региональных (розничных) рынка элек­троэнергии, сформированных на территории республик и областей России (субъектов РФ) и монопольно обслуживаемых соответствующи­ми АОэнерго.

Несмотря на имевшиеся сложности, в режим оптовой торговли были переведены 25 тепловых и гидравлических станций (из намеченных 51) обшей установленной мощностью 43 млн кВт, а также 8 АЭС общей установленной мощно­стью 21 млн. кВт (7 АЭС, объединенных в соста­ве концерна «Росэнертоатом», и Ленинградская АЭС), оставшиеся в государственной собствен­ности. Это позволило сформировать ресурсы электроэнергии и мощности для электроснабже­ния дефицитных энергосистем. В итоге участни­ками ФОРЭМ являются:

РАО «ЕЭС России» как организатор функ­ционирования и развития ФОРЭМ с входящим в него АО «ЦДУ ЕЭС России», выполняющим функции оператора ФОРЭМ;

25 тепловых и гидравлических станций — дочерние компании и филиалы РАО «ЕЭС России»;

8 атомных электростанций;

АОэнерго и другие энерюснабжающие орга­низации, расположенные в пределах функциони­рования ЕЭС России;

АО «Электроцинк» (первый крупный потре­битель электрической энергии, который в поряд­ке эксперимента был выведен на оптовый рынок).

Таким образом, ФОРЭМ имеет сегодня огра­ниченные масштабы. Доля поставок электро­энергии с ФОРЭМ в общем потреблении элек­троэнергии территориальных зон страны весьма различна и колеблется от 48—50 % в энергозо­нах Центра и Северо-Запададо 18—19 % в энер­гозонах Урала и Сибири. Низкие показатели на Урале и в Сибири стали результатом непол­ной реализации Указа Президента. В частности, в режим оптовой торговли в уральской энергозо не переведено только 20 % мощностей крупных ТЭС- В составе энергосистем остались работать наиболее экономичные крупные электростанции на газе: Рефтинская ГРЭС мощностью 3800 МВт и Сургутские ГРЭС-1 и 2 суммарной мощностью свыше 8 млн кВт. В сибирской энергозоне в ре­жим оптовой торговли выведена только Саяно-Шушенская ГЭС, а эффективные Братская, Усть-Илимская и Иркутская ГЭС с суммарным годовым производством электроэнергии около 50 млрд кВт • ч остались в составе (и в собствен­ности) ЛО «Иркутскэнерго». В энергозоне Даль­него Востока в режим оптовой торговли переве­дены только Зейская ГЭС и Приморская ГРЭС.

В технологии функционирования ФОРЭМ следует различать следующие две стадии: про­изводства и передачи электроэнергии.

Стадия производства электроэнергии, в кото­рой участвуют многие электростанции, не отно­сится к естественной монополии и не подлежит регулированию со стороны государства. При этом целесообразно использовать конкуренцию между производителями (электростанциями), выбирая тех. которые вырабатывают электро­энергию но наиболее низкому тарифу, что при­водит к общему снижению тарифа на поставляе­мую на оптовый рынок электроэнергию.

Стадия передачи электрической энергии — естественная монополия, поскольку строитель­ство нескольких линий электропередачи изна­чально экономически неэффективно. В соответ­ствии с федеральным законом «О естественных монополиях» этот вид деятельности относится к регулируемой со стороны государства сфере деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.