КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответы к теоритической части к государственному квалификационному экзамену 5 страница
художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра. Специалисты рецензируют тексты и методические разработки экскурсий, приглашаются они и на прослушивание пробной экскурсии. Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор местарасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него. От непосредственного эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала,
новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства. Процесс восприятия произведений архитектуры складывается из различных ощущений — двигательных, звуковых (звук шагов в храме), слуховых и даже обонятельных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). В основе восприятия лежат, однако, зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространственную организацию способствует движение. Более точный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчетливее становится пластика сооружения, а когда экскурсанты подходят к памятнику вплотную, остро воспринимаются архитектурные детали, декор здания. Обход здания, подъем на башню позволяют правильнее представить размер, форму, высоту, оценить композицию, укрепить и обогатить впечатления от предварительного осмотра. Таким образом, полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления способствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного сооружения.
Одним из важнейших методических приемов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Он может применяться с целью воспроизведения какого-либо события, связанного с памятником архитектуры, или особенностей исторической эпохи, в которую этот памятник создавался. Прием реконструкции употребляется, если необходимо восстановить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после реставрации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде. Рассказывая о реставрационных работах, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на меры, которые предпринимаются государством для сохранения памятников. При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями, определенными периодами в развитии общества. Среди памятников архитектуры различных стилей много зданий культового значения: соборов, церквей, монастырей, мечетей и т.д. Многие из них являются бесценными произведениями отечественного зодчества, включаются в маршруты тематических и обзорных экскурсий и вызывают повышенный интерес среди широких слоев населения. В течение длительного исторического периода церковь была основным заказчиком произведений различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного. Поэтому церковь и в наши дни подчеркивает свою исключительную роль в развитии и сохранении отечественной культуры. Проведение экскурсий на архитектурно-градостроительные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектурного анализа, необходима искусствоведческая и историческая подготовка, высокая общая культура. 26. Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий. В переводе с греческого понятие «музей» означает «Храм Муз». Музеи — это научно-исследовательские и просветительские учреждения, которые осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы); искусствоведческие (национального, зарубежного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные); литературные; технические (политехнические, технические отраслевые — связи, автомобильные, железнодорожного транспорта, космонавтики и др.), а также мемориальные, экспозиции которых посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным и военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства. Популярны экскурсии и в так называемые комплексные музеи преимущественно краеведческого профиля, а также музеи-заповедники, в состав которых наряду с экспозициями в закрытых помещениях входят расположенные на территории заповедника архитектурные и исторические памятники. По направлениям деятельности музеи делятся на три типа: 1) музеи, главная задача которых — вести на основе своих фондов научно-просветительскую и воспитательную работу среди населения; 2) музеи, созданные и функционирующие в качестве научно-исследовательского подразделения при Национальной Академии наук и ведомственных научно-исследовательских учреждениях; 3) музеи при учебных заведениях, обеспечивающие наглядность и предметность процесса преподавания и учебной подготовки. Основная функция музеев — собирание, хранение и пополнение коллекций ценными историческими материалами и памятниками. Музейные экскурсии, как правило, проводятся сотрудниками музеев. Методика подготовки и проведения музейных экскурсий. В подготовке новой музейной экскурсии выделяются два основных направления: а) разработка темы экскурсии (новой вообще или только для данного музея);
б) подготовка экскурсовода к проведению новой для него, но уже разработанной и освоенной данным музеем экскурсии. Как отмечалось выше, главными этапами в создании музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музея по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и других источников, составление маршрута и технологической карты, определение методических приемов ведения экскурсии, создание контрольного текста. При отборе объектов показа рекомендуется учитывать следующие качественные параметры: • познавательную ценность объекта (экспоната); • известность объекта, его уникальность; • выразительность экспоната. В музеях, как правило, имеются карточки (этикетки) с описанием всех предметов, выставленных в экспозиции. При изучении объектов показа необходимо обязательно ознакомиться с карточками. Маршрут музейной экскурсии имеет определенную заданность. Желательно предусмотреть несколько вариантов движения группы и расстановки экскурсантов у объектов (чтобы не мешать другим экскурсантам и экскурсоводам). При показе памятников архитектуры в музеях-заповедниках целесообразно применять такие методические приемы, как экскурсионный анализ, объяснение, цитирование (подлинных документов и др.). Основные особенности в методике подготовки и проведения музейных экскурсий следующие: • для музея типична предметная интерпретация и насыщенность объектами показа (музейными экспонатами); • большое значение имеет феномен узнавания — подкрепление имевшихся знаний о событиях и явлениях, о предметах, документирующих эти события, о персоналиях (особенно в мемориальных музеях); • экскурсии строятся в основном на базе источников музеев; • запрограммированность маршрутов; • своеобразие выбора методических приемов и логических переходов; • отсутствие (как правило) портфеля экскурсовода на экскурсии; • использование особого приема - движения. Важным моментом подготовки музейной экскурсии, как и городской, является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной — 10-12 залов, но только 5-10 памятников. В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала — тезисную. В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте — одна из отличительных черт экскурсии в музее. Музейные экскурсии проводятся дифференцированно, с учетом возрастных, образовательных, профессиональных особенностей экскурсионных групп. С учетом возраста экскурсантов разрабатываются экскурсии и различной продолжительности: для школьников 4-5-х классов — 45-50 мин, для 8-10-х — до 1 ч 30 мин, для взрослых — 2 ч. Структура музейных экскурсий обычна: введение, основная часть, заключительная беседа. Музейные экскурсии, как и другие, имеют текст и методическую разработку. Основное правило методики проведения экскурсий— сочетание показа с рассказом — применимо и к музейным экскурсиям. В этих экскурсиях показ преобладает над рассказом. Однако, поскольку музейные экспозиции готовятся специально для осмотра, методика их показа упрощается по сравнению с показом объектов в городской экскурсии. При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера. Чрезвычайная насыщенность экспонатами музейной экскурсии требует краткости, емкости, выразительности рассказа. В рассказе в основном используется прием описания или характеристики объекта, цитирование подлинных документов или их копий. Музеи необходимо интенсивнее использовать в экскурсионной деятельности, так как в их экспонатах запечатлена неповторимая история того или иного города (края). Необходимо также активнее использовать в экскурсионной деятельности краткосрочные музейные экспозиции — выставки. Важно оперативно организовывать посещение выставочных залов, а для этого изучать информацию о выставках, организуемых в городе. 27. Экскурсия в педагогической практике. Экскурсовод на экскурсии выступает в т.ч. и в качестве педагога. Экскурсовод осуществляет две педагогические задачи: дидактическую (вооружение экскурсантов знаниями) и воспитательную (формирование мировоззрения, норм поведения). К экскурсоводу в полной мере может быть отнесена задача создать атмосферу общего переживания, единомыслия (в экскурсионной группе), а это значит создать из группы людей, объединенных общим интересом и общением, коллектив. Понятие «педагогическое мастерство экскурсовода» включает в себя: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники; интуицию; уважение личности экскурсанта, а также искусное использование педагогических средств в целях воспитания. Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон — экскурсовода и экскурсантов. В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы: 1) подготовку экскурсовода и группы к экскурсии; 2) проведение самой экскурсии; 3) послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал. Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед экскурсоводом ставится задача — превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить. Экскурсии являются также одной из форм внеклассной работы с учащимися, оставаясь важным звеном процесса обучения: они существенно дополняют и расширяют знания об окружающем мире, помогают глубже познать закономерности развития природы и общества, способствуют усвоению культурного наследия прошлого, народных традиций. В образовательном процессе используются экскурсии трех типов: учебные (изучение программного материала); внепрограммные (по плану внеклассной работы); комплексные (по нескольким предметам одновременно). Учебные экскурсии подразделяют на три вида: урочные (в учебное время); внеурочные (до или после занятий в классе, аудитории); факультативные. Экскурсии урочные и внеурочные имеют учебный характер, их содержание связано с учебной программой. Экскурсоводы-профессионалы и педагоги ведут их в соответствии с планом работы по своему предмету. Факультативные экскурсии предусматривают посещение определенных циклов экскурсий по соответствующей тематике с целью углубления знаний учащихся. Учебная экскурсия — сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки экскурсовода (педагога) и учащихся. Ее ос-новная цель — углубленное изучение предмета в рамках программы, курса. Внеурочные экскурсии чаще всего проводятся экскурсионными учреждениями, организациями, выставочными центрами, галереями, музеями. Это обеспечивает эффективность работы по расширению культурного уровня и кругозора учащихся, всестороннему гармоничному воспитанию молодежи. Организация учебных экскурсий включает следующие элементы: • подготовка педагога или приглашение экскурсовода; • подготовка учащихся; • работа с учащимися на месте проведения экскурсии; • руководство учащимися в ходе экскурсии; • беседа с учащимися по итогам экскурсии (закрепление материала экскурсии). 28. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. Экскурсант – участник экскурсии (организованной группы), занятый в процессе познания окружающей действительности наблюдением и изучением определённых памятников и достопримечательных мест по заранее выбранной теме в соответствии со своими интересами под руководством экскурсовода. Экскурсионная группа – совокупность участников мероприятия, сформированная как на основе определённых признаков, так и без их учёта, с целью получения экскурсионных услуг. Дифференциация - это разделение, расслоение целого на многообразные и различные формы и ступени. Важное место в организации экскурсионного обслуживания занимает дифференцированный подход, т.е. подготовка и проведение экскурсий с учетом учебных программ, уровня подготовленности и других особенностей экскурсионных групп. Дифференцированный подход помогает решать следующие задачи: ♦ способствует максимальному удовлетворению разносторонних запросов экскурсантов; ♦ создает возможность для расширения форм экскурсионного обслуживания; ♦ повышает эффективность всей работы. В настоящее время существует несколько видов группировки экскурсантов: Первый вид группировки. Участники экскурсий собираются в группы не по профессиональному, образовательному или возрастному признаку, а в зависимости от отношения людей к экскурсии как виду услуг. Можно выделить три основные категории группировки экскурсантов. 1-я категория — наиболее любознательные экскурсанты, которые хотят знать буквально все. В экскурсионной практике подобных посетителей условно обозначают как тип "хочу все знать". В эту категорию входят различные по роду знаний, кругозору и возрасту люди, которых роднит общее стремление к знаниям. 2-я категория — образованная публика, обладающая широкими познаниями, но проявляющая особый интерес к одной из областей — например, к литературе или искусству. Эти люди ставят задачу дополнить имеющиеся знания или уточнить информацию по интересующей их проблематике. Они всегда тщательно выбирают тему экскурсии. Участников экскурсий этой категории можно условно обозначить как тип "уточните мою точку зрения". 3-я категория — люди, стремящиеся заполнить свой досуг интересными зрелищами, но не имеющие четкого представления, какими именно. В начале экскурсии им не вполне ясна суть мероприятия, в котором они решили участвовать. Затем в группе происходит разделение: одни экскурсанты заинтересовываются рассказом экскурсовода и становятся активными участниками; другие проявляют вежливое внимание; 3 - не скрывают безразличия к экскурсии. Группировки первого вида несовершенны, потому бесперспективны с точки зрения расширения тематики, развития методики подготовки и проведения экскурсий. Второй вид группировки. Деление экскурсантов происходит по различным признакам. 1-й признак — по возрасту (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры). 2-й признак — по роду занятий экскурсантов (люди рабочих профессий, педагоги, врачи, служащие, студенты и т.д.). 3-й признак — по форме обучения (слушатели различных семинаров, курсов, отделений). 4-й признак — по виду любимых занятий в часы досуга. В группы входят участники коллективов и кружков художественной самодеятельности, клубов по интересам. Третий вид группировки. Деление на группы с учетом уровня интеллектуального развития экскурсантов, их общеобразовательной, профессиональной подготовки. Это дает возможность создавать варианты экскурсионных текстов различной информационной насыщенности. Группировки третьего вида требуют серьезной специализации экскурсоводов, особых знаний и умений.
29. Определение понятия «экскурсовод». Должностные обязанности экскурсовода. Экскурсовод - физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий. Это также специалист, под руководством которого осуществляется комментированный показ экскурсионных объектов, подчинённый цели и задачам чётко определённой темы. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии. Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе. Должностные обязанности: 1. Предоставлять клиентам экскурсионные услуги в соответствии с утвержденными руководителем туристического предприятия маршрутами, технологическими картами и иными документами, предусмотренными законодательством. 2. Постоянно работать над своевременным обновлением индивидуальных текстов экскурсий, используя новые материалы, архивные документы, статистические данные; обновляет "портфель экскурсовода". 3. Вносить предложения по разработке новых маршрутов, участвовать в разработке и освоении новых тем экскурсий. 4. Принимать участие в разработке рекламных материалов, каталогов, брошюр и пр.; в выработке концепции продвижения экскурсионных программ. 5. Участвовать в проведении мероприятий по продвижению экскурсионных услуг (рекламных кампаний, презентаций, выставок, ознакомительных туров и пр.). 6. Систематически совершенствовать свой профессиональный уровень, участвовать в разработке новых форм и методов проведения экскурсий, в прослушивании экскурсий других экскурсоводов, изучать опыт их работы, участвовать в работе различных конференций, семинаров. 7. Использовать дифференцированный подход к проведению экскурсий для различных категорий населения. 8. Инструктировать туристов о правилах поведения и мерах по обеспечению безопасности туристов в транспорте, на маршруте, в музеях, на остановках, при осмотре памятников и т.п. 9. При заболевании туристов, травмах сообщать руководству туристического предприятия о происшедшем, организовывать оказание первой медицинской помощи. 10. Координировать поведение экскурсантов при чрезвычайных ситуациях, сообщать о возникновении таких ситуаций, вызывает при необходимости и возможности спасателей или другую помощь. 11. Оформлять в установленном порядке документы на обслуживание на маршруте. 12. Организовывать бережное отношение экскурсантов к санитарно-экологическому состоянию окружающей среды на маршруте. 13. Анализировать замечания и предложения экскурсантов относительно качества предоставляемых экскурсионных услуг, вносить предложения по их совершенствованию. 14. Обеспечивать высокую культуру обслуживания клиентов. 15. Вести установленную отчетность. 30. Основные требования к личности экскурсовода. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии. Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе. Экскурсоводу должны быть присущи: активная жизненная позиция, интуиция (находит своё выражение в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов, использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также быстро сделать выводы при возникновении интереса экскурсантов к чему-либо), эрудиция (экскурсоводами-эрудитами принято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям, такие экскурсоводы хорошо осведомлены о литературе по специальности), авторитет экскурсовода (авторитет положения, авторитет его знаний, авторитет умений), индивидуальность (каждый из них имеет свои излюбленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удовольствием их использует), умение получать моральное удовлетворение при выполнении своих служебных обязанностей, оптимизм, тенденциозность (четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности). Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей: Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты. Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, организаторами путешествий и экскурсий. Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.
Профессиональное мастерство экскурсовода - это совершенное владение своей специальностью, это особый вид искусства, который построен на активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа; участии в процессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; применении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Экскурсоводческое мастерство – это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др.). Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы – знания и умения. Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специальности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педагогики, основ ораторского искусства, логики и этики. Умение: умение сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе. «Умения – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков». Известны различные пути приобретения умений экскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, выполнении учебных упражнений, прослушивании экскурсий и др. Основой высокого мастерства экскурсовода также являются навыки, личные качества, гордость своей профессией. Навыком называют умение выполнять определенное действие. Это умение достигается неоднократным повторением одного и того же упражнения. Навык – это отработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной и той же схеме (направленность, последовательность, одинаковые затраты времени и др.). Навык может быть определен как более высокая степень умения. Навык является действием, совершаемым автоматически. Навыки экскурсовода можно разделить на несколько групп: навыки разработки новой темы экскурсии; навыки показа объектов в экскурсии; навыки экскурсионного рассказа; навыки техники ведения экскурсии; навыки демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода»; навыки работы с экскурсионной аудиторией.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |