Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы к теоритической части к государственному квалификационному экзамену 5 страница




художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра. Специалисты рецензируют тексты и методические разработки экскурсий, приглашаются они и на прослушивание пробной экскурсии.

Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор местарасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него.

От непосредственного эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних

архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала,

новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства.

Процесс восприятия произведений архитектуры складывается из различных ощущений — двигательных, звуковых (звук шагов в храме), слуховых и даже обонятельных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). В основе восприятия лежат, однако, зрительные ощущения.

Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространственную организацию способствует движение. Более точный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчетливее становится пластика сооружения, а когда экскурсанты подходят к памятнику вплотную, остро воспринимаются архитектурные детали, декор здания. Обход здания, подъем на башню позволяют правильнее представить размер, форму, высоту, оценить композицию, укрепить и обогатить впечатления от предварительного осмотра. Таким образом, полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления способствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного сооружения.

Одним из важнейших методических приемов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Он может применяться с целью воспроизведения какого-либо события, связанного с памятником архитектуры, или особенностей исторической эпохи, в которую этот памятник создавался. Прием реконструкции употребляется, если необходимо восстановить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после реставрации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде. Рассказывая о реставрационных работах, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на меры, которые предпринимаются государством для сохранения памятников.

При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями, определенными периодами в развитии общества.

Среди памятников архитектуры различных стилей много зданий культового значения: соборов, церквей, монастырей, мечетей и т.д. Многие из них являются бесценными произведениями отечественного зодчества, включаются в маршруты тематических и обзорных экскурсий и вызывают повышенный интерес среди широких слоев населения. В течение длительного исторического периода церковь была основным заказчиком произведений различных видов искусства: архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного. Поэтому церковь и в наши дни подчеркивает свою исключительную роль в развитии и сохранении отечественной культуры.

Проведение экскурсий на архитектурно-градостроительные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектурного анализа, необходима искусствоведческая и историческая подготовка, высокая общая культура.

26. Особенности подготовки и проведения музейных экскурсий.

В переводе с греческого понятие «музей» означает «Храм Муз». Музеи — это научно-исследовательские и просветительские учреждения, которые осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи: естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой и трудовой славы); искусствоведческие (национального, зарубежного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные); литературные; технические (политехнические, технические отраслевые — связи, автомобильные, железнодорожного транспорта, космонавтики и др.), а также мемориальные, экспозиции которых посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным и военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства.

Популярны экскурсии и в так называемые комплексные музеи преимущественно краеведческого профиля, а также музеи-заповедники, в состав которых наряду с экспозициями в закрытых помещениях входят расположенные на территории заповедника архитектурные и исторические памятники.

По направлениям деятельности музеи делятся на три типа:

1) музеи, главная задача которых — вести на основе своих фондов научно-просветительскую и воспитательную работу среди населения;

2) музеи, созданные и функционирующие в качестве научно-исследовательского подразделения при Национальной Академии наук и ведомственных научно-исследовательских учреждениях;

3) музеи при учебных заведениях, обеспечивающие наглядность и предметность процесса преподавания и учебной подготовки.

Основная функция музеев — собирание, хранение и пополнение коллекций ценными историческими материалами и памятниками.

Музейные экскурсии, как правило, проводятся сотрудниками музеев.

Методика подготовки и проведения музейных экскурсий.

В подготовке новой музейной экскурсии выделяются два основных направления:

а) разработка темы экскурсии (новой вообще или только для данного музея);

б) подготовка экскурсовода к проведению новой для него, но уже разработанной и освоенной данным музеем экскурсии.

Как отмечалось выше, главными этапами в создании музейной экскурсии являются ознакомление с экспозициями и фондами музея по теме, отбор и детальное изучение объектов экскурсионного показа и других источников, составление маршрута и технологической карты, определение методических приемов ведения экскурсии, создание контрольного текста.

При отборе объектов показа рекомендуется учитывать следующие качественные параметры:

• познавательную ценность объекта (экспоната);

• известность объекта, его уникальность;

• выразительность экспоната.

В музеях, как правило, имеются карточки (этикетки) с описанием всех предметов, выставленных в экспозиции. При изучении объектов показа необходимо обязательно ознакомиться с карточками.

Маршрут музейной экскурсии имеет определенную заданность. Желательно предусмотреть несколько вариантов движения группы и расстановки экскурсантов у объектов (чтобы не мешать другим экскурсантам и экскурсоводам). При показе памятников архитектуры в музеях-заповедниках целесообразно применять такие методические приемы, как экскурсионный анализ, объяснение, цитирование (подлинных документов и др.).

Основные особенности в методике подготовки и проведения музейных экскурсий следующие:

• для музея типична предметная интерпретация и насыщенность объектами показа (музейными экспонатами);

• большое значение имеет феномен узнавания — подкрепление имевшихся знаний о событиях и явлениях, о предметах, документирующих эти события, о персоналиях (особенно в мемориальных музеях);

• экскурсии строятся в основном на базе источников музеев;

• запрограммированность маршрутов;

• своеобразие выбора методических приемов и логических переходов;

• отсутствие (как правило) портфеля экскурсовода на экскурсии;

• использование особого приема - движения.

Важным моментом подготовки музейной экскурсии, как и городской, является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной — 10-12 залов, но только 5-10 памятников.

В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала — тезисную.

В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз.

Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте — одна из отличительных черт экскурсии в музее.

Музейные экскурсии проводятся дифференцированно, с учетом возрастных, образовательных, профессиональных особенностей экскурсионных групп. С учетом возраста экскурсантов разрабатываются экскурсии и различной продолжительности: для школьников 4-5-х классов — 45-50 мин, для 8-10-х — до 1 ч 30 мин, для взрослых — 2 ч.

Структура музейных экскурсий обычна: введение, основная часть, заключительная беседа. Музейные экскурсии, как и другие, имеют текст и методическую разработку. Основное правило методики проведения экскурсий— сочетание показа с рассказом — применимо и к музейным экскурсиям. В этих экскурсиях показ преобладает над рассказом. Однако, поскольку музейные экспозиции готовятся специально для осмотра, методика их показа упрощается по сравнению с показом объектов в городской экскурсии.

При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера. Чрезвычайная насыщенность экспонатами музейной экскурсии требует краткости, емкости, выразительности рассказа. В рассказе в основном используется прием описания или характеристики объекта, цитирование подлинных документов или их копий.

Музеи необходимо интенсивнее использовать в экскурсионной деятельности, так как в их экспонатах запечатлена неповторимая история того или иного города (края). Необходимо также активнее использовать в экскурсионной деятельности краткосрочные музейные экспозиции — выставки. Важно оперативно организовывать посещение выставочных залов, а для этого изучать информацию о выставках, организуемых в городе.

27. Экскурсия в педагогической практике.

Экскурсовод на экскурсии выступает в т.ч. и в качестве педагога. Экскурсовод осуществляет две педагогические задачи: дидактическую (вооружение экскурсантов знаниями) и воспитательную (формирование мировоззрения, норм поведения).

К экскурсоводу в полной мере может быть отнесена задача создать атмосферу общего переживания, единомыслия (в экскурсионной группе), а это значит создать из группы людей, объединенных общим интересом и общением, коллектив.

Понятие «педагогическое мастерство экскурсовода» включает в себя: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники; интуицию; уважение лич­ности экскурсанта, а также искусное использование педа­гогических средств в целях воспитания.

Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон — экскурсовода и экскурсантов.

В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:

1) подготовку экскурсовода и группы к экскурсии;

2) проведение самой экскурсии;

3) послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурси­онный материал.

Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед экскурсоводом ставится задача — превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных зна­ний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить.

Экскурсии являются также одной из форм внеклассной работы с учащимися, оставаясь важным звеном процесса обучения: они существенно дополняют и расширяют знания об окружающем мире, помогают глубже познать закономерности развития природы и общества, способствуют усвоению культурного наследия прошлого, народных традиций.

В образовательном процессе используются экскурсии трех типов: учебные (изучение программного материала); внепрограммные (по плану внеклассной работы); комплексные (по нескольким предметам одновременно).

Учебные экскурсии подразделяют на три вида: урочные (в учебное время); внеурочные (до или после занятий в классе, аудитории); факультативные.

Экскурсии урочные и внеурочные имеют учебный характер, их содержание связано с учебной программой. Экскурсоводы-профессионалы и педагоги ведут их в соответствии с планом работы по своему предмету. Факультативные экскурсии предусматривают посещение определенных циклов экскурсий по соответствующей тематике с целью углубления знаний учащихся.

Учебная экскурсия — сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки экскурсовода (педагога) и учащихся. Ее ос-новная цель — углубленное изучение предмета в рамках программы, курса. Внеурочные экскурсии чаще всего проводятся экскурсионными учреждениями, организациями, выставочными центрами, галереями, музеями. Это обеспечивает эффективность работы по расширению культурного уровня и кругозора учащихся, всестороннему гармоничному воспитанию молодежи.

Организация учебных экскурсий включает следующие элементы:

• подготовка педагога или приглашение экскурсовода;

• подготовка учащихся;

• работа с учащимися на месте проведения экскурсии;

• руководство учащимися в ходе экскурсии;

• беседа с учащимися по итогам экскурсии (закрепление

материала экскурсии).

28. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.

Экскурсант – участник экскурсии (организованной группы), занятый в процессе познания окружающей действительности наблюдением и изучением определённых памятников и достопримечательных мест по заранее выбранной теме в соответствии со своими интересами под руководством экскурсовода. Экскурсионная группа – совокупность участников мероприятия, сформированная как на основе определённых признаков, так и без их учёта, с целью получения экскурсионных услуг. Дифференциация - это разделение, расслоение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Важное место в организации экскурсионного обслуживания занимает дифференцированный подход, т.е. подготовка и проведение экскурсий с учетом учебных программ, уровня подготовленности и других особенностей экскурсионных групп.

Дифференцированный подход помогает решать следующие задачи:

♦ способствует максимальному удовлетворению разносторон­них запросов экскурсантов;

♦ создает возможность для расширения форм экскурсионного обслуживания;

♦ повышает эффективность всей работы.

В настоящее время существует несколько видов группировки экскурсантов:

Первый вид группировки. Участники экскурсий собираются в группы не по профессиональному, образовательному или возрастному призна­ку, а в зависимости от отношения людей к экскурсии как виду услуг. Можно выделить три основные категории группировки экскур­сантов.

1-я категория — наиболее любознательные экскурсанты, ко­торые хотят знать буквально все. В экскурсионной практике подобных посетителей условно обозначают как тип "хочу все знать". В эту категорию входят различные по роду знаний, кру­гозору и возрасту люди, которых роднит общее стремление к зна­ниям.

2-я категория — образованная публика, обладающая широкими познаниями, но проявляющая особый интерес к одной из облас­тей — например, к литературе или искусству. Эти люди ставят за­дачу дополнить имеющиеся знания или уточнить информацию по интересующей их проблематике. Они всегда тщательно выбирают тему экскурсии. Участников экскурсий этой категории можно условно обозначить как тип "уточните мою точку зрения".

3-я категория — люди, стремящиеся заполнить свой досуг ин­тересными зрелищами, но не имеющие четкого представления, какими именно. В начале экскурсии им не вполне ясна суть ме­роприятия, в котором они решили участвовать. Затем в группе происходит разделение: одни экскурсанты заинтересовываются рассказом экскурсовода и становятся актив­ными участниками; другие проявляют вежливое внимание; 3 - не скрывают безразличия к экскурсии.

Группировки первого вида несовершенны, потому беспер­спективны с точки зрения расширения тематики, развития методики подготовки и проведения экскурсий.

Второй вид группировки. Деление экскурсантов происходит по различным признакам.

1-й признак — по возрасту (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры).

2-й признак — по роду занятий экскурсантов (люди рабочих профессий, педагоги, врачи, служащие, студенты и т.д.).

3-й признак — по форме обучения (слушатели различных семинаров, курсов, отделений).

4-й признак — по виду любимых занятий в часы досуга. В группы входят участники коллективов и кружков художественной самодеятельности, клубов по интересам.

Третий вид группировки. Деление на группы с учетом уров­ня интеллектуального развития экскурсантов, их общеобразова­тельной, профессиональной подготовки. Это дает возможность создавать варианты экскурсионных текстов различной информационной насыщенности. Группировки третьего вида требуют серьезной специализации экскур­соводов, особых знаний и умений.

 

29. Определение понятия «экскурсовод». Должностные обязанности экскурсовода.

Экскурсовод - физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию для проведения экскурсий. Это также специалист, под руководством которого осуществляется комментированный показ экскурсионных объектов, подчинённый цели и задачам чётко определённой темы.

Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером.

К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии. Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Должностные обязанности:

1. Предоставлять клиентам экскурсионные услуги в соответствии с утвержденными руководителем туристического предприятия маршрутами, технологическими картами и иными документами, предусмотренными законодательством.

2. Постоянно работать над своевременным обновлением индивидуальных текстов экскурсий, используя новые материалы, архивные документы, статистические данные; обновляет "портфель экскурсовода".

3. Вносить предложения по разработке новых маршрутов, участвовать в разработке и освоении новых тем экскурсий.

4. Принимать участие в разработке рекламных материалов, каталогов, брошюр и пр.; в выработке концепции продвижения экскурсионных программ.

5. Участвовать в проведении мероприятий по продвижению экскурсионных услуг (рекламных кампаний, презентаций, выставок, ознакомительных туров и пр.).

6. Систематически совершенствовать свой профессиональный уровень, участвовать в разработке новых форм и методов проведения экскурсий, в прослушивании экскурсий других экскурсоводов, изучать опыт их работы, участвовать в работе различных конференций, семинаров.

7. Использовать дифференцированный подход к проведению экскурсий для различных категорий населения.

8. Инструктировать туристов о правилах поведения и мерах по обеспечению безопасности туристов в транспорте, на маршруте, в музеях, на остановках, при осмотре памятников и т.п.

9. При заболевании туристов, травмах сообщать руководству туристического предприятия о происшедшем, организовывать оказание первой медицинской помощи.

10. Координировать поведение экскурсантов при чрезвычайных ситуациях, сообщать о возникновении таких ситуаций, вызывает при необходимости и возможности спасателей или другую помощь.

11. Оформлять в установленном порядке документы на обслуживание на маршруте.

12. Организовывать бережное отношение экскурсантов к санитарно-экологическому состоянию окружающей среды на маршруте.

13. Анализировать замечания и предложения экскурсантов относительно качества предоставляемых экскурсионных услуг, вносить предложения по их совершенствованию.

14. Обеспечивать высокую культуру обслуживания клиентов.

15. Вести установленную отчетность.

30. Основные требования к личности экскурсовода.

К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии. Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Экскурсоводу должны быть присущи: активная жизненная позиция, интуиция (находит своё выражение в умении быстро определить состав и запросы экскурсантов, использовать в рассказе неожиданное явление, действие, факт, а также быстро сделать выводы при возникновении интереса экскурсантов к чему-либо), эрудиция (экскурсоводами-эрудитами принято называть тех, кто обладает глубокими знаниями по двум-трем экскурсиям, такие экскурсоводы хорошо осведомлены о литературе по специальности), авторитет экскурсовода (авторитет положения, авторитет его знаний, авторитет умений), индивидуальность (каждый из них имеет свои излюбленные приемы, которыми владеет в совершенстве и с удовольствием их использует), умение получать моральное удовлетворение при выполнении своих служебных обязанностей, оптимизм, тенденциозность (четкая направленность в его взглядах и действиях, стремление довести свою точку зрения до экскурсантов и не только довести, но и убедить их в ее правильности).

Для экскурсовода так же, как и для педагога, характерны четыре вида способностей:

Конструктивные способности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии.

Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты.

Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их на весь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, организаторами путешествий и экскурсий.

Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными способностями.

 

  1. Профессиональное мастерство экскурсовода: сущность, слагаемые и пути совершенствования.

Профессио­нальное мастерство экскурсовода - это совершенное владение своей специальностью, это особый вид искусства, который построен на активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа; участии в процессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; применении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии.

Экскурсоводческое мастерство – это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др.).

Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно условно разделить на две группы – знания и умения. Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специальности (эрудиция по специальности), знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педагогики, основ ораторского искусства, логики и этики. Умение: умение сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать свою убежденность и вести себя в коллективе. «Умения – освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков». Известны различные пути приобретения умений экскурсоводами: при повторении опыта других экскурсоводов, выполнении учебных упражнений, прослушивании экскурсий и др.

Основой высокого мастерства экскурсовода также являются навыки, личные качества, гордость своей профессией. Навыком называют умение выполнять определенное действие. Это умение достигается неоднократным повторением одного и того же упражнения. Навык – это отработанные практикой действия экскурсовода, которые производятся по одной и той же схеме (направленность, последовательность, одинаковые затраты времени и др.). Навык может быть определен как более высокая степень умения. Навык является действием, совершаемым автоматически. Навыки экскурсовода можно разделить на несколько групп: навыки разработки новой темы экскурсии; навыки показа объектов в экскурсии; навыки экскурсионного рассказа; навыки техники ведения экскурсии; навыки демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода»; навыки работы с экскурсионной аудиторией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.