Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы к теоритической части к государственному квалификационному экзамену 6 страница




В совершенствовании профессионального мастерства экскурсовода существуют два основных пути. Первый из них – стихийный путь проб и ошибок, он более длителен и менее эффективен. Экскурсовод использует приемы, самостоятельно анализирует уровень их действенности, совершенствует навыки, вносит изменения в процесс их применения, обнаруживает и исправляет просчеты и ошибки. Второй – управляемый путь предполагает постановку и решение конкретных задач – усвоение определенных навыков и в определенной последовательности. При таком пути формирования навыков используются различные формы обучения: учебные упражнения на маршруте около экскурсионного объекта, изучение методической литературы, посещение экскурсий, прослушивание магнитофонных записей экскурсий, усвоение методической документации и т. д.

Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы:

- первая группа – факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение маршрута, содержание «портфеля экскурсовода»);

- вторая группа – факторы, зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки). Главная функция экскурсовода – не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами.

 

32. Культура речи экскурсовода.

Речь – это источник звукового ряда, реализация возможностей языка,форма общения между людьми, «конкретное говорение», протекающее во времени и обличенное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Рассказ экскурсовода – образец внешней речи, задача которой – передать определенную информацию о конкретных объектах. Внутренняя речь – формулировка мысли.

Культура речи предполагает богатство словаря, художественную выразительность, логическую стройность, содержательность и точность. Культура устной речи рассматривается как сочетание трех составных частей:

- Языковая культура речи объединяет понятия – культура словаря, культура грамматических форм и синтаксиса речи, культура произношения (звуков, слов, интонаций), стилистическая культура речи, культура жестов и мимики.

- Психологическая культура речи включает понятия: содержательность, понятность, грамматическая и стилистическая выразительность, воздействие речи (требование, рекомендация, задание, совет, просьба, запрещение, упрек, предупреждение). На психологической культуре речи основано действие методических приемов ведения экскурсии. - Коммуникативнаякультура речи, преследующая установление контактов и связей с аудиторией. Коммуникативные качества речи предусматривают: правильность речи (соблюдение норм литературного языка, ударения и грамматики); точность речи, которая «состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются»; логичность речи, состоящую в соответствии связей речи связям предмета и явлений в реальной действительности; чистоту речи, в которой нет элементов, чуждых литературному языку, и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности; выразительность речи (ее особенности, вызывающие интерес экскурсантов и укрепляющие внимание к излагаемому материалу); богатство речи (насыщенность ее различными средствами языка); уместность речи (соответствие ее теме, содержанию, цели и задачам экскурсии, а также составу экскурсионной группы).

Важны и оттенки речи. Ее тон, например, должен быть несколько приподнятым на протяжении всей экскурсии.Тон рассказа может быт радостным, грустным, торжественным в зависимости от того, о чем экскурсовод повествует и как он к этому относится. Тон речи подчеркивает значение события, приковывает к нему внимание экскурсантов, помогает им сделать правильные выводы. Приподнятость, торжественность рассказа при соблюдении чувства меры в какой-то его части вполне естественна. Необходимо избегать при рассказе как монотонности, вялости, так и излишней приподнятости, неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости.

Экскурсовод должен владеть всеми видами ударений – словесными, фразовыми, логическими. Для экскурсовода важно иметь хорошую дикцию – четкое, ясное произношение слогов и слов.

Требования к речи экскурсовода: лаконичность, точность, логичность, образность, выразительность, эмоциональность, чистота, богатство языка.

В речи экскурсовода недопустимо употребление стандартных фраз и слов, смысл которых уже давно стерся: «так сказать», «значит», «короче говоря». Недостатками речи является шепелявость, гнусавость, вялость произношения, недоговаривание окончаний фраз и слов. К недостаткам речи относят также чрезмерное употребление специальных терминов, иностранных слов, длинных фраз, так как это вызывает раздражение слушателей, рассеивает их внимание.

Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием рассказа. Они меняются на протяжении экскурсии – ускоряются или замедляются. Различают темп речи быстрый, средний, медленный, плавный и прерывистый. Темп речи должен быть спокойный, размеренный, таким, чтобы содержание речи эффектно воспринималось.

Постоянная работа по развитию культуры речи обогащает словарный запас экскурсовода, дает возможность выработать свой индивидуальный стиль языка.

 

  1. Планирование экскурсионных услуг. Изучение спроса в области экскурсионного обслуживания.

Главное значение при планировании экскурсионных услуг имеет всестороннее изучение спроса потребителей. Изучение спроса – это не только выявление спроса на конкретную экскурсионную услугу, но и формирование этого спроса, его предвидение. В современных условиях, когда изменяемость и сменяемость туристско-экскурсионных услуг на рынке происходят достаточно быстро, весьма важно иметь возможность предложить покупателю более широкий ассортимент продукции, лучше и полнее удовлетворяющий растущие запросы. Это можно сделать лишь на основе хорошо отработанной системы изучения и учета требований рынка.

К особенностям экскурсионного предложения относятся специализация и тематичность продукта. Специализация услуг является необходимой формой для расширения и укрепления позиций экскурсионного бизнеса путем совершенствования качества продукта и услуг, обеспечения целостности и полноты удовлетворения потребностей экскурсантов.

Основным продуктом в практической экскурсионной деятельности является комплексное обслуживание – стандартный набор услуг, продаваемых потребителям в одном «пакете» и являющихся главным предметом деятельности экскурсионной фирмы. Кроме того, необходимо создавать и развивать производство и отдельных дополнительных услуг, предоставляемых экскурсантам по желанию за дополнительную плату. Деятельность по специфическому обслуживанию содержит возможность предоставления оригинальных услуг и создает индивидуальный, неповторимый имидж экскурсионной фирмы.

Например, в экскурсионном обслуживании это – дополнительные экскурсии в составе группы; индивидуальное обслуживание; прогулки в сопровождении инструктора; экскурсии к частным лицам; дополнительные экскурсии нового типа, в т.ч. с использованием аудио- и видеотехники и с организацией питания; циклы экскурсий, объединенных общей тематикой; специализированные детские экскурсии; посещение театрализованных представлений, экскурсий-анимаций; а также прогулки и экскурсии по любительским интересам.

При создании комплексного продукта (экскурсионной программы) необходимо знать, для кого он предназначен. Это могут быть иностранные туристы, экскурсанты из других городов, местное население. Методика проектирования экскурсионных услуг для разных категорий экскурсантов будет отличаться. Методикой также предусматривается учет психологических и иных особенностей экскурсантов.

Простые в использовании услуги могут производиться, оплачиваться и потребляться одновременно. Более сложные (комплексные) требуют создания программы экскурсионного обслуживания.

Экскурсионная программа – это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов потребителей (экскурсантов) в зависимости от целей их пребывания.

Комплекс услуг, входящих в состав программы, является продуктов экскурсионной фирмы или экскурсионного отдела туристической фирмы. Задача программы экскурсионного обслуживания – достижение целей, которые бывают:

Познавательные;

Развлекательные;

Профессиональные;

Другие цели (паломничество, обучение, повышение квалификации, хобби и т.д.).

По содержанию программы бывают ознакомительные, рассчитанные на первый приезд в данный город (страну, район), и тематические.

Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни. Цель тематической программы экскурсионного обслуживания – расширение познаний экскурсантов по определённой тематике (особенно в познавательных турах), а также организация и предоставление других услуг.

34. Качество экскурсионного обслуживания. Типичные недостатки при проведении экскурсий.

Качество экскурсионного обслуживания носит комплексный характер, т.к. оно непосредственно зависит от качества предлагаемых услуг. На качество экскурсионного обслуживания непосредственно влияют следующие факторы:

1) степень подготовленности туриста (экскурсанта) к получению данной услуги, его желание и умение воспринимать материал экскурсии, наличие необходимого запаса знаний и навыков;

2) уровень обслуживание и его адекватность данному виду экскурсионной деятельности.

Только экскурсия, в которой синтезированы показ и рассказ в соответствии с требованиями техники проведения экскурсии (в том числе, в отношении речи, дикции, жестов экскурсовода), может претендовать на высокую оценку её качества.

Анализ экскурсий позволяет выделить наиболее типичные недостатки в их проведении:

· лекционность (преобладание рассказа над показом;

· излишняя информационность (чрезмерное обилие цифр, фактов);

· незавершенность в раскрытии подтем и темы в целом, т.е отсутствие выводов;

· эскизность показа и рассказа;

· неумение экскурсовода отказаться от частного, случайного.

Для автобусных экскурсий невысокого качества характерны следующие признаки:

- экскурсанты неохотно выходят из автобуса на остановках перед объектами;

- часть экскурсантов остаётся в автобусе во время остановок для показа;

- отдельные экскурсанты покидают маршрут;

- группа отказывается от экскурсии во время путешествия.

Для достижения высокого качественного уровня проведения экскурсии экскурсоводу важно заранее выяснить, что хотят увидеть и узнать экскурсанты. Предугадать, какое впечатление на группу окажет увиденное и услышанное, помогает мастерство экскурсовода. Успешное проведение экскурсии также обеспечивается хорошей организационной работой, в которой важно всё: заблаговременный приход экскурсовода. Поданный точно в срок чистый и исправный автобус, чёткое выполнение программы экскурсии. При составлении программы экскурсии необходимо проявить понимание и предусмотреть свободное время на случай, если туристы пожелают приобрести сувениры или посетить не включенные в маршрут, но оказавшиеся в неподалеку дорогие им места.

После проведения экскурсии экскурсовод и менеджер туристического предприятия должны проанализировать замечания и предложения (устные или письменные), поступившие от клиентов, чтобы в дальнейшем их учесть. Это пойдёт на пользу качеству и эффективности экскурсионного обслуживания.

  1. Повышение эффективности экскурсионной деятельности.

Эффективность означает высокую результативность. Экономическая эффективность - это достижение наибольших результатов при наименьших затратах или снижение совокупных затрат на единицу продукции. Социальная эффективность - это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создаваемого продукта и связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, количеством свободного времени.

Для характеристики эффективности экскурсионной деятельности могут применяться следующие показатели:

♦ качество экскурсионного продукта;

♦ соответствие экскурсионного продукта общественным потребностям

♦ доход от реализации экскурсионных услуг

♦ производительность труда

♦ фондовооруженность

♦ норма прибыли

♦ уровень рентабельности.

Условия повышения эффективности экскур­сионной деятельности: развитие инфраструкту­ры сферы туризма; оборудование объектов об­служивания туристов и экскурсантов вдоль ос­новных экскурсионных маршрутов; реставра­ция, реконструкция, восстановление развитие инфраструкту­ры сферы туризма; оборудование объектов об­служивания туристов и экскурсантов, включе­ние в систему экскурсионного показа памятни­ков истории и культуры; использование немате­риальных объектов - территорий, связанных с историческими реалиями, интересующими ино­странных туристов - выходцев из этих мест, а также посещение объектов, имеющих отношение к жизни и деятельности выдающих­ся личностей, получивших мировую известность.

Резервами повышения эффективности орга­низации экскурсионной деятельности являются:

новые экскурсионные объекты, что предпола­гает реставрацию, реконструкцию, восстановле­ние памятников, приведение памятных мест в состояние, пригодное для экскурсионного показа

♦ организация транспортного обслуживания - использование в экскурсиях различных видов транспорта, сокращение простоев средств до­ставки туристов, позволяющее увеличить объ­емы экскурсионных услуг в любую пору года

♦ расширение тематики экскурсий - основы комплексного экскурсионного обслуживания. Заказчик должен иметь возможность выбора темы экскурсии из нескольких вариантов

♦ обеспечение многовариантности экскурсион­ной программы - возможности выбора турис­том или экскурсантом нескольких тем, более других привлекающих его содержанием или формой проведения

♦ предложение циклов экскурсий - предостав­ление систематизированных знаний, оптималь­ная организация обслуживания туристов, позво­ляющая расширить круг участников экскурсий

♦ работа с кадрами - подготовка экскурсово­дов, привлечение к разработке экскурсий спе­циалистов, сотрудников музеев и заповедников и др.

♦ обслуживание новых контингентов экскур­сантов - прием экскурсантов из-за пределов региона и республики, расширение обслужива­ния местного населения

♦ разработка дифференцированных программ.

 

 

Практическая часть к государственному квалификационному экзамену по дисциплине «Памятники истории и культуры Республики Беларусь»

1.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Софийский собор

г. Полоцк.

2. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Ефросиньевская церковь г. Полоцк.

3.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: церковь св. Бориса и Глеба (Коложская) г. Гродно.

4. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Каменецкая башня.

5.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Новогрудский замок.

6.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: замок Ильиничей

г. Мир.

7.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

дворцово -парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.

8.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.

9.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костёл Божьего тела г. Несвиж.

10.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Гродненский костёл св. Франциска Ксаверия, г. Гродно.

11.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: замок Гедимина г. Лида

12. Историческая и художественная ценность Гольшанского замка.

13.Историческая и художественная ценность замка в Любче.

14. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.

15. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Кревский замок.

16. Историческая и художественная ценность храма оборонного типа в д. Комаи Поставского р-на.

17. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.

18.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.

19.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок).

20.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костел св. Сымона и Алены (Красный костел) г. Минск.

21.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы.

22.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Николаевская церковь в Могилеве.

23.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Ружанский дворец Сапег.

24.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Коссовский дворец.

25.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Залесский дворец М.Огинского.

26.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.

27.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:городская усадьба Ваньковичей.

28. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Бобруйская крепость.

29.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: мемориальный комплекс «Хатынь».

30.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: мемориальный комплекс «Брестская крепость- герой».

31.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: монумент-обелиск на площади Победы.

32.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Курган Славы

33. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Дом правительства, г. Минск.

34.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.

35.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Национальная библиотека Республики Беларусь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.