Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы к практической частик итоговой аттестации 2 страница




Пышный и торжественный интерьер храма насыщен архитектурной пластикой(пилястры, раскрепованные антаблементы, ажурное сплетение крестовых сводов). Высокохудожественный ансамбль интерьера формируют 13 алтарей (12 деревянных, 1 стуковый), 2 чугунные жирондоли (литье 18 века), 4 деревянные исповедальни, амвон,памятник А.Тызенгаузу, деревянная скамья 17 века, орган 18 века.

Доминантой интерьера является главный алтарь (высота 21 метр), сделанный в 1736-1737гг. Яном Шмидтом (Польша) с 6-ю подмастерьями и учениками. В 1752 году алтарь был тонирован под бело-голубой мрамор, в 1900г. под темный мрамор.

В 1-м ярусе вокруг фигуры Франтишка Ксаверия расположены 10 скульптурных изображений апостолов, 4-х отцов церкви, св.Самуила и св.Констанции – небесных покровителей мужа и жены Мстиславских, которые оплатили стоимость алтаря. В центре 2-го яруса скульптура Христа, а вокруг четыре евангелиста и шесть святителей. На 3-м ярусе скульптурная композиция, которая символизирут победу добра над злом. В конце 19 века графиня М.Пшездецкая паставила в костеле памятник своему предку А.Тызенгаузу в виде классического обелиска с изображением преклоненной в скорби женщины и барельефом А.Тызенгауза(скульптор Т.Дукас).

 

 

8. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Дворцово – парковый ансамбль Радзивиллов, г.Несвиж.

 

Полным ходом идет реконструкция дворцово-замкового комплекса Радзивиллов XVI—XVIII вв.

Выдающимся памятником архитектуры является Несвижский дворцово-замковый комплекс с большими водоемами и парковыми массивами. В его архитектуре можно обнаружить смешение разных стилей, что свидетельствует о многоэтапности строительства и использовании художественных достижений разных исторических эпох.

На месте деревянного укрепления середины XVI в. был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони — автор ряда построек в городе.

На гравюре Т. Маковского 1613 г. показаны земляные в каменные укрепления: насыпные валы, бастионы и ров, заполненный водой. Через ров со стороны входа в замок был подъемный мост. Попасть же из города к замковому комплексу можно было только по разборному деревянному мосту (в XIX в. он заменен дамбой). Таким образом, при необходимости замок получал островное положение. Вал высотой до 20 м и другие фортификационные устройства, водные преграды превращали замок в неприступную крепость.

За замковыми укреплениями стояло три отдельных каменных корпуса, образующих внутренний двор. Центральный корпус, поставленный напротив въездных ворот, занимал сам Радзивилл. Это было трехэтажное здание с небольшими восьмигранными башнями по углам (сохранились с незначительными изменениями до сегодняшних дней). Слева от него трехэтажный казарменный корпус с высокой дозорной башней, а справа — двухэтажное хозяйственное здание. Разобщенные корпуса в последующие века перестраивались и объединялись архитектурными вставками, образовав замкнутый парадный двор.

Центральный корпус, перестроенный в XVIII в., выделяется своим архитектурно-художественным решением. Фасад его пластичен благодаря применению пилястр, рельефной декорации, скульптурных заставок. Особенно обильна лепка высокого фронтона с гербом. В это же время с тыльной стороны корпуса появляется двухэтажная пристройка с террасой и башенками.

Башня с аркой въезда в замок вынесена вперед к мосту через ров в виде парадной брамы, характерной для белорусского зодчества. Арка переходит в тоннель со сводами, который прорезает насыпной вал и выходит во двор напротив центрального корпуса. Такой прием создал интересную глубинную перспективу. Живописный вид открывается на дворцово-замковый комплекс с дальних точек обзора: сложное сооружение со стройными башнями и башенками, поставленное на высокий земляной стилобат среди воды и зелени парка.

Романтическая привлекательность архитектурных форм замка была использована во второй половине XIX в. мастерами-садоводами в качестве видовых акцентов при разбивке парка. Территория парка сейчас складывается из пяти частей: Замковый участок, Старый парк, Японский парк, Новый парк и Английский парк общей площадью свыше 90 га. Художественную ценность составляют разнообразные зеленые насаждения, искусно подобранные и размещенные.

Другой несвижский парк "Альба", расположенный на южной окраине города, более старый и создан с комплексом построек как летняя резиденция Радзивиллов. Здесь были эрмитаж, дворец и так называемая консоляция (утешение), мореходное и артиллерийское училище, шпалерная мануфактура, своеобразный зверинец-заповедник и др.

Обширная парковая территория (около 200 га) с системой водоемов складывалась из пейзажной и регулярной части. Этот интерьерный по составу парковый комплекс был уникальным для Беларуси. Его остатки — аллеи, каналы, зеленый массив деревьев местных пород и экзотических — удивляют размахом создателей этого романтического парка.

Архивные и литературные источники сохранили некоторые сведения о былых интерьерах замка. Согласно инвентарю 1658 г. в корпусах комплекса было 12 залов (Королевский, Гетманский, Мраморный и др.) и множество других помещений, богато украшенных резьбой по дереву, лепкой, росписью, нарядными каминами. Коллекция портретов несвижской галереи насчитывала около тысячи полотен. Среди них портреты Ивана Грозного, Витовта, Ягайло. Богатой была дворцовая библиотека (20 тысяч томов), размещенная в зале с бюстами древних философов. Бюсты эти были выполнены из фаянса на радзивилловской мануфактуре в Свержене, В библиотеке хранились редкие рукописи и старопечатные издания, а в архиве — множество исторических актов, грамот, писем, в том числе письма Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. В одном из этих залов был целый арсенал рыцарских доспехов, маршальских жезлов. В Гетманском зале находилась большая коллекция слуцких поясов.

В ночь с 24 на 25 декабря 2002 года дворец горел. Сейчас реставрируется.

 

9. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.

 

Сынковичская церковь напоминает в плане немного в вытянутый четырехугольник размером 17,5х13м с трехнефным членением. Все нефы имеют почти одинаковую ширину (4 м). Толщина стен достигает 1,5 м. Высокая двухскатная крыша придает зданию стройность и легкость.

Четыре башни, которые находятся на углах здания, различаются размерами и архитектурными формами. Две западные башни стоят на квадратных фундаментах, с трех сторон и подпирают контрфорсы. Верхняя часть башен — восьмигранник с тремя ярусами бойниц. Две восточные башни имеют ци­линдрическую форму, здесь также есть бойницы.

В башнях находятся лестницы, которые когда-то вели к бой­ницам, размещенным во фронтоне. Верхняя часть стен, кроме восточной, охвачена мощной аркатурой. Она держится на ступенчатых встроенных кронштейнах. В промежутках между арками находятся округлые бойницы. Над ними сделаны наблю­дательные отверстия. Это позволяло защитникам храма следить за действиями противника и вести огонь на большие рас­стояния. Бойницы Сынковичской церкви в первую очередь был сделаны для целей обороны. Кроме того, они являются важ­ным элементом и средством украшения здания.

Особенно укреплена западная стена церкви. В щите фрон­тона устроены бойницы. В верхней части использован «фо­нарик» — своеобразный и редкий архитектурный элемент, который выполнял роль наблюдательного пункта. Система и планировка оборонительных приспособлений Сынкович­ской церкви такие же, как и у других памятников замковой архитектуры того времени. Здесь прослеживаются элементы романской и готической архитектуры: неглубокие, разнооб­разные по форме и размерам оштукатуренные и побеленные ниши в щите фронтона, похожие на ниши Мирского замка. Они снимают впечатление тяжеловесности и массивности и придают зданию определенную яркость и легкость. На вос­точных башнях и алтарных апсидах приблизительно на вы­соте 3 м находится декоративный поясок в виде плоской рельефной аркатуры из полуциркульных арок романского типа, которые опираются на маленькие кронштейны. Это украшение органично сочетается с арочным поясом бойниц. Высокая конусоподобная крыша над алтарными апсидами соответствует форме восточного фронтона. Явными элемен­тами готики являются стрельчатые арки оконных проемов с железными решетками, звездчатые своды правой апсиды хра­ма и высокая двускатная крыша.

Отмечаются небольшая перекошенность плана здания, не­которая искривленность оси апсид по отношению к нефам. Ви­димо, храм возводили местные мастера, которые для разбивки плана пользовались простыми, не очень точными измеритель­ными инструментами. Однако это не помешало им создать блестящий памятник архитектуры той эпохи. Определяя значение Сынковичского храма в истории белорусского оборонительного зодчества необходимо отметить, что по своим архитектурным качествам он является памятником мирового значения. Здание на удивление гармонично вобрало в себя черты поздней готики, а так же традиционные формы и решения внутренней планировки древних храмов эпохи Киевской Руси.

Такое соединение архитектурных стилей и форм объясняется тем, что Беларусь (в частности её западные земли) была своеобразным рубежом, который разделял две культуры, два стиля – готический (западный) и русско-византийский (восточный). Культуры и стили взаимообогощали друг друга. Благодаря прочной связи с народным зодчеством, богатым строи­тельными традициями, наличию высококвалифицированных кадров белорусская архитектура того времени не только сохра­нила свое национальное лицо, но и заметно обогатилась за счет русской и западноевропейской культур. Такой синтез спо­собствовал возникновению и становлению самобытных черт белорусской готики, которая нашла свое воплощение как в граж­данском, так и в культовом строительстве.

Сынковичская церковь — одно из звеньев в цепи укреп­ленных пятибашенных храмов. Начало этому процессу было положено на рубеже XV и XVI вв. Полоцкой Софией. Ра­нее считалось, что он был построен в конце XV — начале XVI в. В документе 1760 г. говорится о том, что здание было заложе­но в период царствования королевы Боны, т. е. между 1518 и 1556 гг. Таким образом, Сынковичский храм, выдающийся ар­хитектурный памятник Беларуси, был возведен в середине XVI в.

Внешний вид храма с течением времени почти не изменил­ся. Только исчез купол ив1891 г. перед входом была постро­ена каменная колокольня.

 

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Костёл Божьего тела г. Несвиж.

 

 

Даты строительства, обновления: 1587—93 гг. / 1705 г.

Стиль: раннее барокко

Костел Божьего Тела — первая постройка в стиле барокко на территории Речи Посполитой.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» — гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Ему более четырех столетий, и за все это время он ни разу не закрывался и не перестраивался. Костел построен в 1593 году для католического ордена иезуитов по приказанию и на средства владельца города Миколая Криштофа Радзивилла Сиротки.

Несвижский костел — своеобразный памятник роду Радзивиллов. Обращают на себя особое внимание боковые алтари. Наклонившиеся, будто падающие их колонны символизируют пошатнувшуюся веру Радзивиллов. Но колонны не упадут — их поддерживают ангелы. Так и орден иезуитов поддержал Миколая Криштофа Радзивилла Сиротку, вернув его из протестантизма в лоно католической церкви. Есть в костеле и памятник самому Радзивиллу Сиротке. На барельефе из розового камня Сиротка изображен в одежде пилигрима с посохом, широкополой шляпе за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом — длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, по легенде, ее похоронили заживо — в состоянии летаргического сна.

В подземелье под костелом, в крипте — родовой усыпальнице — в 78 гробах-саркофагах покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Первым был здесь похоронен сам Сиротка в 1616 году. Последнее захоронение датируется 1936 годом. Существует множество легенд о покоящихся здесь людях. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями. Но, видно, для призраков это не помеха…

Фарный (бывший иезуитский) костел в Несвиже — архитектурный памятник раннего барокко — также построен Яном Марией Бернардони в 1584—1593 гг. Прототипом его является римский храм Иль Джезу, сооруженный в 1584 г. зодчими Виньолой и Портой. Костел был построен в комплексе с иезуитским коллегиумом (существовал до 1826 г.).

Фарный костел — трехнефная купольная базилика с одной апсидой. Средний продольный неф перекрыт цилиндрическими сводами с люнетами, боковые нефы, расчлененны на квадраты крестовыми сводами. Шесть массивных столбов воспринимают нагрузку стен среднего нефа.

Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию, где хорошо выражены вертикальные горизонтальные членения. Первые представлены пилястрами, вторые — развитыми поясами карнизов. Обращают на себя внимание характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами. Интерьер храма отличается торжественностью и пышностью. В его украшении больше использована живопись и резьба, чем средства архитектурной пластики. Особенно выделяется роспись подкупольного пространства и картина "Тайная вечеря" для главного алтаря костела художников 18 в.отца и сына Хеских. Храм является родовой усыпальницей князей Радзивиллов.

 

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

замок Гедимина, г.Лида

 

Дата строительства, обновления: 1323—25 гг. / конец XX в

Стиль: готика, романский

Крепость была построена в 1323—1325 гг. князем Гедимином и на протяжении нескольких столетий оставалась мощной цитаделью на западных землях Беларуси.

Многочисленные осады, которые выдерживала крепость, привели к повреждению стен, разрушению башен и полному уничтожению ее застройки внутри.

Крепость заложена на насыпном холме высотой 5—6 м в окружении рва и водоемов. Ее план в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов.

Две башни, прямоугольные в основании, располагались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом находились православная церковь (в 1533 г. перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что было обычным для ранних произведений монументального строительства на белорусской земле.

Ныне Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками выявлены его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и отчасти художественные характеристики, что используется при восстановлении памятника.

 

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: костёл бернардинцев, д. Будслав.

 

Дата строительства, обновления: 1633—43, 1767—83 гг.

Стиль: барокко

В Будславе - деревне Мядельского района на реке Сервечь (в 56 км от Мяделя) находится памятник архитектуры позднего барокко — бернардинский костел.

В 1633 году при настоятеле виленского монастыря бернардинцев Флориане Колецком в Буде началось строительство каменного костела во имя Посещения Марии, завершенное через 10 лет. Архитектором его был немец-униат Андрей Кромер, фундаторами ¾ Флориан Колецкий (на возведение святыни он пожертвовал все богатейшее состояние своего отца), полоцкий воевода, гетман Януш Кишка и др.

Правда, существует легенда, передаваемая будславцами из поколения в поколение, согласно которой католический костел в Будской пуще возник в связи с чудесным явлением здесь в 1588 году Пресвятой Девы Марии, описанным в хронике бернардинского летописца Томаша Дыгоня.

Позже, уже в 1613 году, появилась тут и чудотворная икона Богоматери. Первым владельцем этого образа был минский воевода Ян Пац. Перейдя из кальвинизма в католичество, он совершил паломничество в Рим, где из рук папы Римского Климента VІІІ в 1600 году получил эту икону, написанную двумя годами ранее. После смерти Яна Паца икона досталась капеллану его виленского дворца Исааку Солокаю, который пожертвовал икону будским монахам в тогда еще деревянный костел.

В 1767—1783 годах в связи с увеличением численности прибывавших в Будслав паломников отцы-бернардинцы разворачивают здесь грандиозное строительство нового костела. Причем здание старого храма, в котором все это время находилась чудотворная икона, сохраняется: его просто «вставляют» в стены новостроящейся святыни. Этот «старый» Будский костел существует здесь и поныне. Его более позднее название — каплица Святой Барбары. Новый костел, переориентированный алтарем на запад, превзошел по площади старый в восемь раз (!) и был освящен во имя Вознесения Наисвятейшей Девы Марии.

Бернардинский костел. (арх. К. Пенс), построен в 1783 г. с использованием отдельных частей постройки середины XVII в. Своеобразна композиция здания: при компактном построении большей части плана в нем сильно растянут средний неф. Трансепт устроен вблизи от входа, вдали от алтаря, что мало типично для построек этого типа. Апсида в обычном представлении отсутствует, и алтарь размещен в глубине нефа.

Храм занимает промежуточное положение между бескупольными и купольными базиликами. Пересечение трансепта со средним нефом отмечено куполом, скрытым внутри крыши.

Архитектура двухбашенного фасада представляет собой лес пилястр, полуколонн и сложных раскреповок по вертикали и горизонтали. Особенно насыщена центральная часть, утратившая обычное впечатление щита с фронтоном и превратившаяся в скульптурный массив с фигурным гребнем. Убранство костела как снаружи, так и внутри типично для архитектуры позднего барокко: пластика форм достигла в нем наивысшего развития.

В костеле хранится написанная в 1598 г. икона, подаренная папой римским Климентом XVIII. Интересна роспись интерьера — на самом деле некоторых колонн нет — это объемная живопись. В ча­совне св. Варвары, созданной на основе храма 1643 г., сохранился уникальный деревянный алтарь (1643—47 гг.).

Официальное возрождение будславской святыни началось только в 1992 году, когда по просьбе Казимира Свёнтека (тогда еще архиепископа Беларуси — кардинальское звание будет дано ему Папой Римским Иоанном Павлом ІІ двумя годами позже, в 1994 гожу) белорусские власти согласились с тем, чтобы верующие по договоренности с руководством своих предприятий имели возможность посещать богослужения в Будславе 2 июля.Павел II в 1994 году присвоил костелу в Будславе титул "базилика малая". (В данном случае имеется в виду не тип архитектурной постройки, а особый ранг храма, подчеркивающий его большое значение для христианства. Базилики бывают великие и малые. При этом первые, называемые еще патриаршими, находятся в непосредственной юрисдикции Папы римского. Великих базилик только пять — четыре в Риме и одна в Иерусалиме. Титул же малой базилики (basiliсa minoris) присваивается Ватиканом отдельным храмам и подчеркивает их особую связь со святым престолом. После кафедральных соборов, они являются важнейшими храмами в своих епархиях. — прим. В. Богданова).

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: собор Святого Духа (монастырь бернардинок)

 

Собор построен в 1633гг. -1642.гг. в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок. В это же время с северной стороны собора был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в обитель первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели монастырь на том месте, где до начала 17 века находился монастырь во имя святых Космы и Дамиана. На протяжении 18-19вв. храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик.

В 1852г. католический монастырь был закрыт, его насельницы переведены в Несвиж, а храм передан в ведение Православной Церкви и освящен во имя святых Кирилла и Мефодия. Церковь была предназначена не только для прихожан, но и для студентов Минской духовной семинарии, которые после своего переезда из Слуцка временно размещались в келиях бывшей бернардинской обители.

17 января 1870г. здесь был открыт мужской православный монастырь, который стал именоваться Свято-Духовым. Братию составили монахи Слуцкой Свято-Троицкой обители. В Минск были перевезены библиотека, ризница и другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870г. 1 ноября 1870г. был освящен правый придел храма в честь святых Кирилла и Мефодия.

В соборе хранились многие святыни, среди которых – икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей мощей; прижизненный портрет Тихона Задонского, 4 серебряных креста с мощами святых. На главном престоле Свято-Духова храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий Монастырь.

В иконостасе собора есть целый ряд замечательных икон московской академической школы. Но самая ценная реликвия – чудотворная икона Богоматери, именуемая Минской. По преданию, этот образ был написан самим евангелистом Лукой. Киевский князь Владимир, креститель Руси, привез список с этой иконы из Византии в 989 году и установил в киевской церкви. В ХV веке на Киев напали крымские татары, образ бросили в Днепр. Вопреки всем законам физики, чудесным образом икона поплыла не вниз по течению, а вверх, и 26 августа 1500 года минчане увидели на Свислочи необыкновенное сияние и обнаружили у берега икону. С тех пор 26 августа отмечается как праздник иконы Минской Богоматери. Она считается покровительницей города. Недаром изображение Богоматери появилось на гербе Минска. Чудотворная икона установлена в торце левого нефа кафедрального собора.

В соборе в специальной раке хранятся мощи блаженной Софии Слуцкой, защитницы православия на белорусских землях. Над ракой находится ее образ. Праведная София была последней представительницей славного рода князей Слуцких, потомков великого князя Ольгерда.

После Октябрьской революции монастырь был закрыт, богослужения в храме прекратились. В церкви был устроен спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам криптовая часть храма использовалась в конце 20-х – начале 30-хгг. Как пересыльная тюрьма для содержания «раскулаченных» крестьян.

Богослужения возобновились в 1943 году. В 1986 году на башнях были установлены колокола, фронтон украсила мозаика. На фронтоне дано изображение Богоматери. Во времена сооружений барочных храмов на их фронтонах живопись не предполагалась.

До середины ХХ века кафедральный собор Святого Духа, бывший костел бернардинок, со всех сторон окружали старинные кварталы. Реконструкции послевоенных десятилетий оголили холм перед храмом. Недавно он был благоустроен, здесь появились смотровые площадки и фонари напротив собора. К сожалению, фонари изготовлены в стиле классицизма, в то время как собор представляет пример архитектуры барокко.

 

 

  1. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Костел св. Сымона и Алены (Красный костел) г. Минск.

 

Костел Святых Симеона и Елены (1905 – 1910, арх. В. Маркони, Г. Пояздерский) – памятник монументальной архитектуры начала ХХ в. Он успел побывать и Государственным польским театром БССР, и киностудией, и Домом кино. Сегодня он возвращен верующим. Из наиболее чтимых святынь костела – копия Туринской плащеницы, переданная в дар (2002) Туринским кафедральным собором (там находится саван, хранящий отпечатки тела Иисуса Христа).

Здание костела входит в архитектурный ансамбль площади. Красный костел – так минчане часто его называют – строился по инициативе Эдварда Войниловича и его жены. Семья потеряла своих детей: сначала 12-летнего сына Сымона, а через несколько лет 19-летнюю дочь Елену. Чтобы увековечить память детей, они жертвуют свое состояние на строительство костела в Минске, заранее оговаривая с городскими властями, что костел будет назван в честь Святых Симеона и Елены. Большая башня символизирует родительскую скорбь, две другие – память о рано ушедших детях. А внутри храма, слева от главного входа, белоснежный бюст Эдварда Войниловича – последнего потомка старинного белорусского шляхетского рода, крупнейшего помещика Случчины. В начале ХХ в. он активно участвовал в белорусском движении Возрождения, поддерживал создание Белорусской Народной Республики.

В композиции объемов храма, декоративном оформлении используются такие мотивы романской архитектуры как уравновешенность, спокойная сила величественных форм. Есть детали и приемы готики в декоре и в отдельных частях здания: общий вертикализм, большое круглое окно, фигурный кирпич. Над входом на фронтоне костела – герб города Минска: Богоматерь в окружении ангелов.

Перед входом в костел установлена бронзовая скульптура Архангела Михаила (1996, скульпт. И. Голубев), который издавна считается святым покровителем Беларуси. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем крылатого змея, символизирующего силы тьмы. Скульптура была установлена в связи с началом работы в Минске римско-католического Синода (1996).

В десятке метров слева от Архангела у Красного костела установлена мемориальная композиция «Колокол Нагасаки». Центром композиции является колокол – точная копия колокола «Ангел», чудом уцелевшего в атомной бомбардировке (9 авг. 1945 г.). Копия колокола – дар японского народа народу Беларуси. Мемориальная композиция – это своего рода памятник жертвам Хиросимы, Нагасаки, Чернобыля… Со времени открытия (2000) каждое воскресенье в 12 часов колокола трех городов звучат одновременно, как напоминание о жертвах атома и о жизни как великом даре Божьем…

Недалеко от Красного костела – справа от него, уже за пределами ограды, в угловой ее части – памятный знак на месте гибели Владимира Омельянюка (1917 – 1942) – редактора первого номера подпольной газеты «Звязда», одного из создателей подпольной типографии в годы фашистской оккупации Минска. Монумент выполнен в виде подхваченных ветром листовок со следами пуль.

Рядом с костелом – бывшие доходные дома начала ХХ в. в модном тогда стиле модерн. Подобными домиками был застроен до войны отрезок нынешнего проспекта почти до самого моста через Свислочь. Костел и дома образуют живописный ансамбль, удачно вписывающийся в архитектурный ансамбль площади Независимости.

Площадь в 1930-е годы имела статус центра города, в 1950-е у нее появился идеологический дублер – Центральная площадь, ныне Октябрьская.

 

 

15. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: костел Матери Божьей д. Солы

 

(Сморгонский р-н, Гродненская обл.)

 

Памятник архитектуры модерна.

Построен в 1926-1936гг. Архитектор Адам Дубанович

 

Здание высотой 35 метров имеет ассиметричную многоплановую объемно-пространственную композицию. Объем нефа накрыт двухскатной крышей с вальмой над алтарной частью. К нефу присоединен трансепт и полуциркульная апсида с коническим покрытием. Пристройки сакристий невысокие и имеют криволинейные парапеты. Своеобразие постройке придают галереи-аркады. Входной тамбур полукруглый в плане.

Вертикальная доминанта здания – боковая двухъярусная башня-звонница с фигурным завершением. Двухъярусная 8-гранная башенка надстроена над средокрестием храма. Фасады декорированы фигурными щитами с волютами, ступенчатыми контрфорсами. Над входом хоры на двух колонах

В оформлении интерьера использована фресковая роспись.

Интересна судьба этого здания. Первый деревянный храм был основан до 1598г., когда Солы принадлежили Радзивиллам. Второй возведен после 1612г. благодаря фундации полоцкого воеводы Я.Кишки и его жены Кристины из Друцких-Соколинских. В 1632 году местечко продано Понятовским. В 1656 г. во время войны РП с Россией был сожжен и отстроен в 1699г. Это был деревянный двухбашенный на каменно-кирпичном фудаменте. Сгорел во время восстания Т.Костюшки вместе со всем местечком Солы. Снова отстроен и сгорел во время войны с Наполеоном. В 1853г. был освящен новый костел в честь Найсвятейшей Девы Марии Руженцовой. Это был деревянный двухбашенный храм. Сгорел во время первой мировой войны в 1915г. Во время закладки фундамента строители нашли клад, который состоял из ценной бронзовой жирандоли с византийским орлом и культовыми предметами. Эти ценности были спрятаны в 17 веке. С согласия курии эти находки были проданы краковскому антиквару, а полученные деньги пошли на строительства храма. Художественное оформление и роспись костела выполнил известный художник Петр Сергиевич.

Это один из последних памятников «историзма» на Беларуси. Тем более, что стиль модерн вообще был слабо распространен на белорусских землях. Это памятник необычен также тем, что вобрал в себя черты барокко, необарокко, готики с асимметрично-плавной трактовкой этих направлений зодчества. В итоге получился непохожий на другие ансамбль, который состоит из самых разнообразных форм. Костел можно ёмко охарактеризовать одним словом – разный. Он действительно встает перед нами разным, в зависимости от того, с какой стороны к нему подойти. Своеобразие придают галереи -аркады и вертикальная доминанта костела башня-звонница. Создается впечатление, что асимметрия форм и линий символизирует долгую и сложную судьбу этого храма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.