Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы к практической частик итоговой аттестации 3 страница




 

 

16.Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Маломожейковской церкви в д.Мурованка.

Храм оборонительного типа, который известен как Маломажейковский («Мурованка»), находится на южной окраине по­селка Скрибовцы Щучинского района Гродненской области, в 3 км от деревни Маломажейково. Из-за отсутствия письмен­ных источников и неточного датирования существовавших до­кументов, в которых упоминалось поселение Мажейковщина, исследователи сделали ошибочный вывод о том, что эта укрепленная церковь была заложена в 1407 г. Более того, необыч­ная форма здания, наличие высоких стройных башен дали им основание высказать предположение, что примером при строи­тельстве Сынковичской и Маломажейковской церквей послу­жили мусульманские минареты.

Анализ исторических документов, сделанный Н. Иодковским в 1915 г., показал, что дата 1407 г. была фальсифициро­вана еще в 1648 г. Детальное изучение памятника, искусство­ведческий анализ характерных черт и особенностей его архи­тектурных форм и деталей позволяют определить наиболее ве­роятное время возведения «Мурованки». Это первая половина XVI в. Судя по всему, церковь была построена между 1516 и 1542 гг. Она представляет собой четырехстолпное одноэтаж­ное строение размером около 15 х 13,5 м с высокой двускат­ной крышей. Толщина стен достигает 2 м. На каждом углу стоят цилиндрические оборонительные башни. В отличие от Сынковичской церкви, где башни являются самостоятельны­ми строениями, присоединенными к основному объему, в Маломажейковском храме они органически связаны с корпусом. Впечатление такое, будто стены храма постепенно перераста­ют в цилиндрические башни. Это создает эффект компактнос­ти и единства плана.

Две западные башни небольшие по размерам (диаметр их около 4,5 м, толщина стен достигает 1,8 м, а первоначальная высота равнялась 14 м). Восточные башни меньше (диаметр 3 м, толщина около 1 м). Когда-то в башнях были винтовые лестницы, которые вели к обоим ярусам бойниц, а также к бойницам боевой галереи фронтона. Каждая бойница имела вид постепенно сужающегося к середине проема, перекрытого округлой аркой. Ранее в северной и южной стенах было по семь бойниц, затем их осталось только шесть (по три с каждой стороны). В щите западного фронтона было два яруса бойниц (в нижнем ярусе — четыре бойницы, в верхнем — три), в щите восточного фронтона также были бойницы для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Этим «Мурованка» отличает­ся от Сынковичской церкви.

Западный фронтон возвышался над крышей и был своеоб­разным декоративным щитом, разделенным по горизонтали на две части. Внизу находились три ниши сложной конструкции, в каждой из которых было еще две ниши меньшего размера. В верхней части сделана большая ниша с двойной аркой. Не­смотря на очевидную простоту, такой декор гармонично рас­членяет поверхность щита и придает ему неповторимое изя­щество. Этому способствуют и вид фронтона с его крутыми скатами. Щит фронтона находится между более низкими угло­выми башнями, что значительно усиливает вертикальность за­падного фасада. Фасад оформлен по принципу постепенного нарастания декоративности. Восточный фронтон также имеет свои отличительные черты. Его вертикальные линии находят­ся в полном созвучии с неглубокими арками ниш, которые размещены в щите фронтона. Подобно западному фронтону, восточный разделяется на две части горизонтальной полосой. В нижней находятся две пары ниш, в верхней — три ниши, которые позднее были переделаны в обычные окна.

Стены Маломажейковской церкви украшены декоративны­ми элементами. Преимущественно это неглубокие ниши раз­личных форм. Они яркими пятнами выделяются на фоне кир­пичной кладки и снижают впечатление массивности здания. Своеобразными элементами архитектуры храма являются спа­ренные полуциркульные ниши, а также круглое окно в центре западной стены, как в памятниках романской и готической ар­хитектуры. Богато украшены боковые фасады, алтарная апси­да и башни. Внизу через все здания проходит лента традици­онного поребрика — ряд кирпичей, положенных на угол.

Вход в западной стене раньше был закрыт железными дверями и имел оборонительную решетку, которая опуска­лась сверху на цепях через специальный проем. В середине «Мурованки» единственная апсида занимает всю ширину храма и воспринимается как органическое продолжение зала. Четыре колонны разделяют помещение на три почти оди­наковых по высоте нефа, средний из которых достигает в высоту 12 м.При возведении Маломажейковской церкви по сравнению с Сынковичской был сделан еще один шаг к готике. Особенно выразительно это проявилось во внутренней конструкции. Зда­ние перекрыто сложными звездчатыми сводами с резко про­филированными нервюрами. Система сводов здесь более раз­вита и свидетельствует об усовершенствовании приемов готи­ческого строительства, умелом использовании его богатых де­коративных возможностей. Несмотря на общее сходство с Сын­ковичской церковью, Маломажейковская имеет и свои отли­чия — симметричный и правильный план, более богатое внеш­нее оформление и более слабую систему бойниц.

В 1656 г. (во время войны 1654—1667 гг. между Речью Посполитой и Русским царством) «Мурованка» была сильно по­вреждена. Ее удалось восстановить только через несколько лет. В 1706 г. войска Карла XII по приказу короля подвергли цер­ковь обстрелу. После этих событий Маломажейковская цер­ковь пришла в запустение, ее обновили только в 1822 г. После ремонта 1871 — 1872 гг. вид здания изменился. Западные баш­ни были приподняты, и в одной из них сделали колокольню. В восточных башнях лестниц не стало. В несколько измененном виде фасад «Мурованки» сохранился до наших дней.

 

17.Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Залесский дворец М.Огинского.

 

Имение Залесье, где прожил двадцать своих лучших лет создатель прославленного полонеза «Прощание с Родиной» Михал Клеофас Огинский находится в Сморгонском р-не Гродненской области. Это памятник дворцово-парковой архитектуры 18-19вв. Принадлежал роду Огинских.В комплекс входили 2 части – старая усадьба 1-й половины 18 века в стиле барокко(не сохранилась) и новый дворцово-парковый ансамль в стиле классицизма, возведенный в начале 19 века.Корни генеалогического древа Огинских – старая восходят к белорусскому шляхтичу Дмитрию Глушонку, который около 1500 года получил от великого князя литовского Александра имение Огинты под Ковно. Его наследники стали писаться Огинскими.

В 21 год избранный в сейм Речи Посполитой, Михал Клеофас позже получает назначение посланником в Гаагу, затем посещает Лондон, в конце 1792 года Огинский оказывается в Санкт-Петербурге, где был представлен императрице Екатерине ІІ. Под его музыку танцевали тогда на балах Северной Пальмиры. Михалу Клеофасу была предложена служба в правительстве и пост казначея Литвы.

Но он играет важную роль в восстании 1794 года. После поражения восстания началось изгнание. Возвращение на родину оказалось возможным лишь после вступления на престол Александра І, даровавшего Огинскому прощение его «революционных грехов». Так появилось в его биографии Залесье.

Залесье перешло к Михалу Клеофасу в 1802 году от его родного дяди ¾ графа Франтишека Ксавера Огинского.

Михал Клеофас энергично взялся за переустройство усадьбы. Произведенные им перемены особенно ярко проявились в создании нового дворцово-паркового ансамбля.

Старый просторный деревянный господский дом в стиле барокко с во французском вкусе парком, расположился вместе с хозяйственными постройками и плодовым садом по одну сторону от широкой липовой аллеи ¾ центральной оси преображенного дворцово-паркового ансамбля.С противоположной стороны от этой аллеи разместился, романтический английский парк с Г-образным каменным дворцом, увенчанным башенкой с часами, ¾ его фасадов коснулась уже кисть классицизма. К флигелю дворца примыкали две оранжереи, где выращивали экзотические фрукты. На берегу пруда с островом, к которому был переброшен мостик, стояла водяная мельница ¾ одновременно утилитарный и сентиментальный элемент композиции. На аллею выходила своим боковым фасадом каплица, служившая силуэтным акцентом усадьбы. За рекой, цепко взятый в крепкую деревянную ограду, находился зверинец с дикими животными.

Прямой потомок Михала Клеофаса, автор книги об Огинском Анджей Залуский, «жизнь в Залесье... своей размеренностью напоминала жизнь Версаля, судя по описаниям герцога Сен-Симона. Утро отводилось серьезным занятиям: учебе, формальным встречам для обсуждения политических вопросов, деловым беседам, переписке, работе над мемуарами. Обед всегда и для всех был в час дня. Еда и вина были особенно изысканными, и стоило только кому-то из гостей мимоходом заметить, что он кушал за границей гусиный паштет из Страсбурга и тот ему понравился, как этот деликатес уже подавали на стол…»

В 1822 году Михал Клеофас Огинский навсегда покинул свои «Северные Афины», как окрестили Залесье поэты и музыканты. Во Флоренции он поселился в центре города.

Его навещает Адам Мицкевич. 15 октября 1833 года стало его последним днем. В храме-пантеоне Санта Кроче (Святого Креста), где погребены увенчанные всемирной славой Микеланджело, Галилео Галилей, Николо Макиавелли покоится и прах Огинского.

 

 

18. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

дворцово-парковый ансамбль Румянцева-Паскевича в Гомеле.

 

В IX–X веках, долгое время был самой обычной небольшой приграничной крепостью, и лишь в XVIII веке начинается его постепенное возвышение.. Решающий же поворот в жизни Гомеля наступил в 1772 году, когда он, после включения Восточной Беларуси в состав Российской империи, был подарен как “деревня в 5000 тысяч душ для увеселенья” Екатериной II генерал-фельдмаршалу графу П.А.Румянцеву-Задунайскому. Дворец в Гомеле, заложенный в 1785 г. для П. Румянцева,- заметное явление в развитии монументального гражданского зодчества Беларуси. Местоположение дворца определилось выгодными природными условиями - на холме, над рекой Сож - и поддерживалось новой планировочной структурой города. Строительство дворцового комплекса можно разделить на несколько этапов. Первым этапом следует считать 1785-1793 гг. В это время был возведен главный корпус дворца. Второй этап - 1794 - 1805 гг.- период строительства двух боковых павильонов, флигелей и колоннады. Третий этап - 1837- 1848 гг.- связан с переходом владения к генерал-фельдмаршалу И. Паскевичу и достройкой башни дворца. Главный корпус дворца - компактное двухэтажное здание. Центральная часть его завершается куполом. В главном корпусе посередине расположен квадратный зал с широкими нишами по сторонам, обрамленный рядами стройных колонн. Подобное построение плана наблюдается во многих русских дворцах эпохи классицизма. План гомельского дворца отличается простотой и ясностью в решении группы основных помещений - без коридоров и темных проходов. Раскрытые пространства придают интерьеру парадность.В дворцовых сооружениях конца XVIII в. лестницы потеряли свою былую торжественность и большие размеры. Если раньше они располагались по главной оси здания, то теперь сдвигаются в стороны, уступая центральное место залу. Небольшие по своим размерам лестницы занимали скромное место в интерьере дворцов. Объясняется это тем, что все парадные помещения планировались в первом этаже, а верхний этаж отводился под жилье. Аналогичное явление наблюдается и в плане дворца в Гомеле: две лестницы главного корпуса размещены поодаль от зала и скрыты от глаз посетителей. Основной элемент декора зала - классический коринфский ордер. Колонны с каннелюрами были выполнены из искусственного мрамора белого цвета. Использование полой керамики в виде коротких гофрированных труб в куполе и сводах обеспечивало легкость конструкции. В интерьере было много живописи и лепного орнамента тонкого рисунка. Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление. Четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью стены и ризалитами. Иначе выглядит парковый фасад дворца, обращенный к Сожу. Средняя часть его в виде развитого шестиколонного портика является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная терраса служит удачным переходом от дворца к парку. Гомельский дворец - свидетель важных исторических событий. 12 ноября 1917 г. здесь проходило заседание городского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было принято решение о переходе всей власти в Гомеле в руки Советов. В здании в начале революции размещался первый Полесский Совет рабочих и солдатских депутатов.Дворец сильно пострадал в марте 1919 г. во время происходившего в Гомеле контрреволюционного мятежа. Здание было восстановлено в 1923-1925 гг.В начале Великой Отечественной войны здесь находился штаб центрального фронта. После войны от дворца остались одни лишь обгоревшие стены. Сейчас дворец полностью восстановлен. В нем размещается областной краеведческий музей.

 

19. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

городская усадьба Ваньковичей.

 

Валентий-Вильгельм Ванькович — яркая фигура в искусстве Беларуси первой половины XIX века, художник-романтик. Он один из немногих белорусских художников этого времени, не только оставивших след в отечественной культуре, но и получивших известность далеко за пределами Беларуси. В истории европейской культуры имя В. Ваньковича связано дружескими и творческими узами с именами Адама Мицкевича, Александра Пушкина. 12 мая 2000 года белорусская культура отметила 200-летие со дня рождения Валентия Ваньковича, к этой дате было приурочено открытие в усадебном доме постоянной экспозиции, которая дает возможность познакомиться с работами В. Ваньковича и культурой белорусской усадьбы первой половины XIX века. Поскольку дом Эдварда Ваньковича, двоюродного брата Валентия, представлял собой типичную дворянскую постройку, явилось возможным на основе изобразительного и литературного материала воссоздать обстановку комнат усадебного дома того периода. Восстановлены интерьеры кабинета, парадной и музыкальной гостиных. В нескольких залах размещается уникальная коллекция усадебного портрета к.17-19 вв., которая дополняет наши представления о значимой роли усадьбы в развитии культуры Беларуси этого периода.

В доме-музее экспонируются архивные документы, фотографии живописных полотен, подлинные произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, проходят вечера романсов и камерной музыки. Коллекция портретов, которая экспонируется в музее, поступила из разных усадеб. Она дает возможность заглянуть в глаза нашим предкам, перевернуть страницы их жизни, познакомиться с одним из интереснейших разделов нашей духовной культуры.

К сожалению, сейчас в Республике Беларусь нет ни одной оригинальной картины художника. В "Доме Ваньковичей" выставлены копии с автопортрета В. Ваньковича и портрета Адама Мицкевича - самого известного произведения живописца. Искусство первой половины ХІХ в. представлено картинами художников - современников В. Ваньковича.

Несколько комнат имеют целиком восстановленные интерьеры с мебелью, светильниками, предметами быта первой половины XIX века. Это кабинет, столовая, чайная, парадная гостиная.
Кабинет - место занятий, деловых приемов и отдыха хозяина дома. Убранство кабинета обычно состояло из удобной, компактной, многофункциональной по своему назначению мебели. Бронзовые часы, канделябр, чубук и книги дают представление о привычках и интересах хозяина кабинета. Вещи, как правило, живут дольше своих хозяев - на бюро лежит книга "Опыты" Монтеня, изданная в Париже в 1802 г. На ее титульном листе сохранилась надпись на французском языке: "библиотека Эдварда Ваньковича" (Эдвард - двоюродный брат Валентия, владелец усадьбы, в которой расположен наш музей).
Один из залов усадьбы отдан под музыкальную гостиную. В первой четверти ХIХ в. в дворянских усадьбах вошли в моду музыкальные вечера. Подобные вечера проходили и в доме Ваньковичей. Сейчас традиция таких вечеров возрождена в усадьбе. Самый интерактивный экспонат "Дома Ваньковичей" - рояль. На нём играют сотрудники музея во время экскурсий, он же звучит на проходящих в музыкальной гостиной концертах камерной музыки. Вечера в усадьбе проходят не только музыкальные, но и поэтические, и исторические, посвящённые тем или иным событиям и персонажам отечественной истории. В Беларуси многие памятники культуры и искусства в XX веке постигла трагическая судьба: большинство разрушено и не востребовано, а часть и вовсе уничтожена. Тому причиной — военное лихолетье, а порой и недомыслие чиновников. Настало время осознать необходимость сохранить то, что осталось, и воскресить исчезнувшее. В верхнем городе, на ранее носившей название Волоской, а ныне Интернациональной улице в историческом центре Минска в бывшем господском доме усадьбы к. XVIIIвека создан музей. Городской дом Ваньковичей не только памятник архитектуры классицизма, но и мемориальный объект истории нашей культуры. Создавая музей «Дом Ваньковичей. Культура и искусство первой половины XIX века» в доме, где бывали Чеслав Манюшко, Ян Дамель, играл Кароль Липиньский, авторы проекта преследовали определенную цель — восстановив усадебный дом Эдварда Ваньковича, сделать его центром музыкальной и культурной жизни современного Минска. Но таким образом осуществлена лишь часть замысла авторов проекта — реконструирован усадебный дом — в дальнейшем планируется восстановить саму усадьбу: предстоит построить флигель управляющего, браму, Уже установлен памятник Валентию Ваньковичу. Усадьба Ваньковичей построена в конце ХVIII в. Во время проведения архитектурно — археологических исследований выяснилось, что эта территория начала заселяться еще в концe XVI в., а во второй половине ХYII в. здесь был построен каменный дом, подвалы которого в настоящее время находятся под северной частью дома.Проект экспозиции музея подготовлен сотрудниками Национального художественного музея, филиалом которого является "Дом Ваньковичей".

19. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Замок в Любче.

 

Поселение Любча (Любч, Любеч), ныне городской поселок в Гродненской области Новогрудском р-на, известно с XIII в. Князь Миндовг от­дал его киевскому боярину Андрею Васильевичу Кияну, кото­рый спасался в Новогрудке от татарского нашествия. В 1428 г. Витовт передал Любчу во владение своей жене Ульяне. В 1499 г. великий князь Александр подарил «двор Любч» подскарбию Федору Хрептовичу. Вероятно, тогда селение уже имело ста­тус «местечка». Во всяком случае в ряде документов 1517— 1528 гг. оно называется так. В 1528 г. Любчу приобрел виленский воевода О. Гаштольд, а в 1547 г.— Ян Кишка, который основал здесь типографию. Известно, что в 1590 г. Любча по­лучила магдебургское право, имела свой герб. В XVII в. она принадлежала Радзивиллам.

Замок в Любче был возведен, видимо, в 80-е гг. XVI в. Он стоял на высоком левом берегу Немана и занимал участок раз­мерами 85x85 м. С трех сторон замчище окружал оборони­тельный ров шириной до 30 м и глубиной от 7—8 м (с запада и юга) до 10 м с востока. С четвертой стороны замок был защищен Неманом.

В юго-западном и юго-восточном углах замчища сохрани­лись две мощные каменные башни. Первая башня (воротная) была сделана в виде мощного куба, который на высоте около 8 м переходил в восьмигранную призму. Основание ее — квад­рат размером 9,8x9,8 м. Башня имела четыре яруса боя. На первом ярусе было восемь ружейных бойниц, на втором — двенадцать, на третьем — восемь пушечных бойниц. Под крышей башни в каждой из восьми стен находились по две мушкетные бойницы. По своей объемно-пространственной композиции она очень сходна с башнями в Мирском, Новогрудском и Витеб­ском замках. Смешанная готико-ренессансная кладка позволя­ет сделать вывод, что башня была возведена в конце XVI в. Фундамент ее из больших валунов уходит в землю на 3 м. Внутри здания находилась тюрьма. Вначале это была един­ственная каменная башня в деревянном замке.

Согласно инвентарю от 2 июля 1601 г., воротная башня замка в Любче имела «баню», покрытую «железом белым». Слева от башни стояли кухня, а да­лее над Неманом — «башня недомурованая». Окна в ней были зарешечены «кратами». На всем здании лежала печать запус­тения, так как строительные работы были прекращены.

Далее на замковом возвышении стояли в ряд жилые и хо­зяйственные постройки: «дом великий на склепе высоком мурованом», клеть, второй склеп меньшего размера, изба столо­вая с несколькими коморами и светлицами, где были кафель­ные печи, «коморка потребная», подклеть, «пивница». На чет­вертом участке находилась угловая юго-восточная трехъярус­ная каменная башня (8,9 х 8,9 м в основании). На первом эта­же были сделаны четыре ружейные бойницы, на втором — че­тыре пушечные, на третьем — двенадцать ружейных бойниц. Цокольный этаж башни в 1601 г. занимала «пивница». Нахо­дившийся выше этаж тогда выполнял роль склепа с обитыми железом дверями. Окна были закрыты железными решетка­ми. На участке от этой башни и до въездной стояли «дом на подклете, три гмахи и дворец», а рядом — замковый бровар.

Согласно документам и графическим материалам XVII в., в замке было четыре башни, каждую из которых украшали флюгеры с гер­бами Радзивиллов. Местечко Любча было защищено парканом, имело въездные ворота «прусского муру» из дерева и кирпича.

В 1655 г. Любчу захватили казаки И. Золотаренко, и она сильно пострадала. В 18 веке замок утратил свое оборонительное значение. Согласно описаниям замка за 1813 г., в нем было только две башни. Замок соединялся двумя мостами с местечком и замковым фольварком. В 19 веке на его территории последними владельцами рядом с этими башнями был построен Любчанский дворец в стиле английской неоготики.

 

20. Историческая и художественная ценность памятника

архитектуры: Спасо-Преображенская церковь, г. Заславль.

 

Стиль: ренессанс

Наиболее ранним точно датированным каменным протестантским храмом на землях Беларуси является кальвинский сбор в Заславле. Он был заложен в 1577 году по фундации князя Яна Глебовича в центре замковых укреплений Заславля. Ян Глебович с 1571г. по 1585г. занимал должность каштеляна менского.

Протестантизм отрицал все христианские таинства, кроме крещения и причащения. Отрицалась также необходимость алтаря, что отразилось в архитектуре протестантских храмов. Акцент в них делался не на алтаре, а на кафедре проповедника. Семантика протестантских храмов воплощала идеологию, оппозиционную идеологии Ватикана. Поэтому эстетической концепции барокко, которую использовала католическая церковь в строительстве храмов, протестанты противопоставили традиции местного ренессанса.

Первоначально заславский кальвинский сбор – это прямоугольное в плане здание (23 х 15м), накрытое высокой двухскатной крышей, без алтарной апсиды и входной башни.

В начале 17 века к храму с западной стороны пристроили 35 метровую многоярусную башню-звонницу, которая доминирует в композиции. Башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная. Два нижние яруса башни имеют общие карнизы с объемом кафаликона, создавая аттиковый ярус, который опоясывает здание по периметру. Следующие ярусы имеют одинаковое сечение и только самый верхний ярус, накрытый шатром- «колпаком», более узкий.

Вход в храм сделан не по оси симметрии здания, как обычно, а с южной стороны нижнего яруса башни, что видимо было обусловлено возможностью попасть в здание только через укрепленную браму, которая прорезывала южную сторону земляных валов замчишча. Внутри храм имеет крестово-купольные своды. Оконные проемы расположены ритмично и имеют полуциркульные арочные завершения. Ярусы башни и фронтоны прорезаны небольшими круглыми люнетами, которые возможно имели оборонительную функцию.

Плоская алтарная стена завершается трехугольным фронтоном. В его декоративно-семантической композиции доминирует крест.

Монолитность и строгую геометричность архитектурных форм храма подчеркивает скромный ренессансный декор в виде рустованных пилястр внешних стен, аркатурного пояса и плоских прямоугольных ниш, которые украшают аттиковый ярус.

Простота и гармоничность здания в совокупности с выразительной ландшафтно-архитектурной средой придают неповторимость его художественному облику.

Князь Ян Глебович предостерегал своих потомков от отступления от протестантской веры. Однако уже его сын Александр, каштелян виленский, перешел в католичество в первой половине 17 века.

В 1676 году кальвинский храм в Заславле стал костелом. Архангела Михаила. При нем Казимир Сапега с женой Кристиной с Глебовичей основал монастырь доминиканцев, который существовал здесь до 1832г. В монастырский комплекс входили: школа, библиотека, госпиталь и т.д. Согласно инвентарю 1772г. в костеле было 5 алтарей: главный каменный и 4 деревянных. На деревянных хорах располагался орган.

В 1840 году храм снова изменил свою конфессиональную принадлежность. Он стал православной Спасо-Пребраженской церковью. Это привело к значительной перестройке. О перестройке церкви свидетельствует не только разнохарактерная обработка отдельных частей фасадов, но и толщина стен: вверху они значительно тоньше, чем внизу. Это позволяет предположить, что существующая верхняя стена с декоративными элементами сменила стены с бойницами. Она трактована как аттик, который получил распространение в архитектуре Беларуси.

Над крышей был надстроен купол. В 1968-1972гг. здание было реставрировано. Были проведены основательные историко-археологические исследования. Памятник входит в историко-культурный заповедник «Заславль».Ныне церковь действующая.

 

 

21. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры:

Дом правительства, г. Минск.

 

Площадь Независимости – главная площадь нашего государства. Это название бывшая площадь Ленина получила после принятия Верховным Советом «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь» (27 июля 1990 г.).

Формироваться площадь начала в 30-е годы ХХ века, но современный облик складывался в послевоенный период. Послевоенная застройка на правой стороне площади. Это главный корпус БГУ, за ним высокое с часами и флюгером – управление метрополитена и дальше угловое здание – горисполком. Левая сторона представляет сохранившиеся здания довоенной застройки – Дом правительства – и даже дореволюционной – Красный костел и дома рядом с ним.

На площади построен подземный трехуровневый торгово-развлекательный центр с паркингом и наземная пешеходная зона с фонтанами, скульптурными композициями и зеленью (газоны, кустарники, клумбы). С окончанием комплексной реконструкции площадь не изменит своего лица и назначения, но значительно изменится ее характер. Жизнь на ней будет идти не только днем, как сейчас, но и все 24 часа в сутки.

Центральное место на площади занимает здание Дома правительства(1934, арх. И. Лангбард).

Здесь работает законодательный орган государственной власти – Парламент, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики; Совет Министров – центральный орган исполнительной власти, другие государственные учреждения. Правительство – Совет Министров – в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь. На здании герб и флаг государства.

Конкурс на проектирование Дома Правительства - главного административного здания республики - проводился в 1929 году. На задание Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров республики откликнулись многие видные архитекторы страны.

Строительство сооружения, включающего в себя все основные республиканские органы управления, началось в 1930 году по проекту Иосифа Григорьевича Лангбарда. Его работа была признана абсолютно лучшей на конкурсе и рекомендована к осуществлению без каких-либо изменений и дополнений. В конкурсе участвовали такие видные архитекторы, как Л.В. Руднев, И.И. Фомин, Н.А. Троцкий Сложности проектирования и возведения правительственного комплекса заключались и в том, что Минск не имел тогда генерального плана реконструкции и развития города. Его центральная часть с главной улицей шириной 18-26 метров была плотно застроена. Поэтому размещение в исторически сложившемся центре города столь значительного комплекса, каким предполагался Дом Правительства, не представлялось возможным. Для его строительства был выбран участок в западной части города, в начале Советской улицы (ныне проспект Скорины) в непосредственной близости от железной дороги. Этот район, сложившийся в дореволюционное время, представлял собой хаотичную преимущественно деревянную малоэтажную застройку.

Здание Дома правительства строилось с 1929 по 1934 год. Строили его вручную без экскаваторов, бульдозеров, башенных кранов. Вручную копали котлован для фундамента, землю вывозили на телегах. Единственная механизация – построенный из бревен шахтный подъемник для поднятия вверх кирпича и других строительных материалов. В начале 1930-х годов здание Дома правительства было самой высокой постройкой в Минске. Оно и сегодня доминирует над окружающей застройкой.

Архитектура здания очень проста и лаконична. Несмотря на холодный серый цвет и большие размеры оно не кажется громоздким и тяжеловесным. Здание Дома правительства выразительно по своему построению с нарастающей высотой от краев к центру. Боковые крылья его образуют парадный двор, при входе в который возвышается памятник В.И. Ленину (1934 г., скульптор. М. Манизер). Памятник является центром композиции этого монументального здания и прилегающей площади. В.И. Ленин изображен выступающим на трибуне с речью перед красноармейцами, уходящими на Западный фронт. Так скульптор попытался связать образ Ленина с нашей страной. На пьедестале памятника из полированного лабрадорита горельефы из бронзы (эпизоды истории довоенного времени): «Октябрьская революция», «Защита Родины», «Индустриализация страны», «Коллективизация сельского хозяйства».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.