Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине «Краеведение Беларуси». 2 страница




Несвижский архив состоял из двух частей: Витгенштейнов и Радзивил­лов.

Радзивиллы заботились о своем архиве. Любой документ посетитель найдет на том месте, какое этому документу назначено по описи.

Исторические катаклизмы XX в. трагически сказались на судьбе архи­ва. Единый некогда архивный комплекс оказался разделенным.

После октябрьской революции 1917 князья Радзивиллы вывезли часть документов Несвижского архива в Варшаву. В 1939 г. после воссоединения Западной Беларуси в едином государстве, Несвижский архив был перевезен в Минск и передан АН Беларуси. Всего из Несвижского архива было привезено около 30 тонн материалов, что в пересчете на погонные метры составляет около 100 метров.

Каталогов и описей материалов архива выявлено не было. Только в одном документе сохранилось описание материалов Несвижского архива- это архивные материалы ВКЛ ХУ1-ХУШ вв. и дипломатическая переписка князей Радзивиллов, архивные материалы духовных и религиозных организаций, в большин­стве своем находившихся на территориях и землях, принадлежавших Радзивиллам, разные хозяйственные материалы радзивилловских имений, экономий и предприятий, а также фамильный архив Радзивиллов. Однако не все материалы Несвижского архива хранились в Несвижском замке,основная часть архива (20 разделов из 30) осталась в Варшаве.

Начало Великой Отечественной войны и оккупация Минска не позволили решить вопрос о возвращении архива князей Радзивиллов из Варшавы, а также своевременно эвакуировать привезенные материалы Несвижского архива и они остались в Минске.

В годы ВОв гитлеровцы вывезли документальные материалы Несвиж­ского архива Радзивиллов. После окончания войны часть их была возвра­щена в Минск. Так единый некогда архивный комплекс оказался разде­ленным.

В настоящее время материалы Несвижского архива Радзивиллов нахо­дятся, кроме Национального исторического архива Беларуси, в ЦГИА Ук­раины (Киев), Государственном историческом архиве Литвы (Вильнюс), Главном архиве древних актов (Варшава), а также в архивах других стран.

Ведется работа по созданию виртуального архива Радзивиллов. Основ­ные исполнители: Беларусь, Польша, Литва, Украина.

Запланированы три этапа оцифрования: 1) научно-справочного аппарата, 2) наиболее часто используемых документов, 3) всех оставшихся источников.

Государствен­ная архивная служба Беларуси в этой работе опирается на поддержку Европейского фонда «Диалог» (Польша). Срок исполнения зависит от финансирования.

 

1. Музейные собрания Хрептовичей.

Назовите наиболее ярких представителей фамилии Хрептовичей. Опишите деятельность основных представителей рода. Охарактеризуйте процесс формирования библиотеки Хрептовичей. Поясните, какова роль библиотеки Хрептовичей в Щорсах для краеведения.

Род магнатов Хрептовичей (первое упоминание о нем относится к началу XV века). Славу роду принес граф Иоахим Литавор – депутат нескольких сеймов, маршалок главного трибунала Великого княжества Литовского и, наконец, последний его канцлер.

В родовом поместье, в Щорсах Новогрудского района граф открыл школу, построил униатскую церковь, большое помещение под рукописные, архивные материалы, под собрания книг. Как видный политический деятель своего времени, Иоахим Хрептович много поездил по свету. И отовсюду -- из Франции, Германии, Голландии, Польши, Литвы, Италии -- привозил книги, рукописи, документы, гравюры. Ибо всю свою жизнь посвятил высочайшей цели -- собрать невиданную по тем временам библиотеку.

Собранные им книги можно разделить на две линии направленности. Первая -- польская линия. Это сборники хроник польских летописей, исторические, философские, публицистические произведения XVIII века, первые польские книги светского характера XVI--XVII веков. Встречались гродненские и полоцкие издания. Вторую, западноевропейскую, линию представляют: произведения античных авторов, древнегреческих историков, философов, поэтов, драматургов, проза, ораторское мастерство, богословская литература, классическая французская литература. Среди них -- 3 инкунабулы, палеотипы, книги XV--XVIII веков из типографий Венеции, Базеля, Лейпцига. Почти на всех книгах проставлены экслибрисы графов Хрептовичей.

После смерти Иоахима Литавора собрание перешло к сыну -- Адаму Хрептовичу (политический деятель, филантроп, меценат, участник восстания Т.Костюшко в 1794 г.

Слава Щорсовской библиотеки, ее богатое разнообразное содержание привлекали многих известных людей. Здесь работали историки И.Лелевель, А.Ельский, поэт В.Сырокомля, астроном М.Почебут, профессор Виленского университета Ю.Ярошевич. Несколько раз приезжал Адам Мицкевич.

Когда началась первая мировая война, последний владелец поместья в Щорсах Константин Аполлинарьевич Хрептович-Бутенев, опасаясь за собранное, передал коллекцию на депозит (временное хранение) в библиотеку Киевского университета. С условием, выраженным в завещании, что как только откроется университет на родине (т.е. в Беларуси), библиотека будет возвращена. Предполагается, что было передано 7.000 томов. Это книги по различным вопросам истории, культуры, философии, экономики, сельского хозяйства, а также белорусские старопечатные книги, рукописи, письма монархов, географические карты, чертежи, рисунки и т.д. Хотя этнограф и историк А.Ельский, посещавший библиотеку ранее, называет цифру в 20.000 томов приблизительно. Воля завещателя не выполнена по сей день. Теперь фонд Хрептовича находится в библиотеке Академии наук Украины. Лишь только один экземпляр книги из библиотеки Хрептовичей недавно вернулся в Беларусь и находиться в Национальной библиотеке РБ.

 

2. Музейные собрания Тызенгаузов.

Назовите наиболее ярких представителей фамилии Тызенгаузов. Опишите деятельность основных представителей рода. Охарактеризуйте процесс формирования орнитологического музея и картинной галереи в Поставах. Поясните, какова роль музея и галереи в Поставах.

Наиболее яткими представителями фамилии Тызенгаузов являются Антоний и Константин. В 1720 г. местечко Поставы переходит во владение рода Тызенгаузов. Управляющий королевскими экономиями и староста гродненский Антоний Тызенгауз попытался перестроить Поставы в один из центров культурно – промышленного преобразования белорусского края. По его замыслу и при участии архитектора Джузеппе де Сакко полностью видоизменилась центральная часть местечка: на Рыночной площади появился ансамбль – крытый рынок, дома ремесленников, здание городской канцелярии и суда, школа, аустерия, заезжие дома, гостиница, аптека. Построил мануфактуры – полотняную, бумажную и мануфактуру поясов. До сегодняшнего дня сохранились ремесленные здания в стиле барокко, лечебница, здание бывшей гостиницы на центральной площади, дворец Тызенгауза.

Новый владелец Постав – Константин Тызенгауз превратил город в один из научных и культурных центров Беларуси. Во дворце был создан орнитологический музей, картинная галерея, значительная библиотека.

Константин серьёзно занимался научной деятельностью в области орнитологии, написал и издал книги «Основы орнитологии или Науки о птицах» и «Всеобщая орнитология, или описание птиц всех сторон света». Эти издания, которые Константин украшал рисунками собственноручно, и по сей день не потеряли своей важности.

В орнитологическом музее было представлено несколько тысяч видов птиц (коллекция насчитывала около 3 000 экземпляров) и яиц из Беларуси, Литвы, Украины и других стран. Каждое из яиц было описано и хранилось в специальных шкатулках под стеклом. Учёным была продумана система просушки сырого яйца и его транспортировки. В музее хранились яйца редчайших видов, таких, например, как белый журавль и павлин. Особенно многочисленной являлась коллекция голубиных яиц. При музее была библиотека, основу которой составляли книги по орнитологии, а также редкие памятники польской письменности, ценная коллекция гравюр и семейного архива, документы которого датировались ещё XIII веком.

Кроме увлечения орнитологией, известный учёный проявлял также интерес к живописи: к 1840 году дворец напоминал художественную галерею, которая по сведению современников насчитывала около 600 экспонатов. В Поставах находились оригиналы картин таких всемирно известных художников как Леонардо да Винчи, Питер Рубенс, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель. Кроме полотен западноевропейских мастеров во дворце были картины польских и белорусских живописцев: Я. Рустема, Ф. Смуглевича, Я. Дамеля, С. Чеховича. Здесь же можно было увидеть и портреты представителей рода Тызенгаузов.

 

3. Музейные собрания Чарторыйских.

Назовите наиболее ярких представителей рода Чарторыйских. Опишите политическую, просветительскую деятельность Чарторыйских библиотеки в Пулавах организованной Чарторыйскими. Поясните, какова роль музея и галереи в Пулавах.. Дайте краткую характеристику функционирования, историческую судьбу

Наиболее яркими представителями рода Чарторийских являются Адам Казимир Чарторы́йский и А́дам Е́жи (Юрий) Чарторы́йский.

Адам Казимир Чарторийский польский государственный деятель.Образование своё завершил за границею, путешествуя по Германии, Франции, Италии и Англии.Получив должность генерала земель подольских, играл немаловажную роль в политической жизни Речи Посполитой; был даже кандидатом на польский престол, от которого отказался в пользу своего двоюродного брата, Станислава Понятовского.Как комендант варшавского кадетского корпуса и член Эдукационной комиссии, оказал немаловажные услуги делу просвещения. Написал несколько литературных произведений, из которых некоторые были напечатаны, как, например, комедия «Пулавы».

Ежи (Юрий) Чарторийский — польский и российский государственный деятель, писатель, меценат; попечитель Виленского университета и Виленского учебного округа.

Попытался принять участие в восстании Костюшко, но был арестован. Екатерина II приказала конфисковать владения Чарторыйских, но в результате переговоров согласилась отказаться от этих планов, если молодые князья Адам и Константин вступят на русскую службу и переедут в Санкт-Петербург. В Петербурге Адам входил в ближайшее окружение императора Александра I. Павел I опасался того что Чарторыйский повлияет на наследника престола и поэтому удалил его из Санкт-Петербурга. В 1801 г. Чарторыйский возвращается в Петербург.Был министром иностранных дел в России в 1804—1806 годах. С 1803 попечитель Виленского учебного округа, главным учебным заведением которого и центром управления был императорский Виленский университет, расцвету которого содействовал князь Чарторыйский. Вследствие процесса по делу филоматов—филаретов ушёл в отставку.С началом польского восстания в ноябре 1830 года стал членом Административного совета, с декабря 1830 года председатель Временного правительства, затем до 1831 года председатель Национального правительства. С подавлением восстания эмигрировал.С 1833 года обосновался в Париже. Поддерживал антироссийскую политику западноевропейских держав и национально-освободительные движения, рассчитывая при их успехе на восстановление Польши. Во время Крымской войны покровительствовал польским военным формированиям в Турции. После заключения Парижского мира в марте 1856 года удалился от политической деятельности.

Чарторыйские не потеряли своего первенствующего положения и в дальнейшей истории Польши.

Чарторыйские не потеряли своего первенствующего положения и в дальнейшей истории Польши.Князья Чарторыйские обладали богатейшей библиотекой, которая была известна ещё в XVII в. и помещалась в Пулавах. Пополненная в начале XIX в. Адамом Ч., она вмещала до 15000 томов; затем число томов, касающихся Польши, возросло до 9000, а число рукописей до 1558. В 1824 г. сочинений общего содержания в ней было 22110, а посвящённых Польше — 16818. В 1831 г. библиотека, равно как и часть фамильного архива Ч., перешли в архив генерального штаба и Императорскую публичную библиотеку; немало из неё было перевезено в Париж и в Галицию.

Изабелла Чарторыйская основала первый в Польше музей (1801) — в Пулавах.

Два представителя рода были причислены к лику блаженных римским папой Иоанном Павлом II: Михаил и Август Чарторыйские.

 

4. Музейные собрания Чапских.

Назовите родовое поместье, где хранилась коллекция редких вещей, собранных представителями рода Чапских. Перечислите, какие материалы входили в состав коллекции. Охарактеризуйте историческую судьбу коллекции. Какова роль деятельности наиболее ярких представителей рода для краеведения Беларуси.

В родовым поместьем в Станьково представители нескольких поколений этого рода собирали коллекции редких вещей.

История коллекции графов Чапских очень интересна. Она создавалась в XIX – XX вв. несколькими поколениями этой семьи. Последний в роду, Эмерик Гуттен-Чапский, в 1976 г. прислал из Рима Национальному музею культуры и истории Беларуси карту «Литвания», которая датируется приблизительно 1745 г.

Его дед, тоже Эмерик, в свое время собрал в своем станьковском дворце знаменитую впоследствии коллекцию медалей, монет, картин, а также огромную библиотеку. Бо́льшая часть этого собрания была перевезена им в Краков и находится в Национальном художественном музее Польши.

Отец Карл был городским головой в Минске в течение одиннадцати лет. Он много сделал для упорядочения города и развития культуры. Благодаря его усилиям в Минске был пущен трамвай (конка), начала действовать телефонная станция, появилось электрическое освещение на улицах, заработал пивоваренный завод «Богемия» (его корпуса теперь использует пивзавод «Оливария»).

Музейные коллекции павильона - «скарбницы» включали: нумизматические сборы, исторические рисунки, гравюры, древние иконы, картины, портреты, старое оружие, посуду, ткани, предметы декоративно-прикладного искусства, археологические и геологические находки, книги и многое другое. основан музей, в котором были собраны коллекции – нумизматическая, археологическая, иконографическая, живописных картин, рисунков, гравюр, оружия декоративно-прикладного искусства.

В богатейшей библиотеке (около 20 тыс. томов) были редкие книги коллекции рукописей.

В 1894 г. часть коллекции перевезена в Краков, где составила основу музея имени Чапского. Э.Чапский является автором исследований по нумизматике «Каталог коллекций польских медалей и монет», «Удельные, великокняжеские и царские гроши Древней Руси».

Судьба семьи, их коллекций, библиотеки довольно драматична. После событий 1917 – 1920 гг. хозяева вынужденно покинули Станьково. Жили в Столбцах, Вильне, потом в лесничевке на Слонимщине, близ Сынковичей. В сентябре 1939 г. пришлось спешно оставлять и эти места. Эмерик успел захватить несколько наиболее ценных карт. И уже из Рима, где в эмиграции доживал свой век граф-коллекционер, была послана эта самая «Литвания». Говорят, Гуттен-Чапский хотел еще кое-что прислать, но к таким жестам в те времена относились подозрительно. И он по завещанию передал собрание из 772 разных карт и атласов (конца XV – середины XIX вв.) институту географии Польской академии наук.

Наша «Литвания» — это гравированная на меди карта, нарисованная от руки. Высокая степень информации – около 400 населенных пунктов. Государственные границы того времени, административно-территориальное деление, воеводства и поветы, города, местечки и некоторые села, большое количество белорусских рек, озер. Она дает целостное и компактное представление о нашем крае в XVIII в.

 

5. Развитие краеведения в н.19в.-Т. Нарбут, Н. Румянцев, Е.Канкрин, П.Кеппен.

Назовите условия, в которых развивалось краеведение в н.19 в. Перечислите основные направления в исследовании территории Беларуси. Охарактеризуйте основные достижения деятельности Т.Нарбута, Н.Румянцева, П. Кеппена, Е.Канкрина. Оценитероль исследований н. 19в. в развитии краеведения.

 

Возрастающий интерес к нашей истории в начале 19 в. отразился в ряде прави­тельственных распоряжений. 6 июля 1804 г. Синод издал указ о розыске русских летописей. 10 марта 1806 г. последовал указ Александра I об улучшении сохранности сокровищ мастерской и Оружей­ной Палаты.

В 1810 г. были предприняты первые исследования курганов Литвы и Беларуси с научной целью. Руководил этими работами Теодор Нарбут. (1784-1864 гг.) Нарбут родился в имении Шавры Лидского уезда (Вороновский район). Закончил петербургский кадетский корпус военных инженеров, занимаелся исследованиями Немана в группе гидрографа Энтельвейна. Участвовал в войне России и Пруссии против Франции, а затем в русско-шведской. В боях его контузило и был ранен. Строительство Бобруйской крепости - один из главных проектов его жизни. Во время возведения фортификационных сооружений увлекся раскопками. Еще одним стимулом в изучении прошлого стало знакомство с книгособирателем из Быхова, в собрании которого находилась уникальная рукопись 16в. Выйдя в отставку и поселившись в своем имении Шавры, всерьез занялся историческими исследованиями. Публикация «О курганах» положила начало научным работам. Правда, многие ученые обвиняли Нарбута в том, что он выдумывает первоисточники и много фантазирует, т.к. Нарбут специального образования не получил. Но все же его заслуги перед исторической наукой несомненны: он – автор десятитомной «Древней истории литовского народа»- первого фундаментального исследования о современной истории белорусского и литовского народов, о ВКЛ. Следует отметить, что Нарбут опубликовал «Хронику Быховца» и в Друскининкае основал водолечебницу.

Главная роль в исследовании археологических древностей Беларуси принадлежала графу Н. П. Румянцеву, коллекция древностей которого составила обширнейший (так называемый Румянцевский) музей и при нем громадную библиотеку.

Н. П. Румянцев был сыном знаменитого полководца П. А. Румянцева-Задунайского. Посвятил себя дипломатической карьере. Выйдя в отставку, он сколачивает вокруг себя кружок исследователей-энтузиастов. Последние 12 лет жизни Н. П. Румянцева были «самой блистательной эпохой изыскания наших древностей. Вся тогдашняя историческая деятельность сосредоточивалась около этого великого человека и патриота и жила более или менее значи­тельными его пожертвованиями». Сам граф уже давно занимался отечественной историей и даже издал по-французски «Краткий очерк русской истории». Открывать и исследовать древние памятники...— такова была задача кружка. Со смер­тью Н. П. Румянцева (1826 г.) кружок распался. Интересовался древней городской топогра­фией, монетами и вещами «первобытных времен», раскопками. Особый интерес проявлял к древностям Беларуси, где он имел свою сеть корреспондентов.

Исследованием Рогволодова камня занимался Егор Францевич Канкрин. Один из основателей Русского географического общест­ва, ученый-статистик, библиограф, академик. В 1821 г. П.Кеппен опять приезжает в Полоцк на средства Н.П.Румянцева. Здесь он осмотрел «дубовый крест, оправленный серебром около 1161 г. пожертвованный святой Ефросиньею. Дальше он описывает Ефросиньевскую церковь, делает заключения на время постройки церкви.Очень интересны заметки Кеппена о древнем Бельчицком монастыре в Полоцке.П.И.Кеппен в своих заметках о Полоцком княжестве приоткрывает первую страницу изучения древних памятников в Беларуси и в этом его основное значение.

 

16.Краеведческое наследие Зориана Даленги- Ходаковского.

Изложите краткие биографические данные З. Даленги- Ходаковского. Выделите основные направления его исследований. Охарактеризуйте краеведческие исследования З.Д.Ходаковского. Оцените роль Даленги- Ходаковского в развитии краеведения.

 

Основоположник славянской и белорусской фольклористики Зориан Яковлевич Даленга-Ходаковский родился в 1874г. В Логойском районе. Работал адвокатом в Минске, во многих книгосборах, изучал древние белорусские акты. За участие в восстании ученый вынужден был всю жизнь скрываться под псевдонимом и жить с выдуманной биографией. Ходаковский много путешествовал, собирал археологический материал, записывал обряды, песни и диалекты, исследовал городища.

Наиболее актуальна и в наше время работа ученого «Славянство и христианство» (1818), где впервые показана уникальность древнеславянской обрядовой культуры и место фольклора в ней в дохристианский период.

Большинство собранного ученым фольклорного материала находится в Украине, России и Польше и не опубликовано. Его исследования стали основой для определения прародины славян, славянского этногенеза.

Фольклорный материал Ходаковского параллельно со сбором серба Вука Караджича- первый и самый богатый сбор фольклора славянских народов по количеству записей и по объему охваченной территории, а работа ученого- начало систематизированной записи с научным исследованием фольклора славянских народов. Его исследования стали основой для определения прародины славян, славянского этногенеза.

Основная идея Ходаковского – славянские народы были детьми одной славянской колыбели. В своих трудах Ходаковский отмечает, что народ сохранил без изменений древние традиции, обряды предков, что на нашей земле существуют следы язычества, которыми не следует пренебрегать. Привел примеры празднования на территории Беларуси Радуницы, а на Виленщине Дзядов, как языческой традиции поминания предков.

Путешествуя по польским, украинским, белорусским и российским землям собрал информацию о названиях городищ, составил словарь.

З.Д.Ходаковский считал необходимым передавать названия так, как их употребляют местные жители, а не с ошибками, характерными для отечественных составителей географических карт..

З.Д.Ходаковский теоретически очертил границы расселения большинства славянских племен: кривичей, полоцких кривичей, древлян, лютичей, волынян, полян, дреговичей, радимичей и др.Происхождение славян выводил от названия «слава».

З.Д.Ходаковский был первым из современников, кто относил происхождение славянских народов к индоевропейцам, и предлагал искать корни своего языкового не на западе, а на востоке, в прошлом Индии. Это был смелый шаг вперед в научном подходе, который со временем становится значительным в исследованиях ученых санскрита.

З.Д.Ходаковский предлагал проводить археологические исследования древних захоронений, городищ, в которых находят при земляных работах остатки орудия и сожженные кости.

З.Д.Ходаковский проявил себя как блестящий исследователь- лингвист. Научное наследие З.Д.Ходаковского была фундаментом в изучении прошлого народов, что живут рядом с Беларусью. Исследовал в различных направлениях: этнографии, археологии, географии, языкознании, топонимики

 

17. Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича.

Изложите краткие биографические данные Евстафия Тышкевича и выделите основные направления исследований. Охарактеризуйте деятельности музея древностей в Вильно. Поясните, какова роль Тышкевича в развитии краеведения.

Евстафий Тышкевич - известный в мире этнограф и краевед, основоположник научной белорусской археологии, родился в Логойске. Получил начальное домашнее образование, затем Виленская и Минская гимназии, служил в сенате в Петербурге. Службу в столице совмещал с работой в императорской библиотеке, что дало яму возможность значительно восполнить знания в гуманитарных науках и найти новые материалы по истории Беларуси. Жил в Вильно и Харькове, где работал в канцеляриях генерал-губернаторов. В 1840 г. стал почетным куратором школ Борисовского уезда, затем - куратор Минской гимназии. Научную деятельность начал с раскопок курганов. Занимаясь систематическими раскопками курганов в окрестностях Логойска, Борисова, Минска, Друцка, Лиды, Крева, Мира, Гольшан, заложил основы белорусской научной археологии.

Работая в области археологии, этнографии, и краеведения, Тышкевич занимался и фольклором.Итогом его деятельности на Борисовщине стал фундаментальный труд «Апісанне Барысаўскага павета…»..

Тышкевич знал о состоянии науки за рубежом. В Вильно, после закрытия университета, научного центра вообще не было. Это подтолкнуло его на создание там научного товарищества, общедоступного музея, публичной библиотеки. Идея создания музея стала целью его жизни. Первый из них был открыт в 1842 г. В Логойске, в родовом имении, на основе семейных собраний и вещей, найденных во время раскопок курганов. Много сил ушло на создание музея в Вильно, который был торжественно открыт на новый 1856 год в здании Виленского университета. Там же была создана Археологическая комиссия, главой которой единогласно выбрали Евстафия Тышкевича. Музей насчитывал 10 тыс. экземпляров. Евстафий, перевез в Вильно личную коллекцию, которая и составила основу музея. Музей занимал три зала на трёх этажах центрального здания бывшего Виленского университета. Помимо коллекции Тышкевича, в него вошли остатки минералогического, нумизматического, зоологического и орнитологического кабинетов бывшего университета. После закрытия музея, часть коллекций была вывезена в Москву, другая хранилась в помещении гимназии и затем использовалась в экспозиции музея при Виленской публичной библиотеке... Но целые собрания раритетов под предлогом "подозрительных" были под проверочный шумок просто..растащены...
Такое отношение к главному смыслу твоего существования на земле трудно было пережить. Но Евстафий смог это пережить. И даже дождался пересмотра решения муравьевской комиссии и возвращения из Москвы в Вильно части музейных экспонатов.
Но мудрый граф понимал, что главного уже не вернешь. В Вильно возвратилось лишь 206 единиц хранения. Многое осталось в Москве,но большая часть была бесследно утеряна.
Евстафий не смог до конца оправиться от главной потери всей жизни. В августе 1873 года Евстафий умер на руках у своей сестры Павлины в Вильно.Похоронен на Литературной горке кладбища Роса.

 

18. Беларусь в рисунках Наполеона Орды.

Изложите краткие биографические данные о художнике Наполеоне Орде и выделите характерные черты рисунков Н.Орды. Дайте характеристику исторической ценности его зарисовок памятников архитектуры и приведите их примеры. Проанализируйте значение зарисовок и акварелей Н. Орды для краеведения.

Наполеон Орда (1807-1883) – композитор, пианист, педагог, писатель, художник, деятельность которого связана с Беларусью и Польшей. Родился в д. Вороцевичи, в семье инженера-фортификата. Закончил Свислочскую гимназию и поступил в Виленский университет, из которого исключен за участие в тайном студенческом товариществе «Заряне». Участник восстания 1830-1831 гг.

Жил в эмиграции в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, где усовершенствовал мастерство игры на фортепиано у Ф.Шопена.

В 1856 г. вернулся на родину в Вороцевичи, жил в Гродно, часто путешествовал по Беларуси и Литве. Как результат этих путешествий известен своими зарисовками архитектурных памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей на территории Беларуси, Украины, Польши, Литвы. Эти рисунки он делал карандашом, акварелью, сепией. Его пейзажи отличаются поэтичностью и романтической возвышенностью. Архитектурные зарисовки отмечаются строгой документальностью, поэтому имеют большую ценность для истории архитектуры. Только на Беларуси им сделано больше чем 200 таких рисунков. В этой серии рисунки белорусских городов Гродно, Витебска, Полоцка, Минска, Могилева, Новогрудка, Пинска, Несвижа и др.

Историческую ценность имеют зарисовки памятников, которые не сохранились до наших дней или частично разрушены или перестроены: замки в Крево, Гольшаны, Мир), Новогрудке и др., поместий и дворцови т.д. Среди его зарисовок памятники культовой архитектуры: Борисоглебская церковь в Гродно и Новогрудке, Софийский собор и Спасо-_Ефросиньевская церковь в Полоцке, монастыри базилианский в Жировичах и др.

Каждый рисунок Наполеон Орда сопровождал комментариями и в левом нижнем углу надписью «Срисовано с натуры». Большое количество рисунков Н. Орды сохраняется в Национальном музее в Кракове. Эти рисунки были переданы после смерти племянницей Орды – около тысячи рисунков и акварелей. Многие свои работы художник роздал друзьям и знакомым. Только в 1977 Краковский музей издал фундаментальную (без малого 1000 репродукций) работу «Каталог рисунков архитектурных. Рисунки Наполеона Орды». Это пейзажи путешествий по Франции, Испании, Португалии, Нидерландах и родных мест.

В 1997 г. в Иваново открыт памятник Наполеону Орде. В 2001 г. издан альбом литографий «Беларусь в рисунках Наполеона Орды» и набор открыток. В 2007 г. его имя внесено в памятный календарь ЮНЕСКО. В честь него названы музыкальная школа и улица. Наследие Наполеона Орды составляют около 2 т. рисунков, на которых за 27 лет путешествий были запечатлены с натуры памятники истории и культуры Беларуси, Литвы, Польши, Украины.

 

19. А. Киркор «Живописная Россия».

Изложите краткие биографические данные А. Киркора. Дайте краткую характеристику содержания работы «Живописная Россия». Проанализируйте значение краеведческих исследований А. Киркора.

Родился в 1819 г. в Могилевской губернии и принадлежал к роду старинной, осевшей здесь татарской шляхты, корни которой уходили в 16 в. Киркор окончил Могилевскую гимназию, затем поступает в Виленский Дворянский институт, который и заканчивает

А. Киркор вплотную занялся белорусской (литовской) историей и краеведением. Редактируя «Памятные книжки» губернии (1850-1854), он поместил там обширнейшие материалы по истории и статистике края, уделяя особое внимание белорусским уездам: Лидскому, Ошмянскому и Виленскому. В 1856 г. открыт Виленский музей и при нем Временная археологическая комиссия, где Киркор становится хранителем музея и секретарем комиссии.Родившись в Беларуси, зная хорошо народ, Киркор мечтал о возрождении белорусского языка, культуры и литературы.Много времени Киркор уделял археологии, в частности раскопкам – им было раскопано свыше тысячи курганов, вещи из которых он передал в Виленский музей. Много курганов было раскопано вместе с братьями Тышкевичами на Логойщине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.