Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине «Краеведение Беларуси». 4 страница




Эти книги – итог неутомимого, кропотливого труда множества людей, краеведов, ученых, исследователей, журналистов, учителей, историков, работников культпросветучреждений и образования, сотрудников государственных органов, военкоматов, ветеранов войны и труда – всех тех, кто не равнодушно относится к прошлому и настоящему нашей Родины.

Книги «Памяць» - это историко-документальные хроники городов и районов Беларуси.

Книги «Памяць» - это историко-документальные хроники городов и районов Беларуси

 

29. Этнографический материал в краеведении.

Дайте определение термину «этнография». Опишите хронологию развития этнографических знаний. Дайте краткую характеристику методов сбора полевых этнографических материалов, применяемых в краеведении. Каково, по вашему мнению, значение использования этнографических материалов в краеведении.

Этнография – это историческая наука, которая изучает народы, их культуру и быт. Термин «этнография» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «графейн» (описывать) и означает народоописание, народоведение.

Первые этнографические сведения о древнем населении, проживавшем на территории Беларуси, содержатся в древнерусских источниках. В «Повести временных лет» упоминаются этнические общности, обитавшие в раннем средневековье, накануне образования Древнерусского государства в Полесье, верхнем Понеманье, Подвинье и Поднепровье (дреговичи, кривичи, радимичи). В период позднего средневековья этнографические сведения о населении Беларуси, которая находилась в это время в составе ВКЛ, а затем Речи Посполитой, сохранились в местных летописях, многочисленных инвентарях, записках путешественников, иностранных послов.

Интерес к этнографии Беларуси усилился после воссоединения Беларуси с Россией. В начале 19 в. в Беларуси побывала экспедиция В.Севергина, собравшая много ценных материалов о традиционных формах хозяйства и материальной культуре белорусов. На развитие этнографических исследований в Беларуси большое влияние оказало возникшее в 1845 г. Русское географическое общество. Оно составило программу по сбору этнографических сведений, которая была разослана во многие места России, в том числе и в Беларуси. Наиболее крупными этнографическими работами о Беларуси, выполненными по программе, были труды А. Киркора, сделавшего этнографический обзор Виленской губернии.Этнографический материал о быте белорусского народа были обобщены в дореволюционный период в труде выдающегося ученого Е.Ф.Карского «Белорусы», в котором сделан анализ развития белорусской этнографии, исследованы вопросы происхождения белорусского народа, дан анализ традиционной и духовной культуры белорусских крестьян.

После Великой Октябрьской революции в Беларуси создается научно-исследовательский центр по изучению народной культуры. В 1922 г. был открыт Институт белорусской культуры, в котором образована секция этнографии, которая потом переименована в кафедру этнографии. После реорганизации Института белорусской культуры в Академию наук БССР кафедра этнографии была преобразована в сектор этнографии. Была развернута работа по изучению материальной культуры, производственного, общественного и семейного быта, духовной культуры белорусского народа, проводилась большая собирательная работа, организовывались этнографические экспедиции.

Важное значение для краеведения имеют методы сбора полевых этнографических материалов. Для этого применяют стационарный и экспедиционный методы.Стационарный метод предполагает длительное изучение быта и культуры населенного пункта, это может быть несколько месяцев, год и даже несколько лет. Этот метод предполагает проживание исследователя в течение всего этого срока в населенном пункте, который он изучает. Сведения, собранные стационарным методом, очень надежны, так как исследователь имеет возможность в течение этого срока проверить свои наблюдения и навыки, собрать наиболее полные сведения о всех сторонах жизни местного населения, о явлениях быта, которые требуют длительного наблюдения.

Экспедиционный метод заключается в кратковременном пребывании исследователя в одном или нескольких населенных пунктах. При этом методе непосредственные контакты исследователя продолжаются несколько недель, месяц и гораздо реже несколько месяцев. Применение экспедиционного метода позволяет в более короткий срок изучить большую группу населения, обследовать большую территорию.

 

30. Роль топонимики в краеведении.

Дайте определение понятия «топонимика». Перечислите основные группы топонимов. Охарактеризуйте основные группы топонимов. Выскажите свое мнение о роли географических названий в привлекательности туристических объектов.

Изучением происхождения, смыслового значения и распростра­нения названий географических объектов занимается топоними­ка. Объектом изучения этой науки являются географические на­звания, или топонимы. К наиболее значительным группам топонимов относятся ойконимы, гидронимы и оронимы. Под ойконимами подразуме­ваются названия населенных пунктов. Названия рек, озер, водохранилищ относятся к гидронимам, а разных форм рельефа — к оронимам.

Развитие отечественной топонимики связано с работами В. А. Жучкевича в 70—80-х гг., который подготовил топонимический словарь, учебные пособия по топонимике Беларуси. Из современных топонимических исследований можно отметить работы Г. Я. Рылюка.

Часто названия рек Беларуси связаны с характером течения и берегов. Например, основа названий рек Свислочь, Ислочь. Многочисленные гидронимы отражают величину и форму озер — Долгое, Кривое, Круглое.Большое количество гидронимов Беларуси связано с названия­ми животных и растений. Например, реки: Лань, Птичь, Березина.С лингвистическим фактором связано сохранение в виде ойконимов многих названий, которые сейчас трансформировались под влиянием других языков. Например, под влиянием польского языка другое звучание получили города Берестье — Брест, Городня — Гродно и др.Белорусы издавна жили оседло среди лесов и болот. Важней­шим их занятием было земледелие. В результате целый пласт бе­лорусских ойконимов сформировался на основе земледельческой тематики. К этой группе относятся такие названия населенных пунктов, как Заимка, Ляда, Чертеж, Пасека. Лучше всего земля давала урожай после сведения дубовых, липовых, березовых лесов. Поэтому в Беларуси широко распространены такие названия, как Дубы, Дубровно, Береза, Бе­резовка, Липовка, Роща.Широкое распространение сосно­вых лесов обусловило появление таких топонимов, как Сосны, Бор, Боровое, Боровляны, Сосновый Бор и др. С местополо­жением и внешним видом населенных пунктов связаны такие то­понимы, как Долгое, Круглое, Крайск, Дальновичи, Озераны, Пру­док, Лужки, Поплавы.Большая группа географических названий свидетельствует о за­нятиях населения в прошлом. В белорусских лесах селились ле­сорубы и промысловики. В зависимости от вида занятий возникли следующие названия: Бортники, Плытники, Стрельцы, Бондари, Гончары и другие. Отдельные названия населенных пунктов отражают особенно­сти транспортных путей. Среди них — города Мосты и Ста­рые Дороги. Не менее распространены поселения с гидронимической ос­новой. Они происходят от названий рек: Полоцк (р. Полота), Ви­тебск (р. Витьба), Пинск (р. Пина), Слуцк (р. Случь), Березино (р. Березина) и др. Одна из версий происхождения названия сто­лицы Беларуси — от реки Менка.Отдельную группу ойконимов образуют географические названия советского времени. Появились населенные пункты Октябрьский, Первомайский.

 

 

31. Традиции белорусского народа.

Дайте определение понятия «традиции белорусского народа». Выделите и опишите основные черты традиций белорусского народа. Какова роль изучения традиций белорусского народа для краеведения.

Народные обычаи, традиции, обряды - это культурное наследие определенного этноса, в данном материале - белорусов. Человек — единственный носитель культуры, а он — изначально существо общественное. Как и генетический механизм на биологическом уровне, традиция выполняет роль —обеспечение стабильности видовых признаков культуры в рамках одного этноса.

Традиция представляет собой генетическую память культуры. В глубокой древности в ее структуру входили мифы, легенды, предания, пословицы, поговорки, сведения о смысле и порядке проведения обрядов и т.д., включая рациональные знания в виде примет, трудовых навыков. Мифы — это своего рода рассмотренные, но отвергнутые гипотезы. Религия — побочный продукт. В частности, А.Киркор в своем очерке "Долина Припяти" упоминает о сохранившихся в этом регионе песнях, которые включают в себя воззвание к Чернобогу.

Обычай — это реализация традиции в повседневной жизни. Мир обычаев весьма разнообразен и охватывает все стороны жизни человека. Здесь и производство, и поведение за столом, и гостеприимство. Обряд — это реализация традиции в важнейшие моменты жизни человека или окружающей природы. Чаще всего это изменение статуса человека— рождение, инициация, свадьба, смерть и др. Например, купальские обряды в полесской традиции — это проигрывание мифов, повествующих о свадьбе Даждьбога и Лады, а празднование Колядок — это и повторение мифов о рождении Громовицей, женой Перуна, сына Даждьбога, появление на свет которого должно положить конец безраздельному господству холода и зимы., Поэтому Мороз старается помешать чудесному рождению. И Громовица нуждается в защите и помощи людей, которые посредством исполнения обряда участвуют в жизни богов. И естественно, что от богов ожидается такое же благое участие в земной жизни людей. Нам понятен смысл обрядов, в которых человек участвует на протяжении своей жизни. При изменении традиции меняется и обряд. Отжившие обрядовые действия становятся игрой, развлечением. Таковы, видимо, танцы, подвижные игры, гадания и т.д., которые несут теперь другой смысл, однако играют немаловажную роль в жизни человека, как в процессе социализации, так и после обретения статуса взрослого человека, полноправного члена общества. Однако при смене традиции обряды, обслуживавшие старую традицию, часто не исчезают, а, несколько трансформируясь, входят в новую традицию. Такова природа языческих элементов в христианской традиции. Некоторые из обрядов претерпели значительные изменения, другие же, как, например, Купалье, остались практически неизменными. Естественно, некоторой трансформации подверглась и система знаний и мораль.

 

32. Охраняемые природные территории.

Дайте определение понятия «природоохранные территории». Перечислите, что относится к охраняемым природным территориям. Охарактеризуйте охраняемые природные территории. Определите, какова роль охраняемых природных территорий в привлекательности туристических объектов.

Сеть охраняемых природных территорий. Территория Бела­руси характеризуется большим биологическим разнообразием, на­личием уникальных ландшафтов. Для того чтобы оставить потомкам типичные участки природных комплексов в естественном состоянии, создаются природоохранные территории. К ним относятся заповед­ники, национальные парки, заказники и памятники природы.

Каждый из перечисленных природоохранных объектов имеет осо­бый режим охраны и природопользования. Природоохранные территории республиканского значе­ния подчиняются республиканским органам власти.

Заповедникиявляются природоохранными учреж­дениями республиканского значения. Основными их задачами являют­ся: сохранение природных комплексов в естественном состоянии, про­ведение научных исследований, подготовка научных кадров в области охраны природы. (Березинский биосферный заповедникбыл основан в 1925 г. для охраны и разведения ценных птиц и животных, в первую оче­редь бобров. Последние на время создания заповедника на тер­ритории Беларуси больше нигде не встречались. Одно из немногих мест,где почти в нетронутом состоянии сохранились уникальные комплексы болот, массивы черноольховых лесов.)

Природные национальные парки. В отличие от заповедников в них разрешены отдельные виды хозяйственной деятельности. Основные задачи национальных пар­ков заключаются в проведении научных исследований, рекреацион­ной и другой хозяйственной деятельности, сохранении культурного наследия. («Беловежская пуща» Абсолютно заповедная зона национального парка занесена ЮНЕСКО в Список мирового наследия и имеет статус биосферно­го заповедника. Сейчас в пуще работает музей природы, располо­жена резиденция белорусского Деда Мороза. «Браславские озера»,«Припятский»., «Нарочанский»)

Заказники создаются с целью сохранения и восстановле­ния одного либо нескольких компонентов природных комплексов и поддержания общего экологического баланса. Заказники делятся на 3 группы: ландшафтные, био­логические и гидрологические.

Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления особо ценных природных комплексов. Биологические предназначены для сохранения и восстановления ценных в хо­зяйственном и научном отношении редких и исчезающих видов рас­тений и животных. Гидрологические (болотные, озерные, речные) заказники пред­назначены для сохранения ценных водных объектов.

Памятники природы. Ряд небольших по площади природных объ­ектов Беларуси отличается своей уникальностью и неповторимостью. Они имеют научное, историческое и культурно-просветительское зна­чение.

Наиболее распространены геологические памятники приро­ды. К ним относятся геологические обнажения, береговые уступы, крупные валуны, дюны и котловины.

Вторая по количеству группа относится к ботаническим па­мятникам природы. (Альба, Несвиж, Кобринский, имени Луначар­ского в Гомеле, Залесье, Мир и др. Большинство из них связано с усадьбами белорусских магнатов.).

Гидрологических памятников природы в Беларуси немного. К ним относятся минеральные источники. Например, минеральный источник около д. Полыковичи Могилевского района характеризу­ется повышенным содержанием фтора в воде.

 

33. Основные зоны отдыха общегосударственного значения.

Дайте определение понятия «зоны отдыха». Перечислите основные зоны отдыха общегосударственного значения. Охарактеризуйте рекреационные ресурсы курортной местности и перечислите основные курорты Республики Беларусь по регионам. Оцените привлекательность зон отдыха в РБ для туристической деятельности.

Важную роль в восстановлении и укреплении здоровья, трудоспособности, физических и духовных сил играют зоны отдыха. Вокруг многих городов выделены территории с благоприятными природными условиями для раз­мещения учреждений кратковременного либо продолжительного отдыха детей и взрослых: оздоровительных лагерей, профилак­ториев, баз отдыха. Они относятся к зонам отдыха местного значения. Сейчас на территории нашей страны выделяется поч­ти 200 зон отдыха местного значения. Всего в местных зонах от­дыха республики могут одновременно отдыхать более 3 млн че­ловек.

В живописной местности — возле озер, водохранилищ, на бе­регах рек, около крупных лесных массивов — расположены зоны отдыха общегосударственного значения. В Беларуси выделя­ется около 10 таких территорий, расположенных преимуществен­но в центральной и северной частях страны. («Минское море», «Браслав», «Озера», «Столбцы», «Мосты», «Осиповичи», «Вилейка»). Сейчас в зонах отдыха создается современ­ная инфраструктура: строятся кемпинги, лодочные станции, другие культурно-массовые учреждения.

В пригородной зоне Минска, на берегах водохранилищ Заславское, Крыница, Дрозды, расположена одна из наиболее освоенных зон отдыха — «Минское море». На северо-западе Беларусисоздана зона отдыха «Браслав». Сейчас она входит в состав на­ционального парка «Браславские озера». Живописные озера, сос­новые леса на их берегах — за­мечательные места для отдыха.

Самая крупная в Беларуси по площади зона отдыха — «Вилейка». Она расположена на берегах Вилейского водохранилища.

Наиболее богатые рекреационными ресурсами территории вы­деляются в качестве курортных местностей. В пределах Беларуси сейчас насчитывается 5 курортов республиканского значения и 5 местного. Это преимущественно климатические и климатобальнеологические курорты. В качестве оздоровительных факторов выступают климатические условия, источники минеральных вод, лечебные гря­зи. На территории Беларуси действует примерно 60 санаториев, большинство из которых при­урочены к курортам.

Климатобальнеологический ку­рорт «Ждановичи» — старейший в республике. Он расположен неподалеку от г. Минска в зоне отдыха «Минское море». Вклю­чает несколько разнопрофиль­ных санаториев, детский ре­абилитационный центр и другие лекарственно-оздоровительные учреждения. Самым известным и крупным в стране является курорт «Нарочь». Вокруг озера располагается большое количество санаториев, домов отды­ха, тургостиниц и других учреждений. К курортам республиканского значения относятся также «Новоельня» (на Гродненщине) с одноименным санаторием, «Ушачи» с домом отдыха «Лесные озера» (к северу от Лепеля) и «Рогачев» с санаторием «Приднепровский» и лечебными грязями. Местное зна­чение имеют курорты «Белое озеро» (Брестская область), «Летцы» (недалеко от Витебска), «Белый Берег» и «Ченки» (Гомельская область).Многие санатории расположены вне курортов. Среди них «Аксаковщина», «Несвиж», «Родон», «Рось», «Березина».

Богатое культурно-историческое наследие Беларуси и красота ее ландшафтов способствуют орга­низации экскурсионного, спортивного и оздоровительного туризма. Во многих крупных городах республики работают туристскоэкскурсионные центры республиканского значения и региональные.

 

 

34.Развитие краеведения в Республике Беларусь.

Дайте определение понятия «краеведение». Опишите, как развивается краеведение в РБ. Проанализируйте значимость краеведения Беларуси на современном этапе.

Под «Краеведением» понимается проводимое на научной основе изучение населением исторических, политических, социально-экономических, географических,культурных, природных и ряда других факторов, характеризующих в комплексеформирование и развитие какой-либо определенной территории страны (села, города, района, области и т.д.)

После провозглашения суверенитета Республики Беларусь в 1991 г. историческое обоснование государственной независимости стало делом государственной важности. В 1992 г. был основан «Белорусский исторический журнал» («Беларускі гістарычны часопіс»), учредители - Министерство образования, Институт истории Национальной академии наук Беларуси и др. С самого начала своего существования «БИЖ» рассм. как главное периодическое издание для историков Беларуси и на него возлагались большие надежды краеведов Беларуси в пропаганде изучения памятников прошлого. Но, как справедливо заметил известный белорусский истории Геннадий Саганович, «долгожданное издание с первых же номеров стало увлекаться дидактикой (от греч. поучающий), а потом и вовсе ограничилось сугубо образовательными задачами».

В том же 1993 г. также был основан государственный научно-популярный Историко-публицистический иллюстрированный журнал «Белорусское прошлое» («Беларуская мінуушчына»), учредители - Комитет по архивам и делопроизводству, Белорусский фонд славянской письменности и славянских культур, институт истории АН РБ, Рада объединения белорусов мира «Бацькаушчына». Главным редактор - Леонид Лойка. Задачей этого издания являлась популяризация исторических краеведческих знаний среди широких слоев населения. Журнал отличался красочным оформлением.

В журнале была опубликована статья А.Петрашкевича, руководителя организационно-методического центра по изданию Хроник «Памяць», где он рассказывает об истории создания этих книг. 27 мая 1991 г. Совет Министров РБ принял специальное постановление об издании многотомных Хроник Памяти Беларуси. Профессиональные историки все же не получили от этого издания слишком много в плане развития каких-то новых концептуальных подходов в изучении белорусской истории.

В журнале отводился раздел и краеведению, где печатались материалы, присланные краеведами (В.Сырокомле, А.Киркоре.)

В Минске прошел слет участников республиканской акции "Жыву ў Беларусі і тым ганаруся" в Национальной библиотеке Беларуси. Юноши и девушки ознакомились с краеведческой работой, которая проводится географическим факультетом БГУ, и приняли участие в творческой встрече со студентами. "Мы поставили перед собой цель создать единую, большую, иллюстрированную карту туристических маршрутов и достопримечательностей Беларуси. Ведь в каждом регионе Беларуси, в каждом городе, поселке, селе есть свои особенности, то неповторимое историко-культурное своеобразие, которое способствует формированию в человеке интереса и глубокой привязанности к малой родине, искренних патриотических чувств, национального самосознания и социальной активности. Любой исторический факт из жизни маленького селения должен стать достоянием нашего народа. Задача ребят - найти эти факты. Так что вскоре на дорогах страны будут установлены специальные знаки, рассказывающие о том или ином историческом событии.
Такие надписи - свидетельства былой истории, найденные юными краеведами, появятся и на специальной карте Беларуси", - сказал министр.

 

 

35.Костюм белорусов.

Объясните понятие слова «одежда». Выделите отличительные особенности мужского и женского костюма белорусов. Дайте их краткую характеристику. Поясните важность изучения костюма для краеведения Беларуси.

Одежда является важнейшим этническим и социальным показателем и выполняет ряд функций: практическую, обрядовую, эстетическую, этнокультурную, магическую. В зависимости от типологических особенностей одежда бывает мужская и женская, летняя и зимняя, повседневная и праздничная. В крестьянской и мещанской среде использовалась чаще всего ткань местного производства. Основным сырьем для ее изготовления были волокна льна, конопли, кожа и шерсть животных. В качестве красителей использовались отвары различных трав и цветов, листья, кора, болотная руда, глина. Цветовая гамма-красный, синий, черный, бурый, белый. Кроме краски применялось узорное ткачество, вышивка, отбеливание, орнамент, аппликация и т.д.

Основой белорусского мужского и женского костюма являлась нательная сорочка, которую шили из белого полотна. Будничные сорочки не имели украшений. Праздничные же имели целый комплекс украшений, состоящий из вышитого орнамента на груди, воротнике, верхней части рукава.

Мужская сорочка была до колена, ее носили навыпуск, поверх штанов. Главным ее украшением был пояс с геометрическим орнаментом. Пояса были вязаными, плетеными, ткаными, кожанами.

Кроме сорочки, мужской костюм включал штаны, которые шили из домотканого материала, и кафтаны, свитки, жупаны. Наиболее распространенными были кожухи. Зажиточные слои шили из дорогих мехов, а крестьяне из овчины. В 19 в. появились бурки из плотного сукна.

Женский костюм состоял из длинной сорочки свободного покроя, юбки или узорного сукна, фартука, безрукавки. Верхняя одежда была идентична мужской, она имела те же названия, но отличалась по фасону.

Традиционно в мужской и женский костюм входили также головные уборы. Они представляли одну из самых самобытных и выразительных частей одежды и отражали возраст, пол, социальное положение человека. Среди мужских головных уборов преобладали суконные или меховые шапки сферообразной формы, а также шляпы капелюши, женщины носили платки, чепцы, намитки, венки и т.д. Женские головные уборы показывали возраст и семейное положение, придавали костюму логическую завершенность.

Разнообразна по типам была обувь. С древних времен на Беларуси была представлена кожаная обувь, которую в основном носили привилегированные слои населения. В крестьянской среде носили в основном лапти из лыка или кожи. В зимние холода ступню утепляли либо соломой, либо сеном, поверх накручивали портянки. В праздники девали сапоги, молодые женщины носили башмачки. На рубеже 19-20 вв. широкое распространение получили валенки.

Общий костюм дополнялся различными поясами, пуговицами, украшениями, кошельками, сумками и т.д. Отличия соблюдались по сословному признаку.

Одежду носили с большим уважением. Одежда носила и некоторые социальные функции: замужняя женщина должна была появляться на людях только с покрытой головой; мужчинам необходимо было снимать шапку в помещениях, перед старшими, перед духовными особами.

 

Список литературы, рекомендуемой при подготовке к итоговой аттестации

 

Организация туризма.

 

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.; СПб.: Невский фонд: Издательский дом Герда, 2003. – 318 с.

2. Дурович А. Организация туризма Мн. Новое знание,2008 -620 с.

3.Горбылёва З.М. Экономика туризма: Учебник для образовательных учреждений туристического профиля. – Мн.:БГЭУ, 2004– 478 с.

4. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов туристического профиля. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 287 с.

5. Шаповал Г.Ф.История туризма Беларуси: Научное издание. – Мн.:РИВШ, 2006– 164 с.

6. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 199 с. 14 экз.

7. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учебник для студентов вузов специальности «Экономика и управление социально-культурной сферой». – 3-е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2002. – 408 с. 8 экз.

8.Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник для студентов вузов специальности «Менеджмент». – М.: Финансы и статистика, 2001. – 202 с. 13 экз.

9. Основы менеджмента: Учебник для студентов вузов туристического профиля. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 350 с. 9 экз.

10. Туризм и отраслевые системы: Учебник для студентов вузов туристического профиля. – М.: Финансы и статистика, 2002. - 271 с. 9 экз.

11. Туризм и отраслевые системы: Учебник для студентов вузов туристического профиля. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 271 с. 1 экз.

18. Туризм как объект управления: Учебник для студентов вузов туристического профиля. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 301 с. 20 экз.

19. Чудновский А. Д. Менеджмент туризма: Учебник для студентов вузов. М.: Финансы и статистика, 2002. – 285 с. 19 экз.

 

Краеведение Беларуси.

 

1. Загорульский Э..М. Историческое краеведение Беларуси, Минск, 1987

2. Кахановский Г.А. Археология и историческое краеведение Беларуси в 16-19 вв.

Минск,1984

3. Алексеев Л.В. Археология и краеведение Белоруссии в 16 в. – 30-е годы 19 века.

Минск,1996

4. Алексеев Л.В. Очерки истории белорусской археологии и исторического краеведения

до 60-х годов 19 века. Советская археология, М., 1968, № 3

5. Шпилевский П.М. Путешествие по Полесью и Белорусскому краю, Минск, 2004

6. Киркор А. Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом,

племенном, экономическом и бытовом значении, т.3, Литовское и Белорусское

Полесье, Минск,1993

7. Белорусь в рисунках Наполеона Орды: вторая половина 19 в. Минск, 2001

8. Гужаловский А.А. Музеи Белоруссии в дооктябрьский период М., 1991

9. Кудло К.К.. Землязнауства, краязнауства. Минск, 1996

10. Лярский П.Н. Пособие по краеведению, Минск, 1978

11. Мешечко Е.Н. Географическое краеведение Минск, 2002

12. Рылюк Г.Я. Истоки географических названий Беларуси с основами общей топонимики.

Минск,1987

13.Ткачев М.А. Замки Белоруссии. Минск, 1987

14. Федорук А.Т. Садово-парковое искусство Белоруссии. Минск, 1989

15. Чантурия В.А. Памятники архитектуры и градостроительства Белоруссии. Минск,

16. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: учебное пособие для вузов, Минск, 2000

17. Ясовеев М.Г. Курорты и рекреация в Беларуси. (М.Г. Ясовеев, В.Ф.Логинов,

Э.С.Кашицкий, И.И.Пирожник. Могилев, 2005

19. Историко-культурные регионы Беларуси: сборник ЕГУ. Минск,2002

20. Сабина П. Беларусь живописная, путеводитель, Минск, 2007

21. Сачанка Б.И. Мысл1цел1 1 асветн1к1 Беларус1 10-19 вв., Минск,1995

 

Туроперейтинг.

 

1.Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2008.

2.Бирицкая Н.М. Туроперейтинг: Учеб.-метод. пособие / Н.М.Бирицкая. – Мн.: БГЭУ, 2005.

3.Бирицкая Н.М. Туроперейтинг: учеб.-практ. пособие / Н.М.Бирицкая. – Минск.: БГЭУ, 2007.

4.Бутко И.И. и др. Туристический бизнес: основы организации / И.И.Бутко и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5.Быстров С.А., Воронцова М.Р. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2008.

6.Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учеб. пособие по специальности "Менеджмент орг." / Н.И.Гаранин, И.И.Булыгина. - М.: Совет. спорт, 2003.

7.Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок. М., Финансы и статистика, 2005.

8.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник, - М.: Финансы и статистика, 2007.

19.Кусков А. С. Менеджмент транспортных услуг: туризм: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 230500 "Социально-культурный сервис и туризм" / А.С.Кусков, О.В.Понукалина. – М.: РКонсульт, 2004.

20.Мурина Н.Н., Роговская А.А. Страховое дело: учеб. пособие для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования/ Н.Н.Мурина, А.А.Роговская, - Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.

21.Организация туризма: Учеб.пособие / А.П.Дурович, Г.А.Бондаренко, Т.М.Сергеева и др.; Под общ. ред. А.П.Дуровича.- 4-е изд. стереотипное.– Мн.: Новое знание, 2008.

22.Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов: Учеб. пособие по специальности 230500 - Соц.-культур. сервис и туризм / О.Я.Осипова. - М.: Академия, 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.