Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лицензирование предпринимательской деятельности




Классификация требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности

Способы реализации требований

 

Требования к предпринимательской деятельности реализуются прежде всего через публичную правоспособность хозяйствующих субъектов (вне правоотношения). В содержание их публичной правоспособности входят обязанности соблюдать нормы-запреты и нормы-ограничения, совершать соответствующие действия во исполнение обязанностей. Если нормы-запреты и нормы-ограничения соблюдаются (например, по недопущению недобросовестной конкуренции), конкретного правоотношения между предпринимателем и государством не возникает. Таким образом, при реализации требований-запретов правоотношение возникает лишь в результате правонарушения. Например, выявление антимонопольным органом факта недобросовестной конкуренции является основанием для возбуждения им производства о правонарушении и вынесении в адрес правонарушителя предписания. В результате между хозяйствующим субъектом - нарушителем антимонопольных требований и государством в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ) возникает конкретное правоотношение.

Нормы, содержащие требования к предпринимательской деятельности, в виде установления конкретных обязанностей могут быть реализованы в рамках правоотношения*(200), возникающего в результате позитивного регулирования (при отсутствии правонарушения). Например, предприниматели обязаны платить законно установленные налоги. Так, если на балансе коммерческой организации имеются основные средства - она обязана платить налог на имущество по установленной ставке, в срок представить декларацию по налогу на имущество. Налоговые обязанности содержат все признаки публичного обязательства (правоотношения) - субъекты, объект правоотношения, права и обязанности сторон. При нарушении налоговых требований (неисполнении налогового обязательства) возникает дополнительная обязанность налогоплательщика - обязанность отвечать за виновное правонарушение.

 

 

Как отмечалось выше, в требованиях к предпринимателям отражаются социально значимые интересы. Соответственно требования могут быть классифицированы в зависимости от отражаемых в них интересов.

Исполнение требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти.

Исполнения обязанностей, установленных для предпринимателей в интересах потребителей, наемных работников, самих хозяйствующих субъектов, вправе требовать от предпринимателей прежде всего лица, в интересах которых требования установлены (потребители, работники, хозяйствующие субъекты) в рамках соответствующих (гражданских, трудовых) правоотношений. Например, требовать от монополиста, оказывающего услуги (например, услуги связи) на основе публичного договора (ст. 426 ГК), заключения договора. Если услугодатель, для которого заключение договора является обязательным, уклоняется от этого, заинтересованная сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ). Заинтересованное лицо вправе обратиться одновременно в суд и в ФАС или только в ФАС с жалобой на монополиста, злоупотребляющего своим доминирующим положением в форме необоснованного отказа от заключения с ним договора. Подобное поведение монополиста означает, что при этом нарушается не только частный интерес лица, но и публичный интерес государства в создании конкурентной среды, в недопущении монополистической деятельности. Предписание в адрес монополиста о заключении договора, таким образом, является одновременно средством защиты частного и публичного интереса. Именно потому, что нарушением затрагиваются публичные интересы, за невыполнение предписания установлена административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ), а объектом правонарушения является порядок управления (указанное нарушение предусмотрено в главе 19 КоАП РФ "Административные правонарушения против порядка управления").

В зависимости от адресата, которого требования касаются, можно выделить требования:

- обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, получить лицензию по лицензируемым видам деятельности, подтвердить безопасность своего товара в установленном порядке и т.д.);

- обязательные только для юридических лиц (например, не использовать чужое фирменное наименование, платить налог на прибыль, установленный, как известно, для организаций);

- обязательные только для определенной категории юридических лиц (например, для унитарных предприятий, организаций-монополистов, включая работающих в условиях естественной монополии);

- обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности (кредитные организации, страховщики, инвестиционные институты). Например, требования к кредитным организациям о минимальном размере уставного капитала, о выполнении ими обязательных экономических нормативов, банковских резервных требований, о страховании вкладов граждан в установленном порядке и др.);

- обязательные только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы физических лиц).

В зависимости от субъекта, предъявляющего требования, различаются требования, установленные государством (РФ, ее субъектами) и органами местного самоуправления. Например, отношения, связанные с рекламой в целом, регулируются законодательством РФ, а связанные с наружной рекламой (место ее размещения, порядок получения разрешения на ее размещение, компетенция местных органов власти в этой сфере) регулируются, поскольку это касается использования земельных участков муниципальных образований, субъектов РФ, - законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований.

По содержанию (характеру) предъявляемых требований различаются требования:

- социальные (производить отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, платить работникам в размере не менее минимальной оплаты труда и пр.),

- финансовые (платить налоги и сборы, представлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, представлять в налоговые органы налоговые декларации и др.);

- производственные (соблюдать правила по технике безопасности, вовремя проходить процедуру сертификации своих товаров, регистрировать в установленном порядке декларации в целях недопущения появления на рынке товаров, не отвечающих требованиям безопасности, предусмотренных в технических регламентах;

- экологические;

- противопожарные;

- санитарно-эпидемиологические;

- ветеринарные;

- антимонопольные;

- требования предоставлять статистическую отчетность и другие требования.

В зависимости от этапа (стадии) становления и развития предпринимательской деятельности можно выделить следующие требования.

1. Требования легитимации лиц в качестве предпринимателей, легитимации соответствующих видов деятельности. Субъекты легитимируют себя в качестве предпринимателей, регистрируясь в качестве таковых в налоговых органах на основе Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальный предпринимателей". Налоговые органы регистрируют юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение пять рабочих дней.

Более сложной является процедура регистрации кредитных организаций. Порядок регистрации кредитных организаций определяется также Законом РФ от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации", Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"*(201).

Кредитные организации первоначально обращаются с заявлением о регистрации и пакетом соответствующих документов в Центральный банк РФ (Банк России).

Общий срок для принятия решения о государственной регистрации кредитной организации или отказе в этом не должен превышать шести месяцев с даты представления всех установленных документов.

После принятия положительного решения о возможности регистрации кредитной организации ЦБ в лице Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций направляет в налоговый орган по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа управления кредитной организации документы, предусмотренные ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Налоговый орган в течение пяти рабочих дней вносит кредитную организацию в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем уведомляет ЦБ. Центральный банк не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения о государственной регистрации кредитной организации и уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации (ст. 15 Закона о банках и банковской деятельности). Фактически кредитная организация получает два свидетельства: о государственной регистрации в налоговом органе и регистрации в Банке России. Обращает на себя внимание, что Закон о банках и банковской деятельности говорит о принятии ЦБ решения о государственной регистрации кредитной организации. Правильнее было бы говорить о принятии им решения о возможности государственной регистрации, поскольку государственная регистрация кредитных организаций осуществляется налоговыми органами на основе полученных от ЦБ материалов. Полагаем, надо отличать государственную регистрацию организаций и юридических лиц налоговыми органами и учетную (ведомственную) регистрацию кредитных организаций Банком России.

Получение лицензии означает легитимацию лицензируемого вида деятельности. Лицензирование осуществляется на основе Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".

2. Требования, предъявляемые на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности, т.е. сразу же после регистрации, получения лицензии:

- нельзя начинать деятельность, например, в сфере розничной торговли, не приобретя и не зарегистрировав в налоговом органе контрольно-кассовую технику установленных моделей, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовой техники;

- условием введения в оборот товаров, которые должны отвечать требованиям безопасности по перечню, установленному техническими регламентами, является процедура подтверждения их безопасности в установленном порядке путем сертификации товаров, регистрации декларации о соответствии товаров требованиям безопасности*(202);

- все хозяйственные операции начиная с момента их осуществления должны быть отражены документально. Документы первичного учета хозяйственных операций составляют основу бухгалтерского и налогового учета;

- созданное акционерное общество обязано зарегистрировать первый выпуск акций в Федеральной службе по финансовым рынкам (ее территориальных органах). Выпуски акций кредитных организаций регистрируются Центральным банком, его территориальными учреждениями;

- предпринимательская деятельность должна отвечать лицензионным требованиям и условиям;

- нельзя начинать и вести предпринимательскую деятельность с использованием объектов, не отвечающих экологическим требованиям, требованиям пожарной и иной безопасности. Еще до начала строительства здания, сооружаемого, например, в целях использования в качестве производственного корпуса, застройщику необходимо получить положительное заключение органа государственной экспертизы, предметом которой является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий (ст. 49 ГрК РФ);

- юридические лица и индивидуальные предприниматели как работодатели обязаны обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, и другие обязанности, предусмотренные ст. 212 ТК РФ.

Большинство из указанных требований (и корреспондирующих им обязанностей) предприниматели обязаны соблюдать в процессе всей своей деятельности (выполнять лицензионные требования и условия, по ведению бухгалтерского учета, по обеспечению безопасных условий труда для работников, антимонопольные и другие требования).

3. Требования, предъявляемые в процессе дальнейшего осуществления, расширения предпринимательской деятельности. На данной стадии круг предъявляемых требований расширяется. Так, по итогам отчетных периодов предприниматели обязаны представлять статистическую, налоговую, а юридические лица также бухгалтерскую отчетность. По итогам налоговых (отчетных) периодов предприниматели (индивидуальные и юридические лица) обязаны платить законно установленные налоги.

Если лицо занимает доминирующее положение на рынке товаров и услуг, оно обязано не злоупотреблять своим доминирующим положением.

При эмиссии ценных бумаг необходимо соблюдать требования о государственной регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска и другие требования.

Если предприниматели занимаются внешнеторговой деятельностью, они обязаны соблюдать требования в сфере внешней торговли товарами, услугами, информацией и исключительными правами, предусмотренные Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", а также требования, связанные с совершением валютных операций, предусмотренные Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Основные требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, рассмотрены в настоящем учебнике в рамках соответствующих тем курса.

 

 

Субъект предпринимательского права может осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности только после получения специального разрешения (лицензии)*(203), предоставляемого уполномоченными органами власти. Лицензия легитимирует*(204) деятельность предпринимателя, поскольку определяет возможность ведения им тех или иных видов предпринимательской деятельности*(205).

Нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности представлено рядом законодательных и подзаконных актов, которые регламентируют порядок проведения мероприятий в рамках процедуры лицензирования.

Анализируя законодательные основы данного правового института, прежде всего следует отметить, что в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) содержится положение, согласно которому отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании)*(206).

При применении Закона о лицензировании следует учитывать, что его действие не распространяется на лицензирование деятельности кредитных организаций, деятельности в области связи, биржевой деятельности, страховой деятельности, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществления внешнеэкономических операций*(207) и др. (п. 2 ст. 1 Закона). Такое положение неоднозначно воспринимается учеными. В частности, предлагается "...в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования"*(208). В настоящий же момент унификация лицензионного законодательства проведена, но только в части установления единого перечня лицензируемых видов деятельности.

Значительное место в системе источников нормативно-правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности отведено подзаконным нормативным правовым актам, которые принимаются на основании и во исполнение Закона о лицензировании.

Закон о лицензировании, определяя полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования, предусматривает, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ (ст. 5). Правовой формой реализации этих полномочий Правительства РФ является форма постановлений.

В частности, постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Постановление о лицензировании)*(209) определены важнейшие вопросы, касающиеся сферы лицензирования предпринимательской деятельности. Утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование*(210), указано, какие виды деятельности лицензирует каждый из них; определен перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Далее, среди подзаконных актов следует обозначить постановления Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании конкретных видов деятельности. В этих положениях определяются: а) лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензий и лицензиатам; б) круг соискателей лицензии; в) срок действия лицензии; г) виды дополнительных документов, которые нужно представить соискателю лицензии (при предоставлении лицензии в общем порядке).

В отношении большинства видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, утверждены соответствующие положения. Приведем пример. Так, постановлением Правительства РФ от 6 мая 2005 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам*(211).

Таким образом, подзаконное нормативно-правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности дополняет и развивает законодательные основы регламентации указанных отношений.

Рассмотрим основные положения правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2 Закона о лицензировании).

Таким образом, лицензирование определено в качестве совокупности мероприятий путем перечисления их содержания, которое почти полностью соответствует полномочиям лицензирующих органов, закрепленным в ст. 6 Закона о лицензировании.

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании. Например, в городе Москве действует Комитет лицензирования города Москвы*(212), который обеспечивает проведение политики города в области лицензирования, осуществляет лицензирование видов деятельности на территории города.

Лицензирующим органам предоставлены полномочия по предоставлению лицензий, переоформлению документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлению и возобновлению действия лицензий, прекращению действия лицензий, ведению реестров лицензий, контролю за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, обращению в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

В ст. 3 Закона о лицензировании установлены принципы осуществления лицензирования, которые определяют возможность соискателей лицензий реализовать право на получение лицензии, а лицензиатов - осуществлять лицензируемые виды деятельности беспрепятственно. Это следующие принципы:

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в данный перечень*(213). Вместе с тем непосредственно в Законе о лицензировании (пп. 5-7 ст. 18) содержатся нормы, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования отдельных видов деятельности. Например, со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование деятельности, связанной с производством авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, и др.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности установлены в ст. 4 Закона о лицензировании*(214). К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Как представляется, введение лицензирования, "...даже если вид деятельности отвечает указанным критериям, должно приниматься законодателем не автоматически, а при условии невозможности обеспечить в полной мере защиту публичных интересов иными средствами"*(215), кроме того, следует проводить периодическую оценку эффективности применения в отношении конкретных видов деятельности лицензирования с возможным отказом по ее результатам от его применения.

Лицензия предоставляется на каждый лицензируемый вид деятельности. Исключение из этого правила определено в отношении видов деятельности, установленных в п. 2 ст. 17 Закона о лицензировании (например, космической деятельности, медицинской деятельности). В рамках этих видов деятельности лицензированию подлежат определенные работы и услуги. Перечень таких работ и услуг устанавливается положениями о лицензировании указанных видов деятельности*(216).

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Закона о лицензировании)*(217).

В Законе о лицензировании (например, ст. 9, 10) использовано также понятие "документ, подтверждающий наличие лицензии", поэтому представляется возможным сделать вывод о том, что сама лицензия, являясь разрешением государства, предоставленным его компетентным органом власти, не имеет материальной формы.

Соискателем лицензии на осуществление отдельных видов деятельности по общему правилу может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. При этом нормы, исключающие из числа соискателей лицензий индивидуальных предпринимателей, должны содержаться исключительно в законах.

Так, решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2003 г. N ГКПИ2003-11 нормы Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, ограничивающие возможность ведения этой деятельности индивидуальными предпринимателями, признаны недействующими.

В обоснование этого решения были положены следующие доводы. Согласно п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с данным Законом. В соответствии со ст. 2 названного Закона соискателем лицензии и лицензиатом может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Таким образом, Закон о лицензировании не содержит ограничений на осуществление фармацевтической деятельности индивидуальными предпринимателями.

Не содержится таких ограничений и в других федеральных законах. В ст. 33 Закона о лекарственных средствах указано, что физические лица могут заниматься определенными видами фармацевтической деятельности при наличии высшего фармацевтического образования или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. Анализ вышеприведенных норм законов, а также ст. 14, 15 Основ законодательства об охране здоровья граждан свидетельствует о том, что индивидуальные предприниматели, отвечающие определенным условиям, могут заниматься фармацевтической деятельностью*(218).

Нормы Закона о лицензировании предусматривают общий и упрощенный порядок лицензирования.

Для получения лицензии в общем порядке соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором помимо сведений о соискателе лицензии (например, для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика и др.) указывается также лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, и адреса мест его осуществления.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

- копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии*(219);

- копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Так, определением Верховного Суда РФ от 29 марта 2005 г. N КАС05-94 оставлено без изменения решение Верховного Суда РФ от 11 января 2005 г. об отказе о признании недействующим приказа Министерства транспорта РФ от 22 июня 1998 г. N 75, которым были утверждены Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Заявитель оспаривал абзац 2 раздела 1 указанных Квалификационных требований, предусматривающий, что профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации при осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации".

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о соответствии абзаца 2 раздела 1 Квалификационных требований действующему законодательству Российской Федерации о лицензировании.

Данный вывод суда подтверждается содержанием Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402, из которого следует, что соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом, является одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Кроме того, при принятии решения по делу Верховный Суд РФ обоснованно руководствовался и ст. 9 Закона о лицензировании, согласно которой в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов для получения лицензии, необходимость предоставления которых предусмотрена соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено законом. Принятие нормативного акта - Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом - предусмотрено вышеназванным Законом. Данным Положением предусмотрена необходимость представления соискателем лицензии документов, свидетельствующих о его квалификации в области перевозок пассажиров и грузов, что и нашло отражение в указанных выше Квалификационных требованиях.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом о лицензировании.

Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии лицензирующий орган принимает после проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия*(220) - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (ст. 2 Закона о лицензировании). Лицензионные требования и условия предъявляются к объектам недвижимости, оборудованию, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности, предметам непосредственной деятельности, кроме того, такие требования могут касаться, например, наличия специального образования у работников соискателя лицензии или у него самого*(221).

Лицензирующий орган принимает решение в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Такое решение оформляется соответствующим актом. Лицензирующий орган обязан в указанный срок в письменной форме уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность их выполнения.

Отказ в предоставлении лицензии возможен по следующим основаниям:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в предоставлении лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Отказ в предоставлении лицензии по иным основаниям Законом о лицензировании не предусмотрен.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Соискатель лицензии или лицензиат самостоятельно выбирают порядок лицензирования (общий или упрощенный). При этом упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам*(222). Кроме того, упрощенный порядок лицензирования возможен только в отношении лицензирования видов деятельности, указанных в п. 6 ст. 9 Закона о лицензировании (например, перевозки воздушным транспортом грузов).

Соискатель лицензии, выбравший упрощенный порядок лицензирования, представляет в лицензирующий орган заявление и документы, предусмотренные Законом о лицензировании при осуществлении лицензирования в общем порядке, за исключением документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Также следует представить копию договора страхования гражданской ответственности (с представлением оригинала, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

При упрощенном порядке лицензирования проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий лицензирующим органом не проводится, решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

На упрощенный порядок лицензирования может перейти лицензиат. В таком случае ему необходимо направить или представить в лицензирующий орган заявление о переходе на упрощенный порядок лицензирования с приложением копии договора страхования гражданской ответственности или копии сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

Документ, подтверждающий наличие лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату в течение трех дней после представления лицензиатом документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Согласно ст. 10 Закона о лицензировании в решении о предоставлении лицензии и в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются:

- наименование лицензирующего органа;

- полное и (в случае если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

- фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 17 Закона о лицензировании);

- срок действия лицензии;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- номер лицензии;

- дата принятия решения о предоставлении лицензии. Закон о лицензировании предусматривает возможность выдачи дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, заверенных лицензирующим органом копий такого документа (ст. 9); определены случаи, когда лицензиат обязан подать заявление о переоформлении указанного документа. В частности, в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния (при наличии у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (ст. 11).

Срок действия лицензии начинает течь с момента принятия решения о предоставлении лицензии и в соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании не может быть менее 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности предусматривается бессрочное действие лицензии*(223).

Действие лицензии прекращается со дня окончания срока действия лицензии, принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также в иных случаях, указанных в п. 3 ст. 13 Закона о лицензировании.

Действие лицензии по кругу лиц определено в п. 1 ст. 7 Закона. В частности, вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В подтверждающем наличие лицензии документе указываются сведения о лицензиате, которые позволяют отграничить его от иных лиц. Допуск другого лица к осуществлению такой деятельности является нарушением условий действия лицензии, поскольку одним из основополагающих требований лицензирования является исключение сублицензионных отношений*(224).

Территориальные границы действия лицензии установлены п. 2 ст. 7 Закона о лицензировании. Во-первых, деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории РФ. Органу исполнительной власти субъекта РФ полномочия по осуществлению мероприятий в сфере лицензирования передаются федеральным органом исполнительной власти по соглашению с последним.

Во-вторых, деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ*(225), может осуществляться только на территории этого субъекта РФ, на территориях иных субъектов РФ - при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ о намерении осуществлять лицензируемую деятельность на территориях этих субъектов РФ. Сведения, которые указываются в уведомлении, определены в п. 5 Постановления о лицензировании.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют (ст. 14 Закона о лицензировании), ведение сводного реестра лицензий по всем видам деятельности нормами действующего законодательства не предусмотрено. Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц, которым она предоставляется за плату в виде выписок о конкретных лицензиатах, информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Лицензирующие органы в соответствии со ст. 12 Закона о лицензировании осуществляют лицензионный контроль в отношении соискателей лицензий и лицензиатов. При этом лицензирующие органы осуществляют проверку как сведений о данных лицах, так и возможности выполнения (соблюдения) ими лицензионных требований и условий.

К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"*(226).

Обратим внимание, что при упрощенном порядке лицензирования лицензионный контроль проводится только в отношении полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах. Кроме того, плановые проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям не проводятся.

За осуществление лицензируемых видов предпринимательской деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в ч. 3 ст. 14.1 - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ч. 4 ст. 14.1 - за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Совершение данных правонарушений влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностных лиц, юридических лиц. При осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением*(227) условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата лицензирующий орган на основании п. 1 ст. 13 Закона о лицензировании в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Возобновление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом по истечении срока административного приостановления деятельности лицензиата или при досрочном прекращении исполнения этого административного наказания.

Если же в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия может быть аннулирована только решением суда*(228).

Применение мер уголовной ответственности по ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) за незаконное предпринимательство осуществляется, если в результате осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Крупным ущербом, доходом в крупном размере признаются ущерб, доход в сумме, превышающей 250 тыс. рублей. За совершение данных преступлений ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа, обязательных работ, ареста.

Часть 2 ст. 171 УК РФ устанавливает более строгие меры наказания за то же деяние, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, т.е. в сумме, превышающей 1 млн. рублей*(229).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.