Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОБЩИЕ ИТОГИ 3 страница




Однако наряду с исследованиями, подтверждающи­ми высокую дифференциацию головного мозга в отно­шении разнообразных психических функций, имели мес­то другие исследования, вытекающие выводы из которых были прямо противоположны и говорили в пользу экви-

Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________

потенциальности мозга. Речь идет об опытах Ф. Гольца, которые подтверждали первоначально выдвинутые идеи Ж. Флуранса. В начале XX столетия к сходным результа­там и выводам пришел К. Лешли, изучавший особенности изменения навыков у крыс в зависимости от разрушения определенных участков мозга. Эти выводы состояли в том, что степень нарушения навыков зависит, главным обра­зом, от массы удаленного мозга, и что различные его уча­стки имеют равное отношение к образованию и восста­новлению разнообразных навыков, как сложных форм поведения.

Любопытно заметить, что представители целостно­го подхода к мозгу также находили аналогию, но уже в других психологических представлениях о душе как о еди­ной и неразложимой на части сущности. Поэтому вновь появляются попытки прямого соотнесения психологичес­кой и анатомической картины работы сознания, с одной стороны, и мозга, - с другой. «Правда,- замечает А.Р. Лурия, - на этот раз «целостное поведение» сопоставляется с «целостным мозгом», который начинает пониматься как однородная масса, действующая по целостным законам «поля» [75, с. 17.].

Таким образом, в решении проблемы локализации психических функций выделяется два противоположных направления - аналитическое и синтетическое. Предста­вители первого выступали за отнесение отдельных пси­хических функций к определенным мозговым структурам, сторонники другого, наоборот, рассматривали различные психические явления как функцию всего мозга. Общая ошибка обоих направлений состояла в том, что психи­ческие функции проецировались прямо на мозг, минуя функциональный уровень анализа его работы, в то время как связь психического со структурой мозга всегда опос­редована физиологической деятельностью. Психоморфологизм в решении вопроса о мозговых механизмах психи­ческой деятельности был преодолен только после работ наших русских ученых И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.

После И.М. Сеченова, В.М. Бехтерев настолько впе­ред продвинул знания в области анатомии и физиологии головного мозга, что его современники в России и за ру­бежом отзывались о нем как об ученом, больше и лучше которого никто не знал устройство и функции головного мозга. Подобную оценку можно в равной мере отнести и к И.П. Павлову, учение которого о динамической лока­лизации головного мозга сыграло определяющую роль в понимании анатомо-физиологических механизмов психи­ческих явлений.

Благодаря И.М. Сеченову, В.М. Бехтереву, И.П. Пав­лову и их предшественникам в Европе, было твердо уста­новлено, что мозг есть орган психики и поэтому все рас­суждения о психических явлениях вне связи с мозгом, фун­кцией которого они являются, становились бесплодной мистикой. Анатомо-физиологические исследования го­ловного мозга равно как и опыты в нервно-мышечной и сенсорной физиологии явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественнонауч­ные рельсы, предпосылкой объективного изучения пси­хики животных и человека.

§ 6. Роль психиатрии в Развитие знаний о душевных болезнях и их причинах сыграло становлении психоло- такженемаловажную роль в оформлении психологии как науки. гии как науки Более того, забегая вперед скажем, что в ряде стран, и прежде всего в России и Франции, психиатры выступят инициаторами преобразования психологии в эк­спериментальную область знаний.

Первые научные попытки объяснить психические заболевания отмечаются в VI в. до новой эры. Наиболее распространенной в этот период была мозговая теория душевных болезней. Пифагор, например, связывал эпи­лепсию с расстройством и заболеванием головного мозга. Эта точка зрения была поддержана Алкмеоном и Гиппо­кратом. Гиппократ видел источник душевных болезней в нарушении мозговой деятельности, вызываемом диспро­порцией основных четырех видов жидкостей, пропиты­вающих мозговое вещество. Александрийские врачи так­же считали, что психические заболевания вызываются нарушениями мозга и нервной системы. Гуморально-мозговую теорию психозов развивал и Гален.

Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________

 

Однако под влиянием Сократа и Платона, а в пери­од раннего христианства - Плотина и Августина, появ­ляются попытки найти причины психических отклонений внутри самой душевной деятельности. Таким образом, уже в древней психиатрии как в первых представлениях о природе душевных заболеваниях, так и в первых их клас­сификациях, наметилось два противоположных течения -органическое (школа соматиков) и чисто психическое (школа психиков) направления, борьба между которыми не будет затухать на протяжении всех последующих сто­летий. В области практической психиатрии роковую роль сыграли некоторые указания древних врачей из школы психиков, особенно Цельса, по обращению с душевно­больными. В качестве мер излечения ими предлагались такие лечебные показания как голод, избиение, грубое насилие, цепи, наручники и др. Перечисленные формы терапии станут а странах Западной Европы общеприня­тым нормами обращения с душевнобольными вплоть до XIX столетия.

В средневековый период естественнонаучное объяс­нение психических болезной полностью сменяется мис­тическим представлением об их причинах. Душевные за­болевания начинают рассматриваться как результат по­селения в душу дьявола, как следствие злонамеренного колдовства. Для изоляции душевнобольных стали учреж­даться специальные заведения, похожие на тюрьмы, где больных секли розгами, кололи иглами, шпагами с целью изгнания из души поселившегося дьявола и освобождения человека от колдовства. Если до эпохи Возрождения та­кие меры воздействия на больных не находили сочувствия со стороны светских и духовных властей, то с XV -XVI вв. церковь сама становится во главе массовой расправы с теми, кто отдал свою душу дьяволу. Издавались специаль­ные буллы с указанием способов распознавания и истреб­ления одержимых.

Но даже тогда, когда костры инквизиции горели по всей Европе, раздавались здравые голоса протеста. Дос­таточно упомянуть имя немецкого врача XVI столетия И. Вейера, призывавшего заменить трибунал инквизиции лечением больных, твердо веря античным заветам: в здо­ровом теле - здоровый дух, а стало быть, укрепляя тело, можно вылечить и душу. Как правило, для сторонников соматического направления были характерны не только материалистические тенденции в области теории душев­ных болезней, но и стремление к гуманному обращению с душевнобольными в психиатрической практике. Физи­ческие истязания лишь усугубляют и без них болезненное тело и душу человека. Подобные прогрессивные взгляды выражали итальянские врачи XV -XVI вв. Монтанус, Вет-тори, Меркуриали, Платер и др. Уже тогда Ф. Платер ут­верждал, что мозг есть орудие мысли и всякое его повреж­дение ведет к душевным извращениям. Излечивая мозг, можно устранять и психические отклонения.

В XVII в. психиатрия, подобно другим наукам, ис­пытывает сильное влияние материалистических тенден­ций Р. Декарта и Ф. Бэкона. Так, например, Ш. Ляпуа свя­зывал психические заболевания с расстройством нервной системы, полагая, в частности, что в основе истерических припадков лежат процессы механического сжатия и рас­ширения мозговых оболочек.

В XVIII в. центром передовой и научной психиат­рии становится Франция. Реформатором французской психиатрии является Филипп Пинель. Мировоззрение Ф. Пинеля складывалось под непосредственным влияни­ем французских материалистов XVIII в. Ему хорошо были знакомы работы Ж. Ламетри, П. Гольбаха, К. Гельвеция. Он был лично знаком с П. Кабанисом. Прогрессивные взгляды французских материалистов легли в основу всей практической и теоретической деятельности Ф. Пинеля. Выдвинутые им основные принципы клинической психи­атрии сводились к следующему: уничтожение тюремных режимов, гуманизация мер успокоения и усмирения боль­ных, снятие с них железных цепей и наручников, созда­ние благоустроенных больниц, преобразование психиат­рии в опытную науку по образцу других областей есте­ствознания, введение объективных методов изучения причин душевных заболеваний.

Ф. Пинель но только провозгласил новые принци­пы в теории и практике психиатрии, но и сам сделал пер­вые шаги к построению психиатрии как науки, Им было предпринято первое

Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________

 

массовое обследование 200 больных, давшее ему возможность построить новую классифика­цию психических заболеваний. Эта классификация вклю­чала пять основных видов душевных расстройств: мания, мания без бреда, меланхолия, слабоумие и идиотизм. В основу классификации был положен психологический принцип, т.е. в учет принимались особенности наруше­ния интеллекта, чувств и воли. Среди главных причин, вызывающих психические нарушения, им указывались два их вида - это причины предрасполагающие, к которым Ф. Пинель относил наследственные факторы и индивиду­альные склонности к психозам, и причины производящие, включающие физические травмы и органические наруше­ния мозга, с одной стороны, и моральные потрясения, - с другой.

Дело, начатое Ф. Пинелем, нашло своих продолжа­телей как в самой Франции, так и за ее пределами. В Анг­лии подлинным реформатором психиатрии становится Д. Конолли. В области практической психиатрии он пошел даже дальше Ф. Пинеля. С именем Д. Конолли связано на­чало повсеместного движения против всякого стеснения душевнобольных. Если Ф. Пинель, сняв цепи и наручники с душевнобольных, оставил на них смирительные рубаш­ки, то Конолли уничтожил и их. В Бельгии в этот же пери­од передовые позиции в организации психиатрического дела занимал Ж. Гислен. Своей прогрессивной деятельнос­тью он завоевал право называться бельгийским Пинелем.

В отличие от Франции, Англии и Бельгии развитие психиатрии в Германии в конце XVIII и первой полови­не XIX в. характеризуется противоположными тенденци­ями. Начиная с И. Канта, психиатрия в этой стране выс­тупала как придаток философии. Теоретическую пси­хиатрию развивали философы далекие от практической психиатрии, и поэтому она носила умозрительный харак­тер. Господствующее положение занимали взгляды, со­гласно которым душевные болезни понимались как соб­ственные порождения духа, как результат злого начала в душе. Такая точка зрения по существу возрождала идеи средневековой психиатрии, распространению которой в значительной мере способствовала укоренившаяся в Гер­мании философская традиция рассматривать материаль­ный мир продуктом духовного. Вое телесные болезни от­носились на счет извращенного духа и злой воли.

Для укрощения злой воли или ее исправления сто­ронниками идеалистического крыла в науке о душевных болезнях (Гейнрот, Ид ел ер, Бенеке и др.) предлагали при­менять механическую, болевую, тошнотворную и водную терапию, представлявшую собой самые изощренные при­емы истязания душевнобольных людей. Так, в технику механотерапии входили специальные смирительные меш­ки, рубашки, стулья, кровати, кожаные маски и деревян­ные груши против стона и криков больных. Особую по­пулярность приобрели вращательные машины, кровати, колеса, на которых больных вращали до наступления тош­ноты, рвоты, удушья, непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Кроме этих средств применялись также при­нудительное стояние, напоминающее распятие на кресте, прижигание каленым железом, плетки и др. Значительное место в терапевтической практике занимала гидротера­пия в ее самых различных формах. Больного о помощью особых устройств и приспособлений внезапно погружа­ли или сбрасывали с большой высоты в студеную воду, ставили под ледяной душ или водяную струю, падающую на голову больного с большой высоты в течение длитель­ного времени. Считалось, что все эти меры призваны из­гнать у душевнобольного дурные идеи, перегруппировать в нужном направлении представления и чувства, заменить безумные акты на разумные.

Против такой потрясающей терапии выступили в Германии представители соматического направления в немецкой психиатрии. Среди них особенно выделяется известный немецкий врач Г. Гризингер. Ему принадлежит заслуга в переводе национальной психиатрии из области умозрительных схем в естественнонаучное русло. Он счи­тал, что в основе всякого психического заболевания лежат патологические процессы в головном мозгу. Его работа «О психических рефлекторных актах» (1843) предвосхити­ла рефлекторное учение И. М. Сеченова и положила пер­вые основы рефлекторного направления в психиатрии.

Во второй половине XIX столетия под влиянием эволюционных идей Ч. Дарвина внутри

Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________

 

соматического направления в европейской психиатрии начинает неоправ­данно переоцениваться роль наследственного фактора в психопатогенезе. Появляются учения весьма реакционные по своему содержанию. Наиболее сильное влияние на ев­ропейскую психиатрию оказала теория дегенерации фран­цузского психиатра Б. Мореля. В своем «Трактате о вы­рождениях» (1857) он развивал положение о постоянном усилении болезненных свойств при передаче их от одно­го поколения к другому. Концепция вырождения получи­ла поддержку и в других странах, особенно в Германии (Г. Шюле, К. Эбинг и др.).

Во французской же психиатрии второй половины XIX в. более передовые позиции занимали Нансийская школа и школа Ж. Шарко, известная под названием «Шко­ла Сальпетриер». В них обеих развивался соматический подход к душевным заболеваниям, активно внедрялась практика гуманного обращения с больными, интенсивно разрабатывались проблемы гипноза и внушения. Имен­но с этими двумя научными школами и прежде всего со школой Ж. Шарко связано возникновение во Франции экспериментальной психологии.

Первые опыты по внушению были проведены еще в конце XVIII в. Месмером, выступившим впоследствии с теорией животного магнетизма. Согласно этой теории предполагалось, что от магнетизера исходят невидимые флюиды, которые проникают в организм больного и не­сут с собой целительное действие. Несколько позднее было открыто, что магнетическими пассами можно вызвать искусственный сон. Английский врач Д.Бред на основа­нии многочисленных опытов пришел к выводу о том, что ведущую роль в возникновении искусственного или гип­нотического сна играют не магнетические пассы сами по себе, а утомление органов чувств при длительном на них воздействии.

Иного понимания гипноза придерживались фран­цузские психиатры. Представитель Нансийской школы П. Льебо, написавший книгу «Лечение внушением и его механизм» (1891), связывал явление гипноза со свойством внушаемости, которым характеризуются все люди без исключения только в разной степени. Ж. Шарко, в свою очередь, также опираясь на большое количество опыт­ных данных, полученных им совместно со своими сотруд­никами, придерживался иной точки зрения. Ж. Шарко за­метил сходство в картинах развития гипнотических со­стояний, с одной стороны, и истерии, - с другой. Отсюда восприимчивость к гипнозу стала рассматриваться в шко­ле Ж. Шарко как признак предрасположения к истеричес­ким заболеваниям. Занимаясь практикой гипноза, Ж. Шар­ко вводит два ведущих принципа гипнотической техники. По мнению Ж. Шарко, гипнотическое состояние наибо­лее эффективно вызывается либо сильным внезапным раз­дражителем, либо слабым по интенсивности, но монотон­ным и длительным по времени. Широкую известность приобрели исследования у больных памяти и подразде­ление ее на три основных разновидности - моторную, зрительную и слуховую. Ж. Шарко принадлежит приори­тет в выделении основных форм неврозов - истерии, нев­растении и психастении, возникновение которых, как впро­чем и всех других психических заболеваний, связывалось с органическими и функциональными расстройствами не­рвной системы и головного мозга. В целом научное лицо психиатрической школы Ж. Шарко определяли сравнитель­ные исследования психической нормы и патологии, есте­ственнонаучная ориентация в теории и методах исследо­вания и лечения больных, систематическая разработка проблем гипноза и внушения, выступавших и как метод лечения, и как предмет научного анализа. Традиции шко­лы «Сальпетриер» во многих отношениях определили ха­рактер и направление первых экспериментальных ис­следований в психологии. Более того, ближайшие учени­ки и последователи Ж. Шарко Т. Рибо, Ж. Дюма, Л. Бине, П. Жане и др. выступили инициаторами и организатора­ми экспериментальной психологии во Франции.

В определенном отношении судьбы эксперименталь­ной психологии во Франции оказались сходными с исто­рией возникновения экспериментальной психологии в России. Как и во Франции, пионерами русской экспери­ментальной психологии явились в основном невропато­логи и психиатры.

Начало формирования научной психиатрии в Рос­сии относится ко второй половине XIX столетия. Осно­вателем отечественной психиатрии явился И.М. Балинский (1827- 1902). Его заслуга состоит прежде всего в том, что он своей неутомимой деятельностью создал органи­

Ψ___§ 6. Роль психиатрии в становлении психологии как науки________________________

 

зационные предпосылки построения в России научной психиатрии. И.М. Балинским были открыты первые в Рос­сии кафедра (1857) и психиатрическая клиника (1867) в Петербурге. В основании кафедры и клиники И.М. Балинский видел реальный фундамент для развития новой на­уки. И.М. Балинский рано ушел в отставку, оставив ши­рокое поле деятельности молодым ученым. Поэтому на­учная работа в созданных им психиатрических центрах развертывается во всей полноте его учениками во главе с И.П. Мержеевским.

Основной цикл исследований, проведенных как са­мим И.П. Мержеевским, так и его сотрудниками, был по­священ изучению душевных болезней в связи с патологи­ческими изменениями в мозгу и в организме в целом. В диссертационном исследовании «Клиническое исследо­вание неистовых» И.П. Мержеевским было показано, что в возбужденном состоянии у больного происходят рез­кие сдвиги во всех показателях обмена. Отсюда был сде­лан практический вывод о нецелесообразности помеще­ния больных в тесные и душные изоляторы. Этот вывод имел огромное значение для того времени, поскольку он требовал кардинального пересмотра принципов и прак­тики содержания душевнобольных и ухода за ними. Под руководством И.П. Мержеевского в психиатрической кли­нике выполнялись исследования по изучению влияния различных вредных воздействий на нервную систему. В конкретную проблематику исследований входило изуче­ние влияния голода, отравлений фосфором, удаления щи­товидной железы и других факторов, вызывающих нару­шение в деятельности нервной системы. Одновременно проводились исследования экспериментальные анатомо-физиологические исследования мозга. В результате пло­дотворной научно-исследовательской работы в клинике И.П. Мержеевского было подготовлено около 30 диссер­таций, опубликовано свыше 150 научных работ. Из стен первого в России психиатрического центра вышло более 50 квалифицированных специалистов-психиатров. Все это несомненно было большим первоначальным вкладом в развитие отечественной психиатрии.

Опыт работы И.М. Балинского и И.П. Мержеевс-кого служил образцом и примером для развития психи­атрической науки в других городах России. Новые пси­хиатрические центры открываются в Казани, Москве, Харькове, Киеве. При этих центрах организуются и пер­вые психологические лаборатории. Как известно, кафед­ра психиатрии была открыта при Казанском универси­тете, которую с конца 1885 г. возглавил В.М. Бехтерев. В 1886 г. им организуется здесь и первая психофизиоло­гическая лаборатория. Переехав в Петербург и сменив там ушедшего в отставку И.П. Мержеевского, В.М. Бех­терев открывает при кафедре психиатрии Военно-меди­цинской академии вторую психологическую лаборато­рию (1894). Как в казанский, так и в петербургский пе­риод, научная деятельность В.М.Бехтерева отличалась многогранностью. Его научный вклад в различные облас­ти - анатомию и физиологию головного мозга, невропа­тологию, психиатрию, психологию трудно переоценить. Во всех этих областях В.М. Бехтерев был выразителем передовых идей, последователем учения И.М. Сеченова, сторонником объективного подхода к изучению нервно-психической деятельности. Становление В.М. Бехтерева как ученого с мировым именем проходило после откры­тия им собственной лаборатории и тем более вундтовской лаборатории в Лейпциге (1879), поэтому более пол­ная характеристика его научных взглядов и их оценка должны бить отнесены хронологически к периоду, свя­занному с развитием психологии уже как самостоятель­ной науки. Сейчас же важно подчеркнуть, что В.М. Бех­терев, как представитель медицины и естествознания, выступил после И.М. Сеченова не только идейным вдох­новителем естественнонаучной и экспериментальной психологии, но и ее непосредственным организатором в нашей стране.

Начало Московской психиатрической школы было положено А. Кожевниковым, организовавшим в 1837 г, на частные пожертвования психиатрическую клинику. Руководителем ее стал С.С. Корсаков, с именем которого связаны многие важные вехи как в психиатрии, так и в психологии. Прежде всего С.С. Корсаков является вождем отечественного движения против всякого стеснения ду­шевнобольных. Его научная работа о полиневротическом психозе, о которой он доложил в 1889 г. на международ­ном медицинском конгрессе, принесла С.С. Корсакову ми­ровое признание. Значение этой работы состояло, главным образом, в обосновании зависимости

Ψ___§ 1. Основание психофизики_____________________________________________________

патопсихологичес­ких явлений от повреждения мозга и нервной системы вообще. Кроме того, С.С. Корсакову, как и В.М. Бехтере­ву, принадлежит заслуга в утверждении материалистичес­ких позиций в психиатрии и психологии, объективного подхода к изучению психики и отклонений в ней, нако­нец, в практическом осуществлении мероприятий по пре­образованию психологии в экспериментальную науку. Как известно, по его инициативе в 1895 г. в Москве со­здается еще одна психологическая лаборатория в России.

Значительный вклад в развитие русской психиатрии, а также в подготовке и основании русской эксперимен­тальной психологии внесли образовавшиеся психиатри­ческие центры в Киеве, Харькове, Юрьеве во главе с П.И.­Ковалевским, И.А. Сикорским, В.Ф. Чижом - видными русскими учеными, врачами-невропатологами и психи­атрами.

Из краткого обзора истории психиатрии видно, что ее развитие проходило в длительном противоборстве со­матического и спиритуалистического направлений, раз­витие, которое, по верному замечанию Ю.В. Каннабиха, представляло собой форму борьбы двух мировоззрений - материализма и идеализма, борьбу двух подходов к пони­манию причин душевных болезней, двух ориентации в ме­тодах их изучения и лечения. Не будет преувеличением, если скажем, что все лучшие достижения в области пси­хиатрии были связаны в основном с естественнонаучным направлением, утверждавшим детерминистическое знание о природе психических расстройств, именно психосомати­ческая, психоневрологическая линия в психиатрии спо­собствовала переносу идеи природного детерминизма и в область психологии, утверждению в ней объективного подхода к изучению психики в ее нормальном и болезнен­ном состоянии. Но заслуга передовых естествоиспытате­лей, врачей-невропатологов и психиатров определяется не только формированием ими теоретических предпосылок естественнонаучного преобразования психологии, но и непосредственным участием в ее обновлении, особенно в России и Франции.

Глава 8 ОФОРМЛЕНИЕ ВНУТРИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ПЕРВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ ПСИХОЛОГИИ

§ 1. Основание психо- Во второй половине XIX в. отдельные вопросы и проблемы, физики лежащие на границе физи­ологии и психологии, становятся предметом специальных и систематических исследований, которые затем обособ­ляются и оформляются в относительно самостоятельные научные направления. Одной из первых таких областей и явилась психофизика, созданная немецким физиком, фи­зиологом и философом Г. Фехнером (1801-1887).

Психофизика была задумана Г. Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Опира­ясь на философию Шиллинга, Г. Фехнер выступил с учени­ем о тождестве психического и физического, выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы. Он полагал, что психическое разлито по всей вселенной, а все косми­ческие объекты в ней являются обратной стороной духа. Связь духовного и материального, психического и физи­ческого рассматривалась Г. Фехнером в духе параллелиз­ма, как два ряда явлений, имевших между собой лишь функциональное соответствие. По мнению Г. Фехнера, должна быть создана специальная наука, которая с по­мощью эксперимента и математики могла бы доказать выдвинутую им философскую концепцию. Такой наукой и является психофизика, которая определялась им как точное учение о функциональных отношениях между те­лом и душою,

Согласно Г. Фехнеру, психофизика должна зани­маться экспериментально-математическим изучением раз­личных психических процессов (ощущений, восприятий, чувств, внимания и т.п.) в их отношении, с одной сторо­ны, к физическим факторам, что должно составить пред­мет внешней психофизики, с другой,-в отношении к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет внутренней психофизики.

Однако Г. Фехнеру пришлось ограничить собствен­ные исследования лишь областью внешней психофизи­ки, поскольку в тот период наиболее доступными для экспериментально-

Ψ___§ 1. Основание психофизики_____________________________________________________

 

математического обоснования оказа­лись вопросы, связанные с отношением психических яв­лений с внешними физическими условиями. Особую роль здесь сыграли исследования Э. Вебера по изучению ося­зания и порогов чувствительности. Именно опыты Э. Ве­бера показали, что существует определенная зависимость между физическим и психическим, в частности, между раздражением и ощущением, и что обнаруженные отно­шения между ними поддаются экспериментальному из­мерению. Интерес к исследованиям Э. Вебера возрос у Г. Фехнера еще и потому, что итоговые результаты его опы­тов как будто бы соответствовали закону логарифмической функции, который был выдвинут Г. Фехнером в качестве предварительной гипотезы о характере возможной связи между психическим и физическим. По словам В. Вундта, Г. Фехнер «давно искал принципа, который определял бы отношение между телесным и духовным миром и мог бы, быть может, служить свидетельством в пользу всеобщего одушевления вещей и будущих судеб души. Такой прин­цип он думал найти в законе Вебера, а доказательство для своего метафизического мировоззрения прежде всего в явлении порога, тесно связанном, по его мнению с этим законом» [28, с.280].

Немалое значение для определения специфики но­вой науки сыграли идеи И. Гербарта, в частности, его уче­ние о порогах сознания и обоснование возможности при­менения математики в психологии. До И. Гербарта было принято считать, что психическое имеет лишь одно изме­рение-временную длительность или последовательность. Для применения же математических процедур необходи­мо, по крайней мере, соотношение двух рядов перемен­ных. В качестве такой второй переменной, т.е. другой из­меряемой характеристики представлений, выступает в психологии И.Гербарта интенсивность. Различия пред­ставлений по интенсивности ведут к тому, что часть из них подавляется и переходит в зону, стоящую ниже поро­га сознания. Сумма задержанных, заторможенных и по­давленных представлений и была у И. Гербарта предме­том тщательных математических вычислений.

В отличие от И. Гербарта, у которого понятие ин­тенсивности было приписано оторванной от внешнего мира духовной сущности, Г. Фехнер приложил это поня­тие к ощущениям, поставив последние в связь с внешни­ми раздражениями. Г. Фехнер полагал, что посредством измерения силы раздражения можно измерять и интен­сивность ощущений подобно тому, как измеряем арши­ном кусок полотна несмотря на то, что и аршин и полот­но являются вещами разной физической природы. Итак, путь к измерению ощущений был, по существу, открыт, поскольку они становились функцией раздражений, ко­торые можно легко подвергнуть физическому измерению. Так как ощущения оказались наиболее доступны­ми для измерения, Г. Фехнер сосредотачивает все свое вни­мание именно на установлении функциональной зависи­мости между раздражением и ощущением, рассматривая отношения между ними как частные случал «вселенской психофизической корреляции». Психофизика, следова­тельно, становилась наукой о связи раздражений и ощу­щений, т.е. общая проблема связи духовного и физичес­кого мира стала выступать в форме связи интенсивности ощущений и раздражений. Установленные Г. Фехнером положения об измеримости психофизических отношений и о возможности применения математического закона к ним, ставило на передний план проблему разработки спе­циальных методов психофизического измерения и спосо­бов математического анализа и описания психофизичес­ких отношений. В целом, общая программа построения психофизики включила, таким образом, три главных за­дачи:

а) установить, какому закону подчиняются отноше­ния психического и физического мира на приме­
ре связи раздражении и ощущений;

б) дать математическую формулировку этому зако­ну; и

в) разработать психофизические методы измерения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.