Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский суд по правам человека: общая характеристика




Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), там находится и сам Совет Европы.

С 1 октября 1994 г. заявителям было предоставлено право самим передавать свои дела в Суд по жалобам, признанным Комиссией приемлемыми. Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством - членом Совета Европы со стороны другого государства-члена. Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом.

Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Однако Суд вправе присудить "справедливое удовлетворение претензии" в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов. За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров - исключению государства из состава Совета Европы.

В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции.


12. Гражданин Бельгии обратился в Суд ЕС с исковым заявлением о восстановлении его в должности менеджера крупной французской государственной корпорации, откуда он был уволен, по его мнению, незаконно. В доказательство им были приведены нормы трудового законодательства Бельгии, свидетельствующие о безосновательности такого увольнения. Какого вида иск был предъявлен? Примет ли данный иск Суд ЕС к рассмотрению? Если да, то какое решение он, по Вашему мнению, должен принять? Если нет, то в компетенцию какого судебного учреждения входят такие дела?

В данном случае подан иск физического лица к государственной корпорации.

Суд ЕС не рассматривает иски частных лиц к государственным предприятиям. Такого рода дела относятся к подведомственности национальных судов.

К его юрисдикции отнесены те споры, которые являются наиболее сложными и важными с политической точки зрения и затрагивают интересы ЕС в целом.

В данном же случае спор будет разрешаться на основе национального законодательства государства-члена ЕС. Интересы всего европейского сообщества не затронуты.

 

13. Развитие Европейских сообществ в 60-е годы Интеграция в 1960-е гг. Образованные в 1950-е гг. Европей­ские сообщества являются организациями, которые ставят перед со­бой однородные цели, включают одни и те же страны Европы и дей­ствуют, по большому счету, в одной и той же сфере общественной жизни.

Первые же годы показали нецелесообразность параллельного су­ществования трех отдельных систем руководящих органов (институ­тов), поскольку институты трех Сообществ были устроены весьма по­хожим образом. Частично эта проблема была решена еще при заключении Рим­ских договоров 1957 г. Подписанное и вступившее в силу вместе с ними дополнительное соглашение — Конвенция о некоторых об­щих институтах — предусмотрела слияние двух институтов Со­обществ и образование общего Суда и общей Ассамблеи.

Когда в 1958 г. ЕЭС и Евратом приступили к своей работе, их представительный и судебный органы начали функционировать как органы всех трех Сообществ.

При этом два основных политических института у всех Сооб­ществ оставались разными: продолжал самостоятельную работу Верховный орган ЕОУС, параллельно с ним функционировали Ко­миссия ЕЭС и Комиссия Евратома; аналогично осуществляли-дея­тельность три разных Совета.

Эта практика завершилась в середине 1960-х гг. 8 апреля 1965 г. в Брюсселе был подписан, а в 1967 г. вступил в силу Договор об учреждении единой Комиссии и единого Совета Европейских Сообществ, известный под неофициальным названием Договор о слиянии.

Содержание этого документа отражает его заголовок: вместо двух Комиссий (ЕЭС и Евратома) и Верховного органа ЕОУС об­разована Комиссия Европейских сообществ, тем же способом соз­дан единый Совет.

После Договора о слиянии три Сообщества являются единой организацией, управляемой общими главными органами (институтами), следовательно, одними и теми же людьми. В зави­симости от предмета и категории вопроса Совет, Комиссия, Ассамб­лея и Суд руководствуются нормами Договора о Евратоме (для ре­шений по вопросам атомной энергетики) или, чаще всего, Договора о ЕС (для всех остальных вопросов). То же касалось и норм Дого­вора о ЕОУС (если предмет — сфера угля и стали), когда это со­глашение находилось в силе.

Практическое значение положений Договора о слиянии деваль­вировалось после закрепления принципа институционного единства в ст. 3 Маастрихтского договора 1992 г., а впоследствии Амстер­дамский договор 1997 г. вообще аннулировал Договор 1965 г.

Другим существенным событием в процессах развития европей­ской интеграции в 1960-е гг. стало завершение формирования об-Щего рынка. Официально этот процесс венчало создание таможен­ного союза, которое произошло на полтора года раньше запланиро­ванного срока — в июле 1968 г. (вместо 1970 г.).

Важнейшим событием на пути к формированию общего рынка стало введение общей аграрной политики в 1966 г. Сельское хозяйство является одним из самых уязвимых направлений европейской интеграции, поэтому вполне объяснимо, что уже первые шаги по вве­дению общих мероприятий в обозначенном секторе обострили проти­воречия между государствами-членами.

Позиция Франции в этом вопросе спровоцировала в середине 1966 г. т.н. кризис «пустого кресла»: французские представители просто бойкотировали заседания Совета в течение нескольких меся­цев. Причиной послужило то, что сельскохозяйственные мероприя­тия Сообщества должны были проводиться на основе квалифици­рованного большинства и французское правительство не могло за­блокировать не угодные ему решения в одиночку.

Упомянутый кризис завершился подписанием в 1967 г. в Люк­сембурге специального протокола к учредительному договору Сооб­щества, который получил название Люксембургский компромисс. Основная идея Люксембургского компромисса заключалась в том, что, несмотря на положения учредительного договора о порядке го­лосования, по наиболее важным вопросам решение в Совете все рав­но будет приниматься только после достижения согласия по нему ме­жду всеми представителями государств-членов.

К наиболее значимым событиям европейской интеграции в 1960-е гг. можно отнести также легальную констатацию формиро­вания собственной специфической правовой системы Европейских сообществ, сделанную Судом Европейских сообществ в решени­ях





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.