Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Первобытное искусство




Первобытное искусство

ЭПОХА БРОНЗЫ

МЕЗОЛИТ И НЕОЛИТ

ПАЛЕОЛИТ

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

Эпоха первобытного общества

Современные формы организации дизайнерской деятельности

Современное искусство и дизайн.

Феномен японского дизайна

Дизайн в странах Западной Европы во второй половине XX в.

Раймонд Лоуи — пионер коммерческого дизайна

Становление промышленного дизайна в США.

Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.

23 Производство и продажа красивых книг. Уильям Моррис

24 Главная задача Баухауза

25 Производственное искусство в Советской России: теория практика.

26 Реформы художественного образования в Советской России. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН.

27 История культуры и искусства Западной Европы

28 Развитие дизайна в XX в

30 Пионеры американского дизайна

31 История дизайна, науки и техники

33 Теория дизайна

34 Европа в Новое время

36 Материальная культура

37 Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России X-XVIII вв.

39 История культуры и искусства Западной Европы

41 Зарождение дизайна как новой универсальной творческой профессии.

42 Текстильное производство

43 Промышленный переворот XIX в. Примитивность форм промышленной продукции.

44 Поп-арт и хай тек

45 Культовые сооружения

46 Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна.

48 Керамика

49 Джон Рёскин (1819-1900)

50 Россия в международных промышленных выставках.

51 Земледелие

52 Готфрида Земпера (1803-1879)

53 Проблемы художественно-промышленного образования в России XIX — начала XX в.

54 Поселение

55 Франц Рёло (1829-1905)

 

56 Важные технические достижения эпохи ранних государств

57 Производящее хозяйство

58 Уильям Моррис (1834-1896)

59 Основные сферы материальной культуры ранних государств

60 Присваивающее хозяйство

61 Модерн.

Сельское хозяйство Греции и Рима.

62 Производство

63 Уильям Моррис: теория и практика

64 Эпоха Раннего Средневековья.

65 Собирательство

66 Виктор Орта (1861-1947)

67 Декоративно-прикладное искусство в России X-XVIII вв.

68 Технология

69 Анри Ван де Вельде (1863-1957)

70 Примитивность форм промышленной продукции.

71 Транспорт наземный

 

 

Искусство с его разнообразными видами

(архитектура, скульптура, живопись, графика,

декоративно-прикладное) возникло задолго до

того, как сложилось само обобщающее понятие

искусства. Его существование, как специфи­

ческой области духовной деятельности чело­

века, с присущими только ему особенностями

и задачами, стало возможным лишь на том исто­

рическом этапе, когда в результате разделения

труда духовная деятельность оказалась при­

вилегией немногих, в то время как физическая

работа поглощала силы почти всех членов об­

щества.

Однако истоки искусства более древни. Мно­

гочисленные

произведения

изобразительного

творчества давностью десятков тысяч лет —

наскальные росписи, статуэтки из камня и кос­

ти, орнаментальные узоры на кусках оленьих

рогов и каменных плитах — появились намного

раньше сознательного представления о худо­

жественном творчестве. Они поражают неповто­

римой свежестью восприятия, яркостью и си­

лой выражения и настолько жизненны, что со­

храняют художественную значительность до

наших дней.

Зарождение искусства и первые шаги худо­

жественного развития человечества восходят

к первобытнообщинному строю, когда закла­

дывались основы материальной и духовной

жизни общества. Исследования историков и

археологов дают основание утверждать, что

первые памятники искусства относятся к па­

леолиту. Это была эпоха сравнительной зре­

лости первобытнообщинного строя, сложения

рода, возникновения матриархата. По своим

физическим данным человек уже ничем не отли­

чался от современного. Он владел речью, делал

довольно сложные орудия из камня, кости,

рога, дерева, охотился на зверей. С расшире­

нием общественно-трудовой деятельности чело­

века обогащался его познавательный кругозор.

Предшествующие многие тысячи лет развития

древних племен дали верность глазу, гибкость

руке, воспитали способность выделить главное

и характерное, умение видеть присущую при­

роде красоту и гармонию форм. На этой основе

зародились зачатки эстетического чувства.

Своим возникновением искусство обязано

не биологической природе человека, не религии,

магии или игре, как это утверждает идеалисти­

ческое искусствознание, а развитию обществен­

ной жизни и ее основе — труду. По словам

Г. В. Плеханова,

«тр уд с т а р ш е и с к у с ­

с т в а»1.

1 Г. В. П л е х а н о в, Сочинения, т. XIV, стр. 73.

Процесс труда — творческий процесс, он пре­

ображает самого человека, изменяет его приро­

ду, «развивает дремлющие в ней силы»1, его

мозг и чувства. Чтобы могло появиться искус­

ство, человек должен был научиться видеть и

чувствовать: «Образование пяти чувств — это

продукт всей всемирной истории»2. Без упражне­

ния руки при работе в камне человек не мог бы

научиться рисовать. Должно было развиться

музыкальное ухо, глаз, умеющий видеть кра­

соту формы и цвета, чтобы родились песня или

произведение живописи.

Воздействуя на природу, человек познавал

ее. У него возникали образы природы, которые

находили выражение в слове, в музыкальных

звуках, в рисунке. Эти образы не были бездум­

ным копированием окружающего мира. Они

закрепляли результаты трудового жизненного

опыта, расширяли и углубляли представление

о действительности. Труд пробуждал в челове­

ке способность видеть качественное многообра­

зие и богатство окружающего мира. Работая

над орудиями труда из камня, дерева, бронзы,

люди знакомились с разными видами и свой­

ствами материалов, приучались четко воспри­

нимать особенности объема и поверхности.

Охота давала возможность наблюдать живот­

ных, их повадки и т. д.

Процесс труда воспитывал в человеке поня­

тие целесообразности и соответствия формы

предмета его назначению и содержанию. С ус­

ложнением функций орудий труда они приоб­

ретали более целесообразную и изящную фор­

му. Ритм движения труда воссоздавался в ис­

кусстве в повторяющихся линиях, формах.

Процесс труда знакомил человека с законами

симметрии и гармонии, порождал чувство меры

и упорядоченности—те элементы, которые имеют

важное значение

в искусстве.

Заложенные

в самой природе, они начинают воспринимать­

ся как признаки, во

многом определяющие

представление о прекрасном.

Уже в некоторых каменных плитах (период

Мустье, найденных в пещере Ла-Ферраси во

Франции) можно видеть элементы эстетиче­

ского характера — ритмически повторяющиеся

красочные полосы и пятна, а также выдолблен­

ные чашечки, расположенные в определенном

порядке. Вещи, создаваемые человеком,

не

только утилитарно полезны — они начинают

доставлять эстетическое наслаждение.

1 К. М а р к с

и Ф.

Э н г е л ь с, Сочинения,

т. 23, стр. 188.

2 К. М а р к с и Ф.

Э н г е л ь с, Сочинения,

изд. 1, т. III, стр. 627.

Первобытное искусство

Палеолит

Решающее значение для развития искусства

имели сознательность, целеустремленность про­

цесса труда, наличие предварительного замыс­

ла, который человек в процессе труда стремится

осуществить. Это отличает труд человека

от

инстинктивной деятельности животных, порож­

денной биологическими потребностями, напри­

мер поисков

пищи,

витья

гнезд птицами,

построения плотины

бобрами и т.

д. «Паук

совершает операции, напоминающие операции

ткача,— писал М аркс,— и пчела постройкой

своих восковых ячеек посрамляет некоторых

людей-архитекторов.

Но

и

самый

плохой

архитектор от наилучшей пчелы с самого нача­

ла отличается тем, что, прежде

чем строить

ячейку из воска, он уже построил ее в своей

голове. В конце процесса труда получается ре­

зультат, который уже в начале этого процесса

имелся в представлении человека, т. е. идеаль­

но»1.

Произведения

искусства в эпоху камен­

ного века были порождены конкретными прак­

тическими потребностями. Они отражали по­

вседневную трудовую деятельность древнего

1 К. М а р к с и Ф.

Э н г е л ь с, Сочинения,

т. 23, стр. 189.

человека и возникшее на ее основе стихийно

материалистическое миросозерцание. Труд, ис­

кусство, мифология, магия и зачатки научных

представлений не были расчленены, а выступа­

ли слитно. Рисуя животное, добыча которого

была

жизненно

необходимой,

первобытный

охотник познавал его. В эту пору человек не

отделял себя от природы, он отождествлял

себя с ее явлениями и силами и наивно при­

писывал себе возможность магически воздей­

ствовать на них.

В основе этих представлений лежала наив­

ная вера в возможность преобразования при­

роды с помощью колдовских заклинаний. По­

добно

охотничьим

танцам,

инсценирующим

сцены охоты, наскальные росписи и рисунки,

изображающие животных, были

связаны

с

магическим обрядом, который согласно наив­

ным представлениям первобытного

человека

должен был обеспечить удачу на охоте. Овладе­

вая изображением зверей, человек, казалось,

обеспечивал победу над ними. В этом своеобраз­

ном

фантастическом

мышлении

поэтически

воплощалось стремление человека к завое­

ванию мира. В нем содержались элементы эсте­

тического восприятия, из которого развилось

искусство.

ПАЛЕОЛИТ

Древнейший этап развития первобытной культуры — эпоха палеолита

(древнекаменный век, приблизительно 40—12 тысячелетия до н. э.), когда,

согласно данным археологии, появились все виды изобразительных ис­

кусств. Их памятники в большом количестве найдены в Европе, в Юж­

ной Азии и Северной Африке. Выдающееся место в это время занимают

росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гро­

тах. В них наиболее ярко проявилась творческая одаренность человека

на заре его жизни.

После отступления ледника на север в Европе установился умеренный

климат, благоприятный для развития человека. Не имея постоянных жи­

лищ, люди ютились в расселинах скал и пещерах, одевались в шкуры жи­

вотных, знали огонь, заботились о погребении сородичей. Древние охотни­

ки были наделены огромной энергией и отвагой. Основным содержанием

их жизни являлась жестокая и упорная борьба с противостоящими гроз­

ными и неведомыми силами природы. Она поглощала сознание коллектива,

воспитывала настойчивость, она становилась основной темой искусства,

в котором преобладали изображения диких зверей — объекта охоты.

Изучение характера животного, его повадок представляло практический

интерес. Хищный зверь — источник жизни человека, владел его твор­

ческим воображением. Отсюда зоркость наблюдения, непосредственная

яркость эмоций, которыми отмечены произведения палеолита.

Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных

голов на известняковых плитах (пещера Ла-Ферраси во Франции), челове­

ческой руки, обведенной краской. Позже в рисунках и живописи на сте­

нах и потолках пещер проходит весь мир животных каменного века:

Первобытное искусство

Палеолит

исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганных

ланей, косматых зубров и медведей, грузных бизонов, могучих мамонтов.

Монументальные изображения наносились кремневым резцом по камню

или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи исполь­

зовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый желез­

няк, черный марганец и уголь, белая известь. Изредка изображения

исполнялись в технике рельефа.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский

период (25—12 тысячелетия до н. э.). В наскальных росписях и рисунках

образ зверя приобретает конкретные черты. Появилась точность формы,

уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества на­

блюдений главное. Животные изображаются в разнообразных положениях,

в движениях, пронизывающих тело, в стремительном беге, в борьбе, в жи­

вых поворотах. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий,

симметрию в расположении частей.

В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка,

равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры живот­

ных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью

изменения силы тонов моделируются объемные формы.

Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещерах

Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Они

отмечены чувством могучей стихийной силы жизни зверей. Первобытного

человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер,

повадки, различные состояния.

Поражает большое разнообразие решения одной и той же темы,

мастерская передача моментальных движений животного, поз, полных

напряжения. Таковы экспрессивные изображения бизонов, бегущих,

раненых, умирающих, готовящихся к схватке (Альтамира) (илл. 1), чутких,

настороженных северных оленей (Фон де Гом).

В мадленское время встречаются большей частью единичные изображе­

ния животных почти в натуральную величину. Но они не связаны дей­

ствием в единую композицию. Однако к этому же времени относятся зачат­

ки более сложных решений: например, на костяной пластинке из грота

Мэрии в Тейжа (Франция) передано с помощью гравировки движение

целого стада оленей; полностью изображены только крайние фигуры

животных, все стадо дано обобщенно в виде перспективно уменьшающихся

голов, рогов и прямых палочек ног. Впервые рождается впечатление

множественности.

На камне из пещеры Лимейль (Франция) (илл. 3) дан не только образ

стада, но и запечатлены повадки каждого оленя. В костяной пластике из

грота Лортэ (Франция) показаны олени, переплывающие реку. Неболь­

шая поверхность украшенного гравировкой предмета заставила думать

о композиционном расположении фигур на плоскости, делается попытка

воспроизвести пейзажную среду — река обозначена условным изображе­

нием плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода

можно найти зачатки декоративно-прикладного искусства.

В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, де­

реве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных —

медведей, львов, лошадей — отличаются точным воспроизведением основ­

ных объемов, фактуры шерсти и т. д. С культом «прародительницы» и

«владычицы стихии» связаны изображения тучных обнаженных женщин,

иронически названных «венерами» (статуэтка из Виллендорфа, Австрия)

(илл. 2). В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранитель­

нице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жиз­

ни. Художник подчеркивал в ее образе черты матери, воплощая в ней

единство родового коллектива, то, что имело тогда важное значение. Мас­

Первобытное искусство

Мезолит и неолит

сивные тяжеловесные женские статуэтки наделены пластической вырази­

тельностью и монументальностью. В фигурах с повышенной экспрессив­

ностью выявлены градации объемов, их ритмическое чередование.

В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом про­

явились его сила и слабость. Ему свойственны могучее стихийное чувство

жизни, мужественность и простота. В то же время его отличает известная

узость содержания, младенческая примитивность чувств и сознания,

развивающегося в непосредственной слитности с ограниченной практиче­

ской деятельностью. Человек не познал еще самого себя и чаще всего обра­

щался к животному. Не случайно в первобытных «венерах» черты челове­

ческого лица не изображались, внимание сосредоточивалось на биологи­

ческих особенностях тела. В отношении человека к миру преобладало

инстинктивное начало, его разум только пробуждался, а жизненные на­

блюдения сочетались с фантастикой, магией. Проявляя зоркость по отно­

шению к отдельным предметам, первобытный человек еще не мог охватить

цельную картину мира, обобщить и связать явления между собой и при­

родой. Он не владел композицией, не давал развернутого сюжета, не

чувствовал пространства.

МЕЗОЛИТ И НЕОЛИТ

Новый и важный этап в развитии первобытного искусства наступает

с подъемом производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век,

12—8 тысячелетия до н. э.) и неолита (новокаменный век, 8—4 тысячеле­

тия до н. э.).

В это время очаги жизни передвигаются на юго-восток (на территории

с более теплым климатом, где сложились позже Египет, Индия, Китай).

С отступлением ледников в Европе тоже намечается потепление: исчезли

мамонты, олени ушли на север. Совершается переход к оседлому образу

жизни, от пассивного освоения готовых продуктов природы к активному

ее изменению в своих целях. Наряду с занятием охотой и рыболовством

люди обращаются к земледелию и скотоводству, к умножению продуктов

природы. Совершенствуется обработка каменных орудий, разрабатывает­

ся гончарное производство и строительное дело, улучшается ткачество.

Эти изменения поставили человека в более сложные отношения с приро­

дой, что привело к различию путей развития культуры в разных областях.

Нарастающее разделение труда, усиление родовых общин и укрепление

связей между ними, появление патриархата усложнили отношения между

людьми. Наивное восприятие природы, такое, каким оно было у людей па­

леолита, исчезает. Усиливается роль магии, развивается земледельческая

мифология, возникает культовое искусство — новая форма осмысления

жизни. Продолжает существовать и некультовое искусство, по-прежнему

связанное с трудовой деятельностью.

Характер художественных образов в эпоху мезолита изменяется.

В поле зрения человека входят новые явления, делаются попытки к ра­

скрытию их взаимосвязи, к освоению общих закономерностей жизни.

В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного

развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания сопро­

вождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период.

В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живопи­

си исчезает многокрасочность. Росписи этого времени исполнены силуэтно,

одним штрихом, ровно положенной красной или черной краской, без леп­

ки объема. И одновременно возникает более содержательный и целостный

взгляд на мир — события показываются в их взаимосвязи. Центральной

темой искусства остается борьба с природой, но в росписях впервые

Первобытное искусство

Эпоха бронзы

появляется изображение человека, показываются его поражения или по­

беды над силами природы — сцены охоты, военных столкновений и т. д.

Стремление раскрыть внутренний смысл явлений рождает умелую

организацию композиции на плоскости,

эмоционально-драматическое

действие. Развивается повествовательное начало. Эти черты характеризу­

ют росписи в Испании и в Северной Африке. Схваченные с птичьего поле­

та, нанесенные динамичными штрихами стремительные фигуры воинов (Ис­

пания, Морелли ля Вилла) исполнены решительности целенаправленных

действий. Эта полная экспрессии сцена передает напряженный характер

жизни древних людей. Тематика росписи обогащается и новыми сюжетами.

В изображении танца (наскальная живопись близ мыса Доброй Надежды)

метко переданы легкие движения каждой женщины и вместе с тем единст­

во стремительного ритма, объединяющего три фигуры.

В эпоху неолита распространяются мелкая пластика, художественные

ремесла и орнамент, положившие начало декоративному искусству. В то

время как статуэтки животных, отличаясь обобщенностью, сохраняют

черты реализма, в изображениях женского божества земледелия проступа­

ют черты схематизма. Изобразительность искусства древнейших охотни­

ков уступает место искусству отвлеченных геометрических форм.

Новые черты ярко проявились в художественном ремесле, развитие

которого было тесно связано с осознанием эстетической выразительности

трудовых процессов.

Чувство

закономерности, присущей реальному

миру, выражается в архитектонической ясности форм предметов быта,

в их гармоничной целостности, в ритмической мерности орнамента, вы­

являющей его структуру.

В основе орнамента лежит условно-схематическая передача явлений

природы и стремление обобщить, абстрагировать наблюдения реальных

образов. Простейший орнамент появляется как след от плетения, обма­

занного глиной. В дальнейшем этот мотив сменяется рисунком. Возникают

геометрические узоры, покрывающие сосуды и другие предметы быта.

Переход к земледелию и скотоводству способствует более систематиче­

скому наблюдению жизни природы; создается возможность для восприятия

выразительности формы, ритма, симметрии, которые образуют основу ком­

позиции орнамента. Примером орнаментально-керамических изделий мо­

гут служить трипольские сосуды (4—3 тысячелетия до н. э., юго-запад

европейской части СССР и территория ряда Балканских стран) различной

формы, с орнаментом, нанесенным белой, черной или красной краской.

Характерные мотивы орнамента: параллельные полосы, двойные спирали,

обегающие сосуд, зигзаги, концентрические круги и т. д., имеющие разно­

образное смыслов значение. Из повторения одних и тех же геометриче­

ских знаков возникает правильный и сложный орнаментальный узор, ли­

нии которого в бронзовый век приобретают большую гибкость и упру­

гость. В орнамент включаются схематизированные изображения людей

и животных, фольклорные образы, сохраняющие значение и в дальнейшем.

ЭПОХА БРОНЗЫ

В эпоху бронзы (начало 3 и 2 тысячелетие до н. э.), с введением новых

форм хозяйства и металлических орудий происходит первое крупное об­

щественное разделение труда, создавшее условия для регулярного обмена

и усиления имущественного неравенства. Среди племен выделяются па­

стушеские, занимающиеся приручением и разведением скота. Появляется

ткацкий станок, совершенствуется производство. На этой основе соверша­

ется второе крупное разделение труда — ремесло отделяется от земледе­

лия. В жизни человека происходит перелом, сыгравший большую роль

Первобытное искусство

Эпоха бронзы

на пути цивилизации: совершается дальнейший процесс разложения пер­

вобытнообщинных отношений, окончательно утверждается патриархат.

В долине Нила, в Двуречье возникают рабовладельческий строй, клас­

совые государства. Объединение нескольких родов в племя, беспрекослов­

ное подчинение старшему в патриархально-родовом обществе, более вы­

сокая организация труда, накопление добавочных продуктов

создало

благоприятные условия для развития искусства, фольклора, эпоса, песни,

музыки.

Стонхендж. Реконструкция

Преобладающее

значение

получает монументальная

архитектура,

связанная в своем возникновении с развитием религиозных представлений,

с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества.

Грандиозные, простые по формам сооружения из камня возводились тру­

дом всей первобытной общины и были выражением единства рода, его мо­

щи. К мегалитическим сооружениям (то есть выстроенным из громадных

камней — по-гречески

«мег» — большой,

«лит» — камень)

относятся:

менгиры, дольмены и кромлехи, найденные в различных странах Европы.

Одинокие сигаровидные каменные столбы — менгиры, доходящие порой

до 20 м высоты (менгир в Бретани, Франция), несут в себе черты и архитек­

туры и скульптуры. Иногда на них высекались рельефы, иногда их формы

сближались с человеческой фигурой. Здесь намечалась тенденция герои­

зации образа человека, его коллектива. Менгиры являлись предметом

поклонения, возможно, служили надгробиями. Они возводились на воз­

вышении, были центром округи. Сила воздействия на зрителя достигалась

контрастным сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной

массы мощного монолита с окружающими его небольшими деревянными

хижинами или землянками.

Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах. Это погребаль­

ные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных камней, пере­

крытых широкой горизонтальной каменной плитой. Внутреннее простран­

ство дольмена служило для родовых захоронений. Дольмены широко

распространены в Западной Европе, в Северной Африке, мегалитиче­

ские сооружения в Крыму и на Кавказе относятся к 5—2 тысячелетиям

до н. э. Они возникали и позже.

Величественный характер архитектуры этого времени выразился в ал­

леях менгиров — вертикально поставленных огромных отвесных камнях,

количество которых доходит до тысячи. Равномерно расположенные парал­

лельными рядами на обширной территории, они ритмически упорядочива­

ли торжественное религиозное шествие, придавали ему общественный ха­

рактер. Аллеи менгиров встречаются в Закавказье, в Армении («Каменное

,,История зарубежного искусства“

Первобытное искусство

Эпоха бронзы

войско»), в Западной Европе, по побережью Средиземного моря и Атлан­

тического океана. Особенно знаменита своей грандиозностью аллея мен­

гиров у Карнака в Бретани (Франция).

Более сложные мегалитические постройки — кромлехи. Самый гран­

диозный из них возведен в Стонхендже (начало 2 тысячелетия до н. э.,

Южная Англия) (илл. 4) из огромных, грубо обтесанных четырехгранных

глыб синего камня.

В плане — это круглая площадка диаметром в 30 м, замкнутая четырь­

мя кольцами вертикально поставленных камней. Кольцо внешнего круга

из тридцати каменных столбов, соединенных лежащими на них балками,

образует подобие гигантского хоровода. Внутреннее кольцо, в центре

которого находилась большая каменная плита — возможно алтарь,— со­

ставлено из невысоких менгиров. Второе — сооружено из гигантских

семиметровых блоков синего цвета, попарно поставленных и перекрытых

плитами. Архитектурный замысел кромлеха прост, но исполнен символи­

ческого смысла. Он, очевидно, был святилищем солнца.

Кромлех в Стонхендже — решение сложного пространственного по­

строения, имеющего значение для дальнейшей эволюции архитектуры.

Здесь впервые рождается центрическая, упорядоченная композиция,

выявлены основные принципы тектоники — взаимоотношения опоры и тя­

жести. В ритмическом чередовании пролетов и подпор внешней ограды

намечается прообраз колоннады и аркады. Вид через пролеты на окружаю­

щий пейзаж связывает архитектуру святилища с природой.

К концу существования первобытного общества, в эпоху железа (на­

чало I тысячелетия до н. э.) появился новый тип архитектуры — крепо­

сти, оборонительные сооружения, сложенные из огромных каменных глыб

на территории современной Франции, Балканском полуострове, Закав­

казье. «...B их рвах зияет могила родового строя, а их башни достигают

уже цивилизации»1. Эти и некоторые другие памятники, например спе­

циальные погребальные сооружения — большие камеры в курганных

погребениях вождей племени,— свидетельствуют о наступающем распаде

первобытного общества.

В первобытном обществе существовало только безымянное художе­

ственное творчество, принадлежащее всему обществу, единство которого

основано на кровнородовых отношениях. Оно было связано с трудовой

деятельностью коллективов, с осознанием эстетической ценности труда

и овеяно героизмом.

С возникновением классового общества углубляется содержание искус­

ства, расширяются его познавательные и эстетические возможности,

складываются и развиваются различные его виды, появляются художники-

профессионалы. Этот процесс сопровождается утратой наивной непосред­

ственности, характерной для искусства первобытного общества

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.249 сек.