Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Германский Веркбунд




Первоначальное безразличное отношение к машине и индустриализации сменилось широким их признанием. На рубеже XX в. в отсталой Германии, стране ремесленников и крестьян, происходят внезапные перемены. Если в 70-х годах наблюдалось бурное стремление к тому, чтобы догнать в области промышленного производства другие страны, то на рубеже века такого же рода тенденции стали характерными длд, области эстетического развития. В этот период самое гл убок ое в осхищ ение в Германии вызывали Моррис и Рескин. В 1897 г. Анри ван де Вельде устроил выставку своих работ в Дрездене и вызвал большую сенсацию. В Германии и Австрии стали возникать новые течения в архитектуре. На ближайшие 30 лет Германия стала страной, где легче всего прививались передовые идеи, заимствованные из других стран, устраивались выставки художественного авангарда, в страну приглашались выдающиеся иностранные архитекторы [5, С.278]. При дворах мелких германских княжеств, среди промышленных магнатов появились меценаты. В 1899 г. Великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский пригласил австрийца Йозефа Ольбриха для строительства домов и выставки. В 1902 г. Великий герцог Саксонии поручил бельгийцу Анри ван де Вельде основать в Ваймаре школу прикладных искусств. В 1907 г. президент Всеобщей электрической компании Рате-нау пригласил Петера Беренса на должность художественного директора компании, поручив ему наблюдение за всей эстетической стороной производства [5, С.279].

В том же 1907 году в Мюнхене, в целях повышения качества промышленной продукции, в 1907 году при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд ("производственный союз"), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов.

Создание Германского Веркбунда происходило под влиянием английского "Движения за связь искусств и ремесел", которое пропагандировал живший долгое время в Англии немецкий архитектор Герман Матезиус (1861- 1927). Важным отличием нового объединения была ориентация на современные условия промышленного производства. Веркбунд не только не был противником машин, но и искал реформы на пути к индустрии. Его целью, согласно устава, стало "индустриальное формообразование во взаимодействии с искусством, промышленностью и ремеслами". Немецкие товары должны были снова стать конкурентоспособными на мировом рынке. Промышленные товары должны стать оформленными по художественным требованиям, качественными, простыми и доступными фля бюджета семьи рабочих средствами [13, С.60].

^Вм есте с Мутезиусом учредителями Веркбунда были также художники и архитекторы - Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Карл Остхаус, либеральный политик Фридрих Науман, руководитель дрезденских мастерских Карл Шмидт.

В 1908 г. Германский Веркбунд насчитывал 489 членов, в 1912-м - чуть менее тысячи, в начале 30-х - свыше 3 тысяч. Постепенно в сфере Веркбунда оказались почти все немецкие архитекторы и художники-прикладники, признававшие современное промышленное производство XX века основой для художественного творчества [4, С.41].

Уже через три года после своего основания ГерманскийВеркбунд с успехом выступил в ряде международных выставок, показывая экспонаты, формы которых уже были сознательно построены с учетом логики современного промышленного производства [4, С.41]. В центре внимания ежегодных конгрессов Веркбунда были дискуссии об эстетической сущности форм технических изделий и влиянии стандартизации на развитие искусства.

Особого влияния Веркбунд достиг в 1914 году с известной выставкой в Кельне, на которой наряду с серийной мебелью и предметами домашнего обихода были представлены мебель для спального вагона и модель фабрики из стекла и стали ученика Петера Беренса - Вальтера Гропиуса. Устремленная в будущее архитектураГропиуса вызвала на выставкенаибольшие дискуссии.

Описывая этот период в своей книге "Прикладное искусство", Мутезиус отмечал, что художники из мастеров декоративного орнамента превратились в творцов тектонических форм и_ перед ними встала задача поиска новых форм, отвечающих условиям машинного-производства [4, С.42]. Тем самым художник, с одной стороны, получил возможность влиять на повышение качества машинных изделий, приближая к искусству фабричное производство, а, с другой стороны, он должен жертвовать определенной частью художественных задач, приближаясь к проблемам формообразования в соответствии с уровнем современной ему техники. При этом Матезиус особое внимание уделял воспитанию нового вкуса у потребителя через преобразование его быта, окружающих интерье ров [4, с.45].

Почти с самого образования германского Веркбунда среди его членов были противоречивые взгляды. Одним из центральных вопросов в спорах была типизация изделий. Позицию Мутезиуса, что только в условиях типизации проектирования можно создавать индустриальные формы, недорогие серийные изделия с длительным сроком службы, не разделял другой лидер Веркбунда Анри Ван де Вельде. Он выступал в защиту индивидуального творчества проектировщика. Эту дискуссию прервала первая мировая война [13, С. 60].

После первой мировой войны, в условиях растущих социальных проблем Веркбунд обратился к строительству квартир для рабочих и проектированию недорогих предметов обстановки. Своеобразно кульминацией стала выставка Веркбунда в Штутгарте 1927 года -"квартира" с жилым массивом "Вайсенхоф", ставшая форумом представителей современного и нового строительства.

Создание Веркбунда стало в Германии своеобразным водоразделом в художественном формообразовании - границей, после которой произошел переход от стиля "модерн" к современному промышленному дизайну.

Петер Беренс (Ре(егВегепз, 1869-1940)

Крупнейший немецкий художник и архитектор, один из основоположников современного дизайна.

Родился в Гамбурге в аристократической семье. В 1886- 1889 гг. учился живописи в художественных школах Карлсруе и Дюссельдорфа. С 1891 г. работает в Мюнхене как живописец и график. Один из основателей Мюнхенского Сецессиона. С 1898г. начинает заниматься формообразованием промышленной продукции. Будучи директором художественной школы в Дюссельдорфе (1903-07) входит в группу основателей ГерманскогоВеркбунда. С 1907 г.

- художественный директор концерна АЭГ. 1922-36 гг.- руководитель архитектурного отделения Венской академии художеств, в 1936 г. возглавляет архитектурное отделение Прусской академии художеств в Берлине. Автор большого числа архитектурных объектов. Среди них посольство Германии в Санкт-Петербурге, турбинный цех АЭГ, ставший хрестоматийным образцом промышленной архитектуры н.ХХ в. У Беренса начинали свою архитектурную деятельность В.Гропиус, Л.Мисван дер Роэ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.