КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Темы контрольных заданий1. 1 страница
1. Принцип рационализма и его реализация в житейской практике. 2. Метод научной абстракции и примеры его использования в экономической теории. 3. Особенности и примеры применения маржиналистского метода в экономической науке. 4. Смысл метода “робинзонад” в экономической теории. 5. Здравый смысл: всегда ли он в русле экономической теории? 6. Экономист в ряду множества людских профессий. Есть ли преимущества. 7. Экономическое знание порождает консерватизм. Так ли это? 8. Об уязвимости теоретической концепции меркантилизма. 9. Российский меркантилизм прошлого: вклад в фонд отечественной экономической науки. 10. Главная заслуга физиократии перед экономической наукой. 11. Неоклассика в экономической теории: что из её положений в русле “классики”, а что нет? 12. Английская буржуазная политическая экономия. Почему “классическая”?
1. Примечание: тематика контрольных заданий подлежит ежегодному обновлению в соответствии с решениями кафедры. 13. О “краеугольном камне” марксистской политической экономии труда. 14. К какому типу отношений следует отнести отношения по поводу “производства жизни”? 15. Ограниченность ресурсов абсолютная и относительная. 16. Время как экономический ресурс. 17. О пределах максимизации потребностей человеком в координатах “индивид-общество”. 18. “Экономический человек” в классическом и современном представлениях. 19. Суть проблемы отношений между теми, кто живёт “здесь и сейчас” и теми, кто будет жить “везде и потом”. 20. О состоятельности лозунга “От каждого по способностям, каждому по потребностям”.
21. Бесплатное производство экономических благ: возможность или химера? 22. Принцип уравнительный справедливости и рыночная среда.
23. О положительных и отрицательных сторонах конкурентной рыночной экономики. 24. Спекуляция и спекулянты в рыночной экономике. 25. Эффективность конкретного производства в контексте благосостояния всего общества. 26. Эффекты потребительского поведения и примеры их проявлений в рыночной практике. 27. О практическом значении теоретических построений школы предельной полезности. 28. Спрос и альтернативная цена. Что связывает эти категории? 29. Тождественны ли понятия “собственник” и “предприниматель”? 30. Основная причина возникновения фирм в рыночной экономике. 31. Характеристика фирмы с точки зрения институционального подхода. 32. Характеристика фирмы с точки зрения технологического подхода. 33. О критерии эффективности организационных форм в экономической системе. 34. Тип предпринимательства, характерный для становления в России частного капитала. 35. Особенности экономического и бухгалтерского подходов к оценке издержек. 36. Почему в обществе не считаются аморальными и безнравственными убыточность, нулевая прибыль, нерентабельность, как результат деятельности некоторых предпринимателей. 37. Действует ли в эффективной экономике закон убывающей производительности факторов производства? 38. О соотношении понятий “производительность труда” и “интенсивность труда”. 39. Категория “капитал” в интерпретации различных школ экономической теории. 40. Экономическая наука о природе процента. 41. Концепции экономической природы прибыли. 42. Экономическая наука о природе ренты. 43. Фактор времени при определении категории “капитал”. 44. Первичный и вторичный фондовые рынки и характер взаимосвязи между ними. 45. Эффект замещения и эффект дохода на рынке труда. 46. Коренное отличие понятия земельной ренты в сельском хозяйстве от квазиренты в промышленности. 47. Сравнение системы прямой демократии и представительной с точки зрения экономии трансакционных издержек.
48. Сущность эффекта мультипликатора в макроэкономическом анализе и реальной экономике. 49. Формирует ли экономический рост демократические институты в стране? 50. Сравнительный анализ двух индексов цен – потребительских и дефлятора ВНП: общее и особенное. 51. Две системы национального счётоводства: советская - Баланс Народного Хозяйства и Система Национального Счетоводства (ООН). Общее и особенное. 52. О вкладе отечественных экономистов в создание системы национального счетоводства. 53. О точности ВВП как измерителя благосостояния страны. 54. О соотношении понятий “ликвидность” и доходность” при характеристике рыночных активов. 55. Преимущества и недостатки перехода от товарных денег к кредитным. 56. О корректности применения категории “инфляции” к эпохе полноценных денег. 57. Пояснить утверждение: “Чем меньше потребность населения в наличных деньгах по сравнению с потребностью банковских депозитов, тем меньше возможность создания денег банками”. 58. Особенности функционирования в кредитной системе специализированных кредитно - финансовых институтов. 59. Влияние использования кредитных карточек на величину трансакционного спроса на деньги. 60. Государство для покрытия бюджетного дефицита прибегает к внутреннему займу. Проанализируйте ситуацию с точки зрения последствий для рынка ссудного капитала в целом при прочих равных условиях. 61. Кредитно - денежная политика в условиях экономического спада: принципиальные различия монетаристского и кейнсианского подходов. 62. В стране высокий уровень инфляции. Что будет предпринимать центральный банк для торможения инфляции? 63. Какие меры предпримет, скорее всего, ЦБ в связи с затянувшимся экономическим спадом? 64. “Ловушка ликвидности” и инструменты при её преодолении. 65. О справедливости утверждения: “Политика, направленная на симулирование совокупного спроса, всегда ведет к инфляции”. 66. Проблема “безбилетника” в контексте производства общественных благ. 67. Проблема отрицательных экстерналий в рыночной экономике. 68. Выгоды и издержки государственного предпринимательства.
69. О частном интересе государственной бюрократии. 70. Предполагаемые выгоды и издержки при реализации решения о полном запрете производства и реализации крепких спиртных напитков на территории России. 71. А. Маршалл относительно расходов на образование: “…такие расходы дают настоящую экономию и что отказ от них является, с точки зрения интересов страны, и ошибочным, и безнравственным решением”. Как следует понимать одного из основателей микроэкономики? 72. Государственные расходы в преломлении проблемы положительных экстерналий. 73. Феномен фискального федерализма в современной налогово-бюджетной системе. 74. Примеры двойного налогообложения в экономике. 75. Налогообложение конфессий в РФ. 76. Способы учёта инфляции в системе налогообложения. 77. Принципы налогообложения и прогрессивная налоговая шкала. 78. Проблема перекладывания налогового бремени акцизов с продавцов на покупателей в контексте эластичности спроса на подакцизные товары. 79. Структурный и циклический дефицит бюджета и деятельность правительства. 80. Наилучший способ финансирования бюджета в условиях инфляционной экономики. 81. Что сильнее воздействует на экономическую ситуацию при проведении дискреционной налогово - бюджетной политики: изменение госрасходов или налогов? 82. Основные инструменты рынка ценных бумаг. 83. Сравнительный анализ открытой и закрытой экономики. 84. Реальная внешнеэкономическая политика государства: протекционизм или фритредерство? 85. Предполагаемые выгоды и издержки отмены в стране таможенных пошлин на автомобили-иномарки.
Приложение 2. Тестовые задания для самопроверки. По теме 1: 1. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономики: а) экономика изучает деятельность по производству и обмену товарами; б) экономика изучает переменные величины в хозяйственной практике: цены и объемы производства; в) экономика изучает функции денег и банковскую систему; г) экономика изучает то, как общество использует ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей.
2. Микроэкономика изучает: а) уровень занятости в стране; б) уровень инфляции в стране; в) уровень издержек компании «Северсталь»; г) уровень располагаемых доходов населения.
3. Если экономика исследуется как целостная система, то это анализ: а) микроэкономический; б) макроэкономический; в) позитивный; г) нормативный.
4. Позитивная экономическая теория изучает явления в контексте: а) что есть; б) что должно быть; в) положительные тенденции в экономике; г) отрицательные тенденции в экономике.
5. Макроэкономика изучает: а) методы ценообразования на промышленную продукцию; б) общий уровень цен в экономической системе; в) процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке зерна; г) методы снижения издержек в пищевой промышленности.
6. Очищение объекта от всего случайного, временного и построение усредненной характеристики – это метод: а) абстракции; б) обобщения; в) нормативный; г) позитивный.
7. Чему из нижеперечисленного возможно дать точное количественное определение: а) росту потребностей; б) структуре потребностей; в) объему созданной продукции; г) свободе предпринимательства.
8. Экономико-математическое моделирование: а) устанавливает цели экономического развития; б) абсолютно точно определяет параметры системы в различные моменты времени; в) полностью учитывает возможности фирмы; г) является инструментом экономической теории. 9. Экономическая теория пригодна: а) для изучения всех экономических систем; б) для изучения только капиталистических систем; в) для изучения только социалистических систем; г) для изучения традиционных экономик.
10. Выявлению причин снижения объемов продаж предприятию поможет, скорее всего метод: а) исторический; б) индукции; в) синтеза; г) анализа. По теме 2: 1. Основателем трудовой теории стоимости является: а) А. Смит; б) Д. Рикардо; в) К. Маркс; г) Ф. Кенэ.
2. Богатство нации создается в сфере обращения. Это мнение: а) физиократов; б) классической школы; в) марксистов; г) меркантилистов.
3. Экономическая наука должна изучать в первую очередь сферу производства. Эта мысль принадлежит: а) А.де Монкретьену; б) Ф. Кенэ; в) Т. Ману; г) Д. Юму.
4. Основной заслугой марксизма можно считать создание: а) трудовой теории стоимости; б) теории предельной полезности; в) теории предельной производительности факторов производства; г) теории прибавочной стоимости.
5. Адам Смит является автором гениального труда под названием: а) «Капитал»; б) «Благосостояние для всех»; в) «Общая теория занятости, процента и денег»; г) «Исследования о природе и причинах богатства народов».
6. Среди основателей теории предельной полезности: а) Б.Д. Кларк; б) К. Менгер; в) Дж. М. Кейнс; г) Г.В. Ойкен.
7.Основоположником «неоклассического» направления в экономической науке (конец XIX в) считается: а) А. Маршалл; б) Ф. Визер; в) В. Парето; г) Л. Эрхард.
8. Теоретическим фундаментом современного макроэкономического анализа стала работа Дж. М. Кейнса: а) «Принципы экономической науки»; б) «Общая теория занятости, процента и денег»; в) «Экономическая таблица»; г) «Трактат о налогах и сборах».
9. Одна из школ неоклассики – математическая – функционировала в городе: а) Париже; б) Лондоне; в) Вене; г) Лозанне.
10. Идея жесткого государственного протенционизма во внешней торговле выдвинута в трудах ученых: а) классической школы; б) кембриджской школы; в) меркантилизма; г) монетаризма. По теме 3: 1. К материальным потребностям относятся: а) необходимость отремонтировать автомобиль; б) желание принять участие в праздничной демонстрации; в) желание посетить выставку по архитектуре города; г) необходимость посоветоваться с родителями по житейским вопросам.
2. Фундаментальная проблема, стоящая перед любой экономической системой,- это: а) проблема справедливого распределения благ между индивидами; б) проблема выживания человека; в) проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей; г) проблема всеобщего экономического образования.
3. Когда экономисты говорят о необходимости экономить, то они имеют в виду: а) извлечение максимальной пользы из имеющихся в наличии ресурсов; б) необходимость тратить как можно меньше денег; в) создание сбережений; г) создание инвестиций.
4. Когда используется понятие «экономическое благо», то под этим подразумевается: а) благо, которое является результатом хозяйственной деятельности; б) благо, потребность в котором превышает его наличие; в) благо, которое продается на рынке; г) благо, которое производится только в рыночной экономике.
5. Что из ниже перечисленного не является экономическим благом: а) водопроводная вода; б) металлолом; в) атмосферный воздух; г) земля на пустыре.
6. Ресурсами не являются: а) полезные ископаемые; б) продукты питания; в) квалифицированная рабочая сила; г) техническая документация на производстве.
7. Экономические ресурсы – это ресурсы, которые: а) неисчерпаемы; б) возобновляемы; в) ограничены относительно потребности в них производства; г) воспроизводимы.
8. В стране производят только удочки и леску. Всё трудоспособное население имеет работу, фабрики работают на полную мощность. Правительство намерено производить больше удочек. Вы ему посоветуете: а) отказаться от своего намерения; б) увеличить производство лески; в) уменьшить производство удочек; г) увеличить производство и того, и другого.
9. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги, измеряемая: а) государственным комитетом по статистике; б) индексом потребительских цен; в) тем, чем надо пожертвовать для приобретения данного товара или услуги; г) индексом цен товаров производственного назначения.
10. При производстве одного килограмма алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какому варианту производственных возможностей это соответствует:
По теме 4: 1. К делению экономических систем по формационному подходу относится: а) общество доиндустриальное, индустриальное и пост индустриальное; б) общество первобытно - общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое; в) традиционная, рыночная, административно-командная, смешанная экономика; г) патриархальная и современная экономика.
2. Натуральное хозяйство – форма хозяйства, где продукты производятся: а) для обмена путём купли-продажи; б) для удовлетворения общественных потребностей; в) для удовлетворения потребностей самих участников процесса производства; г) для удовлетворения потребностей жителей соседних районов.
3. Переход от доиндустриального общества к индустриальному происходит в процессе: а) промышленной революции; б) неолитической революции; в) “революции менеджеров”; г) культурной революции.
4. Проблемы: что, как и для кого производить – имеют отношение: а) только к командно-административной системе; б) только к рыночной экономике; в) к любой экономической системе; г) только к традиционной экономике.
5. В командно-административной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают: а) зарубежные инвесторы; б) потребители; в) государство; г) предприниматели.
6. Неизбежность дефицита в командно-административной экономике обусловлена: а) отсутствием безработицы; б) конкуренцией товаропроизводителей; в) ценами, не учитывающими соотношение спроса и предложения; г) высокими доходами населения.
7. Деление хозяйственных систем на традиционную, командно-административную и рыночную происходит по критерию: а) эффективности экономики; б) по типу социально-экономических отношений; в) способу координации деятельности субъектов экономики; г) времени возникновения. 8. Экономическая система, в которой применяется стихийный способ координации деятельности субъектов хозяйства, характеризуется тем, что: а). решения принимаются на основе общего голосования; б). потребители принимают решения неосознанно; в) основную координационную функцию выполняют рыночные цены; г) экономика не способна удовлетворить потребности населения.
9. Рыночная экономика – это система координации деятельности, которая в процессе своего функционирования опирается на: а) соблюдение прав собственности; б) стихийный способ координации деятельности; в) механизм цен как определяющий способ координации; г) всё перечисленное верно.
10. Произошедшее в России в период рыночных реформ углубление (в сравнении с СССР) дифференциации в уровне жизни населения является следствием: а) изменения предпочтений потребителей; б) снижения степени удовлетворения потребностей; в) снижения конкурентоспособности отечественных производителей; г) изменения механизма перераспределение ресурсов.
По темам 6 и 7: 1. В экономике спрос – это: а) количество товара, которое люди хотят иметь в своём распоряжении; б) общественная потребность в товаре, подкреплённая покупательной способностью; в) количество товара, которое потребители готовы приобрести в единицу времени по определённой цене; г) желание удовлетворить возникшую насущную потребность.
2. Кривая рыночного спроса показывает: а) как будет снижаться потребление блага при снижении доходов покупателя; б) сколько блага потребители желают и могут приобрести в единицу времени при разных ценах; в) по какой цене будет осуществляться подавляющая часть сделок; г) как будет повышаться потребление блага при повышении цены.
3. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если: а) спрос равен предложению; б) цена равна издержкам плюс прибыль; в) объём предложения равен объёму спроса; г) если население (потребители) считают цены приемлемыми.
4. При прочих условиях рост предложения приведёт: а) к снижению цены и росту объёма предложения; б) к росту равновесных цены и количества товаров; в) к росту цены и снижению количества товара; г) к росту спроса на товар.
5. Скорее всего, цена на одежду возрастёт в результате: а) роста предложения одежды; б) повышения зарплаты на ткацких фабриках; в) снижения спроса на одежду; г) изменения моды.
6. К комплиментарным благам относятся: а) ржаной хлеб и одежда; б) фотоаппарат и плёнка; в) говядина и баранина; г) кофе и чай.
7. Если цена фотоаппаратов выросла в результате увеличения спроса на них, то следствием этого станет: а) уменьшение спроса на фотоплёнку; б) рост предложения фотоплёнки; в) рост спроса на фотоплёнку; г) уменьшение цены на фотоплёнку.
8. Если кривая предложения перемещается на графике вправо, то это означает, что произошло: а) увеличение предложения; б) увеличение величины предложения; в) уменьшение величины предложения; г) уменьшение предложения.
9. С ростом доходов потребителя кривая спроса на колбасу – сервелат будет: а) смещаться влево и вниз; б) смещаться вправо и вверх; в) смещаться влево и вверх; г) останется на прежнем месте.
10. С ростом цен на энергоносители кривая предложения будет: а) смещаться влево и вниз; б) смещаться вправо и вверх; в) смещаться влево и вверх; г) останется на прежнем месте. По темам 8 и 9: 1. Полезность, как категория, это: а) свойство блага приносить пользу потребителю; б) субъективная ценность, приписываемая людьми благам; в) обладание полезными для здоровья человека элементами; г) свойство товаров как причина их производства.
2. Потребительский выбор – это: а) решение о распределении дохода с целью максимизации полезности; б) отношение к проводимой правительством экономической политике; в) соизмерение полезностей благ; г) выбор среди альтернативных источников дохода.
3. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что: а) не использует моделей; б) не рассматривает субъективные предпочтения; в) считает возможным количественное измерение полезности; г) отрицает значение категории “стоимость”.
4. Когда посетитель кафе ест бутерброды, то максимальную ценность для него будет представлять: а) первый бутерброд; б) бутерброд точки насыщения; в) последний бутерброд; г) второй бутерброд.
5.Максимум удовлетворения общей полезности достигается, когда: а) предельная полезность равняется нулю; б) предельная полезность имеет максимальное значение; в) предельная полезность имеет отрицательное значение; г) предельная полезность не связана с общей полезностью.
6. Условием равновесия потребителя является: а) равенство предельной полезности благ предельной полезности денег; б) равенство взвешенных по ценам предельных полезностей благ; в) равенство предельных полезностей благ; г) равенство предельной полезности общей полезности благ.
7. Всякая функция полезности представляет собой: а) связь между составом набора благ и расходами на его приобретение; б) правило, в соответствии с которым различным наборам благ придаются значения, адекватные предпочтениям потребителя; в) связь между количеством потребляемого блага и величиной полезности, позволяющая определить, насколько один выбор лучше другого; г) связь между количеством блага и ценой.
8. Увеличение дохода потребителя графически выражается: а) в увеличении наклона бюджетной линии; б) в сдвиге бюджетной линии вправо и вверх; в) в сдвиге кривой безразличия от начала координат; г) в сдвиге кривой безразличия к началу координат.
9. Кривая безразличия показывает: а) различные комбинации двух благ, имеющих одинаковую полезность; б) одинаковые по полезности потребительские наборы; в) эффективную замену одного блага другим; г) соотношение между ценой и количеством приобретённого блага.
10. Может ли уменьшение цены блага приводить к уменьшению его потребления: а) только в виде исключения; б) если эффект замещения больше эффекта дохода; в) если эффект дохода больше эффекта замещения и оба эффекта разнонаправлены; г) если эффект дохода и эффект замещения уравновешивают друг друга. По темам 5 и 10: 1. Новаторство как необходимое условие предпринимательства проявляется: а) в поисках необходимых ресурсов; б) в поисках партнёров по бизнесу; в) в поисках новых идей, технологий и рынков; г) в изучении рыночной конъюнктуры.
2. Коммерческое предприятие – это: а) предприятие, преследующее в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли; б) получающее прибыль, независимо от целей своей деятельности; в) имеющее самостоятельный баланс или смету; г) работающее в сфере торговли.
3. Преимущества индивидуального предпринимательства перед коллективным проявляется во многом, за исключением: а). простоты создания и ликвидации; б) независимости в ведении дела; в) максимальной мотивации в ведении дела; г) ограниченности финансовых ресурсов.
4. Основной причиной образования и развития фирм является: а) объединение людей, машин и технологий; б) стремление к снижению издержек по планированию и реализации хозяйственных сделок; в) наличие технологии по производству определённых товаров и услуг; г) политика государства по отношению к предпринимательству.
5. Консалтинг – вид предпринимательства, который базируется на: а) предоставлении информационных услуг; б) возмещении страховых сумм при наступлении случаев, обусловленных договором; в) производстве товаров; г) посредничестве при сделках.
6. Члены товарищества по вере несут ответственность по его обязательствам: а) полную ответственность – действительные члены и члены-вкладчики; б) полную солидарную ответственность – действительные члены и члены-вкладчики; в) полную солидарную ответственность – действительные члены и в пределах вклада в имущество товарищества – члены-вкладчики; г) полную ответственность - только действительные члены. 7. Учредителем акционерного общества могут быть: а) только физические лица, граждане РФ; б) только юридические лица, зарегистрированные в РФ; в) физические и юридические лица Российской Федерации и иностранные физические и юридические лица в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях; г) только государство.
8. Правом акционеров закрытого акционерного общества не является: а) голосование; б) получение дивидендов; в) реализации акций на стороне; г) участие в собрании акционеров.
9. К характерным чертам деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий не относится: а) образование складочного капитала; б) создание по решению уполномоченного органа; в) принадлежность имущества предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; г) самостоятельное ведение дела в рыночной сфере.
10. Государство как учредитель унитарных государственных предприятий отвечает по обязательствам: а) унитарного предприятия с правом оперативного управления; б) унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения; в) не отвечает по обязательствам ни в том, ни в другом случае; г) отвечает по обязательствам и в том, и в другом случае. По теме 11: 1. К факторам производства относится: а) благотворительность; б) спонсорство; в) предпринимательство; г) время производства.
2. Производственная функция – это: а) цели функционирования предприятия, обозначенные в учредительных документах; б) взаимосвязь между набором производственных факторов и объемом выпуска; в) обязанности производственного персонала по обслуживанию технологического процесса; г) обязанность предприятия предоставлять рабочие места.
3. Под производительностью в экономике понимается: а) максимальное количество продукции, которое может произвести предприятие за определенный период времени; б) количество ресурсов, необходимое для производства данного объема продукции; в) выпуск продукции на единицу используемого ресурса времени;
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |