Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Политическое учение Конфуция (К)




 

Конфуций, точнее Кун-цю, Кун-фудзы, означает мудрец Кун (551 - 479 гг. до н.э.)

Произведения: основные мысли изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в 5 в до н.э.

Конфуция мало интересуют проблемы происхождения и сущности мира, загробная жизнь. Он сосредоточен на этом мире, на обществе. Подход к этим проблемам моралистический, но он политический философ, т.к. цель его морали – не загробная жизнь, а наилучшее, разумное устройство государства.

Понимание государства. Государство – гигантская семья, царь – отец. Цель государства – общее благо всей семьи. Призвание царя – накормить народ, обогатить и обучить его. Это типично патриархальная или патерналистская концепция власти. Но она приспосабливается к новым условиям, когда государство расколото на бедных и богатых, огромный аппарат чиновников есть, несправедливость. Но К. считает иерархию, деление на благородных и простолюдинов, «темных людей», естественным, хотя и осуждает крайности бедности и богатства, которые подрывают мир в государстве. У Конфуция нет демократических тенденций: порицал простолюдинов, которые не желают примириться со своим естественным местом в обществе; симпатизировал феодально-удельной аристократии, но не отстаивал наследственных сословных привилегий (аристократией должны быть люди благородные не по происхождению, а по нравственным свойствам – цзюнь-цзы).

Принцип исправления имен. Социальный статус каждого человека должен соответствовать его качествам и поступкам и изменяться вместе с ними.

Принцип добродетели (дэ) – основа политического учения К. Принцип распространяется на всех людей, причастных к управлению. Управляющие верхи (цзюнь-цзы) должны быть совершенными людьми. Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ли). Их отличают гуманность, чувство долга и справедливости, стремление к знаниям, уважение к старшим. Благородный чиновник всегда следует справедливости – дао.

Основу стабильности К. видел в четкой организации и формализации общественной деятельности (каждый должен соблюдать свои обязанности и находится в определенном месте). К. стремился восстановить все обычаи и ритуалы (ли), сложившиеся веками, определявшие жизнь китайцев. Это своего рода естественное право.

Ритуал как регулятор. К. скептически относился к попыткам управления посредством создания новых законов, подкрепляемых наказаниями. Таким путем можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления. Следование ритуалу, обычаю позволяло, по его мнению, избежать насилия и конфликтов.

Итог (Мартышин). Стремление К. восстановить нравственные принципы, побудить государя служить общему интересу благородно, но нереалистично. Мораль не определяется только личным благочестием, она требует определенного социального климата. Восточная деспотия никогда не располагала к высокой общественной нравственности.

 

 

Вопрос 3. Учение Платона (П) о государстве и праве.

Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, создатель философской системы объективного идеализма.

Основные произведения: 3 диалога – «Государство», «Законы», «Политик». Сократ в качестве одного из собеседников (кроме «Законов»).

Философия. Вселенная, крупицей которой являются личность и общество (полис), подчинена единому закону, установленному Богом - не мифическим, а единым абстрактным божеством, первопричиной мира – ум-демиург.

Видимый, ощущаемый мир - тень бытия, а действительность представляют собой общие идеи, которые постигаются разумом, а не ощущениями. Подлинное познание - приобщение к мировой душе, к разуму-демиургу. Рационалистическое сочетается с мистическим.

Государство. В диалоге «Государство» Платон рисует картину идеального общественного строя. Общество возникает из потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда, поэтому полис (идеальный полис – 5000 человек населения) представляет собой органическое целое. Интересы целого выше интересов части. Эту идею он говорил Фрасимаху, у которого государство служит интересам тех, в чьих руках находится власть. С точки зрения П. такое государство коррумпированное. П. различает правильные законы (установленные ради общего блага) и неправильные (в интересах какой-либо группы, захватившей власть).

Общее благо по П. не предполагает равенства. П. – сторонник сословности и иерархии.

Подобно тому, как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия, в иерархичном порядке: разумному началу души соответствуют правители-философы, яростному – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники. Сословное деление является условием прочности государства как совместного поселения граждан. Самовольный переход из низшего сословия в высшее недопустим, ибо каждый должен заниматься делом, к которому предназначен от природы.

Платон выдвинул план упразднения частной собственности. Правители и воины (стражи) всю свою жизнь посвящают служению общественному благу. Их нужно избавить от соблазнов личного обогащения и преследования частных интересов, организуя их жизнь на началах общности имуществ и коллективизма. Средства к существованию поставляет третье сословие. Стражи живут и питаются сообща, как в походах. Первые два сословия не имеют семей. Женщины пользуются одинаковыми правами с мужчинами. Половая связь в целях деторождения регламентируется и ограничивается сословными рамками. Жены и дети – общие. В семье, как и в собственности, он видит истоки эгоизма, порчи нравов, угрозу служению общему благу. Эти ограничения не распространяются на сословие производителей.

П. регламентирует все стороны человеческой жизни: политический строй, материальные условия, деторождение, семью, воспитание, культуру. Много внимания уделяется обеспечению единомыслия. Сформулирован принцип единства власти и философии (идеологии). Правят философы, не должно быть философов, кроме тех, кто правит. Философия превращается в атрибут власти.

Мартышин: Диалог «Государство» называют коммунистическим трактатом, а Платона — первым «коммунистом», т.к он предлагал устранить частную собственность. Но речь идет о сословном, кастовом коммунизме, не для всех.

Диалог «Законы». П. говорит о менее совершенном политическом устройстве. Отступает от идеала, изложенного в «Гос-ве». Платон отступает от своего сословно-коммунистического проекта. Всем гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом и участок земли. Сословий нет. Но граждане делятся на 4 класса в зависимости от имущественного состояния. 4 группы не во всем равноправны. Переход из одной группы в другую - беспрепятственно при изменении имущественного состояния. Вводится уравнивание для всех, устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь. Семьи и браки контролируются. Кроме граждан есть и неграждане (рабы, иностранцы). Жесткая регламентация частной жизни, суровые меры не только за нарушения законов, но и за инакомыслие. Форма государства - смешение принципов монархии и демократии— во главе 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. У власти не более 20 лет, обширные полномочия, но при этом связаны законами. из них 10 самых мудрых образуют «Ночной совет», есть еще выборный совет. Все должностные лица избираются

Формы правления: 1.в «Государстве»: 1) аристократия – лучшая (два подвида: если правитель один — это царская власть, если несколько человек — это аристократия (в традиционном понимании слова); 2) тимократия (господство воинов); 3) олигархия (власть богатых);4) демократия (власть народа, толпы, недостатки: уравнивание людей разного достоинства, воля случая, некомпетентность); 5) тирания (правит тиран) – худшая, т.к царит беззаконие.

2.В диалоге «Политик»: выделяет правильные и неправильные формы государства, используя критерии: общий интерес и соответствие закону.

  Власть одного (монархия) Власть немногих Власть большинства
Правильная форма Царская власть Аристократия Демократия на основе законов
Неправильная форма Тирания Олигархия Демократия, не соблюдающая законов.

Среди законных форм демократия наихудшая. Среди форм, основанных на беззаконии, демократия лучшая, она предпочтительнее олигархии и тирании.

И «Государство», и «Законы» - жанр утопии. Вклад П.: идея общего блага, интереса, мысль о частной собственности как причине социальных противоречий,определение форм государства, признание законности. Негативные моменты: идеализация кастовости, аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жесткая регламентация всех сторон жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.