КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взгляды В. И. Ленина на государство
Каковы основные положения большевизма? На II съезде РСДРП в русской социал-демократии, продолжавшей в целом стоять на платформе марксизма, произошел раскол. Образовалось два (впоследствии далеко разошедшихся) течения - большевизм и меньшевизм Большевиков возглавил Владимир ИлъичЛенин (1870-1924). Основное внимание в теории большевизма было уделено разработке положений о классовой природе государства как официальной политико-организационной формы диктатуры господствующего класса, об ущербности буржуазной демократии и парламентаризма, о сломе буржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, о диктатуре пролетариата, об отмирании государства с развитием социализма. Ленин опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам государства и права, среди которых «Что делать?» (1902), «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920) и др. Центральное место в многочисленных работах В.И. Ленина (1870-1924) занимала проблема государства - его прошлое, настоящее и будущее, сущность и формы, роль государства в жизни общества. Особое внимание было уделено обоснованию следующих положений. Классовая природа государства. Классовость - врожденная, неотъемлемая и все определяющая черта государства, присущая ему в силу нескольких причин: 1) в государстве воплощен антагонизм классов, расколовший общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами; 2) аппарат государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) формируется из представителей господствующего класса, хотя бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев; 3) государственная машина осуществляет политику, выгодную главным образом господствующему классу, отвечающую его коренным экономическим, поли? тическим и идеологическим интересам.
Диктатура пролетариата. Диктатура определенного класса это власть, осуществляемая им как господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам действий всех членов общества. Это опора власти господствующего класса непосредственно на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия выделяется в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. Непременным признаком диктатуры класса является ее полная свобода от соблюдения каких бы то ни было законов. Негативное отношение к демократическим институтам. Демократия, свобода, право, принципы гуманизма - в буржуазном обществе малозначащие компоненты общественно-политической жизни, способные лишь прикрывать диктатуру класса внешне привлекательными атрибутами, скрывать угнетательский характер государства и тем самым вводить в заблуждение народные массы. Они достойны только разоблачения и отрицания, но некоторые из них (парламентаризм) следует использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса. Разрушение буржуазной государственности. Он видел в этом слом бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидацию репрессивного аппарата, замену на ключевых постах управления государства чиновников представителями рабочего класса. Это также отказ от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от других начал демократического устройства.
Пролетарское социалистическое государство. Как орудие диктатуры рабочего класса оно учреждается не для установления свободы в обществе, а для насильственного подавления противников. Диктатура пролетариата нуждается в собственном государстве также для руководства социалистическим хозяйством. Форма диктатуры пролетариата - Республика Советов, сочетающая черты государственной и общественной организации; соединяющая элементы представительной и непосредственной демократии, вовлекающая трудящихся в политическую жизнь. Советы законодательствуют, исполняют законы, контролируют их выполнение. Такая республика строится и функционирует на основе демократического централизма (выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т.д.). Большевистская партия в системе диктатуры пролетариата самостоятельна, но ее персональный состав сращивается с государством. Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на «технологию» осуществления политического господства, его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |