Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика оценивание выполнения теоретических олимпиадных заданий предметной секции «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни»




ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

Теоретический тур проводитсяв кабинетах или аудиториях, число которых должно равняться числу предметных секций, где участники олимпиады будут одновременно письменно отвечать на вопросы заданий.

Предметные секции для участников средней возрастной группы (9-ый класс):

а) первая предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри и выставляют итоговый балл (не выше определённого), без десятых долей (без дроби);

б) вторая предметная секция – «Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях» Ответы на задания оценивают не менее трех членов жюри и выставляют итоговый балл (не выше определённого), без десятых долей (без дроби);

в) третья предметная секция – тестирование.Ответы на задания оценивают не менее двух членов жюри и выставляют итоговый балл (не выше определённого), без десятых долей (без дроби).

В представленной методике даются тексты заданий и ответы на них. Причем, представленные ответы по их содержанию являются основой для оценки знаний участников, т.к. несут только смысловую нагрузку рассматриваемого вопроса или ситуации, и не претендуют на единственно верные по структуре содержания.

 

Задание 1. Собираясь на отдых в большой город, где предстоит посетить его достопримечательности, вы приходите к выводу, что большинство экскурсий – пешеходные. Вы понимаете, что большое количество автомобильного транспорта в этом городе является потенциальным источником опасности для вас, в связи с чем, требуется вспомнить основные правила безопасности на улицах и дорогах. С учетом этого ответьте на следующие вопросы:

Вопрос 1. Как необходимо передвигаться по улицам населенного пункта, не создавая опасности пешеходам и водителям транспортных средств?

Ответ. По улице необходимо ходить умеренным шагом и только по тротуару, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать другим

Вопрос 2. Объясните, каким образом должны передвигаться пешеходы при отсутствии тротуаров?

Ответ. В этом случае пешеходам надо идти по самому краю проезжей части в один ряд, занимая на ней минимальное пространство. В таких случаях наиболее безопасно идти по левой стороне проезжей части - навстречу движению транспортных средств. При таком движении пешеход видит приближающийся автомобиль и может своевременно сойти с проезжей части.

 

Максимальная оценка задания3 балла:

  • за правильный ответ на первый вопрос – 1 балл;
  • за правильный ответ на второй вопрос – 2 балла.

 

Задание 2. Современный дом (квартира), в силу объективных причин не только защищает че­ловека, но и может создать усло­вия для возникновения опасных ситуаций. С учетом, этого, Вам предлагается ответить на следующие вопросы.

 

 

Вопрос 1. Какие опасные ситуации возможны в доме (квартире) и како-вы их причины? Заполните до конца таблицу.

Ответ.

Наименование опасных ситуаций Причины опасных ситуаций
1. Пожар   Неосторожное обращение и шалость детей с огнем; нарушение правил пользования электробытовыми и электронагревательными приборами; нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей; утечка бытового газа; неосторожное обращение с пиротехническими изделиями и др.
2. Поражение электрическим током Использование неисправных электроприборов и электрооборудования, ремонт не обесточенных электроприборов, игры детей с работающими электроприборами, прикосновение открытой частью тела (особенно мокрыми рукам) к неисправной электропроводке, оголенным или оборванным электропроводам.
3. Отравление препаратами бытовой химии   Нарушение правил пользования и хранения препа-ратов бытовой химии; использование неизвестных препаратов и препаратов приобретенных не в магазине разлитые или рассыпанные препараты.

 

Вопрос 2. Сформулируйте подробно общие правила вызова специальных служб (скорая помощь, милиция, пожарная охрана, спасатели и др.) по телефону при возникновении опасных или аварийных ситуаций в доме, квартире:

Ответ. При вызове специальные службы по телефону, необходимо сообщить:

• причину вызова (пожар, несчастный случай, взрыв, нападение, запах газа, захват заложников и т.п.)

• свое имя и фамилию, а также номер телефона, откуда передается сообщение;

• точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код) или другие ориентиры.

 

Максимальная оценка задания6 баллов:

  • за правильный ответ на первый вопрос – 3 балла (по 1,0 балла за каждую из трех позиций).
  • за правильный ответ на второй вопрос – 3 балла (по 1,0 балла за каждую из трех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются

Задание 3. Опасные или аварийные ситуации в доме квартире могут произойти в любое время, поэтому жильцы должны знать порядок действий при их возникновении. Рассмотрите предложенную Вам ситуацию и найдите правильное решение.

 

Ситуация. Вы спускаетесь по лестнице с 4-го этажа, на котором находится ваша квартира. На лестничной площадке, между вторым и первым этажами чувствуете специфический запах и понимаете, что где-то происходит утечка газа. Примите решение, определив алгоритм Ваших действий, и заполните схему:

 
 

 

 

 


Ответьте на вопрос. Что запрещается делать при обнаружении запаха газа в помещении?

Ответ. При обнаружении запаха газа в помещении не допускается зажигать огонь, курить, включать и выключать электроосвещение и электроприборы, пользоваться электроприборами.

 

Максимальная оценка задания8 баллов:

  • за правильный ответ на ситуацию – 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен, баллы не начисляются.
  • за правильный ответ на вопрос – 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен, баллы не начисляются.

 

Задание 4. Экстремальная ситуация в условиях природной среды обычно возникает внезапно и её возникновение не всегда можно прогнозировать. Рассмотрите предложенную Вам ситуацию и найдите правильное решение.

 

Ситуация. Группа туристов из 7 человек двигается по маршруту. Нео-жиданно, резко ухудшились погодные условия, начался сильный дождь, поднялся ветер, местность труднопроходимая. Руководителю группы удалось сообщить по мобильному телефону о приблизительном местонахождении группы. Определите, какое решение должен принять руководитель и каков алгоритм действий группы в этой ситуации?

Ответ. Руководитель группы должен принять решение оставаться на месте.

Алгоритм действия:

 
 

 

 


Максимальная оценка задания7 баллов:

  • за правильный ответ на ситуацию – 1 балл;
  • за правильные действия в заданной ситуации – по 1 баллу за каждую из шести позиций. Если принято неверное решение или по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

 

 

Задание 5. Водоемы опасны как летом, так и зимой. Ежегодно на них происходят различные несчастные случаи. Поскольку знания безопасного поведения на водоемах помогают предотвратить трагические случайности. Вам предлагается ответить на следующий вопрос.

 

Вопрос. Большую опасность в воде представляет возникновение судороги. Особенно подвержена таким судорогам икроножная мышца. Дайте рекомендации, как победить судорогу находясь в воде?

Ответ. При появлении боли в ноге рекомендуется немедленно остановиться, перевернуться на спину, разогнуть и напрячь ногу, стопу потянуть на себя, держать ногу в таком положении несколько секунд. Попробовать сильно ущипнуть себя за мышцу несколько раз. При наличии иголки или булавки – уколоть икроножную мышцу иголкой или булавкой.

Максимальная оценка задания4 балла:

  • за правильный ответ на вопрос – 4 балла (указать не менее 4-ех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 6. Личная безопасность человека является индивидуальной ценностью иопределяется конкретными условиями его жизни. Многих преступлений можно было бы избежать, если бы мы были предусмотрительными, знали и выполняли правила личной безопасности. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и предложите верное решение.

 

Ситуация 1. Ваш младший брат собирается на прогулку с подружкой и обращается с просьбой объяснить ему, какие естественные опасные условия могут повлиять на их безопасность, и что такое «виктимное поведение»? Вы подумали и ответили по схеме, в которой нужно дополнить предложения:

Ответ.

Опасное время – это время значительного повышения риска дляличной безопасности.

Примеры опасного времени: ночь, поздний вечер, раннее утро

Опасное место – это место, которое остается одинаково небезопасным в любое время суток.

Примеры опасных мест: лесопарки, пустыри, стройки, стройплощадки, забро-шенные дома, подвалы, чердаки, стройплощадки, вокзалы, рынки, аэропорты, места массовых зрелищ, пустынные вечер­ние улицы и др.

Виктимное поведение – это проявление особого, провоцирующего поведения.

Примеры виктимного поведения:

– демонстрация крупной суммы денег при расплате за покупку;

– девушка в короткой юбке и в кофточке с глубоким вырезом, идущая через темный сквер;

– демонстрация дорогих украшений поздним вечером в общественном транспорте или на улице;

– выглядывающий из кармана кошелек и др.

 

 

Ситуация 2. При помощи стрелок установите соответствие между ситуациями и правилами безопасного поведения:

 

       
 
Вы слышите, что дверь квартиры пытаются открыть.  
 
Сослаться на занятость, болезнь, необходимость посоветоваться с друзьями, прервать беседу и уйти.


 

 

       
 
Незнакомый человек приглашает поехать к нему на пикник, на дачу.  
 
Убедиться, что дверь надежно заперта; позвонить, в милицию, не выгляды-вать за дверь.  

 


 

 
 

 

 


 

       
 
У стоящего у тротуара автомобиля с работающим двигателем просят пока-зать дорогу.  
 
Не входить в квартиру, вызвать мили-цию по телефону от соседей.  

 


 

Максимальная оценка задания10 баллов:

  • за правильный ответ на первую ситуацию – 6 баллов (по 1 баллу за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;
  • за правильный ответ на вторую ситуацию – 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 7. Рассмотрите ситуации, связанные с угрозой проведения террористического акта и предложите действия по безопасному поведению при их возникновении.

 

Ситуация. Вы сели в автобус, и увидели под задним сидением оставленную кем-то сумку, из которой торчат провода и виден кусок изоленты. Ваши действия:

Ответ.

· Опросить пассажиров. Если хозяин не установлен, немедленно сообщить об этом водителю. Кроме того:

  • не подходить к сумке, не трогать, не вскрывать и не передвигать её;

· запомните время её обнаружения;

· предупредить пассажиров, чтобы они отошли как можно дальше от сумки;

· не предпринимать самостоятельно никаких действий.

 

Максимальная оценка задания5 баллов:

  • за правильный ответ на ситуацию – 5 баллов.

Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

 

 

Задание 8. Приоритетность здоровья и формирования здорового образа жизни стано­вятся одним из важных факторов отказа от вредных привычек, поскольку они опасны для здоровья от­дельного человека и общества в целом. С учетом этого, Вам предлагается:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.