Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационных технологий 10 страница




безопасности уже предпринимались <*>.

--------------------------------

<*> Проект Концепции информационно-психологической безопасности. Институт психологии

РАН. М., 1995.

При этом под информационно-психологической безопасностью обычно понимают состояние

защищенности человека, общества и государства от "вредной" информации, а данная

информация характеризуется как не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая

необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в

силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение (применение) <*>.

--------------------------------

<*> Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред.

Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр пресс, 2001. С. 574.

Во-первых, идеологическая безопасность - это состояние защищенности личности, общества

и государства от внешних и внутренних информационных явлений, процессов и действий,

оказывающих негативное (деструктивное, искажающее, дезинформационное) воздействие на

интеллектуально-познавательную или чувственную сферу сознания личности, общества,

государственных служащих.

Во-вторых, идеологическая безопасность предполагает наличие определенной идеологии,

системы иерархизированных ценностей, ориентаций и установок, консолидирующих идей, а равно

наличие определенной четкой, прозрачной и взаимосвязанной совокупной программы в

экономической, политической (внутренней и внешней), социальной, культурной, образовательной,

иных сферах деятельности государства и общества с максимально четким определением общих и

отраслевых приоритетов, без их смешения.

Принципы обеспечения идеологической безопасности делятся на общие, особые и

специальные. Общие принципы перечислены в Законе РФ "О безопасности". Это:

- законность;

- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению

безопасности;

- интеграция с международными системами безопасности.

Особые принципы характерны для всего института идеологической безопасности, к их числу

необходимо относить:

- принцип идеологического плюрализма, необязательности государственной идеологии

(конституционный принцип - ст. 13);

- сочетание принципа федерализма и жесткой централизации;

- принцип уважения и равенства религиозных и иных предпочтений различных социальных

групп;

- гласность;

- привлечение к сотрудничеству общественности, общественные организации;

- приоритет стратегических (долгосрочных) целей _____перед иными;

- принцип рациональных целей, приоритет цели экономического и духовного развития

общества;

- безусловный приоритет диспозитивного регулирования над императивным;

- сочетание идеологического стимулирования экономики и экономического стимулирования

идеологии;

- принцип безусловного уважения многоукладности и самобытности российской культуры и

разумного заимствования зарубежного опыта.

Специальные принципы в соответствии с концепцией дуализма в определении

идеологической безопасности следует делить на две группы. К первой группе относятся принципы

превентивной (защитной) функции:

- принцип закрепления императивных норм только в федеральном законе;

- принцип применения императивных норм только судом.

Ко второй группе следует относить принципы собственно идеологического влияния

государства, построения его инфраструктуры и структуры властно-распорядительных отношений:

- принцип подконтрольности и подотчетности Президенту РФ;

- принцип интерструктурности (имеется в виду выполнение функций обеспечения

идеологической безопасности всеми государственными министерствами и ведомствами);

- принцип оперативной модернизации идеологии;

- принцип комплексного интернаучного анализа;

- принцип разностороннего информационного обеспечения;

- принцип полного отсутствия императивных норм;

- принцип безусловного преобладания методов убеждения и стимулирования над методами

внушения;

- принцип неприменения негласного (внечувственного, неосознанного) влияния;

- принцип соблюдения конституционных принципов свободы мысли, слова, вероисповедания,

свободы СМИ и т.д.

Способы обеспечения идеологической безопасности можно классифицировать в

зависимости от того, подлежит ли применению императивный либо диспозитивный метод. Если

говорить о диспозитивных методах, то к их числу относятся две группы - организационные и

информационно-пропагандистские. К числу организационных можно отнести: организационное

сопровождение творческих проектов, адресное финансирование, организацию взаимодействия

государственных органов, предоставление аналитических обобщений, организацию различного

рода акций, направление предпринимателей за рубеж для повышения квалификации и обучения

менеджменту, и т.д. Информационно-пропагандистские приемы в общем относятся к методике

проведения информационной войны и так называемым технологиям "пиар". Целесообразным

представляется разработка комплексных программ влияния, которые можно, в свою очередь,

подразделить на нейтрализующие негативное влияние определенного источника; связанные с

экономическим стимулированием общества; военные программы; образовательные; культурно-

просветительские; научные; демографические; специальные тактические; иные. По сфере

действия можно выделить международные, федеральные, окружные, региональные, локальные

программы. По направленности и продолжительности - стратегические (долгосрочные),

оперативные (среднесрочные) и тактические (краткосрочные). Данная классификация

предполагает наличие базовой всеобъемлющей и взаимосвязанной программы.

Угрозы национальной идеологической безопасности можно классифицировать по различным

основаниям на внутренние и внешние, намеренные (организованные) и непреднамеренные

(стихийные), явные и латентные (скрытые) и т.д. Представляется целесообразным расположить их

по степени общественной опасности в порядке убывания:

- враждебная деятельность специальных органов иностранных государств;

- деструктивная организованная целенаправленная деятельность внутригосударственных

организаций;

- аналогичная деятельность международных негосударственных организаций

(транснациональных корпораций и т.п.);

- острые социальные противоречия, вызванные политическим, экономическим либо иным

кризисом;

- отсутствие минимального контроля за информационными потоками в целях обеспечения

нравственного здоровья населения;

- монополизирование СМИ;

- применение некорректных методов идеологического влияния;

- массовое дезинформирование в целях искажения общественного мнения;

- применение внутри страны приемов, характерных для межгосударственного

информационного противоборства либо психологической войны с существенным нарушением

прав и свобод человека и гражданина;

- создание и функционирование на территории РФ религиозных сект деструктивного толка и

иных подобных организаций, практикующих внечувственное воздействие на психику человека,

побуждающее его к совершению антисоциальных поступков;

- отсутствие у большинства населения ценностных ориентаций, идеалов, побудительных

стимулов к активной деятельности (идеологии);

- иные угрозы.

Глава 16. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА

1. Общая характеристика информационной

безопасности общества

Информационная безопасность общества - защита экономических, социальных,

международных и духовных ценностей с использованием информационных средств от внешних и

внутренних угроз.

Жизненно важные интересы общества в информационной сфере.

1. Обеспечение интересов общества.

2. Построение прав государства.

3. Построение информационного общества.

4. Сохранение нравственных ценностей общества.

5. Предотвращение манипулирования массовым сознанием.

6. Приоритетное развитие современных информационных технологий.

Информационная безопасность общества обеспечивается его защитой от вредных

информационных воздействий в ходе информационной войны против страны, которая преследует

в отношении общества следующие основные цели:

- тактическую - навязать свою политическую волю через идеологическую, психологическую

обработку народа, армии, военно-политического руководства страны в интересах создания

требуемого общественного мнения;

- стратегическую - изменить образ жизни, разобщить народ, уничтожить морально-

политический потенциал общества и разрушить государство изнутри путем идеологической

революции, разрушения национального самосознания, размывания чувства патриотизма,

культуры, традиций, исторической памяти, подрыва духовно-нравственных устоев.

Вредное информационное воздействие на общество реализуется в основном через СМИ, в

том числе электронные коммуникации, путем создания и внедрения штампов, доступных для

понимания человека, игры на чувствах страха, надежды, раздражения и др., вызывающих

состояние агрессии или безысходности, стремление уйти из реального мира, заменить его

традиционно искусственным (алкоголизм, наркомания, приход в деструктивные секты) или

виртуальным (телевизионный, компьютерный), усиление социально-политических, экономических

_____и духовных коллизий, нарастание, закрепление и развитие психологической и психической

напряженности, рост агрессивности, преступности, снижение самоконтроля среди молодежи,

резкую активизацию иррациональной сферы общественного сознания, дестабилизацию

социальной преемственности поколений, утрату культурного наследия, проявление бездуховности

и безнравственности, повышение преступности в обществе и другие последствия.

2. Угрозы информационной безопасности общества

К угрозам информационной безопасности общества относятся:

1) неисполнение требований закона;

2) дезорганизация и разрушение накопления и сохранения информации;

3) усиление зависимости общественной жизни от зарубежных инфраструктур;

4) активизация различного рода религиозных сект.

Деятельность сект содержит в себе контроль сознания своих членов, который включает:

1) контроль поведения;

2) контроль мышления;

3) контроль информации;

4) контроль эмоций;

5) снижение духовной нравственности, творческого потенциала населения России;

6) увеличение оттока специалистов за рубеж;

7) нарушение прав в сфере оборота информации (утечка, перехват, хищение, навязывание

ложной информации);

8) нарушение правил в области функционирования информационной системы;

9) нарушение правил в области использования средств обеспечения информационной

безопасности:

- воздействие на парольные ключи системы;

- использование несертифицированных информационных технологий.

Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы

информационной безопасности РФ:

- нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной

сфере;

- недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных

политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей;

- распространение дезинформации о политике РФ, деятельности федеральных органов

государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;

- деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение

основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, разжигание социальной, расовой,

национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой

информации.

Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности РФ в

сфере внутренней политики являются:

- создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными

структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных

услуг и средства массовой информации;

- активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение

негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.

Глава 17. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1. Общая характеристика информационной

безопасности государства

Информационная безопасность государства - защита конституционного строя, суверенитета,

территориальной целостности с точки зрения информационных средств.

Жизненно важные интересы государства.

1. Создание целей для реализации интересов личности и общества в информационной

сфере.

2. Формирование институтов общественного контроля органов государственной власти.

3. Безусловное обеспечение законности и правопорядка.

4. Создание _____условий для развития собственной информационной инфраструктуры.

5. Формирование системы подготовки и реализации решений органов государственной

власти, обеспечивающих национальные интересы страны.

6. Защита государственной информационной системы и информационных ресурсов (защита

государственной тайны).

7. Защита единого информационного пространства страны.

8. Разделение равноправного и взаимного международного сотрудничества.

2. Угрозы безопасности государства в информационной сфере

1. Размывание единого правового пространства страны из-за принятия субъектами РФ не

соответствовавших Конституции РФ правовых актов.

2. Разрушение единого информационного пространства России.

3. Вытеснение российских информационных агентств и средств массовой информации с

внутреннего информационного рынка.

4. Монополизация информационного рынка.

5. Блокирование деятельности государственных средств массовой информации по

информированию российской, зарубежной аудитории.

6. Ослабление роли русского языка как государственного языка РФ.

7. Целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие

информационных систем.

8. Низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики

(дефицит кадров, отставание информационных систем от международных стандартов).

В последнее время злоупотребление свободой массовой информации является одним из

главных внутренних источников угроз информационной безопасности России. С одной стороны, в

демократическом государстве журналисты должны информировать общественность по всем

злободневным вопросам жизнедеятельности государства. С другой стороны - в то время, когда

государство устраняется, журналист или те лица, которые финансируют, а значит, заказывают,

сами определяют, что и как печатается в прессе, показывается по телевидению, звучит по радио.

При этом "выдается" значительный объем информации, которая является объектом спецслужб.

Для примера можно привести интервью руководителя аналитического отдела посольства Швеции

в России, которое было показано в телепередаче "Рейтинг прессы с Александром Герасимовым".

Шведский дипломат говорил о том, что его отдел ежедневно обрабатывает всю центральную и

большой объем региональной прессы и в результате анализа полученной информации делается

от 3 до 5 тематических докладов по вопросам, интересующим шведское государство. По мнению

экспертов, около 40% разведывательной информации получается в процессе аналитической

обработки открытых материалов, включая печатные и электронные СМИ.

На сегодняшний день смена угроз "холодной войны" угрозами "информационной войны"

существенно повышает значение информационной безопасности в системе национальной

безопасности государства, обуславливает расширение ее содержания. Потеря государственного

контроля над российскими коммуникациями может привести к утрате национальной

независимости.

Информационная безопасность определяется и тем, насколько каждый из субъектов в

соответствии со своей позицией и интересами имеет возможность через средства массовой

информации и телекоммуникаций свободно искать, получать и распространять достоверную

информацию. Общество не может чувствовать себя в безопасности, если оно получает

препарированную, управляемую информацию. Неотъемлемым атрибутом развитого

демократического общества должно являться соблюдение законных прав личности, общества и

государства по защите информации ограниченного доступа. Правовое государство не есть просто

государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как

исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и

справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав,

свобод и законных интересов граждан.

К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности РФ в сфере

внешней политики относятся:

- информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих

внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом,

представительств РФ при международных организациях;

- информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной

власти, реализующих внешнюю политику РФ, на территориях субъектов РФ;

- информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций,

подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю

политику РФ;

- блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению

зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики РФ, ее мнения

по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Из внешних угроз информационной безопасности РФ в сфере внешней политики

наибольшую опасность представляют:

- информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и

информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики РФ;

- распространение за рубежом дезинформации о внешней политике РФ;

- нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за

рубежом;

- попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные

ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти,

реализующих внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом,

представительств РФ при международных организациях.

Из внутренних угроз информационной безопасности РФ в сфере внешней политики

наибольшую опасность представляют:

- нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в

федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику РФ, и на

подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

- информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных

объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику

внешнеполитической деятельности РФ;

- недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности РФ.

Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере

внешней политики являются:

- разработка основных направлений государственной политики в области

совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса РФ;

- разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности

информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих

внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом,

представительств РФ при международных организациях;

- создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы

по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике РФ;

- совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию

нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

- совершенствование информационного обеспечения субъектов РФ по вопросам

внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

Обеспечение информационной безопасности РФ в сфере духовной жизни имеет целью

защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием,

формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования

культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной

жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных

ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления

нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан,

культурного и научного потенциала РФ, обеспечения обороноспособности и безопасности

государства.

К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности РФ в сфере

духовной жизни относятся:

- достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и

распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода

мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую,

национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного,

художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;

- свобода массовой информации;

- неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна;

- русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык

межгосударственного общения народов государств - участников Содружества Независимых

Государств;

- языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей РФ;

- объекты интеллектуальной собственности.

Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют следующие угрозы

информационной безопасности РФ:

- деформация системы массового информирования как за счет монополизации средств

массовой информации, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств

массовой информации в отечественном информационном пространстве;

- ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия,

включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры, ввиду недостаточного

финансирования соответствующих программ и мероприятий;

- возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни

граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный

фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект;

- использование зарубежными специальными службами средств массовой информации,

действующих на территории РФ, для нанесения ущерба обороноспособности страны и

безопасности государства, распространения дезинформации;

- неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у

подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных

ценностей, патриотизма и гражданской ответственности за судьбу страны.

Основными направлениями обеспечения информационной безопасности РФ в сфере

духовной жизни являются:

- развитие в России основ гражданского общества;

- создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и

функционирования учреждений культуры;

- выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в

обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием

патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу;

- совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения в области

конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина;

- государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного

наследия народов и народностей РФ;

- формирование правовых и организационных механизмов обеспечения конституционных

прав и свобод граждан, повышения _____их правовой культуры в интересах противодействия

сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере

духовной жизни;

- разработка действенных организационно-правовых механизмов доступа средств массовой

информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов

государственной власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о

социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой

информации;

- разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения

противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества,

неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение

культурных и исторических ценностей народов и народностей РФ, рациональное использование

накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;

- введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой

информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное

поведение;

- противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и

миссионеров.

Глава 18. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ГЛОБАЛЬНОМ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.