Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окончание боевых действий




К июню 1951 года война достигла критической точки. Несмотря на тяжёлые потери, каждая из сторон располагала армией порядка миллиона человек. Несмотря на перевес в технических средствах, США и союзники не в состоянии были добиться решительного преимущества. Вопрос о применении ядерного оружия на театре военных действий рассматривался американцами неоднократно, но всякий раз выносилось заключение о его неэффективности. Всем сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно и что необходимы переговоры о заключении перемирия. Впервые стороны сели за стол переговоров в Кэсоне 8 июля 1951 года, однако даже во время дискуссий боевые действия продолжались.
Целью т. н. «сил ООН» было восстановление Южной Кореи в довоенных пределах. Китайское командование выдвигало похожие условия. Обе стороны свои требования подкрепляли кровопролитными наступательными операциями. Так, во время наступления 31 августа — 12 ноября 1951 года восьмая армия потеряла 60 000 человек, из которых 22 000 были американцами. В конце ноября китайцы предприняли контрнаступление, потеряв более 100 000 человек. Несмотря на кровопролитность военных действий, финальный период войны характеризовался лишь относительно небольшими изменениями линии фронта и длительными периодами дискуссий о возможном завершении конфликта.
К началу зимы главным предметом переговоров стала репатриация военнопленных. Коммунисты согласились на добровольную репатриацию с условием, что все северокорейские и китайские военнопленные будут возвращены на родину. Однако будучи опрошенными, многие из них не захотели возвращаться. Кроме того, значительная часть северокорейских военнопленных на самом деле являлась южнокорейскими гражданами, воевавшими на стороне Севера по принуждению. Чтобы сорвать процесс отсева «отказников», северная коалиция засылала в южнокорейские лагеря военнопленных своих агентов, которые провоцировали беспорядки.
Дуайт Эйзенхауэр, выбранный президентом США 4 ноября 1952 года, ещё до официального вступления в должность совершил поездку в Корею для того, чтобы на месте выяснить, что может быть сделано для прекращения войны. Однако поворотным моментом стала смерть Сталина 5 марта 1953 года, вскоре после которой Политбюро ЦК ВКП(б) проголосовало за окончание войны. Потеряв поддержку со стороны СССР, Китай согласился на добровольную репатриацию военнопленных, при условии отсева «отказников» нейтральным международным агентством, в которое вошли представители Швеции, Швейцарии, Польши, Чехословакии и Индии. 20 апреля 1953 года начался обмен первыми больными и искалеченными пленными.
После принятия ООН предложения Индии о прекращении огня, договор о нём был заключён 27 июля 1953 года. Примечательно, что представители Южной Кореи отказались подписать документ, так что все т. н. «силы ООН» представлял командир американского контингента генерал Кларк. Линия фронта была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг неё была провозглашена демилитаризованная зона (ДМЗ). Эта территория до сих пор охраняется войсками КНДР с севера и американо-корейскими войсками с юга. ДМЗ проходит несколько севернее от 38-й параллели в восточной своей части и немного южнее на западе. Место мирных переговоров, Кэсон, старая столица Кореи, было частью Южной Кореи до войны, однако сейчас оно является городом со специальным статусом КНДР. По сей день мирный договор, который формально завершал бы войну, не подписан.

29. СССР после Великой Отечественной войны: противоречия общественного развития.

30. Советская культура в эпоху «оттепели».

 

Советская культура в эпоху «оттепели».

Период отечественной истории, тесно связанный с именем Н. С. Хрущева, часто называют "великим десятилетием". Проводившиеся в эти годы преобразования охватывали не только сферы политики и экономики, но и культуру, науку, образование и другие области духовной жизни общества. Значение этой эпохи, особенно в области культурного развития страны, выходит далеко за рамки реформаторской деятельности самого Хрущева. Наиболее емким и образным определением этого периода стало название небольшого романа Ильи Эренбурга "Оттепель", вышедшего в свет в 1954 г. Самым значительным событием, радикально повлиявшим на общественное сознание, стало изменение в идеологии, вызванное критикой сталинизма. В годы "оттепели" сформировалось целое поколение советской интеллигенции, воспитанное в духе критики "деформаций социализма", неразрывно связанных с именем Сталина. Позднее представителей этой части либеральной интеллигенции назвали шестидесятниками. В сфере культуры отчетливо проявились свойственные этому времени противоречия, когда идеологические послабления сменялись грубым администрированием, когда партийные руководители откровенно вторгались в процесс художественного творчества и научные поиски, по-прежнему считая, что культура и наука должны обслуживать интересы политики с учетом задач коммунистической пропаганды.

Образование

В системе школьного образования в середине 1950-х гг. главным направлением стало "укрепление связи школы с жизнью". Уже в 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования, которое позволило бы выпускникам найти свое место на производстве. Согласно Закону "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", принятому в декабре 1958 г., вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Срок обучения в полной средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Аттестат зрелости учащиеся получали одновременно со свидетельством о приобретенной профессии. Вместо многочисленных профучилищ и школ создавалась единая сеть профессионально-технических училищ (ПТУ) со сроками обучения от одного года до трех лет. Однако лозунг связи школы с жизнью на практике слабо реализовывался, так как немногие выпускники шли работать по специальности, полученной в школе. В то же время уровень общеобразовательной подготовки оказался сниженным.

В условиях вступления СССР в эпоху научно-технической революции увеличилась потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием. При этом большое значение придавалось расширению вечернего и заочного обучения. Так, в соответствии с новыми правилами приема в вузы, введенными в 1957 г., были предусмотрены льготы при поступлении для молодежи, имевшей производственный стаж не менее двух лет, а также для демобилизованных военнослужащих. В 1958/59 учебном году советские вузы выпустили почти в три раза больше инженеров, чем в США. Уровень образования населения, занятого в сфере производства, резко возрос, составив в 1959 г. 39% рабочих и 21% колхозников с высшим и средним специальным образованием.

Наука.

Стремительное развитие научно-технического прогресса оказало значительное влияние на советскую науку. Особое внимание в этот период уделялось теоретической физике. Достижения советских ученых-физиков получили широкое признание во всем мире. Нобелевские премии были присуждены П. А. Черенкову, И. Е. Тамму, И. М. Франку за открытие и объяснение эффекта люминесцентного излучения Вавилова-Черенкова (1958); Л. Д. Ландау за разработку теории жидкого гелия (1962); Н. Г. Басову и А. М. Прохорову за исследования в области квантовой электроники (создание лазера и мазера, 1964). В 1957 г. в СССР впервые был запущен самый мощный ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Это практическое открытие положило начало развитию нового направления науки - физике высоких и сверхвысоких энергий, что, в свою очередь, привело к созданию совершенно новых отраслей народного хозяйства: атомной промышленности и энергетики. Уже в 1954 г. впервые в мире была построена и запущена атомная электростанция (АЭС) в подмосковном научном центре Обнинске. Затем началось строительство более крупных Воронежской, Белоярской и Сибирской АЭС. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомоход - ледокол "Ленин". Значительные открытия советскими учеными были сделаны в области автоматики и телемеханики, квантовой электроники, вычислительной техники и кибернетики, радиоэлектроники, физики полупроводников.

На рубеже 1950-1960-х гг. методы математического моделирования, разработанные В. С. Кулебакиным, Н. М. Крыловым, Н. Н. Боголюбовым, начали применяться в биологии, языкознании и даже исторической науке. Нобелевской премией в 1956 г. были отмечены труды академика Н. Н. Семенова в области теории цепных реакций. Достижения в области теоретической химии позволили создать новые сверхпрочные материалы - полимеры. Наряду с физикой, химией и математикой развивалась также биология. Однако личная поддержка со стороны Хрущева академика Т. Д. Лысенко жестко сдерживала развитие в СССР молекулярной биологии, генетики и генной инженерии.

Эпоха "оттепели" вошла в историю мирового технического прогресса как эра покорения космоса. Благодаря достижениям в области ракетно-космической техники СССР стал на многие годы признанным лидером в исследовании околоземного пространства. 4 октября 1957 г. на основе созданных советскими учеными и конструкторами под руководством Сергея Павловича Королева баллистических многоступенчатых ракет в СССР был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 г. впервые в истории человечества на космическом корабле "Восток" летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полет по околоземной орбите, продолжавшийся 108 минут. С 1961 по 1963 г. по программе "Восток" на одноместных кораблях этой серии было совершено еще шесть полетов. В 1965 г. космонавт А. А. Леонов впервые осуществил выход в открытый космос.

Значительные успехи в СССР были достигнуты и в области авиастроения. В 1956 г. в небо поднялся первый турбореактивный пассажирский лайнер Ту-104, созданный под руководством А. Н. Туполева. А в 1957 г. коллективом инженеров и конструкторов во главе с С.В. Ильюшиным был сконструирован четырехмоторный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-18, ставший одним из надежных самолетов отечественной гражданской авиации.

Развитие космической и авиационной техники в СССР стало основой для расширения исследований астрономов и астрофизиков. С помощью искусственных спутников Земли советским ученым удалось изучить внешний радиационный пояс и магнитное поле пашей планеты, осуществить фотографирование обратной стороны Луны, открыть новые астрофизические объекты.

Процессы духовного раскрепощения, отказ от жестких догм "Краткого курса ВКП(б)" дали новый импульс для развития обществоведения. С середины 1950-х до начала 1960-х гг. было опубликовано большое количество документальных сборников и мемуарной литературы, раскрывающих проблемы истории советского общества, ранее закрытых для исследователей. Одновременно увидели свет не издававшиеся прежде работы К. Маркса и Ф. Энгельса, статьи и письма В. И. Ленина (в том числе "Письмо к съезду", содержавшее критику в адрес И. В. Сталина), наметились изменения как в фундаментальных, так и в прикладных отраслях общественных наук. Отрадным явлением стало учреждение новых научных журналов: "Мировая экономика и международные отношения", "История СССР", "Новая и новейшая история", "Вопросы языкознания" и др. На страницах научной периодики разворачивались дискуссии по актуальным проблемам теории и методологии советского обществоведения, шел поиск новых подходов к решению базисных научных задач (например, обсуждались вопросы периодизации отечественной истории). В это время из небытия возвращаются имена незаконно репрессированных в годы сталинизма деятелей советского государства, партийных руководителей и военачальников. Однако исследования в сфере общественного развития СССР по-прежнему наталкивались на строгий партийный контроль. Под запретом оставался целый ряд ключевых тем государственно-политического и социального развития. Внутренние противоречия, присущие периоду "оттепели" в сфере идеологии, не позволили советским обществоведам преодолеть концептуальный консерватизм; выявить объективные причины зарождения и развития авторитаризма в нашей стране. Даже робкие попытки анализа всей системы социализма встречали решительный отпор.

Сфера литературного творчества отмечена ярким проявлением идейного кризиса советского общества после смерти Сталина. В художественной форме можно было затрагивать те острые жизненно важные проблемы, которые нельзя было обсуждать открыто в силу цензурных ограничений. Появились такие новые художественные журналы, как "Москва", "Нева", "Наш современник", "Дружба народов", "Юность" и др. Всего в конце 1950-х гг. в СССР издавались 28 литературно-художественных журналов и семь альманахов. В этот же период по инициативе руководства КПСС активизировалась деятельность творческих союзов. С их помощью идеологи партии рассчитывали сохранить господствующее влияние идеологии марксизма в среде творческой интеллигенции и обеспечить контроль над литературно-художественными процессами. К концу 1950-х гг. в среде творческой интеллигенции четко оформились два центра противостояния: либеральный, возникший вокруг журнала "Новый мир" (главный редактор А. Т. Твардовский), и консервативный, сплотившийся вокруг журнала "Октябрь" (главный редактор В. А. Кочетов).

Значительными произведениями периода "оттепели" помимо известной повести И. Э. Эренбурга, давшей название всей эпохе, стали романы В. Д. Дудинцева, Д. А. Гранина (Германа), А. Я. Яшина, повести А. Т. Гладилина, В. Н. Семина, пьесы В. И. Пановой, В. С. Розова, Л. Г. Зорина. Публикации этих авторов вызывали бурные дискуссии широкой читательской аудитории. Массовый интерес, особенно в молодежной среде, вызывала поэзия. Благодаря политической реабилитации у советских читателей появилась возможность открыть для себя творчество А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама и многих других поэтов, запрещенных в 1930-е гг. Особенностью "оттепели" стало появление так называемой "эстрадной" поэзии Б. А. Ахмадуллиной, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского и др.

Значительных успехов в период "оттепели" достиг кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили достойное признание многомиллионной зрительской аудитории как у нас в стране, так и за рубежом. На международных кинофестивалях премиями были удостоены фильмы, посвященные Великой Отечественной войне: "Летят журавли" (режиссер М. К. Калатозов, 1957), "Баллада о солдате" (режиссер Г. Н. Чухрай, 1959), "Судьба человека" (режиссер С. Ф. Бондарчук, 1959).

 

 

31. ХХ съезд КПСС и его значение.

Расстановка политических сил накануне ХХ съезда сопровождалась определенной демократизацией всего общества. Связано это было, прежде всего, с тем, что не только в высшем руководстве КПСС, но и в руководстве партии в республиках и на местах на руководящие посты назначались новые лидеры, не принадлежащие к "старой гвардии" и не связанные с преступлениями сталинского режима. Естественно, активизировалось общественное мнение, и необходимость преодоления последствий культа личности Сталина становилась все более очевидной. Все острее вставал вопрос о прямом виновнике, о личной ответственности за совершенные беззакония.

Осенью 1955 года Хрущев выступает с инициативой сказать о преступлениях Сталина делегатам предстоящего ХХ съезда партии. При этом против его предложения активно выступают Молотов, Маленков, Каганович.

В 1954 - 1955 годах работали различные комиссии по пересмотру дел необоснованно обвиненных и незаконно репрессированных советских граждан. В преддверии ХХ съезда, 31 декабря 1955 года, Президиум ЦК КПСС образовал комиссию для изучения материалов о массовых репрессиям. К началу февраля комиссия закончила свою работу и представила в Президиум обширный доклад. Комиссия привела наиболее важные документы, на основании которых развернулись массовые репрессии, отмечая, что фальсификации, пытки и истязания, зверское уничтожение партийного актива санкционировалось Сталиным. 9 февраля Президиум ЦК заслушал доклад комиссии. Реакция на доклад была разнообразной. В ходе развернувшейся дискуссии определенно выявились две противостоящие позиции: Молотов, Ворошилов, Каганович выступили против постановки на съезде отдельного доклада о культе личности; им противостояли остальные члены Президиума, поддерживавшие Хрущева.

Материалы комиссии легли в основу доклада "О культе личности и его последствиях". 13 февраля 1956 года Пленум ЦК принял решение о проведении закрытого заседания съезда.

14 февраля 1956 г. в Кремле открылся XX съезд КПСС. Собранный за восемь месяцев до установленного срока в связи с необходимостью подвести итоги дискуссии о выборе курса, съезд завершился знаменитым «секретным докладом» Хрущева.

 

Перед докладом Хрущева «О культе личности и его последствиях», делегатам съезда было роздано "Письмо к съезду" В.И.Ленина. Многие, конечно, знали о его существовании, но до этого момента оно не было опубликовано. Конкретные же последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские рекомендации, прежде всего по отношению к Сталину, тщательно скрывались и маскировались. В докладе Хрущева эти последствия были впервые обнародованы и получили соответствующую политическую оценку. В докладе, в частности, говорилось: "Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывается культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности". Хрущев в этом плане ведет критику сталинского режима, говоря о нарушениях и отходе от ленинских принципов партийной дисциплины и партийного руководства, в чем и видит причину развития культа личности Сталина. Обоснование разоблачения культа личности ленинскими принципами является первой отличительной чертой доклада Н.С.Хрущева.

Особое значение имело разоблачение сталинской формулы "враги народа". Хрущев открыто поставил перед делегатами вопрос о неправомерности и недопустимости репрессивной расправы с идейными противниками, и, хотя в докладе дана, в основном, старая (по "Краткому курсу истории ВКП(б)") оценка идейно-политической борьбы в партии и роли в ней Сталина, это был, несомненно, смелый шаг и заслуга Хрущева. В докладе говорилось: "Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже в разгар ожесточенной идейной борьбы против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и других - к ним не применялись крайне репрессивные меры. Борьба велась на идейной основе. Но через несколько лет, когда социализм был уже в основном построен в нашей стране, когда были в основном ликвидированы эксплуататорские классы, когда коренным образом изменилась социальная структура советского общества, резко сократилась социальная база для враждебных партий, политических течений и групп, когда идейные противники партии были политически давно уже разгромлены, против них начались репрессии".

Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере. Однако прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и истинные масштабы репрессий названы не были. Хрущев не был готов к противостоянию большинству членов Президиума ЦК, тем более что сам он долгое время принадлежал к этому большинству. В докладе не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий». Пороки командно- административной системы были, в конечном счете, сведены к культу личности, а вся вина за преступления возложена только на Сталина и лиц из его ближайшего окружения. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя. По сути, это соответствовало действительности: социализм в понимании политических лидеров страны второй пол. 50-х гг. соответствовал командно-административной системе, которая продолжала существовать и без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи им сформирована. Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности за прошлое и оказалось вне критики.

Таким образом, процесс, получивший название " Разоблачение культа личности Сталина ", при всей его исторической значимости, протекал во второй половине 50-х г.г. прежде всего, как процесс ликвидации, да и то не полной, наиболее негативных сторон тоталитарного режима, не затрагивая его сути.

 

 

32. Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги.

 

33. «Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.