Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Мировой рынок услуг 1 страница




 

Формирование мирового рынка услуг. Факторы, обусловливающие его развитие. Специфические черты международной торговли услугами. Структура международного рынка услуг. Специализация стран на мировом рынке услуг. Функционирование мирового рынка услуг и проблемы формирования единого механизма его регулирования. Роль Всемирной торговой организации (ВТО) в регулировании международного рынка услуг. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Россия и мировой рынок услуг.

 

 

Мировой рынок услуг – важное явление современных международных экономических отношений, несмотря на то, что он находится еще в стадии своего активного формирования, которое происходит стремительными темпами. Именно в последние годы наблюдается значительное увеличение масштабов и разнообразия международной торговли услугами: на долю услуг приходится свыше четверти от всего мирового торгового оборота, она достигла в начале XXI века почти 2 трлн. долларов (по некоторым оценкам, около 3 трлн.). Примечательно, что во внешнеторговом обороте темпы роста услуг примерно в 1,5 раза выше темпов роста физических товаров.

Потенциал мировой торговли услугами огромен. Согласно экспертным оценкам, в международный оборот вовлечено сейчас лишь около 7% мирового производства услуг.

Феномен быстрой экспансии международной торговли услугами связывают с действием ряда условий и факторов.

Во-первых, общим условием, определяющим масштабы, структуру, тенденции и динамику развития мирового рынка услуг, является быстрый рост самой сферы услуг во всех развитых странах и ее отдельных секторов в большинстве государств мира. Так, если в конце 50-х годов ХХ в. доля всех видов услуг в ВВП западных стран составляла около 55%, то к началу XXI века она достигла 70%.

Во-вторых, длительный экономический подъем в большинстве стран мирового сообщества, наблюдаемый в конце прошлого века, привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм, платежеспособности населения, развитию общественного сектора экономики. Более «мобильный» стиль жизни (деловой и «обывательской») обусловил не только значительный рост спроса на уже известные услуги, вовлеченные в мировой торговый оборот, но и расширение спектра новых услуг.

В-третьих, реально и активно протекающий процесс глобализации выступает мощным фактором развития мирового рынка услуг, способствуя одновременно углублению специализации стран и разнообразию форм торговли услугами.

В-четвертых, важнейшую роль в развитии мирового рынка услуг, его структуры сыграл и играет научно-технический прогресс. Он, в частности, привел к тому, что:

a) революционные технологические изменения в средствах связи и на транспорте превратили в товары целый ряд так называемых нефакторных услуг. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг, а применение новых средств спутниковой связи и видеотехники, системы Интернет дало возможность в некоторых случаях вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя услуги;

b) ускорение темпов технологического прогресса в области телекоммуникаций и информатики повлекло за собой появление новых форм торговли услугами. Речь идет о международном коммерческом обмене информацией, в котором либо базы данных становятся объектом внешней торговли, либо фирмы таким образом поддерживают контакт со своими зарубежными филиалами;

c) технологический прогресс позволил увеличить спрос на те виды услуг, которые и раньше имели товарную форму (финансовые, банковские, страховые услуги).

Международная торговля услугами стала объектом изучения сравнительно недавно. Длительное время услуги, согласно международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам (nontradable goods), т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они производятся, и не перемещаются между странами. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

 

… главные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами заключаются в следующем: o Цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны, и за рубежом. Цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке. Колебания цен на такие товары в других странах значения не имеют. o Поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, как для неторгуемых товаров, поскольку недостаток внутреннего спроса может быть всегда компенсирован увеличением спроса из-за рубежа, а недостаток внутреннего предложения – увеличением поставок иностранных товаров. Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно. При его нарушении возникают серьезные социально-экономические диспропорции. o Динамика и зачастую уровень внутренних цен на торгуемые товары следуют за динамикой и уровнем цен в других странах. Внутренние цены на неторгуемые товары могут существенно отличаться от цен других стран, а изменение может не приводить к изменению зарубежных цен на такие же товары.   См.: Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1. – М.: 2000. – с.20

 

Определяя международную торговлю услугами как специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран, специалисты обращают внимание на ее особенности. Рассмотрим их.

a) Международная торговля услугами тесно сопряжена и/или взаимосвязана с торговлей физическими товарами. Как правило, купля-продажа материальных товаров влечет за собой целый шлейф услуг - маркетинговых, транспортных, финансовых, страховых, сервисных (обслуживающих). И чем технически сложнее и дороже материальное благо, тем шире круг услуг, связанных с его движением. С другой стороны, торговля услугами все активнее способствует продвижению физических товаров на внешнем рынке: маркетинговые исследования и анализ рынков, финансовая и информационная поддержка, совершенствование транспортного обеспечения и другие услуги «прокладывают дорогу» материальным товарам и повышают эффективность торговли ими. Таким образом, если традиционно физические товары «тянули» за собой услуги, то в настоящее время при очень жесткой конкуренции на мировом рынке физических товаров «проталкивание» их в другие страны осуществляется с помощью и благодаря услугам.

b) По своей специфике не все услуги могут быть объектом внешней торговли. По критерию возможного участия в международной торговле все услуги подразделяются на три группы:

o такие, которые могут быть объектом внешней торговли (к ним, например, с незапамятных времен относятся транспортные услуги: еще 3,5 тыс. лет тому назад финикийцы регулярно занимались фрахтом – морской транспортировкой товаров; 2,5 тыс. лет назад зародился международный туризм, столетиями существуют на внешнем рынке финансовые, страховые, банковские услуги);

o услуги, которые в силу своих особенностей не могут «поступать» на мировой рынок (обычно к ним относят коммунальные услуги, часть бытовых). Заметим, что круг таких услуг постепенно сужается;

o услуги, могущие быть и не быть объектом внешней торговли. К ним относятся большинство услуг, спектр их расширяется по мере научно-технического прогресса. Так, во внешнеторговый оборот все больше втягиваются услуги системы быстрого питания, учреждений культуры, здравоохранения, спорта и т.д.

c) Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля физическими товарами:

o защищена государством от иностранной конкуренции. Правительства многих стран считают, что масштабный импорт услуг может представлять угрозу для суверенитета и безопасности. Поэтому международная торговля услугами регламентируется со стороны государства более жестко;

o монополизирована. «Зарубежная доля в банковском итоге у французского банка «Креди Лионе», занимающего 9-е место в мировом рейтинговом списке, составляет 46,4%. На рынке вторичного страхования 32 крупнейшие страховые компании сосредоточили в своих руках более 70 % его объема. Каждая из шести крупнейших аудиторских компаний мира («Артур Андерсен», «КПМГ», «Эрнст и Янг», «Куперс и Лайбренд», «ДТТ», «Прайс Вотерхаус») имеет свои представительства более, чем в 110 странах мира, а их общая доля в доходах отрасли оценивается в 30%, 60% мирового рынка консалтинговых услуг сосредоточено в руках 40 компаний». (См.: Пузакова Е.П. Мировая экономика. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. С. 250);

o диверсифицирована. Расширяется купля-продажа целых пакетов услуг, в результате чего снижаются риски от совершаемых операций.

 

Современный мировой рынок услуг включает торговлю самыми разнообразными услугами (160 видов), которые классифицированы статистической комиссией ООН в 12 разделов:

1. Деловые услуги (46 отраслевых видов услуг);

2. Услуги связи (25 видов);

3. Строительные и инжиниринговые услуги (5 видов);

4. Дистрибьюторские услуги (5 видов);

5. Общеобразовательные услуги (5 видов);

6. Услуги по защите окружающей среды (4 вида);

7. Финансовые услуги, включая страховые (17 видов);

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида);

9. Туризм и путешествия (4 вида);

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов);

11. Транспортные услуги (33 вида);

12. Прочие услуги.

 

В более конкретном аспекте из всех перечисленных позиций в соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ, которым пользуются практически все страны мира, в состав торгуемых услуг входят следующие их виды:

Вид Подвид Означают платежи между резидентами и нерезидентами за:
1. Транспорт Пассажирский Международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
Грузовой Международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
2. Поездки Деловые Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу (командировки)
Личные Товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам (туризм)
3. Связь   Услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между резидентами и нерезидентами
4. Строительство   Строительство объектов за рубежом, осуществляемое на временной основе резидентами
5. Страхование   Страхование нерезидентов страховыми компаниями-резидентами
6. Финансовые услуги   Финансовое посредничество между резидентами и нерезидентами (комиссия за открытие аккредитивов, за обмен валюты, брокерские услуги и т.д.)
7. Компьютерные и информационные услуги   Консультации в области компьютерных программ, информационные услуги (обработка данных, пользование базами данных, подписка на информационные линии), обслуживание компьютеров
8. Роялти и лицензионные платежи   Пользование правами собственности (торговая марка, патент, копирайт и т.д.) и использование оригиналов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии
9. Другие бизнес-услуги Посреднические услуги Комиссию за посредничество
Лизинг Лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажей и другого транспортного оборудования
Прочие деловые, профессиональные и технические услуги Правовые, бухгалтерские, управленческие, рекламные и иные услуги, а также услуги по проектированию, картографии, надзору за строительством, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.
10. Личные, культурные и рекреационные услуги Аудиовизуальные услуги Производство фильмов, радио- и телевизионных программ, компакт-дисков, гонорары артистов
Прочие Показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий
11. Правительственные услуги   Поставку товаров в посольства, консульства, представительства международных организаций, операции ООН по поддержанию мира
См.: Киреев А.П. Указ. работа – с.265

 

Очевидно, что разнообразие «торгуемых услуг» огромно. Кроме того, услуги, как известно, обладают рядом значительных отличий от физических товаров, что также накладывает отпечаток на процесс международной торговли, на технологию ее реального осуществления. В связи с этим в современных условиях выделяют четыре способа международной торговли услугами:

1. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения (на ее долю приходится свыше 40% из всего объема международной торговли услугами).

2. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения (20%).

3. Торговое (коммерческое) присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо – right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (около 40%).

4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране (более 1%).

 

В более «компактном» виде все способы международной торговли услугами можно представить так:

 

  Потребитель не перемещается Потребитель перемещается
Производитель не перемещается А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги В. Поездки (туризм), образование и медицинские услуги
Производитель перемещается С. Прямы иностранные инвестиции, временная трудовая миграция D. Поездки с третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами

 

Участие различных стран в мировом рынке услуг отличается масштабами экспорта и импорта услуг, их структурой и динамикой. При этом следует подчеркнуть сложность и несовершенство статистического учета мировой торговли услугами. Как считают зарубежные специалисты, величина международной торговли услугами занижена на 40-50%. Во многом это объясняется тем, что в статистике:

o многие виды услуг включаются в экспорт и импорт физических товаров (например, не всегда инжиниринговые услуги отделяются от поставки машин и оборудования при выполнении подрядных работ за границей, а по экспертным оценкам, расходы на такие услуги, как монтаж, обучение персонала, послепродажное обслуживание могут превышать 40% стоимости контракта);

o недостаточно учитываются посреднические услуги, выполняемые на территории других стран;

o многие международные операции с услугами, особенно оказываемые одними подразделениями фирм другим, часто вообще не учитываются в платежном балансе;

o до начала 90-х гг. ХХ века ряд стран с переходной экономикой какое-то время не рассчитывали данных о торговле услугами;

o методология учета различных статей услуг до недавнего времени сильно отличалась в отдельных странах.

 

Очевидно, что расширение международной торговли услугами, важность отражения реальных ее масштабов настойчиво диктуют необходимость совершенствования методологии учета оборота услуг на внешнем рынке.

Доминирующее положение в международной торговле услугами занимают наиболее развитые государства: США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Нидерланды и др. На их долю приходится около 75% мирового экспорта и импорта услуг, причем впереди с большим отрывом идут США (около 20% экспорта и 15% импорта услуг). Экспорт услуг всех развивающихся стран составляет 20%, а импорт на 5-10% больше.

Роль восточно-европейских государств и стран СНГ в международной торговле услугами незначительна: они экспортируют и импортируют до 4% от мирового оборота услуг.

 

Таблица 10.1

Крупнейшие экспортеры и импортеры коммерческих услуг в конце ХХ века

Меc то в мир е Экспортеры Объем экспорт а млрд. доля Доля в мировом экспорте, % Место в мире Импортеры Объем импорта млрд. долл Доля в мировом импорте %
  США 253,4 18,8   США 180,4 13,4
  Великобритания 101,5 7,5   Германия 132,8 9,9
  Франция 82,6 6,1   Япония 114,2 8,5
  Германия 79,3 5,9   Великобритания 81,4 6,0
  Италия 61,2 4,5   Франция 63,1 4,7
  Япония 60,3 4,5   Италия 58,4 4,3
  Нидерланды 54,2 4,0   Нидерланды 47,5 3,5
  Испания 53,0 3,9   Канада 38,5 2,9
  Бельгия и Люксембург 39,0 2,9   Бельгия и Люксембург 36,6 2,7
  Сянган, особый район Китая 34,9 2,6   Китай 30,7 2,3
  Канада 34,2 2,5   Испания 30,0 2,2
  Австрия 30,5 2,3   Австрия 28,3 2,1
  Швейцария 26,3 1,9   Южная Корея 26,1 1,9
  Южная Корея 24,8 1,8   Ирландия 26,1 1,9
  Китай 23,7 1,8   Сянган, особый район Китая 24,5 1,8
  Сингапур 23,6 1,7   о. Тайвань 23,5 1,7
  Швеция 18,4 1,4   Швеция 23,0 1,7
  Австралия 17,2 1,3   Сингапур 18,8 1,4
  Турция 16,0 1,2   Австралия 17,9 1,3
  Дания 15,8 1,2   Норвегия 17,7 1,3
  Норвегия 15,4 1,1   Индия 17,2 1,3
  о. Тайвань 14,5 1,1   Швейцария 16,1 1,2
  Таиланд 14,1 1,0   Дания 15,2 1,1
  Ирландия 14,0 1,0   Малайзия 14,3 1,1
  Индия 13,9 1,0   Таиланд 14,0 1,0
  Малайзия 12,0 0,9   Мексика 13,8 1,0
  Мексика 11,8 0,9   Россия 12,4 0,9
  Израиль 10,3 0,8   Бразилия 11,9 0,9
  Греция 10,1 0,7   Индонезия 11,3 0,8
  Польша 10,0 0,7   Израиль 10,8 0,8
  Египет 9,3 0,7   Саудовская Аравия 9,5 0,7
  Россия 9,1 0,7   Турция 8,4 0,6
  Португалия 8,3 0,6   Аргентина 8,2 0,6
  Чехия 6,8 0,5   Польша 7,6 0,6
  Бразилия 6,8 0,5   Финляндия 7,6 0,6
  Финляндия 6,6 0,5   Филиппины 7,5 0,6
  Венгрия 5,6 0,4   Португалия 6,5 0,5
  Саудовская Аравия 5,2 0,4   Египет 6,0 0,4
  ЮАР 4,8 0,4   Чехия 5,6 0,4
  Филиппины 4,8 0,4   ЮАР 5,2 0,4
  Итого по 40 крупнейшим экспортерам коммерческих услуг   91,7   Итого по 40 крупнейшим импортерам коммерческих услуг   90,9
  Всего по миру   100,0   Всего по миру   100,0

 

Следует заметить, что некоторые страны имеют аномально высокую долю коммерческих услуг в экспортных поступлениях (более 30%). Как правило, это характерно для тех стран, где весьма сильно развита индустрия туризма, а производственный сектор в своей экономике относительно невелик (Греция, Тунис, Египет, Турция). Противоположная ситуация отмечается в странах, являющихся крупными поставщиками сырьевых ресурсов, в том числе углеводородного сырья.

Для оценки уровня специализации данной страны на экспорте услуг в западной статистике принято рассчитывать специальный индекс. Он показывает соотношение доли экспорта и доли импорта услуг в ВНП (i эксп./i имп.). В наибольшей степени ориентирован на экспорт сектор услуг Швейцарии, США, Испании, Австрии, Великобритании, Бельгии, Люксембурга, Италии, Франции.

По мере своего развития международный рынок услуг становится, с одной стороны, более разнообразным, а с другой, структурированным: в нем все отчетливее можно выделить специализированные (узкие) рынки, например рынок информационных услуг, туристских, транспортных, финансовых, инжиниринговых, консалтинговых и т.д. Международная статистика свидетельствует, что в последние годы структура рынка услуг претерпевает существенные изменения: в экспорте значительно снизилась доля транспортных услуг и, напротив, динамично растут туристские услуги, особенно высокими темпами увеличиваются деловые услуги, связанные с экспортом технологий, знаний, информации.

Известно, что различные страны весьма сильно отличаются друг от друга по степени развития тех или иных услуг, поэтому у стран наблюдаются различные конкурентные преимущества, что определяет их специализацию на мировом рынке услуг.

Например, швейцарские фирмы сильны в банковском деле, торговле, организации материально-технического обеспечения, обеспечении безопасности, консалтинге и обучении.

Английские фирмы занимают прочные позиции в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями и в различных отраслях консультационных услуг.

Шведским фирмам принадлежит лидирующее положение в специализированных перевозках и экологическом инжиниринге.

Сингапурские фирмы сильны в судоремонте, обслуживании авиалиний, портов и терминалов, и в полиграфии.

Американским фирмам принадлежит лидерство в управлении гостиничным хозяйством, в бухгалтерском учете, рекламе.

Корея специализируется на консультационных и строительных услугах.

Как видим, хотя развитые страны имеют внутри страны мощную сферу услуг, на мировой рынок они поставляют только определенный вид или несколько видов услуг, по которым у них весомые конкретные преимущества.

В последние годы отмечается быстрое развитие международной торговли наукоемкими, в том числе инжиниринговыми, консультационными услугами, для которых характерны высокая степень специализации и разнообразия видов.

 

Международный инжиниринг – это оказание услуг производственного, коммерческого, инженерно-проектного и научно-технического характера. Все виды инжиниринговых услуг можно разделить на две большие группы. 1. Услуги, связанные с подготовкой и налаживанием производственного процесса (предпроектные услуги: исследование почв, разведка ископаемых, топографические съемки и т.д.; проектные услуги: разработка инженерных проектов, оценка стоимости проекта, подготовка рабочих чертежей и т.д.; послепроектные услуги: ведение проекта, проведение приемных испытаний, подготовка инженерно-технического персонала и т.д.). 2. Услуги, целью которых является повышение рентабельности производства (услуги по осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта; помощь в финансовых вопросах, реализация продукции, внедрение систем информационного обеспечения и т.д.). Международный инжиниринг может быть оказан либо генеральным подрядчиком, либо поставщиком технологии, либо инженерно-консультативной фирмой. См.: Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М., 2000, с. 151

 

Развитие мирового рынка услуг немыслимо без совершенствования регулирования торговли услугами. Мировая торговля услугами на протяжении многих лет регулировалась на двусторонней основе. Основными участниками этих отношений были либо суверенные государства, либо государство и инофирма. Однако в результате появления международной сети услуг, базирующихся на применении современных технических средств связи и ЭВМ, снизилась эффективность традиционных методов регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, стало препятствовать полной реализации экономического потенциала достижений НТП в сфере услуг. Появилась необходимость в создании универсального эффективного международного механизма, который бы координировал внешнеторговые отношения в данной области. В 90-х гг. ХХ века постепенно стал осуществляться переход от экстенсивной системы национального регулирования обмена услугами к созданию международного механизма регулирования торговли услугами путем выработки общих правил для всей их сферы.

Экстенсивная система национального регулирования обмена услугами включала в себя различные формы таможенного контроля, дискриминационные правила и ограничения для иностранных фирм, контроль за ценами, системами стандартов и лицензированием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.