Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Мировой рынок услуг 2 страница




Все регламентируемые меры можно разделить на пять групп:

1. К первой группе относятся ограничения, касающиеся движения товаров, рабочей силы, капитала и информации. Например, в соответствии с законами принимающей страны может быть запрещено использование информации, обработанной за рубежом;

2. Включает ограничения, связанные с прямыми зарубежными инвестициями;

3. Третью группу составляют правила, запрещающие предоставление некоторых видов услуг современными фирмами. Например, в ряде стран иностранным фирмам запрещено прямое личное страхование граждан;

4. Объединены ограничения, связанные с регламентированием порядка использования иностранной фирмой рабочей силы и услуг, предоставляемых отечественными фирмами;

5. Относятся все виды государственной помощи, включая субсидирование и госзакупки, а также особые требования по ведению бухгалтерской и финансовой отчетности, предъявляемой к иностранным компаниям.

Выработка же общих правил торговли услугами на внешнем рынке должна способствовать расширению международной торговли на основании консенсуса о применении в практике обмена услугами следующих общих принципов: рыночной конкуренции, наибольшего благоприятствования, недискриминации, единства прочтения законов и гласности, а также взаимных гарантий о неприменении национальных законов в ущерб иностранных партнеров, специального и дифференцированного отношения к развивающимся странам. Этих принципы, по мнению специалистов, могут быть положены в основу международного регулирующего механизма при условии уточнения формулировок некоторых из них.

Для выработки эффективного механизма регулирования торговли услугами используются уже имеющиеся институциональные структуры, в том числе ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифам), а ныне ВТО (Всемирная торговая организация).

Возможность реального создания механизма регулирования зависит во многом от того, насколько четко будет сформулировано понятие «услуга».

Огромным шагом вперед была выработка путем длительных переговоров Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров (1986-1994 гг.). ГАТС – самостоятельное соглашение, определяющее правила международной торговли услугами и механизм его регулирования. До этого не существовало какого-либо многостороннего соглашения по торговле услугами, имевшего широкий международный охват. Отдельные договоренности были между более узким кругом участников, включая Европейский Союз и Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и др.

Инициатива разработки общих правил, регулирующих торговлю услугами, принадлежала развитым странам (особенно США), которые доминируют в международном обороте услуг и преследуют цели максимальной реализации своих интересов в этой области.

В ходе переговоров страны столкнулись с двумя группами сложнейших проблем, решение которых происходит постепенно. Первая группа проблем, отмечают эксперты, носит технический характер и проистекает из природы торговли услугами как таковой и используемых правительствами механизмов регулирования торговли услугами.

Важно подчеркнуть, что в ГАТС не дается смысловая дефиниция услуг. В материалах практикума «Россия и Всемирная торговля», проходившего в Москве 3-6 июня 1997 г., по этому поводу отмечается: «Лица, ведущие переговоры, не сумели найти смыслового определения услуг, но они выделили около 130 категорий и подкатегорий. В этот термин вкладывается самое широкое содержание.

Вторая группа проблем связана со способами, которыми услуги могут быть поставлены. Указанные ранее четыре способа международной торговли услугами были «зафиксированы» именно ГАТС. Отнесение услуги к какому-либо способу поставки является основной предпосылкой для определения мер регулирования доступа зарубежных поставщиков на национальный рынок.

В январе 1995 г. соглашение вступило в действие. ГАТС содержит:

1. положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

2. приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3. списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

4. определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли услугами.

В целом, ГАТС представляет собой весьма содержательный объемный документ. Он включает в себя как блок общих обязательств, которые применяются ко всей торговле услугами, так и являющиеся предметом переговоров набор специфических обязательств, касающиеся торгового режима в определенных секторах услуг.

Международная торговля услугами регулируется также на отраслевом и региональном уровнях. В первом случае используются специализированные межправительственные организации (например, ИКАО – Организация международной гражданской авиации; ИМО – Международная морская организация; ВТО – Всемирная туристическая организация и др.). Во втором случае регулирование внешнего рынка осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений (например, Европейского Союза).

В настоящее время ГАТТ/ВТО интенсивно ведут работу по организационным, административным и правовым проблемам электронной торговли. В мае 1998 г. ВТО была принята Декларация о глобальной электронной торговле.

В контексте освещения мирового рынка услуг возникает вопрос о роли России на этом рынке, ее возможностях и проблемах. Это тем более актуально, что нашей стране предстоит вступление во Всемирную торговую организацию.

В конце ХХ века Россия в списке стран-экспортеров услуг заняла лишь 32 место, ее доля в мировом экспорте услуг составила менее 1%. Примерно на таком же уровне находится и доля импорта услуг.


 

Таблица 10.2

Структура экспорта и импорта услуг российской федерации

(в процентах)

         
  Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт
Все услуги                
в том числе:                
транспортные 25,6 16,3 33,2 16,6 33,9 13,4 42,7 15,4
поездки 52,6 53,5 41,1 53.1 39,9 58,9 34,4 53,3
строительные 1,1 3.2 1,4 2,0 1,7 2,1 0,9 1,7
страховые     0,2 2,0 0,4 2,4 0,5 2,0
услуги связи 4,5 2.2 5,1 2,3 4,0 1,7 3,3 1,4
финансовые 0,8 1,5 1,1 0,6 1,0 0,2 0,8 0,3
компьютерные и информационные     0.4 0,1 0,2 0,1 1,2 2,9
роялти и лицензионные платежи 0,2   0,4 0,1 0,9 0,2 0,6 1,8
операционный лизинг 0,8 0,9 1,4 0,8 1,5 1,1 1,4 1.0
прочие 14,4 22,4 15,7 22,4 16,5 19,9 14,2 20,2

Источник: Российский статистический ежегодник, 2002, с. 629

 

Таблица 10.3

Экспорт услуг российской федерации по основным видам

(миллионов долларов США)

  Всего в том числе
          в страны вне СНГ в страны СНГ
               
Все услуги                        
в том числе:                        
транспортные                        
из них по видам транспорта:                        
водный                        
воздушный                        
прочие виды                        
поездки                        
строительные                        
страховые                        
услуги связи                        
финансовые                        
компьютерные и информационные                        
роялти и лицензионные платежи                 0,0 0,0 0,0  
операционный лизинг                        
прочие                        

Источник: Российский статистический ежегодник, 2002, с. 629

 

Таблица 10.4

Импорт услуг российской федерации по основным видам

(миллионов долларов США)

  Всего в том числе
          из стран вне СНГ из стран СНГ
               
Все услуги                        
в том числе:                        
транспортные                        
из них по видам транспорта:                        
водный                        
воздушный                       212
прочие виды                        
поездки                        
строительные                        
страховые                        
услуги связи                        
финансовые                        
компьютерные и информационные                        
роялти и лицензионные                        
платежи                 0,0 0,0 0,0  
операционный лизинг                 0,0 0,0    
прочие                        

Источник: Российский статистический ежегодник, 2002, с. 629

 

Россия выступает на мировом рынке услуг главным образом в роли нетто-импортера, а как нетто-экспортер – только в области транспортных и туристских услуг. По мнению специалистов, российский рынок услуг стал одним из самых привлекательных для иностранцев. В первую очередь это касается таких динамично развивающихся и перспективных его секторов, как рекламного, консалтингового, строительного, транспортного. Потенциал этих услуговых видов деятельности огромен, однако в настоящее время значительная доля доходов от них достается зарубежным фирмам. Ситуация усугубляется еще и тем, что в последние 10-15 лет из-за провалов в законодательной базе «внешняя торговля услугами являлась как бы «черной дырой» через которую валюта вывозилась за рубеж. Эксперты оценивают ежегодную утечку валюты через фиктивную оплату контрактов на услуги в 1-2 млрд. долларов.

Несмотря на негативные моменты, потенциал России в наращивании масштабов внешнеторгового оборота услуг весьма велик. К перспективным с этой точки зрения следует отнести такие наукоемкие, интеллектуальные виды, как услуги в области программирования, космические, туристические.


 

«В результате исследования российской экономики аналитики McKinsey Global Institute пришли, в частности, к такому выводу: удовлетворение спроса на услуги в области программирования может стать источником доходов для России. Отечественные фирмы способны выйти с привлекательными предложениями на международный рынок информационных технологий (ИТ). Мировой спрос на услуги в области ИТ составляет около 400-500 млрд.долл. в год. Общий объем экспорта программ в мире превышает 10 млрд.долл., российский экспорт программирования оценивался в 2000 г. в 60-70 млн.долл. Специалисты полагают, что в ближайшее время возможно его увеличение на порядок». См.: Внешняя торговля России на рубеже веков / Рук. авт. колл. и общ. ред. С.И. Долгов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001, с. 144-145   «Только на рынке космических услуг Россия ежегодно недополучает 500 млн. долл. Несмотря на низкую цену космических запусков полезных нагрузок (ПН) в России (запуск ПН для американских, европейских и японских ракетоносителей обходится в сумму от 9 до 40 тыс. дол./кг, а российских – от 4 до 20 тыс. долл./кг, в зависимости от типа ракетоносителя и орбиты), США намерены в ближайшие годы стать лидером в этом направлении и покрыть 65% космических запусков. На долю стран СНГ конкуренты планируют оставить не более 10%. В 1993 г. по требованию США для России были введены квоты на запуск зарубежных спутников». См.: Внешняя торговля России на рубеже веков / Рук. авт. колл. и общ. ред. С.И. Долгов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001, с. 147

 

Многие проблемы внешней торговли услугами могут быть урегулированы путем вступления России в ВТО. Наша страна заинтересована в скорейшем присоединении к ВТО и в связи с этим еще многое предстоит сделать. В частности, для вступления в ВТО Россия в области присоединения к ГАТС должна подготовить несколько базовых документов относительно условий ее членства в этой организации:

o описание изъятий из общих принципов ГАТС; проект перечня специфических обязательств по доступу иностранных поставщиков на национальный рынок услуг;

o изменение в действующем законодательстве и международных соглашениях.

Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные максимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Ограничения могут касаться:

o максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

o количества учреждаемых правительств иностранных компаний;

o объема предоставляемых иностранцами услуг;

o численности иностранного персонала;

o выбора организационной формы компании;

o общего количества иностранных поставщиков услуг в данном секторе.

 

В целом же международное регулирование обмена услугами должно быть ориентировано на наиболее эффективный вариант разделения труда в мировом сообществе и на создание условий для ускорения прогресса в сфере услуг. В то же время оно должно стимулировать развитие сферы услуг в странах, пока еще отстающих в этой области.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.