Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. Изучение эргономики, освоение методики учета человеческих факторов при дизайн-проектировании среды, ее оборудования и предметного наполнения – важная




Изучение эргономики, освоение методики учета человеческих факторов при дизайн-проектировании среды, ее оборудования и предметного наполнения – важная составляющая при обучении на направлении подготовки «Дизайн».

По мере перехода к комплексной автоматизации процессов возрастает роль человека как субъекта управления. В свою очередь деятельность человека по принятию своевременных и адекватных управленческих решений зависит от технических средств и информационных систем, на основе которых он оценивает реальную ситуацию.

Человек, машина и окружающая их среда рассматриваются в эргономических исследованиях как сложная система. Эргономика изучает характеристики человека, машины и среды, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия, разрабатывает методы учета этих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, изучает проблемы целесообразного распределения функций между человеком и машиной и т.д. Ряд эргономических проблем связан с задачами производства технически сложных товаров широкого потребления, а также с проектированием рабочих мест и условий трудовой деятельности для лиц с пониженной трудоспособностью. Эргономика не только изучает, но и проектирует целесообразные варианты конкретных видов человеческой деятельности, связанных с использованием новой техники.

Цель дисциплины: раскрытие основных принципов и приемов проектного формирования элементов и комплексов оборудования и предметного наполнения среды.

Задачи дисциплины:

· освоение методики учета человеческих факторов при дизайн-проектировании среды, ее оборудования и предметного наполнения;

· формирование психофизиологических и социально-психологических закономерностей информационного взаимодействия человека с техникой и средой;

· использование эргономических рекомендаций и нормативов в дизайн-проектировании;

· овладение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, эргономическими программами проектирования среды обитания.

 

Дисциплина «Основы эргономики» относится к вариативной части «Профессионального цикла» дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и ООП вуза по направлению подготовки Дизайн.

Дисциплины, предшествующие изучению предмета основы эргономики: академический рисунок, цветоведение и колористика, история орнамента, начертательная геометрия, технический рисунок, основы пластической анатомии, шрифт, безопасность жизнедеятельности, история дизайна, науки и техники.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин и практик: компьютерная графика, декоративная композиция, технологии в полиграфии, дизайн и рекламные технологии, основы теории и методологии дизайн проектирования, дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, дизайн упаковки, трехмерное компьютерное моделирование, основы производственного мастерства, производственная практика.

 

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК), профессиональные (ПК) компетенции:

 

Код компетенции Содержание компетенции (или ее части) Структурные элементы компетенции Формы контроля
ОК-1   владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору ее достижения Знать: основы эргономики опрос
Уметь: проводить инженерно-психологический анализ различных видов объектов и среды. контрольные работы
Владеть: системным подходом в дизайн-проектировании. ответы на контрольные вопросы
ОК-14   осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. Знать: инженерного обеспечения дизайна опрос
Уметь: давать инженерно-психологическое обоснование проектным решениям. практические задания  
Владеть: нормативами эргономики; культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации. контрольные вопросы
ПК-4   способен к конструированию предметов, товаров, коллекций, комплексов, объектов осуществлять основные эргономические расчеты объекта.   Знать: объективные психофизиологические и социально-психологические закономерности информационного взаимодействия человека с техникой и средой. контрольные работы  
Уметь: находить и правильно использовать эргономические рекомендации и нормативы. практические задания
Владеть: постановкой цели и выбором путей ее решения в осуществлении основных эргономических расчетов объекта. зачет  

Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

№ п/п Наименование разделов и тем Распределение часов по разделам и темам заочная форма 5 лет / 4 года / 3 года ЗИФ Коды компе-тенций
Л ПЗ, ЛР СРС Всего
I Эргономика как научная дисциплина. 2//2   10//12 12//14 1//1  
1.1. Основные понятия эргономики. 2//2   2//2 4//4 1//1 ОК-1  
1.2. Этика профессиональной деятельности эргономиста.     2//2 2//2   ОК-1  
1.3. Восприятие и информационное взаимодействие.     2//2 2//2   ОК-1  
1.4. Освещение в интерьере.     2//2 2//2   ПК-4
1.5. Цвет в средовых объектах.     2//4 2//4   ПК-4
II. История эргономики. 2//0 6//4 8//8 16//12    
2.1. История развития эргономики в СССР.   2//0 2//2 4//2   ОК-6 ПК-2,4 ОК-8
2.2. История развития эргономики в России. 2//0   2//2 4//2   ОК-1
2.3. История эргономических исследований.   2//2 2//2 4//2   ОК-14
2.4. Современные эргономические исследовательские программы.   2//2 2//2 4//2   ОК-14 ПК-4
III Методы и принципы эргономики. 2//0 4/0 6//6 12/6    
3.1. Методы эргономических исследований.   2//0 2//2 4//2   ОК-1 ПК-4
3.2. Методы получения исходной информации для описания деятельности. 2//0   2//2 4/2   ОК-14 ПК-4
3.3. Зрительные искажения (оптические иллюзии).   2/0 2//2 4/2   ПК-4
IV Эргономические основы организации рабочего места.     12//16 12//16    
4.1. Деятельность как объединяющее начало эргономики.     2//2 2//2   ОК-1  
4.2. Понятие антропометрии.     2//2 2//2   ПК-4
4.3. Антропометрические характеристики человека.     2//4 2//4   ПК-4
4.4. Эргономические обеспечение проектирования: бытовые приборы.     2//4 2//4   ПК-4
4.5. Оборудование рабочего места.     2//2 2//2   ПК-4
4.6. Средства визуальной коммуникации.     2//2 2//2   ПК-4
V Отраслевая эргономика. 2//0   16//16 18//16 2//0  
5.1. Стандартизация в эргономике. 2//0   4//4 6//4 2//0 ОК-14 ПК-4
5.2. Факторы психологические и психофизиологические     4//4 4//4   ПК-4
5.3 Факторы окружающей среды.     4//4 4//4   ПК-4
5.4 Факторы, определяющие эргономические требования.     4//4 4//4   ПК-4
VI Оборудование жилой среды.   2//0 14//16 16/16    
6.1. Эргономические требования к мебели.     2//2 2//2   ОК-1  
6.2. Предметный комплекс в жилище.     2//2 2//2   ПК-4
6.3. Эргономическая оценка кухонного оборудования.     2//2 2//2   ОК-14
6.4. Оборудование ванной комнаты.     2//2 2//2   ОК-14
6.5. Эргономика гостиной.     2//2 2//2   ОК-14
6.6. Эргономика спальни.     2//2 2//2   ОК-14
6.7. Эргономическое оборудование прихожей.     0//2 0//2   ОК-14 ПК-4
6.8. Проектирование среды для детей: эргономика безопасной и комфортной среды для детей. Детская мебель.   2//0 2//2 4/2   ПК-4
VII Рабочая система и основные задачи ее эргономического проектирования.     18//24 18//24    
7.1. Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования систем "человек — машина".     4//6 4//6   ОК-1 ПК-4
7.2. Эргономические программы проектирования среды обитания.     6//6 6//6   ОК-14
7.3. Инженерно-психологические аспекты взаимодействия человека и оборудования.     4//6 4//6   ОК-14
7.4. Эргономическое обеспечение дизайн-проектирования.     4//6 4//6   ОК-14 ПК-4
Всего по дисциплине 8//2 12//4 84// 104// 3//1  
Зачет       4//4    
Итого            

 

Обозначения: Л – лекции, ПЗ – практические занятия, С – семинары, ЛР – лабораторные работы, СРС – самостоятельная работа студентов, ЗИФ – занятия в интерактивной форме.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.