Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Междунаро-правовая охрана смежных прав




Международно-правовая охрана авторских прав.

Институт признания и охраны авторских прав начал активно формироваться в международном праве с конца XIX в. Было заключено значительное число международных соглашений по авторскому праву, многие из которых действуют до сих пор, например. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Согласно Бернской конвенции охрана не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для РФ уже являлись общественным достоянием.

Охрана прав авторов, предусмотренная Бернской конвенцией, была дополнена положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Протоколами 1 и 2 к ней (Россия участвует в Конвенции в редакции 1971 г.). Конвенция установила охрану следующих прав авторов — право на выпуск в свет, право на воспроизведение, распространение и т.д. Охраняются исключительные права автора на воспроизведение своих произведений любыми способами, включая публичное исполнение, радиотрансляцию, право автора на перевод или разрешение перевода другим лицам.

Конвенция расширила перечень охраняемых произведений. Охране, в частности, подлежат литературные, научные и художественные произведения, а также произведения кинематографии, живописи, скульптуры и графики. При этом конвенция не применяется в отношении произведений, охрана которых ко времени вступления конвенции в силу в данном государстве не осуществлялась.

Срок охраны авторских прав охватывает время жизни автора и 25-летний период после его смерти. Охрана произведений фотографии и прикладного искусства не должна быть меньше 10 лет.

Наряду с правами авторов конвенция защищает права и других носителей авторских прав (наследников, юридических лиц и т.д.).

Международно-правовой охране подлежат и смежные права. Международная конвенция по охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г. определила срок охраны таких прав в 20 лет. По Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. срок охраны не может быть меньше 20 лет.

Помимо вышеуказанных многосторонних конвенций, Россия является участницей нескольких десятков двусторонних соглашений об охране авторских прав и интеллектуальной собственности.

Так, согласно конвенциям об охране авторских прав, государства применяют Всемирную конвенцию об авторском праве в отношении произведений или прав на произведения литературы, науки и искусства и фотографические снимки, созданные гражданами договаривающихся стран, вне зависимости от даты их создания или выпуска в свет. Охрана распространяется также на личные неимущественные права авторов или иных правообладателей. Соглашения предусматривают свободное осуществление платежей и расчетов с иностранными авторами. При этом возникновение, содержание или прекращение авторских прав на произведение или фотоснимок определятся законодательством государства, на территории которого имеет факт их использования или нарушения.

 

Отличия от авторских:

· Иной субъект – артисты, исполнители произведения, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания

· Иной объект – виды деятельности, содействующие распространению литературных и художественных произведений (охраняемых авторским правом)

По международным источникам обычно охрана смежных прав не затрагивает охрану авторских, лица, участвующие в конвенциях об охране смежных прав должны участвовать в конвенциях по авторскому праву.

Основные источники:

· Бернская конвенция об охране художественных и литературных произведений 1886

· Всемирная конвенция (Женевская) конвенция об авторском праве 1952

 

· Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, 1944 (в рамках ВТО, РФ не участвует)

· Конвенция об охране интересов исполнителей производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская) 1963 г. (РФ участвует с 2003г.);

· Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. (Женевская фонограммная Конвенция) (РФ участвует с 1995 г.);

· Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. (Брюссельская Конвенция) (СССР (РФ) участвует с 1989 г.);

· Договор ВОИС об исполнениях и фонограмм 1996 г.

· Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав

· Для РФ: ГК РФ Часть IV

· Директива ЕЭС 1993 г. «О согласовании определенных правил, относящихся к авторскому праве и смежным правам, при осуществлении спутникового вещания и ретрансляции по кабелю».

 

Всем правообладателям смежных прав предоставляется:

¾ Национальный режим (как своим гражданам),

¾ Конвенционный режим (материально-правовые положения конвенций);

¾ Охрана без формальностей. Римская и Женевская Конвенции: значок «Р» в круге, Договор по исполнениям и фонограммам – нет такого требования.

¾ Свободное использование смежных прав: в личных целях, в целях сообщения о текущих событиях, для кратковременной записи в личных целях, в учебных, научно-исследовательских целях.

¾ Женевская Конвенция регламентирует выдачу принудительных лицензий: если воспроизведение исключительно в личных или научных целях, распространение только на территории государства, выдавшего лицензию, и правообладателю будет выплачено вознаграждение соразмерно объему копирования.

 

ИСПОЛНЕНИЯ/ИСПОЛНИТЕЛИ (поют, исполняют, читают, декламируют):

  1. Римская Конвенция: исполнение в договаривающемся государстве, включено в фонограмму или распространено в эфир, и такие фонограмма, передача в эфир охраняются Конвенцией;
  2. Договор по исполнениям и фонограммам:
    1. Личные неимущественные права – Право на имя, право на охрану, то есть не искажать, не извращать, не изменять
    2. Личные имущественные права

i. На записанные – на воспроизведение, на распространение, на прокат, сделать доступным

ii. На незаписанные – разрешать эфирное вещание и на запись

  1. Срок охраны: Римская Конвенция 20 лет, ТРИПС – 59 лет.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФОНОГРАММ (записывают звуки на носитель):

  1. Римская Конвенция: изготовитель – гражданин (юр.лицо) договаривающегося государства, первая запись или публикация в договаривающемся государстве;
  2. Охрана предоставляется только звукозаписям, а не звуковой дорожке (к фильму, например).
  3. Договор по исполнениям и фонограммам:
    1. Неимущественных прав НЕТ, поскольку произведение не носит личного характера
    2. ТОЛЬКО имущественные права – право на воспроизведение, на распространение, на прокат, право сделать доступным, право на вознаграждение за эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения.
  4. Срок охраны: ТРИПС, Договор по исполнениям и фонограммам – 50 лет с конца года, в котором записана или опубликована, или с момента записи. Римская Конвенция - 20 лет.

ВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

  1. Римская Конвенция: штаб-квартира или передатчик – в договаривающемся государстве;
  2. Римская Конвенция:
    1. Неимущественных прав НЕТ
    2. ТОЛЬКО имущественные права – ретрансляция передач в эфир, запись передач в эфир, воспроизведение, сообщение для всеобщего сведения.
  3. Срок охраны: ТРИПС, Римская Конвенция – не менее 20 лет с конца года, в котором была передача в эфир.

ПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ СПУТНИК:

Брюссельская Конвенция распространяется только на вторичный сигнал, не распространяется на прямую передачу. Государства должны воздерживаться от приема и распространения сигнала, который им НЕ предназначался.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.