Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический материал. 3.1. Понятие научного исследования




3.1. Понятие научного исследования. Этапы научного исследования

Наука как система знаний создается и развивается в процессе на­учных исследований. Что такое научное исследование? Если кратко, это основная форма научной деятельности (наряду с обеспечивающей, внедренческой и организаторской деятельностью в науке).

Если более подробно, то научное исследование - это деятельность, направленная на изучение объекта с целью установления закономерностей его строения, возникновения и развития, а также на дальнейшее использование полученного знания в практической деятельности людей.

Научные исследования подразделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования - это теоретическая и экспериментальная деятельность, направленная на получе­ние знаний о закономерностях развития природы, общества и человека (например, к фундаментальным можно отнести исследование закономерностей поведения человека в ситуа­циях принятия экономических решений).

Прикладные исследования - это деятельность, направленная на получение и использование знаний для решения прикладных проблем, возникающих в сфере практической деятельности человека (например, к прикладным можно отнести работы по созданию методики налогового учета в Украине).

Кроме того, выделяют теоретические и эмпирические научные ис­следования. Они различаются как по характеру предмета исследова­ния, так и по применяемым методам.

Эмпирическое исследование - это фактологическое иссле­дование, которое направлено, преимущественно, на выявле­ние связей в исследуемом объекте и опирается на данные на­блюдений и экспериментов.

Теоретическое исследование - это исследование, направ­ленное на объяснение сущности связей в исследуемых объек­тах, на вскрытие внутреннего механизма явлений. Конечной целью теоретического исследования является разработка концепций и теорий.

Научное исследование требует от ученого осуществления различ­ных видов работ: изучения литературных источников, проведения экспе­риментов, опубликования результатов и т. п. Эти виды работ образуют определенную последовательность этапов, которая подчиняется прави­лам формирования нового научного знания (рис. 3.1 и рис. 3.2). Рассмот­рим далее некоторые этапы научного исследования более подробно.

 

 

Формулировка темы научного исследования

 

Формулировка научной проблемы, изуче­ние ее истории и современного состояния

 
 


Определение цели, задач, объекта, предмета научного исследования

 
 


Разработка гипотезы

 
 


Определение методики исследования

 
 


Составление рабочего плана

 

Создание и обработка новой информации (проведение наблюдений, экспериментов и их анализ)

 
 


Построение выводов и предложений

 

Литературное изложение материалов исследования

 

Коллективное обсуждение, консультиро­вание и рецензирование работы


Внедрение результатов исследования

Рис. 3.1. Этапы научного исследования

 

3.2. Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

 


ЛЕКЦИЯ 4. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Цель данной лекции - научить студентов правилам работы с научной литературой. Знания этих правил необходимы не только для успешного осуществления учебных и профессиональных научно-исследовательских работ, но и для эффективной организации процесса самообразования любого специалиста.

В данной лекции мы дадим ответы на основные вопросы, связанные с чтением научной литературы: что, как и когда, в каком порядке следует читать.

Ключевые понятия лекции: библиография, реферативный журнал, картотека, аннотация, выписка, конспект, научный обзор, цитата, структурирование научной статьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.