Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства личности




3.6.1. Темперамент

Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности.

Самым первым выделил и описал различные типы темперамента великий врач древности Гиппократ. Он дал свое объяснение тому, что встречаются люди с различными типами реагирования на окружающее. Он полагал, что поведением человека управляют четыре основные жидкости, циркулирующие в его теле. Это светлая желчь, кровь, слизь и черная желчь. Каждую из этих жидкостей он считал порождением одной из четырех природных стихий — огня, воды, воздуха и земли.

На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis — кровь), холерическому (от греческого chole — желчь), меланхолическому (от греческого melaina — черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma — слизь).

Не смотря на то, что со временем изменились представления о причинах различий в темпераментах людей, психологические их характеристики в основном оставались и оказались верными, они только дополнялись и развивались.

Современное научное объяснение типы темперамента получили в работах русского физиолога И.П. Павлова. Тип темперамента зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности, свойственной человеку. Павлов дает основу для разработки действительно научной теории темперамента, основанной на типологических свойствах нервной системы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. В нервной системе сменяются два основных процесса — возбуждения и торможения. От взаимодействия этих процессов зависит тип темперамента человека. У всех людей эти процессы разные по силе и интенсивности протекания. Кроме этого, эти два процесса могут быть как уравновешены, так и неуравновешенны, другими словами один процесс может преобладать над другим. Более того, разной может быть подвижность нервной системы, т.е. быстрота смены процессов одного типа другими.

Соотношение этих трёх компонентов и определяет тип темперамента.

Первый компонент — сила, интенсивность, степень активности нервных процессов. У разных людей этот компонент может варьировать — от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъёма на другом.

Второй компонент — уравновешенность, степень возбудимости, динамические качества, такие как быстрота, резкость, ритм, амплитуда движений и речи. Они могут варьировать у разных людей — от высокой возбудимости и резкости до заторможенности и медлительности.

Третий компонент — подвижность, впечатлительность, импульсивность.

Разное сочетание этих трёх свойств, врождённое, унаследованное человеком, и определяет тип его темперамента. Всего таких сочетаний может быть восемь.

Слабый, неуравновешенный, подвижный — нервический.

Слабый, неуравновешенный, малоподвижный — чувствительный.

Сильный, неуравновешенный, подвижный — холерик.

Сильный, неуравновешенный, малоподвижный — пылкий.

Сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник.

Сильный, уравновешенный, малоподвижный — флегматик.

Слабый, уравновешенный, подвижный — беспечный.

Слабый, уравновешенный, малоподвижный — меланхолик.

Однако на практике чаще всего встречаются четыре известных типа темперамента, т.е. четыре наиболее распространённых сочетания силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, которые сохраняют свои древние названия — холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

На современном этапе развития науки сделать окончательные научные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, еще не представляется возможным. Исследования ученых показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств гораздо больше, чем это предполагалось И. П. Павловым.

Однако для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности деление на четыре основных типа темперамента и их психологическая характеристика могут служить достаточно хорошей основой.

Холерик — это активный человек, деятельный, самостоятельный, подвижный. Он быстро приспосабливается к изменениям окружающих условий, чувствует себя уверенно, любит общение, новизну и жаждет деятельности. В то же время холерик очень возбудим, раздражителен, непостоянен, он быстро расстраивается, но быстро и успокаивается, быстро сердится, но отходчив, легко обижается, но скоро прощает обиду. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Сангвиник, как и холерик активен, подвижен. Это деятельный человек, очень работоспособный, решительный и самостоятельный. В отличие от холерика он более стабилен, устойчив и менее возбудим. В соответствии с этим следует отметить, что для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики, движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Флегматик от сангвиника отличается большой медлительностью, меньшей активностью, а от холерика меньшей возбудимостью и подвижностью. Это спокойный, уверенный человек, который также обладает большой работоспособностью, но выполняет все не столь быстро, как холерик или сангвиник, но зато более тщательно, он обладает большим терпением и самообладанием. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолик — это человек неуверенный, малоактивный, с невысокой работоспособностью, и в то же время, как и холерик, очень возбудимый, чувствительный. При этом меланхолик, в отличие от холерика, легко поддается унынию, долго обижается, расстраивается и беспокоится. Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Приведенные данные показывают, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.

Вместе с тем следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент — это фундамент характера, его почва, врожденные предпосылки характера, которые передаются по наследству. Это общий стиль реагирования нервной системы на окружающую среду, результат деятельности генетических факторов и самых первоначальных условий развития человека в раннем детстве, в первые месяцы после рождения.

Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

Американский психолог Айзенк, составляя свой знаменитый тест на определение типа темперамента, основывался на сочетании двух факторов: 1. экстра – или интроверсия и 2. уравновешенность, которую называл стабильностью. Сочетание этих факторов соответствовали определённому типу темперамента:

- Экстравертированный, нестабильный — холерик.

- Экстравертированный, стабильный — сангвиник.

- Интровертированный, нестабильный — меланхолик.

- Интровертированный, стабильный — флегматик.

 

    Интровертированный   Экстравертированный
  Стабильный   Флегматик Сангвиник
  Нестабильный   Меланхолик Холерик

 

Психологически совместимыми являются люди с противоположными свойствами темперамента, так как они не повторяют, а дополняют друг друга, что и необходимо для длительного сотрудничества или совместной жизни. Главное, чтобы партнёры не рассматривали разный тип темперамента как несовместимость характеров. Это абсолютно не означает, что люди с одинаковыми типами темперамента не могут быть успешными в общении. «Хороших» и «плохих» темпераментов не существует. У каждого из них есть как положительные, так и отрицательные черты. Темперамент это врождённое свойство человека. Не следует стремиться изменить его. Необходимо научиться правильно использовать его положительные стороны и сглаживать отрицательные.

3.6.2. Характер

В буквальном переводе с греческого характер — чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С другой стороны и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.

Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характерологии можно выделить три направления:

конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями.).

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д. Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера, значительную устойчивость психологических характеристик.

Структура характера. В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:

· уравновешенность — неуравновешенность;

· сензитивность — агрессивность;

· широту — узость;

· глубину — поверхностность;

· богатство, содержательность — бедность;

· силу — слабость.

Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения.

Характер трактуется в психологии далеко не однозначно. Существуют определенные трудности различения характера и темперамента. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность». В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий:

Характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. Более специальное понимание характера существует. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым клиницистам. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Первые работы этого направления содержали небольшое число типов. Так, Юнг выделил два основных типа характера: экстравертированный и интровертированный; Кречмер также описал всего два типа: циклоидный и шизоидный. Со временем же число типов увеличилось. У Ганнушкина мы находим уже порядка семи типов (или «групп») характеров; у Леонгарда и Личко — десять-одиннадцать.

 

3.6.3. Психопатия. Акцентуация характера

Существует огромное количество классификаций типов личности. Если составить полный набор личностных черт и как бы примерить их к отдельному человеку, то можно увидеть, что одни из этих черт у него вовсе отсутствуют, другие выражены с различной степенью яркости, одни из них еле заметны, другие ярко выражены. Образно можно представить человека, обладающего определенным набором личностных черт, среди которых есть просто личностные черты, черты, которые несколько выделяются. Несколько таких черт и составляют рисунок личности. Если одна из этих черт выделяется больше других, то это так называемая акцентуация личности. Акцентуированная личность — это личность со своим ярко выраженным характером, в котором явно преобладает одна из личностных черт. Еще более выраженное «выступление» одной личностной черты — уже область болезненных проявлений: если какое–то свойство характера выражено настолько, что мешает адаптироваться в обществе, то здесь уже уместно говорить о психопатической личности, а в случае прогрессирования психопатии о психическом заболевании.

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям», «мешают приспособляться к окружающей среде». Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике психопатий.

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием. П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как «латентную психопатию», М. Framer (1949) и О. В. Кербиков (1961) — как «предпсихопатию», Г. К. Ушаков (1973) — как «крайние варианты нормального характера».

Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) — «акцентуированная личность». Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» Личко (1977). Личность — понятие гораздо более сложное, чем характер.

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933), О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из указанных признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера.

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях.

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера: акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Изучение развития разных личностных черт в рамках нормы основывается на классификацию акцентуированных личностей, предложенной и разработанной Ганнушкиным и продолженной Леонгардом, а так же русским психиатром Личко.

Следует подчеркнуть, что среди психотипов нет «плохих» или «хороших». С одной стороны, любая черта может иметь как положительное, так и отрицательное значение для взаимоотношения человека с другими людьми, в зависимости от степени ее выраженности. Только среднее, в рамках рисунка личности или несильной акцентуации развитие этой черты оказывается полезным и благоприятно влияет на судьбу человека. В общении с разными партнерами одна и та же черта характера человека может оказаться и положительной и отрицательной. Любая положительная черта имеет свою обратную сторону.


Признаки для экспрессдиагностики психотипа личности

Психотип личности Внешность Манера держаться и двигаться Особенности общения с другими людьми
Эпилептоид Человек нормального среднего телосложения. Одет аккуратно: обычно классический стиль одежды. Подвижен, требователен и придирчив к себе и окружающим. Быстро принимает решения, авторитарен. Говорит четко и громко. Речь хорошо организована и понятна. Не склонен к случайным знакомствам. Добросовестно выполняет нормы ритуального общения. Не раскрывается, не стремится глубоко познать других. Не понимает эмоционального общения.
Паранойяльный Человек среднего или крепкого телосложения, активный, энергичный. Одевается не модно, но практично и удобно. Постоянно в движении. В действиях ориентируется на целесообразность, а не на внешнее впечатление; абсолютно уверен в своей правоте. Громкий голос, быстрый темп речи. В общении конфликтен. Общение для него – средство достижения цели, но не установления контакта с людьми. В общении агрессивен.
Гипертим Активный, подвижный человек крепкого телосложения, часто склонный к полноте. Одет неоднородно, неодностильно. В облике чувствуется небрежность. Неусидчив. Все время ходит, пластичен, координирован. Достигает успеха в любом деле, но суетлив, говорлив, бессистемен в своих действиях. Темп речи очень высокий – спешит, захлебывается, сбивается, не успевает за своими мыслями. Хорошая артикуляция, но в спешке может проглатывать слова. Общителен. Очень любит и ценит общение.
Истероид Экстравагантная прическа, одежда, отдельные детали костюма. Любит ярлыки и фирменные знаки. Раб моды. Шумная, эпатирующая, привлекающая внимание. Артистичен. Самостоятелен и независим. Любит публичные формы общения. Общается только с тем, кто им восхищается. Часто меняет круг общения.
Шизоид Неаккуратен в одежде. В выборе её зависит от окружающих. Много и беспорядочно, неловко двигается, задевает предметы. Не пластичен. Плохо развита моторика. Лицо неподвижно. На лице – грусть, уныние, погруженность во внутренний мир Речь скандированная, рваная, плохо модулированная, с задержками и паузами. В общении весьма избирателен. Нуждается в понимании и контакте. Очень ограничен круг общения.
Психастеноид Худой, астенического сложения, тихий, незаметный человек. Одет всегда аккуратно, чисто. За модой следит в меру. Страдает, если на нем концентрируют внимание. Непластичен, у него нескоординированы движения, несколько неуклюж. Малоподвижен. Темп речи очень медленный, растянутый. Говорит всегда тихо, совершенно не умеет выступать перед аудиторией. Застенчив. Боится новых контактов. Не умеет производить впечатление. Ценит глубоколичностный контакт.
Гипотим Внешне похож на психастеноида. Однако менее аккуратен. На лице – чаще выражение недовольства, расстройства, а не спокойствия Насторожен. Критически фиксирует внимание всех на отрицательных сторонах жизни. Общение признает как средство изложения жалоб, претензий. Любит потрясать слушающих его людей невероятными сообщениями.
Сензитив Одет со вкусом, умеренно. Добродушное и внимательное выражение лица. Предупредителен, следит за реакциями других. Исполнительный и преданный. Очень общителен, коммуникабелен.

Не нужно разделять психотипы на «хорошие» и «плохие», нужно принимать их такими, какие они есть со всеми их достоинствами и недостатками.

Из выделенных одиннадцати психотипов «в чистом виде» в жизни встречаются достаточно редко. Обычно каждый человек обладает свойствами двух, трех из них. Следует помнить так же, что существуют неакцентуированные личности — люди, у которых в рисунке личности нет явно заметных «выступов».

Психологические типы личности

А высокоэнергичные психотипы (агрессивные) Б низкоэнергичные психотипы (дефензивные)
1. эпилептоид – любовь к порядку 2. паранойяльный – целеустремленность 3. гипертим – постоянно-повышенный фон настроения, экстравертированность, жизнь «во вне» 4. истероид – демократичность, стремление быть в центре внимания 5. шизоид – интровертированность, жизнь «внутри себя» 6. психастеноид – неуверенность в себе 7. сензитив – повышенная чувствительность 8. гипотим – постоянно пониженный фон настроения 9. циклоид – смена двух противоположных состояний: гипертим-гипотим 10. конформный – зависимость от окружения 11. неустойчивый – полное непостоянство проявлений личности.  

3.6.4. Способности

По определению Б. М. Теплова, способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

Это особенности, отличающие одного человека от другого. Это индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов деятельности. Способности служат успешному выполнению деятельности.

Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Основу способностей составляют задатки. Задатки — это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности — понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Общие и специальные способности:

Специальные способности — способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.).

Общие способности — это способность к развитию специальных способностей.

Одаренность — это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности.

Контрольные вопросы

1. Понятие о темпераменте.

2. Типы темперамента, их сильные и слабые стороны.

3. Темперамент и свойства нервной системы человека.

4. Понятие о характере.

5. Основные черты характера.

6. Структура характера.

7. Акцентуированные характеры: К. Леонгард, А. Личко.

8. Определение и виды способностей человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.