Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативные барьеры. Человек, как субъект общения, как элемент коммуникации — сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями




Человек, как субъект общения, как элемент коммуникации сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода. При этом возможно усиление, искажение или полное блокировка посланной информацией.

Довольно часто случается так, что, казалось бы, при самых благоприятных условиях, установлению контакта с собеседником мешают различные коммуникативные барьеры. Выделяют:

а) информационно-дефицитный барьер, когда коммуникативной помехой является механический обрыв информации, неясность передаваемой информации.

б) замещающе-искажающий барьер, когда принимающая сторона ясно слышит передаваемые слова, но придает им иное значение. Значительное искажение информации наблюдается тогда, когда она проходит через несколько человек ретрансляторов.

в) эмоциональный барьер возникает тогда, когда человек, получив какую-либо информацию занят своими мыслями, чувствами, предположениями более, чем реальными фактами. При этом полученная информация имеет первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное), порождённое возникшими ассоциациями.

г) барьер непонимания возникает по ряду причин как психологических, так и иных. Это может быть фонетическое понимание, когда партнёры говорят на разных языках, диалектах, имеют дефекты речи, особенности речи (скороговорка, паузы, слова-паразиты).

д) семантический барьер непонимания — это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов, различия систем знаний и принадлежность разным микрокультурам участников общения.

е) разрушает межличностную коммуникацию и стилистический барьер непонимания. Он обычно возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора ситуации общения, психологическому состоянию реципиента. Неприятие критики, высказанной в несоответствующей ситуации, панибратской манере. Следует тонко чувствовать состояние партнёра для того, чтобы привести в соответствие с ним стиль своего общения.

ж) логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникаторам, сложна для восприятия партнёра, либо кажется ему неверной.

Социальные, политические, культурные, религиозные, профессиональные различия приводят к интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера выступает и само восприятие партнёра, как лица определённой профессии, национальности, пола, возраста, статуса.

Барьеры общения это чисто психологический феномен, возникающий в ходе общения. Речь идёт о возникновении чувств неприязни, недоверия коммуникатору, негативно влияющих на саму информацию, передаваемую им. Случается так, что, казалось бы, при самых благоприятных условиях возникновению контакта с собеседником мешают индивидуально-типологические особенности сторон. К ним, кроме внешних данных, изменить которые практически невозможно, относятся темперамент, характер, отрицательные эмоциональные состояния.

Барьер темперамента в общении встречается между людьми с разными типами нервной систем. Неосведомлённость о типе темперамента партнёра может разрушить начавшийся диалог и даже привести к полному разрыву отношений.

Барьер характера в общении вырастает между лицами как следствие его акцентуации с одной стороны, и как следствие низкой эмпатии (способности к сопереживанию, проницательности) общающихся с другой. Знание различных типов акцентуаций, психотипов личности помогает учесть специфику черт характера таких личностей в общении, что способствует преодолению возможных проблем при вхождении в контакт с акцентуированными личностями.

Барьер отрицательных эмоций. Эмоции служат для человека универсальной мерой ценности всего вокруг происходящего. Они являются своего рода механизмом регуляции деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. За неосуществление потребностей человек расплачивается отрицательными эмоциями. Эмоции могут влиять на восприятие партнёра по общению. Следует отметить, что не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьёзный барьер в общении. К таким барьерам относятся: страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, вина.

Барьер страдания искажает восприятие окружающих: чужая радость может вызвать боль и зависть, породить эгоизм. Иногда страдание приводит к агрессивности. Часто в горе человеку хочется побыть одному, утешение окружающих вызовут лишь раздражение.

Барьер гнева рождается в ответ на неожиданные препятствия к удовлетворению актуальной потребности, на прерывание какого-либо приятного занятия, оскорбление, обиду. Чем сильнее вызванный гнев, тем выше потребность излить его агрессивными действиями, что не может способствовать продуктивности общения.

Барьер отвращения и брезгливости возникает как следствие негигиеничности собеседника (неопрятность, мятая, грязная одежда, источаемый неприятный запах), его дурных манер поведения.

Барьер презрения также способствует ограничению контактов с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Иногда оно является результатом предрассудков расовых, национальных, религиозных. Презрительное отношение к личности порождают также некоторые черты характера, отрицательная репутация и т.д.

Барьер страха может быть вызван биологическими причинами (опасение за жизнь и здоровье, страх увечья, заражения болезнью) и социальными (опасение за материальное и моральное благополучие; авторитет, сила партнёра, угроза с его стороны; ожидание возможного наказания, мести).

Барьер стыда и вины возникает как чувство неуместности происходящего из-за неловкости за себя или других. Стыд охватывает человека при критике, неумеренной похвале, в случае, если человек вдруг перестает получать привычное одобрение, за нечто содеянное, что не может быть одобренным окружением. Чувство вины нарушает психологические контакты с людьми. Человек может сам избегать межличностных связей, либо общество изолирует его по определённым причинам.

Следует учитывать, что отрицательное состояние коммуникатора всегда индуцируется на партнёра. Вступать в процесс коммуникации в состоянии отрицательных эмоций, плохом настроении означает заведомо обречь задуманное предприятие на провал, а себя на недостижение поставленной цели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.